Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Монополия и рынок несовершенной конкуренции




 

1. Специфика и виды монополий

2. Экономические решения фирмы в условиях чистой монополии

3. Ценовая дискриминация и экономические последствия монополии

4. Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы при монополистической конкуренции

 

1. Монополия – это такая структура, когда отрасль и фирма это одно и то же. В отрасли существует 1 предприятие. Велики барьеры для вступления в отрасль:

1) эффект масштаба – новые фирмы, вступающие на рынок как мелкие производители, будут недостаточно эффективными, т.е. будут иметь высокие издержки.

2) легальные барьеры – например: патент

3) существование естественных монополий – в некоторых отраслях увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек, т.е. наиболее эффективной является именно монополизированная отрасль.

4) собственность на редкие ресурсы

5) нечестная конкуренция

Виды монополий:

1) закрытая монополия – это такая монополия, которая защищена юридическими запретами.

2) естественная монополия

3) открытая монополия – это когда фирма на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции

2. Важным ограничением для монополиста является спрос на его продукт. Так как чистый монополист функционирует на рынке 1, кривая спроса для фирмы такая же, как кривая спроса для всей отрасли. Таким образом монополист сталкивается с убывающей линией спроса. Следствия этого:

1) цена для монополиста будет превышать его предельный доход P>MR, так как, если монополист захочет продать дополнительные единицы продукции, то он должен будет снизить цену для всех единиц продукции. Линия предельного дохода MR будет лежать ниже линии спроса

2) монополист не свободен от рыночных сил в установлении цены и объёма производства, это означает, что высокие цены связаны с низкими объёмами продаж, а низкие цены с большими объёмами продаж

3) фирма монополист должна учитывать ценовую эластичность спроса. Когда спрос эластичен, уменьшение цены будет вызывать рост валового дохода. Когда спрос не эластичен – сокращение валового дохода, следовательно фирма-монополист избегает неэластичного участка кривой спроса

Первый принцип сопоставления валового дохода и валовых издержек. Максимальное расстояние между линиями TR и TC даст нам точку максимальной прибыли. Монополия закрывается тогда, когда ей не удаётся покрыть свои переменные издержки.

Принцип сопоставления предельного дохода и предельных издержек. Точка пересечения MC и D даст нам цену, которую монополист установит на свой товар.

В долгосрочном периоде имеют место те же тенденции, что и в краткосрочном. Наличие входных барьеров в отрасль позволяет монополисту получать экономическую прибыль и в долгосрочном периоде. Единственное отличие состоит в том, что линия спроса будет характеризоваться ещё большей эластичностью чем в краткосрочном. Убытков в долгосрочном периоде не бывает.

3. Ценовая дискриминация – это продажа одного и того же товара разным потребителям или их группам по разным ценам. Различия не обусловлены различиями в издержках производства. Условия необходимые для ценовой дискриминации:

1) покупатели не могут перепродавать купленную продукцию

2) продавец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы, исходя из эластичности спроса на свой товар. Такое разделение покупателей называется сегментацией рынка. Тогда покупателям у которых эластичный спрос будет предложена более низкая цена, а у которых спрос не эластичен – более высокая. Таким образом монополист, который занимается дискриминацией стремится к тому, что, понижая цену, эта более низкая цена используется для продажи только дополнительной единицы товара. Монополист стремится захватить излишек потребителя. У монополиста, занимающегося дискриминацией, предельный доход MR равен цене или спросу, следовательно, при прочих равных условиях, монополист, который занимается дискриминацией, будет предлагать на рынок больший объём продукции, чем монополист, который дискриминацией не занимается.

Экономические последствия монополии. При одних и тех же издержках монополист сочтёт выгодным ограничить объём производства и назначить более высокую цену, чем это сделал бы конкурентный продавец, т.е. для конкурентного продавца выполняется равенство предельного дохода и цены. Издержки производства монополистов и конкурентных фирм неодинаковые. С одной стороны эффект масштаба может позволить монополии снизить свои средние издержки, но с другой стороны монополисты могут совершать значительные затраты для сохранения своих монопольных привилегий. В третьих монополия способствует неравенству в распределении дохода. Имеется в виду то, что монополия назначает более высокую цену, чем это сделал бы конкурентный продавец, в итоге страдает потребитель. В условиях монополии цена превышает предельные издержки, это означает, что общество оценивает дополнительные единицы данного товара выше чем производство альтернативных товаров. Особенно большую угрозу представляют закрытые монополии, ну а открытая считается менее опасной, так как она существует в течении короткого промежутка времени.

Признаки монополистической конкуренции:

1) на рынке присутствует достаточно большое число мелких фирм

2) каждая фирма обладает небольшой долей рынка, поэтому она имеет ограниченный контроль над ценой

3) каждая фирма определяет свою ценовую политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурентов

4) дифференциация продукта по признакам

- качество

- услуги и условия, связанные с продажей продукта

- размещение

- стимулирование сбыта и упаковка

4. Фирма при монополистической конкуренции в коротком периоде. Поскольку каждая фирма владеет небольшой долей рынка, то также, как и монополия она сталкивается с убывающей линией спроса. Однако этот спрос более эластичен, так как есть другие конкурентные фирмы. Поэтому предельный доход будет меньше цены. Равновесие будет выглядеть точно также, как и для монополии. Фирма будет производить с убытками, если ей удастся покрыть переменные издержки. Фирма будет закрываться когда ей не удастся покрыть переменные издержки.

Долгосрочный период. Если фирмы в коротком периоде получали экономическую прибыль, то это стимулирует к входу на рынок новых фирм-конкурентов, следовательно спрос на продукцию каждой из присутствующих фирм сокращается, в итоге рыночная цена уменьшается и это происходит до тех пор, пока она не станет равной средним издержкам, т.е. пока на будет соблюдаться условие Р=АС. С другой стороны: убытки, которые несут фирмы в коротком периоде, подталкивают их к выходу с рынка, в итоге увеличивается спрос на продукцию оставшихся предприятий, ну и рыночная цена начинает расти, этот процесс продолжается до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие цены и средних издержек. Между монополистической конкуренцией и совершенной существует 2 основных отличия:

1) избыточная мощность, имеется в виду, что фирма при монополистической конкуренции производит меньший объём продукции, чем это сделала бы конкурентная фирма с наименьшими издержками

2) наценка, имеется в виду то, что фирма при монополистической конкуренции производит не с наименьшими средними издержками, это происходит потому, что она должна вкладывать средства в дифференциацию продукта (особенности, отличия от конкурентных продуктов)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...