1. Молитва 5 страница
На самом же деле, дети — только почва, в которую учитель сеет семена Божественного учения. Чтобы последние привились и произросли в детской душе, необходимо, чтобы они не были безжизненны, но были проникнуты убеждением, согреты любовью, дышали искренностью. В другую крайность впадают те учителя, которые обращают большую долю своего внимания на так называемые нравственные беседы с детьми. Избегая формального преподавания Закона Божия, всю суть занятий сводят к назидательной беседе, точкою отправления для которой являются заданный урок, какой-либо факт школьной жизни. Урок принимает характер проповеди, законоучитель обращается исключительно к сердцу ребенка. Этот способ нравственного воздействия на детей более пригоден для церковной кафедры и Домашнего наставления, чем для школьного обучения. В школе назидание применимо и, бесспорно, имеет большое значение в отдельных случаях, как, например, перед началом учебного года, перед Исповедью, в случае обнаружения среди детей крупных проступков, и т. п. Однако это не значит, что все дело преподавания Закона Божия в школе можно свести к проповеди. Хотя конечная цель усилий учителя — христианское воспитание сердца и воли ребенка, при этом школа не должна игнорировать религиозного развития ума учащихся. Без теоретического научения истинам Закона Божия назидание имеет лишь поверхностное влияние на религиозно-нравственное развитие детей. Они будут следовать наставлениям законоучителя только до тех пор, пока в них сильно впечатление от его слов. Обязанность учителя заключается не в том только, чтобы удержать ребенка от дурного поступка или возбудить в нем добрый порыв, но гораздо более в том, чтобы заложить в его душу прочные начала истинно христианской жизни, которые были бы действенными и за порогом школы. А этого нельзя сделать без научения основным истинам христианства. Для нравственного развития христианина «никто не может положить иного основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3, 11). Только тот человек устойчив в добродетели, который глубоко проникся верою в Спасителя.
Таким образом, если забвение целей христианского воспитания делает преподавание Закона Божия бесплодным, мертвым, то и пренебрежение тем учебным материалом, который предлагается в школе для изучения, лишает учителя возможности прочно утвердить в душах его питомцев начала христианской нравственности. Будучи прочно усвоены умом ребенка, истины Закона Божия должны овладеть его сердцем и подчинить себе его волю. Тогда они перестанут быть мертвым, холодным знанием и возбудят в душе детей живую спасительную веру. Свт. Тихон, Патриарх Московский, будучи в 1892 г. ректором Холмской семинарии, обратил к своим воспитанникам следующие слова: «Очень многие у нас склонны думать, что учение церковное есть что-то сухое, мертвое, отвлеченное, не имеющее никакого отношения к жизни. Поэтому и светские люди отвращаются от этой якобы схоластики, да и духовные изучают ее скорее по необходимости, чем по любви. Между тем такой взгляд на учение Церкви есть только одно печальное заблуждение, основывающееся на нежелании или неумении проникнуть в суть дела, понять его как следует. Церковное учение, будет ли то краткое наставление веры или целая богословская система, есть самое ближайшее выражение истинной жизни и истинных потребностей нашего духа, стремящегося к Богу, как источнику истины и любви... » Почему необходимо так подробно говорить о различных целях и стилях преподавания? В современной педагогической практике можно встретить описанные выше виды преподавания. Упор на чисто теоретическое овладение предметом в отрыве от личной духовной жизни ребенка приводит к тому, что он не входит в жизнь Православной Церкви, не становится ее действительным членом. Следовательно, велика опасность его ухода из церковной школы, отпадения от Церкви.
В материалах совещания 1916 года при министре народного просвещения, которое было посвящено обсуждению программы преподавания Закона Божия в средних учебных заведениях, находим: «Целесообразное сообщение религиозных истин должно просветить и укрепить в вере христианских отроков и юношей, соделав их веру сознательной и плодотворной. Само собой разумеется, что вера есть более сложное и всеобъемлющее явление, чем простое рассудочное усвоение предметов, обозначенных термином «Закон Божий». Вот почему обязанности законоучителя не замыкаются в границы классного преподавания, а переносятся и за стены класса — в сферу отношений духовного отца к духовным детям, пастыря к пасомым». Сегодня, когда законоучитель в большинстве своем не является священником, отношения «учитель — ученик» также выходят за пределы класса. Педагог знакомится с семьей подопечного, обращает внимание на таинственную его жизнь, печется (в рамках своих полномочий) о его внутренней жизни, о развитии добродетелей — занимается его воспитанием, а не только обучением. Далее читаем: «Но правильное религиозное познание есть благоприятствующее вере условие, а неправильно или методически неудачно поставленное сообщение и усвоение религиозного видения — есть весьма важное препятствие в деле желательного религиозного развития юношества. Вот почему вопрос о правильной постановке преподавания Закона Божия в школах весьма остро ощущается как педагогами, так и родителями учащихся». Здесь мы находим важную мысль: качественное, полноценное обучение Закону Божию способствует становлению веры юношества. Есть и противоположные примеры. Мы уже упоминали о революционных требованиях XIX в. по расширению преподавания нравоучения без учения догматического. Сегодня такая мысль тоже часто высказывается. Работа школы по типу клуба без теоретического обучения, преподавание исключительно в виде нравственных бесед быстро приводят к тому, что дети забывают основные истины православной веры, теряют основание для формирования мировоззрения, порой такие школы страдают даже отсутствием литургического общения детей.
Сделаем вывод: религия должна проникать всего человека, его ум, чувство и волю, а потому законоучителю необходимо стремиться к гармоничному религиозному развитию всех душевных сил своих питомцев.
ЗАКОН БОЖИЙ - ФУНДАМЕНТ И ПЕРСПЕКТИВА ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Закон Божий есть закон жизни, данный Богом для спасения человека, для осуществления главной цели — соединения с Богом. Если говорить о Законе Божием как об учебной дисциплине, нужно сказать, что он является самым важным предметом, по своему Божественному происхождению. Богооткровенные истины важны не сами по себе, они должны переживаться нами, понуждать человека «к глубокому изменению ума, к внутреннему преобразованию», по мысли русского богослова В. Н. Лосского. Таким образом человек должен «становиться способным обрести мистический опыт», а опыт невозможен без знаний, он есть проявление общей веры. «Христианское богословие в конечном счете всегда только средство, только некая совокупность знаний, долженствующая служить той цели, что превосходит всякое знание». Что же это за цель? Соединение с Богом, обожение. Следовательно, «христианская теория имеет значение в высшей степени практическое», сотериологическое. Вся сложная борьба за догматы, которую в течение столетий вела Церковь, есть забота Церкви в каждой исторической эпохе обеспечивать христианам возможность полноты мистического соединения с Богом. «Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать Богом». Христианские истины — основы христианской духовной жизни, т. е. начала, которые необходимы для развития личной внутренней жизни. Все христиане призваны к богопознанию, это обязанность каждого. Евангелие приравнивает богопознание к обретению вечной жизни: «Да знают Тебя Единого истинного Бога... » (Ин. 17, 3). Однако следует учитывать, что процесс катехизации — это не только получение знаний, информации, но и готовность изменить свою жизнь. Нам известен древний опыт. Процесс оглашения в Древней Церкви заканчивался вопросом: готов ли ты измениться, отверг- нуться ветхого человека, облечься во Христа?
Точный перевод греческого слова «познание» есть «соединение нерасторжимыми узами». Познать — значит, понять сущность, соединиться, стать единым. Богопознание — соединение с Богом. Только через теоретическое постижение это сделать невозможно, необходим личный духовный опыт. Прп. Исаак Сирин различает три степени ведения: 1. Еестественное, которое занимается видимым или чувствами. 2. Духовное, которое пребывает в области мысленного, силою постигает природу бесплотную. 3. Сверхъестественное, достигшее Божественного. «Первое ведение рождается от непрестанного занятия и рачительного обучения; второе же — от доброго жития и разумной веры, а третье наследуется одной верой, потому что ею упраздняется ведение, дела приемлют конец и чувства делаются излишними Для употребления». Третьей ступени достигают только люди высокого духовного опыта. Поэтому и путь православной педагогики можно определить следующим образом: от обученности — к благочестию, от нравственности — к святости, от бытия — к инобытию. От первого ведения (от знания) может произойти, а может и не произойти преобразование жизни. Воспитание должно выработать в человеке не только внешнее доброе поведение, но должно делать человека новым творением Божиим, должно выработать такие внутренние основы жизни, чтобы она стала служением Богу, вытекала из радостной преданности Ему. Принимая Крещение, человек должен вступать в новые отношения с миром, получать новое понимание жизни. Крещение — «отправная точка, основание христианской философии жизни, целиком определяющей его существование... », — говорил прот. Александр Шмеман. Школа, отделенная от Церкви, лишает детей возможности настоящей духовной жизни, ослабляет и искажает духовный опыт, полученный ранее. Между тем, школа должна вести детей к Церкви. Потребность в знании должна возникать не из традиций мирской жизни или любознательности, но из живого церковного опыта и религиозной потребности в знании. Школа должна вести не словами, а тем, куда она устремляет движение детской души. Нужно, чтобы дети любили Церковь — всей душой, искренне и свободно. В Церкви происходит богообщение, соединение человека с Богом. Церковь Христова — Ноев ковчег. Как в ветхозаветном ковчеге произошло спасение человека, так в новом Ноевом ковчеге происходит спасение для вечной жизни, уже здесь, в земной жизни — преображение человека: «входит волк, а выходит агнец; влетает орел, а вылетает горлица», по образному святоотеческому изречению. Вне Церкви нет спасения. Церковь Христова — благодатная жизнь во Христе, движимая Духом Святым.
Православная педагогика по своей сути является педагогикой спасения, воцерковления. В основе ее лежит понимание того, что вне Церкви, вне церковной жизни достичь цели воспитания невозможно. Основная цель воспитания и образования (от понятия «образ Божий») достигается образом жизни, проникнутой духом Церкви. Церковная жизнь становится средством стяжания Святого Духа, методом познания Божественной Истины — единственно верным, проверенным методом. Только здесь познается Истина, т. к. Церковь есть сокровищница знаний, хранилище благочестия. Церковная жизнь не отменяет развития всех задатков ребенка: умственных, физических, эстетических. В воспитании должно осуществляться развитие всех сил, но с приоритетом духовной стороны. Главное — духовное образование, путь стяжания Духа Святого, путь покаяния, смирения, нравственного очищения. Воспитание ответственности перед Богом, страха по любви. «Нельзя так жить, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти», — научает прот. Василий Зеньковский. Воцерковить — значит освятить светом веры весь круг понятий и практической жизни человека; не только мыслить, но и жить по-христиански, чтобы не было разлада между мыслью и чувством, плотью и духом, знанием и верой. Светская общеобразовательная школа по сложившейся традиции предлагает пассивный, схоластический метод обучения, позволяющий получить определенный набор знаний, в том числе и о духовном мире, совершенно не способствующих обретению живого духовного опыта. Без духовного опыта знания становятся бессмысленными вследствие непонимания вектора жизни. Исходной точной преподавания Закона Божия является не урок, а богослужение, то есть сама жизнь Церкви. Здесь слиты воедино все элементы религиозного бытия. Здесь мы найдем и Ветхий Завет, и Новый Завет, и догматическое богословие, и историю Церкви, и искусство, но не в раздельности, а в едином гармоничном целом. Человек, знающий богослужение, знает Православие. Церковь как сокровищница христианского опыта и учения дает ответы на все вопросы. Литургическая жизнь должна быть центром жизни человека. Без воцерковления, без глубокого вхождения в литургическую жизнь не может быть настоящего православного воспитания. Вне Церкви, вне Евхаристии непостижима полнота Божественной благодати. Важно также создание церковной среды, церковного быта, благодатное преображение социальной жизни. В таком случае семья становится для ребенка первой школой христианских добродетелей. Жизнь должна быть построена по требованиям христианского совершенства: 1. Участие в богослужениях, Таинствах. Молитва. Чтение слова Божия. 2. Пробуждение чувства греха, при котором обязательна Исповедь. Исповедь и Причастие — самые действенные средства к духовно-нравственному совершенствованию. 3. Православное миропонимание — удивительно радостное: «Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15, и). Духовная радость понятна только человеку церковному. 4. Дела любви — необходимая составляющая христианской Жизни. «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4, 8), и нам заповедано: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, и всем Разумением твоим» (Мф. 22, 37; Мк. 12, 30; Лк. 10, 27). Подлинная Любовь открывается человеку в личной встрече со Христом. Православное воспитание на основе изучения Закона Божия есть приведение ко Христу и Его Церкви, к постоянному питанию от тех благодатных даров, которые дает Церковь. Именно в православном воспитании происходит освящение образом Христовым всей человеческой жизни. Рассмотрев взаимосвязь преподавания Закона Божия с жизнью Церкви и личным духовным миром ребенка, с этой точки зрения сравним два учебных предмета: «Закон Божий» и «Основы православной культуры». Учтем, что системы изучения Закона Божия по содержанию и цели обучения могут быть следующими: 1. Вероучительная и тесно связанная с ней нравоучительная. «Вера воспитывает и поучает». 2. Познавательно-научная или религиоведческая, предполагающая свободное исследование как религиозных догматов, так и антирелигиозных движений души. 3. Культурологическая или просветительская, включающая религию в культурно-исторический контекст нации, народа. Нетрудно увидеть, что преподавание Закона Божия в церковно-приходских школах строится по первому типу, а «Основ православной культуры» — по третьему. Ко второму типу относятся предметы «Религиоведение», «История мировых религий» и т. п. Сравнение учебных предметов «Закон Божий» и «Основы православной культуры»
Итог: По содержанию курс «Основы православной культуры» — это Закон Божий в минимальном объеме, в поверхностном обозрении. Закон Божий открывает путь для богопознания в полноте, так как неразрывно связан с духовной жизнью человека. Духовные вещи можно познать только через духовный опыт (например, понятие «Бог есть Святая Троица»), Закон Божий является источником, фундаментом курса «Основы православной культуры». Курс ОПК — первый шажок, первый взгляд в сторону храма и для ученика, и часто для учителя. Он должен стать толчком к христианской жизни, к Церкви. Исходя из этого, формулируется цель, задачи и итог урока, формируется отношение к жизни. И учителя, и ученика можно сравнить с человеком, стоящим у дверей храма. Откроет ли он дверь, войдет ли в Церковь, пойдет ли по пути спасения? Очень важно заметить, что Закон Божий становится и перспективой курса «Основы православной культуры». Дети, заинтересовавшиеся вопросами православной веры, почувствовавшие пробуждение внутренней жизни, приходят в храм. Здесь они самостоятельно изучают вероучение, а могут продолжить обучение в церковной воскресной школе для овладения Законом Божиим, для вхождения в жизнь Православной Церкви. Именно так и происходит на многих приходах, где ведется активная образовательная деятельность как внутри прихода, так и в окормляемых им учебных заведениях. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕРКОВНО ПРИХОДСКИХ ШКОЛ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обращает внимание педагогической общественности на то, что организаторами приходской работы с детьми и молодежью остро ощущается отсутствие учебников и методических пособий, соответствующих единой учебно-методической программе. В Екатеринбургской епархии работа по созданию единого учебно-методического обеспечения началась в 1999 г. по благословению епископа Никона, в то время Правящего архиерея Екатеринбургской епархии. В настоящее время существует определенная система, которая постоянно расширяется и совершенствуется. Говоря о ней, необходимо обратить внимание на некоторые важные положения. 1. Благословение Правящего архиерея Система учебно-методического обеспечения устраивается под окормлением Правящего архиерея. Все пособия утверждаются Правящим архиереем и не распространяются на приходы без его благословения. В словах благословения ко второму изданию программы по Закону Божию сказано: «Все мы, прежде всего, — ученики Христа. Ради помощи чадам малым во встрече со Христом и изучается Закон Божий. Пусть в вашем нелегком служении Матери-Церкви помощь Божия будет с вами, наставляя на путь истины и помогая других вести ко спасению. С Божиим благословением к дальнейшему труду, Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский». Божие благословение, преподанное Правящим архиереем, ощущает каждый законоучитель, дерзающий обучать вере. Это большая помощь для педагогов. «Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви», — подчеркивает св. Игнатий Богоносец. «Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете это делать сами по себе» (Послание магнезийцам. гл. 7, 1); «Делающий что-либо без ведома епископа служит диаволу» (гл. 9. 1); «Кто будет почитать себя больше епископа, тот пропал совершенно» (св. Поликарпу Смирнскому).
2. Епархиальный уровень Апостолы получили от Самого Христа власть священнодействия, управления Церковью и учительства. По Божественному повелению они передали эту власть епископам. Но власти присуща и благодатная сила для совершения. Как учителям им дано было повеление проповедовать Евангелие всем народам. Преемникам святых апостолов принадлежит право и обязанность хранить и преподавать правое учение в Церкви, наблюдать за чистотой православного учения. Епископы реализуют свою учительную власть лично, делегируют ее пресвитерам, мирянам, которые трудятся на приходах и в разных учебных заведениях. Законоучители получают утверждение в своей должности от Епархиальных архиереев. Вместе с правом преподавать они обретают и величайшую ответственность. Епархиальный уровень учебно-методического обеспечения означает, что задается высокая планка. Авторы программ, методических рекомендаций, созданных в Екатеринбургской епархии, — сотрудники епархиального Отдела церковно-приходских школ, лучшие педагоги церковных школ, епископ Никон, принимавший непосредственное участие в создании программы по Закону Божию, архиепископ Викентий, под руководством которого созданы программа по сравнительному богословию и программа по нравственному богословию. Поддерживается достаточно высокий уровень качества пособий: каждое пособие тщательно прорабатывается, спорные вопросы изучаются, получаются советы и рецензии специалистов: священников, преподавателей Духовной семинарии. 3. Традиции Церкви, а не самодеятельность отдельных педагогов Церковь есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15), она содержит учение христианское и поддерживает истину в умах и сердцах людей. В Первосвященнической молитве Господь говорит: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... » (Ин. 17, 20). В словах Христа «ясно определена сущность всего христианства: христианство не есть какое-либо отвлеченное учение, которое принимается умом и содержится каждым порознь. Нет, христианство есть общая жизнь, в которой отдельные личности настолько объединяются меду собой, что их единение можно уподобить единству Лиц Святой Троицы» (сщмч. Ила- рион (Троицкий)). Единение верующих во Христе должно быть подобно единению Бога Отца с Богом Сыном и Духом Святым. Такое единение всех верующих во Христа и образует Церковь. «На земле нет единства, с которым можно было бы сравнить единство церковное. Такое единство нашлось только на небе» (сщмч. Иларион (Троицкий). «Образ Божественного единства и существенное тождество Святой Троицы, как и совершеннейшее взаимопроникновение, должно находить отражение в единении единомыслия и единодуший верующих», — писал свт. Кирилл Александрийский. Такое единение всех христиан в вере и любви может содействовать тому, что и весь окружающий мир придет к вере во Христа. «Если будет порвана связь с Телом Церкви, то отдельная личность, обособившись и замкнувшись в своем себялюбии, лишена будет благодатного воздействия Святого Духа, живущего в Церкви». «Вне Церкви невозможна христианская жизнь. Только в Церкви может жить, развиваться и спасаться человек, как и во всяком организме отдельные члены никогда не растут и не развиваются отдельно друг от друга, а всегда только в неразрывной связи со всем организмом» (сщмч. Иларион (Троицкий)). Священномученик, предостерегая нас, говорит о свойстве гордого и себялюбивого человека, который обо всем рассуждает смело и самоуверенно, даже если не понимает, о чем говорит: «Особенно ясно обнаруживается это в вопросах веры. Здесь все хотят быть учителями, апостолами и пророками. Здесь не смущаются даже своим полным невежеством. В других областях люди ничего не знающие предпочитают хоть молчать. Но в вопросах веры у нас теперь больше всего рассуждают и проповедуют те, кто меньше всего в этих вопросах понимает. Ведь еще апостол Павел говорил, что, кто отступил от чистосердечной любви, от доброй совести и нелицемерной веры, те уклоняются в пу- стословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, но того, что утверждают (1 Тим. 1, 5-7)». В Церкви присутствуют слабые и немощные члены. Каждый из членов в отдельности не составит Церкви, равно и Церковь не есть только численное множество, состоящее из отдельных единиц, но и Глава Церкви — Иисус Христос, и Дух Святой с полнотой освящающих средств. Дух истины — в Церкви. «Един Господь, едина вера, едино Крещение» (Еф. 4, 5-6). Это не значит, что далее должны быть перечислены единые методические пособия, единая программа, но это означает необходимость соблюдать согласие исповедания — единые уста, единый взгляд. Такое возможно при соблюдении святоотеческой традиции. 4. Единение педагогов «Человек чувствует, что он — ветвь великого, присно цветущего и присно юного дерева Церкви». Тогда он имеет общую жизнь с Церковью, руководится ею в оценке жизненных явлений и в своей личной жизни. Многое становится несомненным и ясным, «каждый церковный человек чувствует, как он стоит на непоколебимой вековой скале, как твердо у него под ногами» (сщмч. Иларион (Троицкий)). Вся епархия живет и работает в едином ключе. Все чувствуют свое единство: прежде всего — молитвенное и таинственное, но и педагогическое. «Всем церковным структурам, всем отделам епархии надо работать в единстве, имея общую цель: отвратить множество человеческих душ от гибельного неверия... », — настраивает нас Правящий архиерей. «Надо всем нам усвоить святоотеческий взгляд на каноничность и обязательность катехизации и приложить все усилия для восстановления лучших традиций учительства и душепопечения. Для решения поставленных проблем необходима консолидация общих усилий настоятелей приходов, священства, завучей церковно-приходских школ, катехизаторов, молодежных педагогов. Пусть каждый из нас вносит посильную лепту в общее дело созидания стройной системы церковного образования, в которой процесс освоения, сохранения и передачи духа буквы православного вероучения будет живым, возгревающим сердца учащихся», — говорится в приветствии архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия участникам VI Епархиального съезда православных законоучителей 2010 г. Наличие единого учебно-методического обеспечения, несомненно, удобно законоучителям: начиная педагогическую деятельность, можно взять в Отделе церковно-приходских школ программы, методические рекомендации, материалы к урокам и пр. Можно получить консультацию у специалиста, у автора разработки. 5. Обучение в едином ключе, обмен опытом Обязанность учить налагает особую ответственность, требует серьезной богословской подготовки. Имея единое учебное обеспечение, можно разрабатывать единые принципы и требования к уровню преподавания. В Отделе церковно-приходских школ составляются списки рекомендуемой литературы, идет активное взаимодействие с книжным складом епархии. Учителя проходят обучение в Екатеринбургской православной учительской семинарии во имя сщмч. Фаддея (Успенского), на ежемесячном педагогическом практикуме, педагогической конференции. Преподаватели воскресных школ знакомятся с методической системой, с программами, обучаются работать по ним. Сегодня возрастают требования к церковно-приходской школе: к ее материальной базе, к педагогическому труду, качеству обучения. Можно констатировать, что за последние 10 лет значительно повысился общий богословско-педагогический уровень законоучителей. Введение единой системы учебно-методического обеспечения возможно только при тесной взаимосвязи отдела с приходами епархии, для чего тоже строится определенная система работы. Все вышесказанное не отменяет ответственности конкретного законоучителя, возможности его самостоятельного творчества. Выводы: Общее учебно-методическое обеспечение способствует единению внутри епархии: педагогической сплоченности, взаимосвязи приходов с Правящим архиереем и епархиальными структурами, повышает общий педагогический и богословский уровень, помогает учителям в их служении. Создание системы учебно-методического обеспечения невозможно без активного развития других видов деятельности: обучения педагогов, совершенствования приходского образования, информационно-аналитической работы отдела в области церковноприходского образования и др.
Учебно-методический комплект для церковно-приходских (воскресных) школ Екатеринбургской епархии Подготовительное обучение: 1. Программа по Закону Божию для детей 4-5 лет. Методические рекомендации. Материалы к урокам. 2. Программа по Закону Божию для детей 5-6 лет «Знакомство с храмом». 3. Подготовительная программа по Закону Божию. Школа I ступени 4. Программа по Закону Божию. Учебно-методическое обеспечение программы: • Уроки Закона Божия. Методические рекомендации для учителя. • Методические рекомендации к проведению уроков по Закону Божию. Выпуски 1- 6. • Рабочие тетради по Священной истории Ветхого и Нового Завета, богослужению Православной Церкви, катехизису. • Уроки сщмч. Фаддея (Успенского). • Св. вмц. Екатерина. Материалы для учителя. • Хрестоматия по художественной литературе к урокам Закона Божия. • «Сотворение мира». Бумагопластика. 5. Программа по церковнославянскому языку. Учебно-методическое обеспечение программы: • Прописи. • Рабочая тетрадь. • Грамматическая тетрадь. • Тетрадь-раскраска «Животный мир Библии». 6. Программа по церковному пению. 7. Программа по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
Школа II ступени
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|