Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Национальная экономика и валовой внутренний продукт




 

1. Национальная экономика и основные цели её развития

2. Национальное богатство и валовой внутренний продукт

3. Номинальные и реальные показатели в макроэкономике

 

1. Национальная экономика – это экономика отдельного государства (отдельной страны). Она исследуется на двух уровнях:

1) уровень закрытой экономики, когда допускается то, что экономика закрыта от внешних экономических отношений

2) уровень открытой экономики, когда национальная экономика анализируется с учётом взаимоотношений данной страны с другими странами

Цели национальной экономики:

- обеспечение условий устойчивого экономического роста

- обеспечение полной занятости ресурсов или производство потенциального ВВП (такой ВВП, который соответствует полной занятости ресурсов)

- минимизация уровня инфляции

- равновесие платёжного баланса – макроэкономического документа, который отражает экономические взаимодействия данной страны с другими странами. Например, внешняя торговля.

Субъекты национальной экономики:

1) домашние хозяйства, функции: потребление товаров и услуг + владение факторами производства (пример: семья)

2) предприятия, функции: поставляют товары и услуги на соответствующий рынок + предъявляют спрос на факторы производства на рынке ресурсов + инвестируют собственные средства и сбережения домашних хозяйств

3) государство, функции: налогообложение, инвестирование и кредиты центрально-финансовой системы, обеспечение национальной безопасности, обеспечение социально защиты домашних хозяйств, обеспечение предложения денег.

Взаимодействие субъектов между собой.

Рынок товаров и услуг

 

 

Домашнее хозяйство Государство Предприятие

 

 

Рынок ресурсов

 

Домашнее хозяйство тратится на рынке товаров и услуг (расходы), получают товары и услуги. Поставляют товары на рынок ресурсов, получают зарплату, дивиденды и т.д. Государству платят налоги, получают социальную защиту.

Предприятие поставляет на рынок товаров и услуг товары и услуги и получает выручку, потребляет труд на рынке ресурсов, получает труд и прочие ресурсы. Государству платят налоги, получают субсидии.

Государство покупает товары и услуги за государственные расходы, а также ресурсы за государственные ресурсы.

Так выглядит схема макроэкономического равновесия. Но мы абстрагируемся от сберегательной части в денежном доходе. Если домашние хозяйства начнут сберегать, то не вся произведённая продукция будет реализованная, следовательно предприятия в следующем цикле начнут сокращать производство и занятость, таким образом в макроэкономике основной проблемой является проблема сбережений, а точнее как сделать так, чтобы трансформировать сбережений в инвестиции.

2. Национальное богатство. Есть 2 трактовки национального богатства:

- широкая – в национальное богатство включаются материальные блага, природные и людские ресурсы, культурные ценности и т.д. При таком подходе подсчитать национальное богатство невозможно.

- узкая (преобладает) – национальное богатство включает в себя только продукты труда

Национальное богатство – совокупность благ, которыми располагает общество, не зависимо от времени их производства.

Структура национального богатства:

1) основные производственные фонды – здания производственные, оборудование и т.д.

2) оборотные производственные фонды – сырье и т.д.

3) фонды, функционирующие в нематериальной сфере – школы, библиотеки, театры и т.д.

4) личное имущество граждан

Стоимость основных производственных фондов оценивается без учёта износа. Вторая трудность связана с подсчётом личного имущества, его можно посчитать только приблизительно. Для подсчёта личного имущества используются следующие методики:

1) данные страхования личного имущества граждан

2) (чаще применяется) выборочное обследование семейных бюджетов, путём анкетирования. В Белоруссии обследуется 5 000 семей.

Валовой внутренний продукт является главным показателем системы национальных счетов или СНС. ВВП – это совокупная рыночная стоимость всей конечной продукции, произведённой страной в течении определённого периода времени (как правило, года). Конечные товары и услуги – это те из них, которые используются для конечного потребления, накопления или экспорта. Методы расчёта ВВП:

1) метод расчёта по добавленной стоимости (суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства). Добавленная стоимость – это рыночная цена произведённой продукции за вычетом стоимости потреблённых в процессе производства сырья и материалов.

2) расчёт ВВП по расходам – здесь речь идёт о совокупном спросе. ВВП состоит из следующих элементов:

- личные потребительские расходы – расходы домашних хозяйств на товары длительного пользования, сюда не включаются расходы на покупку и строительство жилья (они являются инвестициями)

- валовые инвестиции – в основном, это затраты предприятий, а также изменение в запасах

- государственные расходы на закупку товаров, услуг и инвестиции. Сюда не включаются трансфертные платежи (платежи, которые не связаны с движением товаров и услуг, например: пенсии, выплаты по социальному страхованию)

- чистый экспорт товаров и услуг (внешнее торговое сальдо) – это разница между экспортом и импортом.

Y=C+I+G+Xn – основное макроэкономическое тождество

Xn = X-M

3) расчёт ВВП по доходам, здесь учитываются первичные доходы и включаются следующие виды доходов:

- оплата труда наёмных работников (зарплата), рассчитывается до выплаты налогов и других удержаний

- прибыль предприятий, речь идёт о нераспределённой прибыли, если акционерное общество

- доход в виде ренты или арендной платы

- процентная ставка по сбережениям

- чистые косвенные налоги – это налоги на производство и импорт за вычетом субсидий, включаются в стоимость

- амортизация – идут на восстановление или модернизацию изношенного оборудования и зданий

До 1991 года в системе национальных счетов вместо ВВП был ВНП (Валовой Национальный Продукт). Сейчас ему соответствует национальный доход. ВВП измеряет стоимость конечной продукции, произведённой в географических границах данной страны, не учитывая национальную принадлежность ресурсов, которые используются в производстве. ВНП характеризует стоимость конечной продукции созданную с помощью национальных ресурсов, не зависимо от их географического использования, все валовые показатели могут быть измерены на чистой основе. Есть показатель Чистой Валовой Продукции = ВВП – Амортизация или

Чистый Национальный Доход = Национальный Доход – Амортизация.

В макроэкономике используется 2 абстрактных показателя, которые имеют место только в теории:

1) Y, Валовой Внутренний Продукт, Национальный Доход

2) Y-T, Личный располагаемый Доход, за вычетом налогов

3. Многие показатели в макроэкономике имеют номинальное и реальное значения. Номинальный ВВП отражает физический объём произведённых товаров и услуг в ценах текущего года. Реальный ВВП – это ВВП номинальный, скорректированный с учётом изменения цен или выраженный в ценах базового года. Базовый год – это любой год, с который сопоставляется текущее ВВП (как правило, предыдущий год). ВВП реальный = ВВП номинальный / Индекс цен. Индекс потребительских цен (Ласпейреса) – рассчитывается на основе потребительской корзины базового года. Потребительская корзина включает в себя набор наиболее потребляемых товаров и услуг. Индекс = Сумма (1-n) Pit*Qio/Сумма(1-n)Pio*Qio

n – число товаров и услуг

Pit – цена в текущем году

Pio – цена в базовом году

Qio – количество i-го блага в базовом году

Недостаток состоит в том, что он не учитывает изменения в потребительской корзине, особенно связанные с изменением цен.

Индекс цен Пааше – расчтитывается на основе потребительской корзины текущего года

Индекс = Сумма (1-n) Pit*Qit/Сумма(1-n)Pio*Qit

Qit – количество i-го блага в текущем году

Для преодоления недостатков используется индекс Фишера:

Индекс = корень квадратный из (Индекс Пааше*Индекс Ласпейреса)

Если в индекс Пааше вместо Q поставить общее число благ ВВП, то получаем дефлятор ВВП = ВВПн/ВВПр

 

Совокупный спрос и совокупное предложение: модель макроэкономического равновесия

 

1. Совокупный спрос и его основные факторы

2. Совокупное предложение в классической и Кейнсианской теориях

3. Равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения

 

1. Модель совокупного спроса и предложения используется для изучения причин и последствий колебаний объёма выпуска и уровня цен в экономике. Совокупный спрос характеризует возможность и желание домашних хозяйств, предприятий, а также иностранных субъектов приобрести определённый объём ВВП при сложившемся уровне цен. Совокупный спрос состоит из спроса со стороны государства, инвестиций, потребления со стороны домашних хозяйств из экспорта за вычетом импорта и обозначается AD. Закон совокупного спроса:

При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть реального ВВП захотят приобрести экономические субъекты. P – уровень цен, по х – Y – уровень спроса.

Объяснение:

1) из уравнения обмена количественного обращения денег M*V = PY

M – количество денег в экономике

V – уровень их обращения

P – уровень цен

Y – уровень спроса

2) эффект Кейнса или эффект процентной ставки – этот эффект измеряет изменение цен на процентную ставку. Когда уровень цен повышается потребителям требуется большая сумма для осуществления своих расходов. Предприятиям также нужно больше денег на покупку сырья, расходных материалов, выплату зарплаты. Всё это увеличивает спрос на деньги, что при неизменном значении денежной массы увеличивает цену за пользование деньгами, т.е. процентную ставку. Рост процентной ставки вызовет сокращение инвестиций, а следовательно совокупный спрос тоже сократится, что и требовалось доказать.

3) эффект импортных закупок – при росте внутренних цен потребители начинают отдавать предпочтения импортным товарам, цены на которые не изменились, в силу этого объём спроса на отечественные товары уменьшится.

Неценовые факторы совокупного спроса. Воздействие этих факторов приводит к сдвигу AD либо вправо либо влево. Факторы:

1) группа факторов, воздействующих на потребительские расходы:

- благосостояние потребителя (увеличиваются доходы потребителей, совокупный спрос и потребление увеличиваются)

- ожидания потребителя

- задолженность потребителя

- налоги с потребителя

2) группа факторов, воздействующих на инвестиции:

- процентная ставка (изменение процентной ставки, вызванной любым фактором, кроме изменения уровня цен)

- ожидаемые прибыли

- налоги с предприятий

- технологии

- избыточные мощности – больше производственных мощностей, чем необходимо

3) факторы, воздействующие на чистый экспорт

- валютный курс – обесценивание национальной валюты увеличивает экспорт и уменьшает импорт, в итоге чистый экспорт возрастёт и возрастёт совокупный спрос

- национальный доход других стран – иногда рост национального дохода иностранного торгового партнёра увеличивает спрос на товары внутреннего рынка

2. Совокупное предложение – это величина реально производимого продукта всеми производителями в экономике. Совокупное предложение показывает какой объём реального ВВП может быть предложен производителями при различных уровнях цен. Совокупное предложение по разному интерпретируется в классической и Кейнсианской теориях. Кривая совокупного предложения состоит из трёх участков. Первый участок горизонтальный. Кейнсианская теория совокупного предложения основана на следующих предположениях:

1) экономика рассматривается в коротком периоде, в котором цены не успевают отреагировать на изменения конъюнктуры

2) не полностью задействованы ресурсы

Номинальные жёсткие, а реальные гибкие.

На втором участке положительный наклон, это средне срочный период, т.е. цены уже успевают реагировать (цены гибкие) и экономика приближается к состоянию полной занятости, т.е. для того чтобы увеличился объём производства необходимо вовлечь в него дополнительные ресурсы, которые становятся всё более редкими, растёт цена ресурсов, отсюда рост цен на готовую продукцию и общий рост уровня цен.

Последний участок классический или вертикальный. Рассматривается долгосрочный период времени, экономика функционирует в условиях полной занятости, следовательно объём выпуска равен потенциальному, производители не могут менять объём производства, реальные показатели являются жёсткими, а номинальные гибкими.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...