1. Молитва 3 страница
Благо Божие не где-то далеко, оно в каждом сердце. Вечную жизнь невозможно представить только самым последним выводом из земной жизни человека. Она должна быть «всегдашним, непрерывным состоянием человека... », по мысли свт. Феофана Затворника. Вечная жизнь как состояние души человеческой не зависит от условий пространства и времени, национальности, возраста, характера и может начаться и в здешней жизни. Православное учение признает вечную жизнь продолжением жизни настоящей. По Иоанну Богослову, вечная жизнь вечна не своей временной бесконечностью, а своим внутренним богатством. «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ин. 3, 36). «Мы знаем, что перешли от смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти» (1 Ин. 3, 11). Получается, что жизнь вечная не обусловлена воскресением из мертвых, она как будто бы даже обусловливает его собою: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную и Я (как будто бы в силу этого) воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54). Вечная жизнь не просто получается извне, а постепенно растет в человеке. Отцы Церкви представляли себе жизнь человека непрестанным развитием, приготовлением к жизни загробной, предна- чатием Царства, насаждением его в душе. Человек созидает в себе то настроение, которое будет содержанием его жизни за гробом. «Приближаясь к Богу жизнию, делами и учением... приготовляйтесь к тамошней истине и созерцанию о Христе Иисусе Господе нашем», — убеждает свт. Григорий Богослов. Итак, все дело спасения представляется таким образом: по благодати Духа каждый из нас приобретает спасение; при усилии свободного произволения верою и любовью, с помощью Божией человек на земле трудится, созидает в себе Царство Божие и через это мало-помалу делается причастником вечной жизни. В грядущем веке человек увидит Бога лицом к лицу, обретя вечную жизнь в бесконечной полноте. Там получат совершенное раскрытие те начала, которые заложены и развиты в настоящей жизни. Прп. Ефрем Сирин учит, что на суде будет раскрыто внутреннее хранилище нашей души. Если Сын Божий в тебе, то и Царство Его внутри тебя. А вместимость блаженства будущего века определяется тем, кто как раскрыл свое естество, как потрудился над собою.
Научение Закону Божию есть учение о вечной жизни, об устроении души. Задача — чтобы святая душа еще здесь приняла в себя Царство, озарилась вечным светом. Христианин и на земле должен считать себя гражданином небесным, еще здесь начать вечную жизнь. По свт. Иоанну Златоусту, настоящая жизнь является временем воспитания, насаждения в человеке тех начал, которые в полноте раскроются в будущем воскресении. Земная жизнь — как некоторое училище, в котором воспитывается способность усваивать будущие блага. «Еще здесь в человеке совершается воскресение, служащее началом будущего», для главной радости — живого общения с Богом. «Благодатию вы спасены через веру, и сие не от Вас, Божий дар» (Еф. 2, 8). Но в Писании и у святых отцов замечаем постоянное стремление убедить человека совершать свое спасение. Благодать Божия нуждается в верующем, «украшенном даром свободы» (свт. Григорий Нисский). Для того чтобы юношам встретить предлагаемое спасение, им нужно рассказать о спасении и возбудить горячее желание к нему. Это может произойти, когда молодой человек будет знать, что Бог всегда стремится к человеку, влечет его к Себе. Нужно только желание бросить грех и быть с Богом. С этой точки зрения взглянем на споры о Законе Божием, которые велись в Х1Хв. и ведутся сегодня. Вторая половина XIX в. — время становления русского богословия. В обществе шел поиск путей, как пробудить и укрепить иссякающую веру народа. Проблемы преподавания Закона Божия не сходили с повестки дня вплоть до 1917 г. Они становились предметом обсуждений в светских и церковных журналах, на заседаниях Училищного совета Святейшего Синода, в Министерстве народного просвещения, на епархиальных Съездах наблюдателей церковных школ и епархиальных Съездах законоучителей. Выбор методики преподавания называли стратегической, государственной задачей. Бедствием современники считали формализм и начетничество, сухое и равнодушное изучение религиозных текстов, зубрежку без понимания смысла. Главнейшим критерием качества преподавания был результат: насколько изучение Закона Божия сближало воспитанников с Церковью?
В «Журнале Министерства народного просвещения» находим размышления законоучителя, известного методиста, историка религиозного образования прот. Д. Соколова: «В различных отчетах нередко встречаются замечания, что в том или другом учебном заведении преподавание Закона Божия идет отвлеченно, неприложимо к жизни, безжизненно, сухо... ». Свящ. Г. Петров, известный обличительными публичными лекциями, восклицал: «Возьмите, наконец, уроки Закона Божия. Какие это должны быть ценные золотые часы и как часто утомительно скучны, безнадежно сухи бывают они! » Проф. Ф. Орнатский в «Церковном вестнике» № 19 за 1901 г. писал: «Каковы же плоды такой (нынешней) постановки Закона Божия? Небогатые и довольно невкусные. Усвоенное одним умом, как и естественно, забывается, остается в голове очень немногое... и хорошо еще, если самое главное, а то большей частью какие-то жалкие и бессвязные отрывки! Источник христианского самоназидания — слово Божие — школьникам остается почти незнакомым; высота и глубина религиозно-нравственных истин не познаны; многие недоумения по религиозным вопросам не устранены; потребность рели- гиозно-нравственного просвещения у меньшинства возбуждена, но не удовлетворена (отсюда и увлечение всяким ветром религиозно- философских учений, например, взглядами гр. Толстого, Ницше и т. п. ); у большинства же от долговременного неправильного удовлетворения эта потребность замерла».
Профессор сформулировал пожелания законоучителей, которые были опубликованы в газете «Новое время» № 9153 за 1901 г.: 1. Закон Божий есть не учебный, а воспитательный предмет, а законоучитель — не только учитель, но и воспитатель личности христианина. 2. Замена учебников подлинным словом Божиим (издание учебной Библии). 3. Законоучитель должен «гореть духом» сам и возжигать религиозное чувство у детей. Живым словом быть руководителем в деле спасения. 4. Возврат учащихся под кров Святой Церкви с ее молитвами, богослужением и Таинствами. Законоучитель — пастырь для учеников. 5. Участие в воспитании детей родителей — живым словом и примером. 6. Увеличение числа уроков Закон Божия (с одного до двух часов в неделю). Главным фактором ухудшения результатов религиозного обучения нужно считать «расцерковление» школы вследствие общего настроения в обществе, атеизма, наступления агрессивно-безбож- ной культуры, неприятия православной веры. В обществе просто пропала любовь к Богу и Церкви. Причина падения — оскудение любви. А критику в адрес религиозного воспитания следует разделять на продуктивную, имеющую целью улучшение качества обучения, и ниспровергающую, целью которой было устранение религиозных моментов в воспитании и утверждение светского образования. Например, тогда уже высказывались соображения двух направлений: · радикальное отрицание преподавания Закона Божия, религиозного образования для юношества, · расширение преподавания нравоучения с исключением учения догматического, означающее развитие религиозного чувства без религиозного знания. Все споры и рассуждения, развернувшиеся по поводу системы духовно-нравственного воспитания, надо рассматривать как осознание причин расцерковления народа. Особо ясно осознавалась необходимость усиления воспитательного влияния при обучении Закону Божию. Это был не просто поиск методов преподавания, но поиск путей к сердцу ребенка, подчас зараженного всеобщим нигилизмом. Таким образом, Закон Божий не являлся причиной государственной катастрофы, а, наоборот, можно предположить, преподавание Закона задержало ход событий, скатывающихся к революции.
Преподавание предмета «Закон Божий» имело огромное значение, влияние его на подрастающее поколение было очень важным. Хотя система религиозного воспитания и преподавание имели существенные недостатки, которые признавались современниками, это никоим образом не говорило о несостоятельности главного предмета и, тем более, о необходимости его отмены. Требовалась кардинальная перестройка системы образования. Распространенные слова о том, что Закон Божий преподавался плохо, это лишь частичная правда. Как и сегодня, он преподавался по-разному. Если внимательно изучить воспоминания о Законе Божием и законоучителях, мы увидим, что они в основном положительные. Отрицательные публиковались в либеральной прессе. Большая часть отзывов учащихся говорит: материал Закона Божия глубоко переживался, изменял сознание. Мы имеем не только отрицательные примеры в широко известных «Очерках бурсы» Н. Помяловского, но и истинные образцы законоучителей:
• св. прав. Иоанн Кронштадтский, уроки которого дети считали любимыми и помнили всю жизнь; • множество пастырей и законоучителей, большинство из которых стали новомучениками. Например, сщмч. Сергий Кедров, расстрелянный на Бутовском полигоне — сельский батюшка, заведовавший церковно-приходской школой с. Фаусто- во, где дети получали начатки знаний о вере и смысле человеческой жизни. Дети певческого класса составили впоследствии церковный хор. Житие сообщает, что они «оказались настолько верны православной вере, что и во время гонений не оставили клироса»; • 24 священномученика из 64 святых Екатеринбургской епархии (по сегодняшним данным) занимались преподавательской деятельностью, большинство были законоучителями. Сщмчч. Платон Горных и Стефан Хитров за нее были награждены орденами св. Анны. Выпускное сочинение за курс Казанской Духовной семинарии сщмч. Сергия Увицкого «Христианский идеал воспитания в истории педагогики» было полностью посвящено теме воспитания детей. Везде, где бы ни служил преподоб- номученик Ардалион (Пономарев), он занимался преподаванием Закона Божия в училищах и церковно-приходских школах. Выдающийся епархиальный законоучитель начала XX века священномученик Иоанн Шишов преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе храма Покрова Пресвятой Богородицы села Колчеданского, а затем заведовал церковно-при- ходской школой в деревне Лепенинской. Отец Иоанн был членом-соревнователем «Общества взаимного вспомоществования учившим и учащим в церковно-приходских школах и школах грамоты Екатеринбургской епархии». Его трудами несколько сотен учеников получили прекрасное начальное церковное образование. За свои усердные труды на ниве церковно-приходского образования он снискал многочисленные похвалы и награды;
• сщмч. Фаддей (Успенский), которого житие называет великим ревнителем о церковной школе, с юных лет мечтал быть педагогом и смотрел на преподавание как на святое послушание. Выпускники организованных им педагогических курсов благодарили пастыря не столько за методические приемы, сколько за научение любить Христа и Его Святую Церковь. Все они — прекрасные педагоги не только потому, что обладали педагогическим талантом, но прежде всего — по своей стойкости в вере, устремленности к Царству. Приведем еще один пример. 1918 год. Уже идет закрытие храмов, звучат лекции со словами: «Причащение будет запрещено», «Патриарх еще жив». Уже Святейший Патриарх Тихон выступил с посланием в «годину гнева Божия»: «Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: встаньте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой Матери нашей, противостаньте им силою вашею, вашего властного всенародного вопля, а если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою». Уже выпущен Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», сопровождавшийся волной крестных ходов, которые были обстреляны. В Москве под председательством бывшего обер-прокурора Синода А. Д. Самарина был организован «Союз объединенных приходов Православной Церкви». 25 февраля 1918 г. на собрании представителей московских приходов было решено требовать сохранения преподавания Закона Божия в школах, а законоучителям преподавать его до тех пор, пока не выгонят оттуда штыками, затем продолжить обучение в храмах и по домам. Мы знаем, что так оно и получилось — защищали Закон Божий до крови. В г. Полевском Екатеринбургской епархии в 1917/18 учебном году в школах было запрещено обязательное преподавание Закона Божия. Как сообщает в церковной летописи священник Леонид Смородинцев, «родители школьников... на своих школьных родительских собраниях постановили по-прежнему вести этот предмет, приняв на себя... уплату жалованья законоучителям... ». И таких примеров множество. Возникает вопрос: чем мы сегодня готовы пожертвовать ради преподавания Закона Божия? Иногда говорят: Закон Божий — сухой и неинтересный предмет. Но живость уроков определяется стремлением опытного знания Бога, любовью к Нему. «Если ты не знаешь Бога, ты не можешь и любить Его», — говорит прп. Серафим. Сщмч. Фаддей (Успенский) замечает, что никакие приобретения ума не могут заменить «душу живую». Что сделается с душой, если постигши все совершающееся во внешней природе, «она останется в неизвестности относительно величайших сторон собственной жизни и ее жизнь не приобщится к жизни «Лозы истинной»? Что будет с детской душой, когда взор ее будет всецело устремлен вне себя и не будет различать совершающегося внутри? » Значит, Закон Божий — это предмет, изучающий устроение души — в направлении к Царству. А изучить Закон Божий означает полюбить Бога и приготовить себя для встречи с Ним через исполнение Его воли. Вот какие слова произнес для выпускников Духовной семинарии сщмч. Фаддей (Успенский): «Мне хочется напечатлеть в ваших умах и сердцах ту истину, что всякая сила в жизни заключается в единении со Христом: в этом единении — источник всякого воодушевления, в нем залог плодотворности того дела, к которому вы призваны. Узы же, которыми укрепляется единение со Христом, есть любовь Христова. Итак, укрепляйте в себе эту силу любви, которая сделает жизнь вашу непоколебимою! » ПРИУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСПОЛНЕНИЮ ЗАКОНА БОЖИЯ Премудрый Соломон говорит: «Праведность возвышает народ» (Притч. 14, 34), «без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен» (29, 18). Закон Божий обнимает собою всю жизнь человека во всех возможных ее проявлениях. Законом Божиим определяются все наши действия, не только внутренние, но и внешние. Всякое движение мысли, воли и чувства, всякое слово и дело мы должны сопоставлять с требованиями Закона Божия, и только при этом условии жизнь христианина становится в истинном смысле христианскою. «Едите ли пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Кор. 10, 31). Вот заповедь, которой мы должны руководствоваться. Научить христианской жизни призвано церковное воспитание. Сщмч. Фаддей (Успенский) говорит нам о том, что всякий христианин обязан воспитать своих детей в христианском духе. Св. прав. Иоанн Кронштадтский, бывший прекрасным законоучителем, оставил нам в наследие пять факторов истинного православного воспитания: 1. Благодатная помощь от Бога по молитвам и через участие в церковных Таинствах. 2. Духовническое руководство воспитуемого. 3. Душеполезное обучение, прежде всего Закону Божию, а также православное общение, чтение книг, наставление от старших и более опытных христиан. 4. Личный пример учителя, ориентирующего и препровождающего к Небесному Первоучителю — Господу нашему Иисусу Христу. 5. Благотворная христианская среда, которую представляет церковная семья, церковная община. Прот. А. Дернов пишет: «Истинно христианский облик души должен созидаться на почве молитвы дома, посещения богослужения, глубокого и многостороннего ознакомления со священными книгами, воспитания примерами и конкретными наставлениями». Конечно, полноценное православное воспитание проходит и в храме, и дома, и в школе, когда ему способствует весь строй жизни. Вышеперечисленные средства должны воздействовать прежде всего на мир собственно религиозной жизни питомца, но затем непременно и на область нравственную. По воззрениям древних отцов и учителей Церкви, обе эти области находятся в самой тесной связи между собой, и не потому только, что «вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 20), но и потому, что христианская нравственность может и должна созидаться только на основе христианской веры, а не на почве каких-нибудь естественных воззрений и стремлений человека. Бог есть начало и конец, основание и цель всей нравственной жизни христианина. «Блажен, кто любит Тебя (Боже), кто любит и ближнего в Тебе и врага ради Тебя», — говорит блаж. Августин, и в этих словах — выражение всего святоотеческого учения по этому вопросу. Тесная, неразрывная связь религии и нравственности, веры и жизни должна проявляться и в христианском воспитании. Церковные наставления, касающиеся христианского воспитания, нигде не различают строго религиозную и нравственную стороны. Обе они представляют единое целое, которое свт. Иоанн Златоуст называет любомудрием, подразумевая истинно христианское религиозно-нравственное воспитание. «Дело народного воспитания должно быть освящено Церковью, а школа должна быть преддверием Церкви, — считал К. Д. Ушинский. — Школа учит человека сравнительно недолго, Церковь поддерживает и наставляет его от колыбели до могилы». Научение Закону Божию и есть введение в жизнь Церкви. «Содержанием церковной жизни должна быть святость», — говорил Святейший Патриарх Алексий II на Епархиальном собрании 23 декабря 2003 г. в Москве. Православные школы — те «школы, где дети прежде всего воспитываются в духе святости». Дело не в создании структур, параллельных государственным, а в «служении в духе любви». «Крестные ходы — это не церковные парады и демонстрации, а освящение общей молитвой города, в котором мы живем. Если в духовной школе — академии, институте, университете, семинарии, гимназии — не воспитывают стремление к святости, если социальное служение совершается без любви и милосердия, если во время крестного хода заботятся только о внешнем и не молятся усердно Богу, то все это будет профанацией и не приблизит нас к Царствию Небесному». 1. Молитва Молитва, совершаемая в школе неопустительно, способствует успешности учения и воспитания и оказывает благотворное влияние на всю последующую жизнь учеников. Религиозно-нравственное образование детей может успешно совершаться только при помощи Божией, ибо «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126, 1). Молитва есть благодатное средство к снисканию помощи Божией, посредством молитвы мы можем испрашивать себе благодать Божию для всякого доброго дела. Поэтому, если учитель убежден, что без помощи Божией его познания, искусство и усердие недостаточны для такого великого дела, как спасение многих душ, то он убежден и в необходимости молитвы вместе с детьми. Он не только сам усердно молится, но и в детях своим примером пробуждает любовь к молитве. Плоды этого упражнения становятся заметны в школе и еще с большею силою обнаруживаются в позднейшей жизни учеников после школы. Молитва дает учителю возможность реже прибегать к угрозам и наказаниям; она делает сердца детей восприимчивыми для истины и для всего доброго; она облегчает для детей учение. Можно надеяться, что с помощью упражнений она остается на всю жизнь, станет глубже и плодотворнее. Для правильного упражнения детей в молитве, с живою пользою для них, учитель должен понимать: а) внешние знаки молитвы, б) внутреннее настроение детей во время молитвы и в) способы приучения детей к молитве.
Внешние знаки молитвы Под внешними знаками разумеются: слова молитвы и внешние телесные действия, сопровождающие молитву. Хотя эти знаки составляют лишь внешнюю сторону молитвы, однако никак не следует считать их ненужными. Сам Господь Иисус Христос, давший ученикам образец молитвы, освятил их Своим примером, и Церковь соблюдает их во всей строгости. Особенно необходимы внешние знаки детям, так как без их содействия сама молитва была бы невозможна для детей. Кроме совершения обыкновенных поклонов и крестного знамения, молитва выражается многими другими внешними действиями, каковы: обращение взора к небу или наклонение его к земле, поднятие и распростертие рук, наклонение головы и преклонение колен, повержение на землю, слова, изливающиеся от полноты души, вздохи и слезы. Все эти действия имеют высокую цену в очах Божиих, но все неестественное, преувеличенное и лицемерное в этих действиях низводит на молящихся гнев Божий и не должно быть допускаемо в детях. Внутреннее настроение молящегося Дети должны молиться от сердца и с доброй волей. Законоучитель должен мало-помалу вводить детей в дух молитвы. С этою целью он должен чаще говорить им о свойствах истинной молитвы, объяснять одну за другою важнейшие молитвы, стараться делать молитву приятною для детей и пользоваться всеми случаями, когда дети легко могут молиться от сердца и с чувством. Заучиванье молитв должно производиться не только на специальных уроках по объяснению молитв, но и при всех других, удобных к тому, случаях, например, при начале и окончании уроков. Как во всем другом, так особенно здесь, лучшим руководителем для пробуждения в детях молитвенного духа служит пример законоучителя и всей Церкви. Церковь научает, когда молиться, в каких случаях, как и какими словами. Законоучитель должен удерживать детей во время молитвы от ложного, не свойственного им напряжения как в самом молитвенном настроении духа, так и во внешних обнаружениях молитвы. Способы приучения детей к молитве будут рассмотрены в главе «Методика изучения молитвы».
2. Участие в церковном богослужении Приучение детей к религиозно-нравственной жизни возможно в том лишь случае, когда будет вестись в ближайшем общении с Церковью, будет проникнуто духом церковности; ибо вне Церкви нет жизни. Дух же Церкви выражается в богослужении: через богослужение Православная Церковь, вселенская учительница, учит и воспитывает своих чад. Поэтому на участие детей в церковном богослужении должно смотреть как на самую существенную и необходимую часть религиозно-нравственного воспитания. Св. прав. Алексий Мечёв говорил, что нужно не только внушать понятие о Боге, но приучать к богослужению. Приучение детей к участию в церковном богослужении должно начинаться в родительском доме. Также в этом должны участвовать: учитель — это одна из самых существенных его обязанностей; вообще все взрослые прихожане, ибо по долгу христианского милосердия всякий обязан научить незнающего и неученого (Православное исповедание, вопр. 49). Иноверные педагоги очень много рассуждают о том, надобно ли допускать детей к участию в церковном богослужении? Могут ли дети присутствовать в церкви с пользою для себя? Не завести ли для них особое богослужение, более для них понятное? Подобные вопросы весьма естественны в протестантских обществах и Римско-Католической Церкви, ибо у протестантов богослужение состоит, главным образом, из проповеди и отличается крайнею сухостью; у римских же католиков преобладает в богослужении внешняя форма, под которою внутренний смысл остается подавленным. Не то мы видим в православном богослужении. В нем нет ничего преобладающего, внешняя форма его находится в полном соответствии с внутренним содержанием, всему дано надлежащее значение, ничто не забыто и не опущено. Православная Церковь соединила в своем богослужении все, что может привлечь и занять молящегося: важность и святость предметов с духовною приятностью и священностью выражения, простоту с велелепием, благоговение с восторгом, душевную пользу с высоким Духовным услаждением. В Православной Церкви за ее церковным служением все душевные силы молящегося приводятся в действие, питаются и укрепляются в равной мере, все получают от него душевную пользу, каждый по мере своего требования, соответственно душевному своему настроению, своим способностям и силам. Ввиду всего этого православный воспитатель должен заботиться не о том, чтобы приспособить само богослужение к детскому возрасту — на это никто не имеет и права, а единственно о том, чтобы детей сделать способными к благотворному для них участию в церковном богослужении. Для достижения этой цели необходимы: личное присутствие детей за церковными службами, их благоговейное участие в церковном богослужении и внимательное слушание церковных поучений. О присутствии детей за церковными службами Для плодотворного участия в церковном богослужении необходимо прежде всего личное внешнее присутствие верующего за церковными службами. Поэтому первая обязанность законоучителя состоит в том, чтобы приучить детей к неопустительному посещению церковного богослужения. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Мы позволяем детям посещать зрелища, а чтобы они не убегали Церкви, чтобы не стояли в ней неблагоговейно, о том не заботимся. Мы заставляем их давать отчет в том, что они выучили в светских училищах. Почему же не требовать у них отчета в том, что они слышали в доме Господнем». «Когда надобно вести детей в театр или на зрелища, тогда нет занятий, нет обязанностей, которые бы нас удерживали: все уступает перед этой жалкой приманкою. А когда идет дело о столь важном и полезном занятии, тогда говорят: не должно терять времени. Можно ли не раздражить гнева Божия? Для всего прочего вы находите досужее время, но служение Богу кажется вам и слишком тяжким, и слишком обременительным для детей». В житиях новомучеников и исповедников Российских мы находим примеры того, как привлекая детей к сознательному участию в богослужении, родители спрашивали у них отчет об услышанном Евангельском чтении. Почему бы и нам на занятии после Литургии не обсудить с детьми воскресное Евангелие? Дети должны находиться за церковным богослужением:
• во все воскресные дни, · в Господские и Богородичные праздники и в дни святых, особенно чтимых Церковью, во все важнейшие времена в церковном году, каковы: Страстная неделя, Пятидесятница, посты и др. на всех церковных службах, совершаемых по частным просьбам их родителей и близких родных: заздравные и заупокойные Литургии, панихиды, молебны в дни именин, крестины, похороны и т. п. В именины каждого ученика законоучитель- священник служит особый молебен, за которым, по желанию, могут находиться и товарищи именинника. Продолжительное стояние за церковными службами, без сомнения, очень трудно для детей, при живости их природы, и требует от них большого самоотвержения. Но самоотвержение есть основание нравственного совершенства, и потому его нужно всеми мерами развивать в детях с раннего возраста. Указанного выше порядка должно держаться не только в учебные дни, но и во время отпусков. Законоучитель должен настоятельно требовать от родителей, чтобы они приводили в церковь детей во все воскресные и праздничные дни, а также в дни школьных каникул, особенно летних. О благоговейном пребывании за церковными службами Что должен сделать учитель? • Учитель дает детям понятие о храме, богослужении, главном Таинстве Евхаристии. Это должны быть не сухие сведения, а понятия, непосредственно связанные с духовной жизнью детей, важные для них. Например, при изучении православного храма наибольшее внимание надо уделить не его устройству, а значению его в жизни христианина. Многочисленные свидетельства любви к храму Божию, невозможности жизни без него мы находим в житиях святых. • Учитель должен строго следить, чтобы дети оказывали благоговейное почитание храму Божию и всем его принадлежностям не только при богослужении, но и во всякое другое время вне церкви. Он должен, например, внушить, чтобы они, проходя мимо храма, остановились и сдел али три малых поклона с крестным знамением, чтобы оказывали почитание священным сосудам, иконам, одеждам, церковным книгам, священникам, свечам и проч.; наблюдать, чтобы дети не портили в церкви стен, не собирались играть на Церковном дворе, не бегали вокруг церкви. Особо сложно бывает современным детям вести себя благоговейно в нецерковной среде, среди неверующих друзей и близких — например, совершать крестное знамение, проезжая мимо храма. Здесь учитель напоминает им о важности миссионерства, свидетельства о своей вере: «Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими» (Лк. 12, 8). • Учитель должен объяснить подробно и чаще напоминать детям, как они должны держать себя в церкви во время богослужения. Рассказ о правилах поведения в храме содержит, во-первых, сведения о том, что нужно делать в храме — молиться, и только потом — чего нельзя делать. Поняв главное, дети и сами могут рассказать, что запрещено в церкви. Дети должны входить в храм Божий с непокрытой / покрытой головою, ровным и мерным шагом, без шума, никого не толкая и не дергая; по приходе на место воздать поклонение Богу; перед иконами стоять благопристойно; во время совершения службы не разговаривать, с места на место не переходить и не отвлекать внимания православных от службы ни словом, ни движением, но пребывать со страхом, в молчании, тишине и во всяком почтении; в алтарь не входить, на солее не стоять, к целованию святого креста, икон и Евангелия подходить в порядке, прилично и с благоговением. • Учитель, по соглашению со священником и прихожанами, должен избрать для учеников особое место в церкви. Эта уступка вызывается словами Самого Господа: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного» (Мф. 18, 10).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|