Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фирма в условиях совершенной конкуренции




 

1. Типы рыночных структур и их особенности. Доход и прибыль фирмы

2. Экономические решения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

3. Максимизация прибыли конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

4. Чистая конкуренция и её эффективность

 

1. Рыночная структура – это модель рынка, которая характеризуется следующими признаками:

1) количество и размеры фирм

2) характер продукции – фирмы производители могут предлагать как однородную, так и дифференцированную продукцию

3) лёгкость входа и выхода с конкретного рынка – лёгкость входа означает, что фирмы, которые только вступили в отрасль могут осуществлять свою деятельность на равных условиях с уже существующими фирмами. Лёгкость выхода означает, что фирмы не сталкиваются с какими-либо трудностями, покидая рынок. Барьеры для вступления в отрасль – это легальные или естественные препятствия проникновению в отрасль новых фирм.

4) доступность информации. Под равным доступом к информации подразумевается, что все продавцы и покупатели имеют полную информацию о ценах на товары и ресурсы, необходимые для их производства. Кроме того покупатели знают всё, что им необходимо знать о характеристиках продукта, а производители располагают равной информацией о производственных технологиях.

5) степень контроля (власти) над ценой – возможность влияния на рыночную цену.

Исходя из этих признаков, выделяют 4 типа рыночных структур:

1) совершенная или чистая конкуренция. Большое число покупателей и продавцов товара, в отрасли функционирует множество мелких фирм, производится однородная продукция, условия входа и выхода лёгкие, существует равный доступ ко всем видам информации, отсутствует контроль над ценой у отдельного производителя.

2) монополистическая конкуренция. Существует много небольших фирм, производится дифференцированная продукция, сравнительно лёгкие условия входа и выхода, существуют некоторые ограничения на доступность информации, существуют ограниченные возможности контроля над ценой

3) олигополия. Небольшое число крупных фирм в отрасли. Продукция может быть либо однородной либо дифференцируемой, существуют значительные препятствия для вступления в отрасль. Контроль над ценой присутствует, в ограниченных пределах. Фирмы взаимозависимы.

4) чистая монополия. Существует одна фирма в отрасли, производится уникальный продукт, которому нет близких заменителей, существуют барьеры на вступление в отрасль, значительный контроль над ценой.

Доход и прибыль фирмы

Доход фирмы – итог хозяйственной деятельности, который отражает денежный эквивалент произведённой и реализованной продукции TR = PQ

Средний доход – сумма денежной выручки, приходящееся на единицу изделия = P

Предельный доход (MP) – прирост общего дохода в результате увеличения выпуска на единицу. MP = TR/

Прибыль разница между доходом и издержками.

Оптимальный объём выпуска продукции – это такой объём, который позволяет получать максимальную прибыль или нести минимальные убытки.

В условиях совершенной конкуренции каждая фирма сталкивается с двумя ограничениями:

1) ограничения, связанные с издержками, принимаем несколько допущений, связанный с издержками:

- фирмы имеют доступ к одной и той же технологии и покупают ресурсы по одинаковым ценам, в итоге все предприятия в отрасли имеют идентичные кривые издержек (идентичные издержки)

- положительный эффект масштаба в условиях совершенной конкуренции быстро исчерпывается, таким образом рынок создаёт достаточное пространство для множества небольших предприятий - фирмы покидающие отрасль могут беспрепятственно покрыть свои постоянные издержки путём продажи своих предприятий и оборудования другим фирмам

2)ограничение, связанное со спросом, поскольку все фирмы производят однородную продукцию и доля каждой фирмы невелика, то каждая фирма должна руководствоваться рыночной ценой, т.е. она не имеет влияния на цену, которая устанавливается на данную продукцию, таким образом фирма сталкивается при совершенной конкуренции с совершенно эластичной линией спроса. Спрос для отдельной фирмы – горизонтальная линия, спрос для отрасли – убывающая линия.

Поскольку существует абсолютно эластичная линия спроса, то фирма имеет возможность продать дополнительные единицы продукции по постоянной цене. Таким образом, у конкурентной фирмы существует равенство предельного дохода и цены

2. Максимизация прибыли в коротком периоде

Существует 2 подхода к определению оптимального объёма производства при котором фирма максимизирует прибыль, либо минимизирует убытки.

а) основан на сравнении валового дохода и валовых издержек

1) случай максимизации прибыли (оптимальный случай: валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину)

2) случай минимизации убытков, будет считаться оптимальным производство, когда валовые издержки превышают валовой доход на минимальную величину.

3) случай закрытия фирмы. Фирме следует закрыться, если её валовой доход не позволяет покрыть переменные издержки

Фирма будет осуществлять предложение товара в случае, если её доход позволит покрыть переменные издержки, таким образом мы можем сделать вывод, что линия предложения фирмы будет совпадать с линией предельных издержек (МС), которая начинается в точке минимума линии (AVC)

б) сопоставление предельного дохода и предельных издержек, в данном случае фирме следует расширять производство до того момента, пока предельный доход не станет равным предельным издержкам. В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене, условие равновесия будет Р = МС – предельные издержки

Выделяют 4 типа фирм в коротком периоде:

1) предельная фирма, это такая фирма, которой удаётся покрыть только свои переменные издержки Р = AVC

2) запредельная фирма, это та, у которой средние переменные издержки больше цены P<AVC, стоит покинуть отрасль

3) допредельная фирма с нормальной прибылью, в этом случае цена покрывает средние издержки P = ATC

4) допредельная фирма со сверхприбылью, цена превышает средние издержки P>ATC, фирма получает экономическую прибыль

3. В долгосрочном периоде предприятие изменяют величину всех вовлекаемых ресурсов, поскольку они стремятся оптимизировать свой размер и минимизировать долгосрочные средние издержки. С точки зрения отрасли, в условиях совершенной конкуренции фирмы могут свободно вступать и покидать её. Если в коротком периоде цена превышала средние издержки, то наличие экономической прибыли привлечёт в отрасль новые фирмы и по мере расширения отрасли будет увеличиваться предложение и снизится цена. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнуто равенство Р = АТС. Если в коротком периоде имели своё место убытки, то это вызовет отток предприятий из отрасли, предложение сократится, цена возрастёт, и этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока Р не станет равным АТС.

Р=МС=min LAC

Экономические прибыли или убытки конкурентная фирма может получить только в краткосрочном периоде, в долгосрочном периоде экономическая прибыль равна 0, это позволяет предприятию получать только нормальную прибыль.

4. Чистая конкуренция и её эффективность. Эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий:

1) условие производственной эффективности – оно требует, чтобы каждый товар производился с минимальными издержками, это условие выполняется в долгосрочном периоде совершенной конкуренции, но не всегда в краткосрочном

2) условие эффективности распределения ресурсов – оно предполагает, что ограниченные ресурсы должны быть так распределены, чтобы получить ассортимент продуктов наиболее необходимый обществу. Цена продукта измеряет полезность, которою получает общество от дополнительной единицы товара, а предельные издержки измеряют потерю для общества других товаров в случае использования ресурсов для производства дополнительной единицы данного товара, таким образом, если цена превышает предельные издержки Р>MC, то это говорит о том, что общество оценивает дополнительные единицы данного продукта выше, чем альтернативные продукты, которые можно произвести из имеющихся ресурсов, если предельные издержки превышают цену, то это значит, что ресурсы используются в производстве данного продукта за счёт альтернативных товаров, которые общество оценивает выше, чем дополнительные единицы данного товара. В условиях совершенной конкуренции Р = МС, что означает эффективное распределение ресурсов, т.е. каждый товар производится до момента, когда издержки последней единицы равны издержкам альтернативных товаров. Рынок совершенной конкуренции – это эталонный образец, для сравнения реальной эффективности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...