Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Молитва 5 страница




На самом же деле, дети — только почва, в которую учитель сеет семена Божественного учения. Чтобы последние привились и про­изросли в детской душе, необходимо, чтобы они не были безжиз­ненны, но были проникнуты убеждением, согреты любовью, ды­шали искренностью.

В другую крайность впадают те учителя, которые обращают большую долю своего внимания на так называемые нравственные беседы с детьми. Избегая формального преподавания Закона Божия, всю суть занятий сводят к назидательной беседе, точкою отправле­ния для которой являются заданный урок, какой-либо факт школь­ной жизни. Урок принимает характер проповеди, законоучитель об­ращается исключительно к сердцу ребенка. Этот способ нравствен­ного воздействия на детей более пригоден для церковной кафедры и Домашнего наставления, чем для школьного обучения.

В школе назидание применимо и, бесспорно, имеет большое значение в отдельных случаях, как, например, перед началом учебного года, перед Исповедью, в случае обнаружения среди детей крупных проступков, и т. п. Однако это не значит, что все дело пре­подавания Закона Божия в школе можно свести к проповеди. Хотя конечная цель усилий учителя — христианское воспитание сердца и воли ребенка, при этом школа не должна игнорировать религи­озного развития ума учащихся. Без теоретического научения исти­нам Закона Божия назидание имеет лишь поверхностное влияние на религиозно-нравственное развитие детей. Они будут следовать наставлениям законоучителя только до тех пор, пока в них силь­но впечатление от его слов. Обязанность учителя заключается не в том только, чтобы удержать ребенка от дурного поступка или воз­будить в нем добрый порыв, но гораздо более в том, чтобы зало­жить в его душу прочные начала истинно христианской жизни, ко­торые были бы действенными и за порогом школы. А этого нельзя сделать без научения основным истинам христианства. Для нрав­ственного развития христианина «никто не может положить ино­го основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3, 11). Только тот человек устойчив в добродетели, который глубоко проникся верою в Спасителя.

Таким образом, если забвение целей христианского воспита­ния делает преподавание Закона Божия бесплодным, мертвым, то и пренебрежение тем учебным материалом, который предлагает­ся в школе для изучения, лишает учителя возможности прочно утвердить в душах его питомцев начала христианской нравствен­ности. Будучи прочно усвоены умом ребенка, истины Закона Бо­жия должны овладеть его сердцем и подчинить себе его волю. То­гда они перестанут быть мертвым, холодным знанием и возбудят в душе детей живую спасительную веру. Свт. Тихон, Патриарх Мо­сковский, будучи в 1892 г. ректором Холмской семинарии, обратил к своим воспитанникам следующие слова: «Очень многие у нас склонны думать, что учение церковное есть что-то сухое, мертвое, отвлеченное, не имеющее никакого отношения к жизни. Поэтому и светские люди отвращаются от этой якобы схоластики, да и ду­ховные изучают ее скорее по необходимости, чем по любви. Ме­жду тем такой взгляд на учение Церкви есть только одно печаль­ное заблуждение, основывающееся на нежелании или неумении проникнуть в суть дела, понять его как следует. Церковное уче­ние, будет ли то краткое наставление веры или целая богословская система, есть самое ближайшее выражение истинной жизни и ис­тинных потребностей нашего духа, стремящегося к Богу, как ис­точнику истины и любви... »

Почему необходимо так подробно говорить о различных целях и стилях преподавания? В современной педагогической практике можно встретить описанные выше виды преподавания. Упор на чисто теоретическое овладение предметом в отрыве от личной ду­ховной жизни ребенка приводит к тому, что он не входит в жизнь Православной Церкви, не становится ее действительным членом. Следовательно, велика опасность его ухода из церковной школы, отпадения от Церкви.

В материалах совещания 1916 года при министре народного про­свещения, которое было посвящено обсуждению программы пре­подавания Закона Божия в средних учебных заведениях, находим: «Целесообразное сообщение религиозных истин должно просветить и укрепить в вере христианских отроков и юношей, соделав их веру сознательной и плодотворной. Само собой разумеется, что вера есть более сложное и всеобъемлющее явление, чем простое рассудоч­ное усвоение предметов, обозначенных термином «Закон Божий». Вот почему обязанности законоучителя не замыкаются в границы классного преподавания, а переносятся и за стены класса — в сферу отношений духовного отца к духовным детям, пастыря к пасомым». Сегодня, когда законоучитель в большинстве своем не является свя­щенником, отношения «учитель — ученик» также выходят за преде­лы класса. Педагог знакомится с семьей подопечного, обращает вни­мание на таинственную его жизнь, печется (в рамках своих полно­мочий) о его внутренней жизни, о развитии добродетелей — занима­ется его воспитанием, а не только обучением.

Далее читаем: «Но правильное религиозное познание есть благоприятствующее вере условие, а неправильно или методи­чески неудачно поставленное сообщение и усвоение религиоз­ного видения — есть весьма важное препятствие в деле жела­тельного религиозного развития юношества. Вот почему вопрос о правильной постановке преподавания Закона Божия в школах весьма остро ощущается как педагогами, так и родителями уча­щихся». Здесь мы находим важную мысль: качественное, полноценное обучение Закону Божию способствует становлению веры юношества.

Есть и противоположные примеры. Мы уже упоминали о ре­волюционных требованиях XIX в. по расширению преподавания нравоучения без учения догматического. Сегодня такая мысль тоже часто высказывается. Работа школы по типу клуба без тео­ретического обучения, преподавание исключительно в виде нрав­ственных бесед быстро приводят к тому, что дети забывают основ­ные истины православной веры, теряют основание для формирова­ния мировоззрения, порой такие школы страдают даже отсутствием литургического общения детей.

Сделаем вывод: религия должна проникать всего человека, его ум, чувство и волю, а потому законоучителю необходимо стре­миться к гармоничному религиозному развитию всех душевных сил своих питомцев.

 

 

ЗАКОН БОЖИЙ - ФУНДАМЕНТ И ПЕРСПЕКТИВА ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Закон Божий есть закон жизни, данный Богом для спасения чело­века, для осуществления главной цели — соединения с Богом. Если говорить о Законе Божием как об учебной дисциплине, нужно ска­зать, что он является самым важным предметом, по своему Боже­ственному происхождению.

Богооткровенные истины важны не сами по себе, они дол­жны переживаться нами, понуждать человека «к глубокому изме­нению ума, к внутреннему преобразованию», по мысли русского богослова В. Н. Лосского. Таким образом человек должен «стано­виться способным обрести мистический опыт», а опыт невозмо­жен без знаний, он есть проявление общей веры. «Христианское богословие в конечном счете всегда только средство, только не­кая совокупность знаний, долженствующая служить той цели, что превосходит всякое знание». Что же это за цель? Соединение с Богом, обожение. Следовательно, «христианская теория имеет значение в высшей степени практическое», сотериологическое. Вся сложная борьба за догматы, которую в течение столетий вела Церковь, есть забота Церкви в каждой исторической эпохе обеспечивать христианам возможность полноты мистического соеди­нения с Богом. «Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать Бо­гом». Христианские истины — основы христианской духовной жизни, т. е. начала, которые необходимы для развития личной внутренней жизни.

Все христиане призваны к богопознанию, это обязанность каж­дого. Евангелие приравнивает богопознание к обретению вечной жизни: «Да знают Тебя Единого истинного Бога... » (Ин. 17, 3). Одна­ко следует учитывать, что процесс катехизации — это не только получение знаний, информации, но и готовность изменить свою жизнь. Нам известен древний опыт. Процесс оглашения в Древней Церкви заканчивался вопросом: готов ли ты измениться, отверг- нуться ветхого человека, облечься во Христа?

Точный перевод греческого слова «познание» есть «соедине­ние нерасторжимыми узами». Познать — значит, понять сущность, соединиться, стать единым. Богопознание — соединение с Богом. Только через теоретическое постижение это сделать невозможно, необходим личный духовный опыт.

Прп. Исаак Сирин различает три степени ведения:

1. Еестественное, которое занимается видимым или чувствами.

2. Духовное, которое пребывает в области мысленного, силою постигает природу бесплотную.

3. Сверхъестественное, достигшее Божественного.

«Первое ведение рождается от непрестанного занятия и ра­чительного обучения; второе же — от доброго жития и разумной веры, а третье наследуется одной верой, потому что ею упраздня­ется ведение, дела приемлют конец и чувства делаются излишними Для употребления». Третьей ступени достигают только люди высо­кого духовного опыта.

Поэтому и путь православной педагогики можно определить следующим образом: от обученности — к благочестию, от нрав­ственности — к святости, от бытия — к инобытию. От первого ве­дения (от знания) может произойти, а может и не произойти пре­образование жизни. Воспитание должно выработать в человеке не только внешнее доброе поведение, но должно делать человека но­вым творением Божиим, должно выработать такие внутренние ос­новы жизни, чтобы она стала служением Богу, вытекала из радост­ной преданности Ему.

Принимая Крещение, человек должен вступать в новые отноше­ния с миром, получать новое понимание жизни. Крещение — «от­правная точка, основание христианской философии жизни, цели­ком определяющей его существование... », — говорил прот. Алек­сандр Шмеман.

Школа, отделенная от Церкви, лишает детей возможности на­стоящей духовной жизни, ослабляет и искажает духовный опыт, полученный ранее. Между тем, школа должна вести детей к Церкви. Потребность в знании должна возникать не из традиций мирской жизни или любознательности, но из живого церковного опыта и ре­лигиозной потребности в знании. Школа должна вести не словами, а тем, куда она устремляет движение детской души. Нужно, чтобы дети любили Церковь — всей душой, искренне и свободно.

В Церкви происходит богообщение, соединение человека с Бо­гом. Церковь Христова — Ноев ковчег. Как в ветхозаветном ков­чеге произошло спасение человека, так в новом Ноевом ковчеге происходит спасение для вечной жизни, уже здесь, в земной жиз­ни — преображение человека: «входит волк, а выходит агнец; вле­тает орел, а вылетает горлица», по образному святоотеческому из­речению. Вне Церкви нет спасения. Церковь Христова — благодат­ная жизнь во Христе, движимая Духом Святым.

Православная педагогика по своей сути является педагогикой спасения, воцерковления. В основе ее лежит понимание того, что вне Церкви, вне церковной жизни достичь цели воспитания не­возможно. Основная цель воспитания и образования (от понятия «образ Божий») достигается образом жизни, проникнутой духом Церкви. Церковная жизнь становится средством стяжания Свято­го Духа, методом познания Божественной Истины — единствен­но верным, проверенным методом. Только здесь познается Истина, т. к. Церковь есть сокровищница знаний, хранилище благочестия.

Церковная жизнь не отменяет развития всех задатков ребен­ка: умственных, физических, эстетических. В воспитании должно осуществляться развитие всех сил, но с приоритетом духовной сто­роны. Главное — духовное образование, путь стяжания Духа Свя­того, путь покаяния, смирения, нравственного очищения. Воспи­тание ответственности перед Богом, страха по любви. «Нельзя так жить, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти», — научает прот. Василий Зеньковский. Воцерковить — значит освятить светом веры весь круг поня­тий и практической жизни человека; не только мыслить, но и жить по-христиански, чтобы не было разлада между мыслью и чувством, плотью и духом, знанием и верой.

Светская общеобразовательная школа по сложившейся тради­ции предлагает пассивный, схоластический метод обучения, по­зволяющий получить определенный набор знаний, в том числе и о духовном мире, совершенно не способствующих обретению живо­го духовного опыта. Без духовного опыта знания становятся бес­смысленными вследствие непонимания вектора жизни.

Исходной точной преподавания Закона Божия является не урок, а богослужение, то есть сама жизнь Церкви. Здесь слиты воедино все элементы религиозного бытия. Здесь мы найдем и Ветхий Завет, и Новый Завет, и догматическое богословие, и историю Церкви, и ис­кусство, но не в раздельности, а в едином гармоничном целом. Чело­век, знающий богослужение, знает Православие. Церковь как сокро­вищница христианского опыта и учения дает ответы на все вопросы.

Литургическая жизнь должна быть центром жизни человека. Без воцерковления, без глубокого вхождения в литургическую жизнь не может быть настоящего православного воспитания. Вне Церкви, вне Евхаристии непостижима полнота Божественной благодати.

Важно также создание церковной среды, церковного быта, бла­годатное преображение социальной жизни. В таком случае семья становится для ребенка первой школой христианских добродете­лей. Жизнь должна быть построена по требованиям христианско­го совершенства:

1. Участие в богослужениях, Таинствах. Молитва. Чтение сло­ва Божия.

2. Пробуждение чувства греха, при котором обязательна Испо­ведь. Исповедь и Причастие — самые действенные средства к духовно-нравственному совершенствованию.

3. Православное миропонимание — удивительно радостное: «Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15, и). Духовная радость понятна только человеку церковному.

4. Дела любви — необходимая составляющая христианской Жизни. «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4, 8), и нам заповедано: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, и всем Разумением твоим» (Мф. 22, 37; Мк. 12, 30; Лк. 10, 27).

Подлинная Любовь открывается человеку в личной встрече со Христом. Православное воспитание на основе изучения Закона Бо­жия есть приведение ко Христу и Его Церкви, к постоянному пи­танию от тех благодатных даров, которые дает Церковь. Именно в православном воспитании происходит освящение образом Хри­стовым всей человеческой жизни.

Рассмотрев взаимосвязь преподавания Закона Божия с жизнью Церкви и личным духовным миром ребенка, с этой точки зрения сравним два учебных предмета: «Закон Божий» и «Основы право­славной культуры».

Учтем, что системы изучения Закона Божия по содержанию и цели обучения могут быть следующими:

1. Вероучительная и тесно связанная с ней нравоучительная. «Вера воспитывает и поучает».

2. Познавательно-научная или религиоведческая, предпола­гающая свободное исследование как религиозных догматов, так и антирелигиозных движений души.

3. Культурологическая или просветительская, включающая ре­лигию в культурно-исторический контекст нации, народа.

Нетрудно увидеть, что преподавание Закона Божия в церковно-приходских школах строится по первому типу, а «Основ пра­вославной культуры» — по третьему. Ко второму типу относятся предметы «Религиоведение», «История мировых религий» и т. п.

Сравнение учебных предметов «Закон Божий» и «Основы православной культуры»

 

Категории Закон Божий Основы православной культуры
Цели преподавания —  Научение основам веры —  Способствование воцерковлению, соделыванию членом Церкви, где совершается спасение. —  Возбуждение духовной жизни — Сообщение некоторых знаний о Православии. — Нравственное развитие; возможно, пробуждение духовной жизни

 

 

Содержание — Домостроительство человеческого Спасения: Священная история, катехизис, агиография. В том числе — жизнь Церкви, духовная жизнь человека (молитвы, богослужение) — Некоторые элементы Священной истории, истории Родины, Церкви, церковного искусства
Язык Язык Священного Писания, святых отцов — «библейский» язык Литературный язык
Учебник Священное Писание — слово Божие Авторские учебники
Структура урока — Теоретическая часть. — Часть урока, посвященная духовной жизни —Теоретическая часть. —Нравственный вывод
Учитель Несет послушание под окормлением священника, церковный человек, причащается, молится за детей, а дети за него Практически самостоятелен

 

Итог:

По содержанию курс «Основы православной культуры» — это Закон Божий в минимальном объеме, в поверхностном обозре­нии. Закон Божий открывает путь для богопознания в полноте, так как неразрывно связан с духовной жизнью человека. Духовные вещи можно познать только через духовный опыт (например, по­нятие «Бог есть Святая Троица»), Закон Божий является источни­ком, фундаментом курса «Основы православной культуры». Курс ОПК — первый шажок, первый взгляд в сторону храма и для учени­ка, и часто для учителя. Он должен стать толчком к христианской жизни, к Церкви. Исходя из этого, формулируется цель, задачи и итог урока, формируется отношение к жизни. И учителя, и ученика можно сравнить с человеком, стоящим у дверей храма. Откроет ли он дверь, войдет ли в Церковь, пойдет ли по пути спасения?

Очень важно заметить, что Закон Божий становится и перспек­тивой курса «Основы православной культуры». Дети, заинтересовавшиеся вопросами православной веры, почувствовавшие пробу­ждение внутренней жизни, приходят в храм. Здесь они самостоя­тельно изучают вероучение, а могут продолжить обучение в цер­ковной воскресной школе для овладения Законом Божиим, для вхождения в жизнь Православной Церкви. Именно так и проис­ходит на многих приходах, где ведется активная образовательная деятельность как внутри прихода, так и в окормляемых им учеб­ных заведениях.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕРКОВНО ПРИХОДСКИХ ШКОЛ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обращает внимание педагогической общественности на то, что организато­рами приходской работы с детьми и молодежью остро ощущает­ся отсутствие учебников и методических пособий, соответствую­щих единой учебно-методической программе. В Екатеринбургской епархии работа по созданию единого учебно-методического обес­печения началась в 1999 г. по благословению епископа Никона, в то время Правящего архиерея Екатеринбургской епархии. В настоя­щее время существует определенная система, которая постоянно расширяется и совершенствуется. Говоря о ней, необходимо обра­тить внимание на некоторые важные положения.

1. Благословение Правящего архиерея      

Система учебно-методического обеспечения устраивается под окормлением Правящего архиерея. Все пособия утверждаются Правящим архиереем и не распространяются на приходы без его благословения.

В словах благословения ко второму изданию программы по За­кону Божию сказано: «Все мы, прежде всего, — ученики Христа. Ради помощи чадам малым во встрече со Христом и изучается За­кон Божий. Пусть в вашем нелегком служении Матери-Церкви по­мощь Божия будет с вами, наставляя на путь истины и помогая других вести ко спасению. С Божиим благословением к дальней­шему труду, Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский». Божие благословение, преподанное Правящим архиере­ем, ощущает каждый законоучитель, дерзающий обучать вере. Это большая помощь для педагогов.

«Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Цер­кви», — подчеркивает св. Игнатий Богоносец. «Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете это делать сами по себе» (Послание магнезийцам. гл. 7, 1); «Делающий что-либо без ведо­ма епископа служит диаволу» (гл. 9. 1); «Кто будет почитать себя боль­ше епископа, тот пропал совершенно» (св. Поликарпу Смирнскому).

 

 

2. Епархиальный уровень

Апостолы получили от Самого Христа власть священнодей­ствия, управления Церковью и учительства. По Божественному повелению они передали эту власть епископам. Но власти при­суща и благодатная сила для совершения. Как учителям им дано было повеление проповедовать Евангелие всем народам. Преемни­кам святых апостолов принадлежит право и обязанность хранить и преподавать правое учение в Церкви, наблюдать за чистотой пра­вославного учения. Епископы реализуют свою учительную власть лично, делегируют ее пресвитерам, мирянам, которые трудятся на приходах и в разных учебных заведениях.

Законоучители получают утверждение в своей должности от Епархиальных архиереев. Вместе с правом преподавать они обре­тают и величайшую ответственность.

Епархиальный уровень учебно-методического обеспечения озна­чает, что задается высокая планка. Авторы программ, методических рекомендаций, созданных в Екатеринбургской епархии, — сотрудни­ки епархиального Отдела церковно-приходских школ, лучшие педа­гоги церковных школ, епископ Никон, принимавший непосредствен­ное участие в создании программы по Закону Божию, архиепископ Викентий, под руководством которого созданы программа по срав­нительному богословию и программа по нравственному богословию.

Поддерживается достаточно высокий уровень качества посо­бий: каждое пособие тщательно прорабатывается, спорные вопро­сы изучаются, получаются советы и рецензии специалистов: свя­щенников, преподавателей Духовной семинарии.

3. Традиции Церкви, а не самодеятельность отдельных педагогов

Церковь есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15), она содержит учение христианское и поддерживает истину в умах и сердцах людей.

В Первосвященнической молитве Господь говорит: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... » (Ин. 17, 20). В словах Христа «ясно определена сущ­ность всего христианства: христианство не есть какое-либо отвле­ченное учение, которое принимается умом и содержится каждым порознь. Нет, христианство есть общая жизнь, в которой отдель­ные личности настолько объединяются меду собой, что их едине­ние можно уподобить единству Лиц Святой Троицы» (сщмч. Ила- рион (Троицкий)). Единение верующих во Христе должно быть по­добно единению Бога Отца с Богом Сыном и Духом Святым. Такое единение всех верующих во Христа и образует Церковь. «На земле нет единства, с которым можно было бы сравнить единство цер­ковное. Такое единство нашлось только на небе» (сщмч. Иларион (Троицкий).

«Образ Божественного единства и существенное тождество Святой Троицы, как и совершеннейшее взаимопроникновение, должно находить отражение в единении единомыслия и единодуший верующих», — писал свт. Кирилл Александрийский. Такое единение всех христиан в вере и любви может содействовать тому, что и весь окружающий мир придет к вере во Христа. «Если будет порвана связь с Телом Церкви, то отдельная личность, обособив­шись и замкнувшись в своем себялюбии, лишена будет благодатно­го воздействия Святого Духа, живущего в Церкви». «Вне Церкви невозможна христианская жизнь. Только в Церкви может жить, развиваться и спасаться человек, как и во всяком организме от­дельные члены никогда не растут и не развиваются отдельно друг от друга, а всегда только в неразрывной связи со всем организмом» (сщмч. Иларион (Троицкий)). Священномученик, предостерегая нас, говорит о свойстве гордого и себялюбивого человека, который обо всем рассуждает смело и самоуверенно, даже если не понима­ет, о чем говорит: «Особенно ясно обнаруживается это в вопро­сах веры. Здесь все хотят быть учителями, апостолами и пророка­ми. Здесь не смущаются даже своим полным невежеством. В дру­гих областях люди ничего не знающие предпочитают хоть молчать. Но в вопросах веры у нас теперь больше всего рассуждают и про­поведуют те, кто меньше всего в этих вопросах понимает. Ведь еще апостол Павел говорил, что, кто отступил от чистосердечной люб­ви, от доброй совести и нелицемерной веры, те уклоняются в пу- стословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, но того, что утверждают (1 Тим. 1, 5-7)».

В Церкви присутствуют слабые и немощные члены. Каждый из членов в отдельности не составит Церкви, равно и Церковь не есть только численное множество, состоящее из отдельных единиц, но и Глава Церкви — Иисус Христос, и Дух Святой с полнотой освя­щающих средств. Дух истины — в Церкви. «Един Господь, едина вера, едино Крещение» (Еф. 4, 5-6). Это не значит, что далее должны быть перечислены единые методические пособия, единая програм­ма, но это означает необходимость соблюдать согласие исповеда­ния — единые уста, единый взгляд. Такое возможно при соблюде­нии святоотеческой традиции.

4. Единение педагогов

«Человек чувствует, что он — ветвь великого, присно цветущего и присно юного дерева Церкви». Тогда он имеет общую жизнь с Церко­вью, руководится ею в оценке жизненных явлений и в своей личной жизни. Многое становится несомненным и ясным, «каждый церков­ный человек чувствует, как он стоит на непоколебимой вековой скале, как твердо у него под ногами» (сщмч. Иларион (Троицкий)).

Вся епархия живет и работает в едином ключе. Все чувствуют свое единство: прежде всего — молитвенное и таинственное, но и педагогическое. «Всем церковным структурам, всем отделам епар­хии надо работать в единстве, имея общую цель: отвратить мно­жество человеческих душ от гибельного неверия... », — настраи­вает нас Правящий архиерей. «Надо всем нам усвоить святооте­ческий взгляд на каноничность и обязательность катехизации и приложить все усилия для восстановления лучших традиций учи­тельства и душепопечения. Для решения поставленных проблем необходима консолидация общих усилий настоятелей приходов, священства, завучей церковно-приходских школ, катехизаторов, молодежных педагогов. Пусть каждый из нас вносит посильную лепту в общее дело созидания стройной системы церковного обра­зования, в которой процесс освоения, сохранения и передачи духа буквы православного вероучения будет живым, возгревающим сердца учащихся», — говорится в приветствии архиепископа Ека­теринбургского и Верхотурского Викентия участникам VI Епархи­ального съезда православных законоучителей 2010 г.

Наличие единого учебно-методического обеспечения, несо­мненно, удобно законоучителям: начиная педагогическую деятель­ность, можно взять в Отделе церковно-приходских школ програм­мы, методические рекомендации, материалы к урокам и пр. Можно получить консультацию у специалиста, у автора разработки.

5. Обучение в едином ключе, обмен опытом

Обязанность учить налагает особую ответственность, требу­ет серьезной богословской подготовки. Имея единое учебное обес­печение, можно разрабатывать единые принципы и требования к уровню преподавания. В Отделе церковно-приходских школ со­ставляются списки рекомендуемой литературы, идет активное взаимодействие с книжным складом епархии. Учителя проходят обучение в Екатеринбургской православной учительской семина­рии во имя сщмч. Фаддея (Успенского), на ежемесячном педагоги­ческом практикуме, педагогической конференции. Преподаватели воскресных школ знакомятся с методической системой, с програм­мами, обучаются работать по ним.

Сегодня возрастают требования к церковно-приходской школе: к ее материальной базе, к педагогическому труду, качеству обучения. Можно констатировать, что за последние 10 лет значительно повы­сился общий богословско-педагогический уровень законоучителей.

Введение единой системы учебно-методического обеспече­ния возможно только при тесной взаимосвязи отдела с прихода­ми епархии, для чего тоже строится определенная система работы.

Все вышесказанное не отменяет ответственности конкретного законоучителя, возможности его самостоятельного творчества.

Выводы: Общее учебно-методическое обеспечение способству­ет единению внутри епархии: педагогической сплоченности, взаи­мосвязи приходов с Правящим архиереем и епархиальными струк­турами, повышает общий педагогический и богословский уровень, помогает учителям в их служении.

Создание системы учебно-методического обеспечения невоз­можно без активного развития других видов деятельности: обуче­ния педагогов, совершенствования приходского образования, ин­формационно-аналитической работы отдела в области церковно­приходского образования и др.

 

Учебно-методический комплект для церковно-приходских (воскресных) школ Екатеринбургской епархии

Подготовительное обучение:

1. Программа по Закону Божию для детей 4-5 лет. Методические рекомендации. Материалы к урокам.

2. Программа по Закону Божию для детей 5-6 лет «Знакомство с храмом».

3. Подготовительная программа по Закону Божию.

Школа I ступени

4.  Программа по Закону Божию. Учебно-методическое обеспечение программы:

• Уроки Закона Божия. Методические рекомендации для учителя.

• Методические рекомендации к проведению уроков по Зако­ну Божию. Выпуски 1- 6.

• Рабочие тетради по Священной истории Ветхого и Нового Завета, богослужению Православной Церкви, катехизису.

• Уроки сщмч. Фаддея (Успенского).

• Св. вмц. Екатерина. Материалы для учителя.

• Хрестоматия по художественной литературе к урокам За­кона Божия.

• «Сотворение мира». Бумагопластика.

5. Программа по церковнославянскому языку. Учебно-методическое обеспечение программы:

• Прописи.

• Рабочая тетрадь.

• Грамматическая тетрадь.

• Тетрадь-раскраска «Животный мир Библии».

6. Программа по церковному пению.

7. Программа по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

 

Школа II ступени

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...