Диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста. Чтобы логопедом стать Нужно многое уметь; Очень важно педагогам Диагностикой владеть…
Педагогическая диагностика насчитывается столько же лет, сколько и вся педагогическая деятельность. Диагностика – это теория и практика постановки диагноза. «Диагноз» - подразумевается определение сущности, причины какого-либо нарушения с целью его коррекции, что влечет за собой определенное решение о педагогическом воздействии на данный объект. Установив причины речевых нарушений, намечаются меры по их устранению, компенсации с учетом резервных возможностей каждого ребенка, что требует частичного обследования. Под диагностической деятельностью понимается процесс, в ходе которого с использованием диагностического инструментария или без него, соблюдая необходимые критерии качества, мы наблюдаем за детьми, обрабатываем полученные результаты, что помогает не только установить причины речевого дефекта, но и дать вероятный прогноз. Существенными вопросами применения речевых диагностических методик являются: удобство пользования, простота обработки данных, их доступность и понятность. Немаловажное значение имеет и то, в каких условиях происходит исследование, кто его проводит и как затем используются логопедические, неврологические, психологические данные в общем заключении о ребёнке, в постановке диагноза.
Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития. Для обследования детей были использованы тесты Л. А. Квинта в модификации Г. Гельнитца. А также пробы, предложенные Р. И. Лалаевой, Т. Б. Филичевой, О. Б. Иншаковой, Н. С. Жуковой. Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. Обследование речи дошкольников и их отбор для логопедических занятий Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции. В первые две недели сентября и последние две недели мая учителя-логопеды проводят комплексное обследование развития детей с речевыми нарушениями. Затем обрабатываются результаты диагностики и приступают к планированию коррекционной работы. Что входит в логопедическое обследование? По анамнестическим данным уточняются речевое развитие ребенка от рождения до трех лет, особенности развития моторных функций, характер манипулятивной и игровой деятельности, наличие навыков самообслуживания
(в cooтношении с возрастными нормами). Каждый ребенок обследуется по таким параметрам: - мелкая моторика - артикуляционная моторика;
Рекомендации к проведению логопедического обследования. Изучение уровня речевой коммуникации Методические указания: Для изучения коммуникативных умений детей проводятся наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать свои мысли. Исследование состояния восприятия речи проводится в процессе беседы и выполнения специальных заданий (содержащих последовательно данных инструкций, например: «Подойди к шкафу, возьми с нижней полки красный кубик, положи его на стол рядом с карандашами»). Исследование зрительного восприятия, пространственного праксиса может проводиться при выполнении следующих заданий: - называние и дифференциация основных цветов и их оттенков; - показ правой, левой руки; - показ предметов впереди, позади, вверху, внизу.
Исследование состояния произвольной моторики включа ет следующие моменты: - обследование произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лба, глаз, щек); - обследование речевой моторики (сила, точность, объем, переключаемость движений губ, языка, щек); - состояние отдельных компонентов общей произвольной моторики: статическая и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений; - обследование тонкой моторики пальцев рук (качества и степени дифференцированного движения, возможности действий с предметами).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|