Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Молитва 1 страница




Введение

Книга предназначена для учителей церковно-приходских воскрес­ных школ и православных общеобразовательных школ. Цель ее на­писания — обеспечить педагогов теоретическим материалом для подготовки к преподаванию детям вероучительных дисциплин.

Книга создана на основе курса лекций «Методика преподава­ния Закона Божия», прочитанного автором на катехизаторско-пе­дагогических курсах (2000-2007 гг. ) и в Екатеринбургской право­славной Учительской семинарии (2007-2014 гг. ).

Первоначально курс лекций создавался на основе учебников — дореволюционных и начала XX в., переизданных в наши дни:

1. Фаддей (Успенский), сщмч. Творения. Кн. II. Записки по ди­дактике. Тверь: Булат, 2003.

2. Сосунцов Е., свящ. Первая книга преподавателя Священной истории. СПб.: Сатис, 1994.

3. Ширский С. И. О преподавании Закона Божия. Ярославль, 1998.

4. Дернов А. А., прот. Методика Закона Божия: Учебное посо­бие. Репринт.

5. Законоучитель. Сборник материалов в помощь преподавате­лю. Вып. 1. М.: Православная книга, 1993.

6. Законоучитель. Сборник материалов в помощь преподавате­лю. Вып. 2, 3. М.: Златоуст, 1994.

К сожалению, современных трудов по методике преподава­ния вероучительных дисциплин детям практически нет, поэтому многие разделы приходилось разрабатывать без опоры на соответ­ствующую литературу. Сегодня нужен новый взгляд на препода­вание Закона Божия — взгляд живой, современный, рассчитан­ный на нынешних детей, так непохожих на учеников XIX в. Усло­вия жизни диктуют некоторые изменения в методах и средствах. Но, несмотря на новизну методик, преподавание должно вестись с опорой на авторитет Церкви. Каждому педагогу важно научиться опираться в своей деятельности на Предание Церкви, на святооте­ческую литературу. Именно поэтому курс за время чтения обогатился мыслями святых отцов. Достаточно много ссылок на свято­отеческие труды приводится в библиографическом списке.

В Учительской семинарии обучаются директора и педагоги воскресных школ, уже преподающие или помогающие учителям и планирующие в ближайшее время начать преподавательскую дея­тельность. На лекциях и семинарах в учебном заведении обсужда­лись многие общие и частные вопросы преподавания. За годы су­ществования катехизаторско-педагогических курсов и Учитель­ской семинарии по предмету «Методика преподавания Закона Божия» студенты написали сотни и даже тысячи контрольных ра­бот, представляющих собой конспекты уроков по всем разделам Закона Божия. Благодаря студентам, курс лекций стал обобщен­ным опытом многих учителей церковно-приходских воскресных школ Екатеринбургской и других епархий Русской Православной Церкви. Учтен также и личный опыт автора в качестве преподава­теля и директора воскресной школы.

Дополнением практического характера к данному труду являет­ся вышедшая в 2008 г. книга того же автора «Уроки Закона Божия», которая представляет собой конспекты уроков по разным разделам Закона Божия. Таким образом, первая книга иллюстрирует все тео­ретические положения, рассматриваемые в данной работе. Вместе взятые, книги дают объемный взгляд на вопросы преподавания.

Курс «Методика преподавания Закона Божия» имеет ступенча­тую структуру и состоит из различных тематических блоков, даю­щих вместе единую картину методики преподавания. Для того чтобы понять, как преподавать, сначала необходимо определиться, каким должен быть учитель церковно-приходской школы, каковы его личные качества и образование. Поэтому первой стоит глава «Учитель Закона Божия».

Важно также разобраться, что значит научить ребенка Закону Божию. Научение Закону Божию — это не просто изучение веро- учительного материала, но приобретение навыка молитвы, участия в богослужении и Таинствах, чтения Священного Писания, науче­ние жизни по заповедям Божиим. После того как достигнуто пони­мание, что есть научение Закону, можно приступать к рассмотре­нию Закона Божия как учебного предмета. Его преподавание, как и преподавание любой другой учебной дисциплины, основывает­ся на общепринятых дидактических принципах. Их должен знать любой педагог, в том числе и законоучитель. Важно понять и то, ка­кие методы можно применять при обучении Закону Божию. Необ­ходимыми формами проведения занятий являются беседы, диалог. Предпочтительным является метод постановки проблемы, при ко­тором ученики лучше усваивают пройденный материал, развивая в себе богословское мышление. Обязательно живое обсуждение с учащимися вопросов применения теоретических знаний в обы­денной жизни.

Педагогу не обойтись без учета возрастных особенностей детей, с которыми он работает. Поэтому уделяется внимание и этой теме, причем особый взгляд, конечно, обращен на духовно-нравствен­ные особенности возраста и возможности педагогической помощи детям конкретного возраста в воскресной школе, роль учителя в возрастании каждого ребенка.

Считая, что учебная дисциплина «Закон Божий» преподается в соответствии с дидактическими принципами, в то же время нуж­но обязательно отметить, что есть некоторые отличия в препода­вании предмета, являющегося главным в воскресной школе. Отли­чия имеют важнейший, принципиальный характер, они касаются основания преподавания, которое заложено в Священном Писа­нии и Предании Церкви, и целевой установки изучения вероучения на спасение, обретение вечной жизни, стяжание святости. Край­не важным представляется постоянное обращение к вопросу свя­зи учебного материала с жизнью каждого ребенка-христианина, т. к. это способствует вовлечению ученика в жизнь Церкви.

Кроме общих черт преподавания Закона Божия, у каждого из его разделов имеются только ему присущие особенности. Подроб­ному рассмотрению преподавания каждого раздела посвящены от­дельные главы. Методика преподавания Священной истории, ка­техизиса, изучения богослужения и молитвы, житий святых — у каждой дисциплины свои отличительные принципы и методы преподавания. Кроме того, все разделы Закона Божия связаны ме­жду собой, связаны с богослужебной жизнью Церкви.

Имеется и связь Закона Божия с предметом «Основы право­славной культуры», ее нам тоже нужно понять и выстраивать нашу работу от поверхностного, нравоучительного ознакомления детей с православной верой к глубинному церковному овладению, нераз­рывно связанному с литургической жизнью ребенка.

Опыт чтения курса «Методика преподавания Закона Божия» показал его высокую востребованность педагогами воскресных школ. Просим замечания и предложения, составленные по резуль­татам Вашего опыта преподавания, присылать в Сектор церковно­приходских школ Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии по адресу: г. Екатеринбург, ул. Репина 6а, к. 220, тел. (343) 253-10-64, 228-15-36, e-mail: chsc_ekb-eparhia@bk. ru сайт: cpsh. ru


 

Законоучитель [1]

Спаситель по Своем воскресении обратил к апостолам сло­ва: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам... » (Мф. 28, 19-20). Следовательно, Церковь приняла от Гос­пода Иисуса Христа полномочие учить и воспитывать все народы. Церковная школа — одно из средств исполнения этого великого призвания Церкви.

Школа подготавливает детей к достижению высшего совер­шенства в духовной жизни под дальнейшим непосредственным руководством и освящением Церкви. В этом состояла главная цель преподавания Закона Божия в дореволюционных начальных народных училищах.

Православная Церковь является хранительницей православно­го вероучения. В Послании Восточных Патриархов о православной вере говорится, что Церковь «... единомысленна в вере, верует все­гда одинаково и непоколебимо... никогда не говорила и не говорит от себя, но от Духа Божия, никак не может погрешать, ни обманы­вать, ни обманываться, но, подобно Божественному Писанию, не- погрешительна и имеет всегдашнюю важность». Церковь препо­дает чадам Закон Божий — Закон, данный Самим Господом для жизни человека, для осуществления главной цели — соединения с Богом. Училище имело задачей научить детей осознавать себя жи­выми членами Церкви и как в училище, так и по выходе из него, с убеждением, готовностью и верой подчиняться ее руководству, т. е. верить ее учению, принимать благодатные средства спасения и со­блюдать церковные заповеди. Можно сказать, что и сегодня эти цели остаются столь же актуальными.

Каков должен быть учитель? Только Сын Божий является Учи­телем единственным и несравненным между всеми людьми, когда-либо стремившимися поднять на духовную высоту жизнь и помышления человеческие. Каждый педагог имеет перед собой высочайший образец учительства. Рассмотрим требования, предъ­являемые к законоучителю.

ЗАКОННОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ В ДОЛЖНОСТИ

По положению о начальных народных училищах законоучители получают утверждение в своей должности от епархиальных архие­реев. Если обратиться к положению о церковно-приходской шко­ле Екатеринбургской епархии, мы увидим, что настоятель (или окормляющий священник) дает благословение на исполнение обя­занностей руководителю школы и педагогам, но утверждает штат школы Правящий архиерей (разд. 2, ст. 4, п. 5-6).

Это признается необходимым потому, что только один Епархи­альный архиерей как преемник апостольской власти имеет право проповедовать в епархии слово Божие и открыто пред Церковью поучать народ истинам веры; все другие учители Закона Божия во вверенной ему епархии от него получают свои полномочия и в от­правлении своих обязанностей состоят под его непосредственным надзором (Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере, чл. 10).

Православная Церковь содержит то учение, которое было при­нято святыми апостолами от Господа Иисуса Христа и преем­ственно передается из поколение в поколение. Преемниками свя­тых апостолов являются епископы, которым принадлежит право и обязанность хранить и преподавать правое учение в Церкви, на­блюдать за чистотой православного учения. Епископы реализуют свою учительную власть лично, делегируют ее пресвитерам, а так­же мирянам, которые трудятся на приходах и в различных учеб­ных заведениях.

Преподавание Закона Божия составляет одно из важней­ших служений в Церкви. «Иных Бог поставил в церкви, во-пер­вых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (1 Кор. 12, 28). Законоучитель возвещает слово Божие, продолжа­ет дело апостольского благовествования, все служение его имеет характер священный, потому и назначение его на должность законоучителя предоставляется духовной власти. Получая види­мое утверждение в своей должности от епархиального архиерея, законоучитель через это невидимым образом утверждается в сво­ем звании от Самого Господа Иисуса Христа, верховного учителя и раздателя всех служений в Церкви: «Он поставил одних апосто­лами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф. 4, 11).

Апостол, перечисляя положительные качества кандидатов свя­щенства, учительство поставил в конце. Это потому, что учитель­ство в священнослужителе венчает собой все прочие добрые каче­ства, составляя его отличительную черту. Свт. Иоанн Златоуст го­ворит: «Прочие качества можно находить и в подчиненных, как то: непорочность, воспитание детей в послушании, страннолюбие, справедливость, благочестие, но епископа и пресвитера особенно отличает то, чтоб он оглашал народ учением».

В Х1Хв. в иностранных народных школах (римско-католиче­ских и протестантских) Закон Божий преподавали, под надзором местных священников и при их участии, народные учители, не со­стоящие в священном сане и не получившие полного богословско­го образования; для них признавалось достаточным знание Закона Божия, приобретенное в Учительской семинарии. Православная Церковь не допускала этого, по ясному указанию VI Вселенского собора. Вот что говорится в 64 правиле этого Собора: «Не подобает мирянину пред народом произносити слово или учити, и тако бра- ти на себя учительское достоинство, но повиноватися преданному от Господа чину, отверзати слух приявшим благодать учительска- го слова, и от них поучаться божественному. Ибо в единой Церкви разные члены сотворил Бог, по слову апостола, а не все апостолы, не все пророки не все учители (1 Кор. 12, 18-29). Аще же кто усмо­трен будет нарушающим настоящее правило, на четыредесять дней да будет отлучен от общения церковнаго».

В Церкви Апостольской дозволялось и мирянам произносить поучительные беседы для назидания других, даже в церковных со­браниях (1 Кор. 14). Но это допускалось: а) по немногочисленно­сти верующих в первые годы Церкви; б) по преимуществу чистоты веры и жизни христиан в то время; в) особенно по обилию чрезвы­чайных дарований Духа, исполнявшему первенствующую Церковь.

Мы можем сказать, что сейчас налицо только первое — немно­гочисленность верующих; чистота жизни и обилие даров Духа, к сожалению, не являются характеристиками нашего времени.

Для получения права на учительство необходимы особые усло­вия, именно: а) достаточно зрелый возраст; б) доброе поведение; в) высокий уровень образования; г) доверие местного епархиального архиерея. Принадлежность к церковному клиру не является сегодня непременным условием, в отличие от дореволюционного времени.

НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЗАКОНОУЧИТЕЛЯ КАЧЕСТВА

Телесные качества

Преподавание требует много сил и возлагает на всех наставни­ков обязанность беречь свое здоровье. Они должны: 1) избегать все­го, что может вредить здоровью, притуплять их чувства и умень­шать физические силы и 2) стараться о поддержании и укреплении своего здоровья и о развитии своих телесных сил.

Сщмч. Фаддей (Успенский) отмечает разницу между препода­вателями мужского и женского пола. Мужчина обладает прямо­той, силой слова и авторитета, что действует на ум и волю подопеч­ных. Женщины отличаются чувствительностью, самоотверженно­стью и безграничной любовью к детям, что особенно воздействует на сердце. Священномученик, называя женщину «исходищем жи­вота», т. е. источником жизни, призывает помнить, что принципи­ального отличия, препятствующего принятию на себя препода­вательского служения, между мужчиной и женщиной нет, ибо во Христе Иисусе «нет мужеского пола, ни женского» (Гал. 3, 28).

Внешняя благопристойность и приличие

«По виду, — говорит премудрый Сын Сирахов, — узнается человек, и по выражению лица при встрече познается разумный. Одежда и осклабление зубов, и походка человека показывают свой­ства его». (19, 26). Высота законоучительского служения и свя­тость преподаваемого учения дают право ожидать от законоучи­теля уверенности, серьезности, достоинства и благопристойно- сти. Законоучитель обязан проходить свое служение и с внешней стороны благопристойно (1 Кор. 14, 40).

Священнослужитель, по заповеди святого апостола Павла, дол­жен быть честен (1 Тим. 3, 2), т. е., по точному значению этого слова на греческом языке, должен соблюдать во всем приличие и благо­пристойность. Сам Господь Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь, внушает им прежде всего правила внешнего благопри­личия: «не запасайтесь ничем лишним в дорогу; входя в город или се­ление, осведомляйтесь, кто в нем достоин, чтобы в его доме оста­новиться, и где остановились, там и оставайтесь, пока не выйде­те оттуда; входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; вообще будьте мудры, как змии, и незлобивы, как голуби» (Мф. 10, 8-16, Мк. 6, 8-10, Лк. 9, 3-4). Законоучитель вслед за священнослу­жителем должен держать себя прилично своему званию, это одна из важнейших его обязанностей. Во внешности и поведении педа­гога должна отражаться скромность. Дети обращают внимание на всякую мелочь во внешнем поведении учителей и легко перенима­ют от них как хорошее, так и дурное.

Учитель соблюдает приличие в положении своего тела, в одежде, домашней обстановке, осанке и походке, и особенно в обхождении со всеми окружающими его лицами. С. И. Ширский приводит из «Книги о должностях пресвитеров» следующее описание внешне­го состояния священнослужителя, что можно в значительной мере отнести и к законоучителю: «Лицо и руки у него всегда чисто вы­мыты, ногти на пальцах острижены, волосы причесаны. В доме у него все на своем месте, везде чистота и порядок, для всякого за­нятия назначены определенные часы. Жена и дети его отличаются скромностью и проводят жизнь благочестивую. В одежде он не до­пускает ни малейшей роскоши... Взор у него спокойный и откры­тый, кроткий и исполненный доброты и участия, поступь ровная, не спешная, но и не слишком медленная, движения рук простые и естественные; вообще весь внешний вид его представителен и вну­шает к нему уважение. В обхождении с высшими себя он почти­телен без унижения, с равными прост и дружелюбен, с низшими кроток и вежлив без ласкательства. На слова он бережлив, уста его открываются только для молитвы, для назидания и для необходи­мых собеседований по делам житейским; он помнит, что за каждое праздное слово надобно будет дать ответ Богу».

«Чтобы заставить детей признать свой авторитет и подчинить их своему влиянию, — пишет прот. Аполлоний Темномеров, — за­коноучитель должен и говорить, и действовать, как власть имею­щий (Мф. 7, 29). Только в этом случае он может быть хозяином по­ложения в классе. Когда голос законоучителя звучит уверенно, походка тверда и свободна, требования категоричны; когда зако­ноучитель не обнаруживает колебаний, как ему вести урок, дети невольно проникаются к нему доверием и уважением». Законоучи­тель должен быть чужд легкомыслия. Выражению его лица при­личествует серьезность; она же должна звучать и в тоне его голо­са. Должно быть соблюдение во всем его поведении важности и до­стоинства.

Законоучитель не должен забывать, что он преподает детям Бо­жественное учение, что он руководит их первыми шагами на пути спасения и что он дает ответ Господу, если кто-либо из малых сих по его вине усвоит превратное направление в жизни.

Главная забота учителя должна быть направлена на внутреннее состояние души воспитанников.

Умственные качества

• Хорошая память.

По слову Господа Иисуса Христа, «всякий книжник, навыкнув­ший в учении о Царствии Небесном, подобен хозяину, который из сокровища своего вынимает новое и старое» (Мф. 13, 52). Таков дол­жен быть законоучитель. Ему необходимо иметь в своей памяти богатый запас познаний по Закону Божию для того, чтобы вести преподавание свободно, с легкостью и разнообразием. В беседах с учениками некогда задумываться и наводить справки, нужно на каждый вопрос находить в своем уме готовые ответы.

• Строгий, логический ум.

Христианские истины постигаются верою, которая не исключа­ет знания. Строгий, логический ум необходим законоучителю как для приобретения им самим надлежащих познаний по Закону Бо­жию, так и для того, чтобы ясно, правильно, в необходимом поряд­ке сообщать познания детям.

• Живое воображение.

Внешние образы создаются с помощью воображения. Фантазия, которая не является игрой представлений или фантазированием, создает новые образы, когда необходимо представить для детей об­щие положения в наглядных формах. Воображение православного педагога умеряется здравым умом и христианским чувством.

• Дар слова.

Дар слова — способность правильно, ясно и свободно излагать свои мысли. Учительский труд немыслим без этого дара. От зако­ноучителя особенно требуется умение рассказывать и вести разго­вор с детьми.

Этой способности уделяет много внимания прот. Александр Дернов. Он утверждает, что «выразительность, достоинство и сер­дечность речи происходят от воодушевления истинами Закона Бо­жия. Эти свойства речи не явятся сами собою „от избытка сердца". Учитель, не прилагающий усилий сделать свою речь способной к выражению внутренних чувств, будет напрасно ждать, что вдох­новенная речь сама собою польется из его уст, как результат осо­бенного подъема духа».

Знаменитый проповедник свт. Иоанн Златоуст предупреждает тех, кто смотрит на умение говорить как на дело легкое, всем до­ступное: «Так как сила слова не дается природою, но приобретает­ся образованием, то, хотя кто довел ее до высшего совершенства, и тогда он может потерять ее, если постоянным усердием и упраж­нением не будет развивать этой силы». Принявший на себя долг учительства должен заботиться не только о самосовершенство­вании вообще, но и о составлении поучений. Тщательно трудясь над ними, он не должен внимать похвалам посторонних людей, но единственной целью иметь — угодить Богу. Свт. Григорий Двое- слов обращает к избирающим для себя проповедническое служе­ние настоятельное увещание усердно трудиться и не предоставлять случайному вдохновению каждую проповедь.

Сщмч. Фаддей (Успенский), развивая мысли святых отцов, при­зывает делать слово живым и действенным. Для этого оно должно быть «естественным изнесением наружу того, что составляет часть внутренней духовной жизни самого проповедника, изображением и изъяснением слушателям того, что проповедник сам прежде уже пережил, о чем он много думал, что его волновало, побуждало к различным подвигам». Самое главное — одушевление рассказчи­ка. Слово, отличающееся надуманностью и искусственностью, не может быть действенным. Вместе с тем, его нужно сообразовывать с духовными потребностями слушателей; думая об их пользе, учи­тывать потребности данного момента, потребности всего коллек­тива и отдельных членов. Мало внешней привлекательности; слово станет живым, когда оно «способно затронуть какие-нибудь дви­жения в душе, относящиеся к духовной жизни: пробудить, напри­мер, от беспечности и заставить задуматься над своим духовным состоянием, вызвать чувство покаяния... движение любви к ближ­нему, духовную радость о каком-либо событии спасения и т. п. Для того, чтобы живо говорить о вере, о любви, о молитве, посте, борь­бе со страстями, вообще о деле спасения, нужно проповеднику са­мому любить все это, быть постоянно занятым этим, подвизаться в духовной жизни... ». Только то, во что учитель сам верит, чего же­лает, чем живет, может стать живым для слушателей.

 

Духовно-нравственные качества

• Вера.

Без веры невозможно быть учителем Закона Божия. «Веруйте в Бога, и в Меня веруйте», — вот первые слова, которыми Господь Иисус Христос напутствовал будущих проповедников Евангелия в прощальной беседе с ними (Ин. 14, 1) Неверующий учитель не мо­жет иметь в себе пребывающего слова Божия СИн. 5, 38), а потому и другим не передаст того, чего сам не имеет. Вера возбуждается ве­рою, без веры нет и знания. Искренняя религиозность пронизыва­ет все чувства и дела человека, освящает его изнутри. Исполнение религиозных обязанностей (Святое Причастие, молитва, пост, ми­лостыня, чтение Священного Писания) есть непременное свойство законоучителя. Он должен быть живым членом Церкви Христовой, а преподавание рассматривать как собственный путь ко спасению.

Учитель должен быть верующим в полном значении этого слова. Он должен веровать от всего сердца, всею душою. Предметом веры его должно служить все содержание Божественного Откровения, по разуму и толкованию Святой Церкви. Вера его должна утвер­ждаться на сердечном убеждении в том, «что Церковь Бога живаго есть столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15), а Бог есть самая истина и премудрость. Наконец, верующий законоучитель должен видеть в согласии своих убеждений с учением Церкви не плод сво­его человеческого, и, следовательно, погрешительного разума, но дар благодати, сходящей свыше, ибо вера есть дар Божий (Еф. 2, 8).

Живое общение с Богом проявляется в молитве. Урок по сути своей является именно молитвой, славословием Богу. Молитва — самое естественное и даже высшее, но не единственное обнаруже­ние религиозного чувства. Религиозность может пронизывать всю деятельность человека, сказываться на отношении его к препода­ваемому предмету, к учащимся, а также отражаться на характере его преподавания.

Читаем у прот. Аполлония Темномерова о том, что «глубокое религиозное чувство учителя сказывается в его воодушевлении, т. е. такой проникновенности известной идеей, при которой по­следняя овладевает духом и становится источником энергии. Для воодушевления прежде всего необходимо, чтобы учитель с совер­шенною ясностью и твердостью держал в своем сознании христи­анские истины, смотрел на них, как на высшее из всех знаний, ве­дущее к вечному спасению. Но главнейшим источником вооду­шевления должно быть сердце. „От избытка сердца говорят уста" (Лк. 6, 48). Поэтому необходимо, чтобы законоучитель прочувство­вал в своем сердце все то, чему он хочет научить своих учеников. Если предмет урока чужд сердцу учителя, в его словах всегда бу­дет слышаться  холодность. Безразлично переданное столь же безразлично будет воспринято и детьми, даст им только мертвое, бесплодное знание. Воодушевление дает слову человека жизнь и силу; без него какие бы хорошие слова вы ни говорили, они все же останутся мертвой буквой».

Преподавание Закона Божия ведется от имени Божия, во имя Господа Иисуса Христа. Господь проповедовал Свое учение как по­сланный от Бога Отца: «Я не от Себя говорил, но пославший Меня Отец, Он Мне дал заповедь, что Мне сказать... » (Ин. 12, 49). Подоб­но сему и святые апостолы излагали учение не сами от себя, но от Бога и во имя Божие, благовествовали «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2, 4). В апо­стольских посланиях в каждом слове — Христос. Так должно быть поставлено преподавание и в церковных школах — не по стихиям мира, а по Христу (Кол. 2, 8).

• Добрая жизнь.

Вера обусловливает праведность человека (Рим. 10, 6), обнару­живается по его делам и содействует им (Иак. 2, 18, 22). На вере в Господа Иисуса Христа строится наша христианская жизнь.

Кто учит слову Божию, а живет не по заповедям Божиим, тот сам открыто произносит на себя приговор осуждения. Противоре­чие между словами учителя и его поступками уничтожает всякое впечатление, производимое преподаванием Закона Божия на вос­приимчивые сердца детей; оно может даже оказывать в высшей сте­пени вредное влияние на детей, потому что и дети у такого учителя-лицемера легко становятся льстецами и лицемерами. Постоян­ное совершенствование внутренней и внешней жизни вызывает и в детях стремление к улучшению. Как говорил Сенека, «длинен и ма­лополезен путь наставлений, краток и действителен путь примера».

Из истинной веры и доброй жизни вытекают и другие нрав­ственные качества.

• Добросовестность в исполнении учебно-воспитательных обя­занностей.

Добросовестность означает ревностное исполнение обязанно­стей, старание совершенствоваться. Учителю должно быть одина­ково важно все относящееся к его служению — и большое, и малое. Он должен стараться лучше сделать что-нибудь лишнее, чем опу­стить хоть одну из своих обязанностей. При этом мало лишь ис­полнения обязанностей, надобно исполнять их точно и как можно совершеннее. Например, тщательность в своем послушании не по­зволяет учителю заставлять детей отвечать наизусть, когда сам он пользуется учебником при объяснении.

Добросовестности помогает осознание своего педагогического действия как служения.

По мысли С. И. Ширского, настоящий учитель «преподает охот­но, с неподдельною живостью, находит сердечное удовольствие в занятиях с учениками, искренне радуется их успехам, оживляет учеников своею благодушною бодростью, весь предается делу во время уроков и достаточно тверд для того, чтобы оставить за по­рогом училища домашние заботы, расстройства и неприятности. Блаженный Августин весьма удачно применяет к учителю слова Писания: «Бог любит доброхотного дателя». И дети также любят только «доброхотных» преподавателей».

В исполнении педагогических обязанностей важно прилежа­ние, качества которого таковы: живость, неутомимость, правиль­ность. Прилежание живо, когда мы занимаемся делом с любовью, с увлечением, влагая в него всю свою душу. Прилежный занимается каждым делом усидчиво, неутомимо и доводит его до конца, не­смотря ни на какие трудности. Прилежание правильно, когда мы, занимаясь одним каким-либо делом, не опускаем из виду и дру­гих занятий; когда мы точно соотносим свои занятия с требовани­ем долга, с распределением своего времени, с состоянием своих ду­шевных и телесных сил и т. п.

• Терпение и кротость.

Должность учителя не легка, она сопряжена с большими непри­ятностями. Если от каждой неприятности он будет расстраиваться, то отравит свою жизнь и повредит ученикам. Стоит только немного поддаться нетерпению, оно овладевает человеком и делает его раз­дражительным, ворчливым и недовольным. В этом состоянии его раздражает всякая мелочь, все ему кажется гораздо несноснее, чем есть на самом деле. Ученикам тоже ничто не удается, всякое дело ва­лится из рук, потому что учитель их вечно расстроен и всем недо­волен. Заразительны для детей угрюмость и недовольство. Терпе­ние и кротость — добродетели в собственном смысле христианские и по преимуществу пастырские. «В терпении вашем стяжите души ваша», — говорит Господь Иисус Христос (Лк. 21, 19). «Рабу же Гос­пода не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учитель­ным, незлобивым, с кротостью наставлять противников» (2 Тим. 2, 24-25). «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением... » (4, 2).

Прот. Аполлоний Темномеров говорит о том, что отдавая свои силы школе, учитель должен заранее вооружиться терпением и «привыкнуть к мысли, что здесь успех потребует от него продол­жительных усилий. Дети представляют благодарную, но совер­шенно девственную почву, которую требуется тщательно возде­лать... Недостаток терпения сказывается в раздражительности. Сила всегда спокойна и, наоборот, раздражение обнаруживает бес­силие человека перед поставленной задачей. Зная это, учитель дол­жен искать причин неуспешности своего дела прежде всего в са­мом себе, а не в детях. Это лучшее средство против раздражитель­ности и вместе с тем весьма сильный мотив отнестись критически к способу своего преподавания».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...