Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста.




Диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста.

                                                                      Чтобы логопедом стать

                                                                      Нужно многое уметь;

                                                                      Очень важно педагогам

                                                                      Диагностикой владеть…

 

    Педагогическая диагностика насчитывается столько же лет, сколько и вся педагогическая деятельность.

    Диагностика – это теория и практика постановки диагноза.

    «Диагноз» - подразумевается определение сущности, причины какого-либо нарушения с целью его коррекции, что влечет за собой определенное решение о педагогическом воздействии на данный объект. Установив причины речевых нарушений, намечаются меры по их устранению, компенсации с учетом резервных возможностей каждого ребенка, что требует частичного обследования.

    Под диагностической деятельностью понимается процесс, в ходе которого с использованием диагностического инструментария или без него, соблюдая необходимые критерии качества, мы наблюдаем за детьми, обрабатываем полученные результаты, что помогает не только установить причины речевого дефекта, но и дать вероятный прогноз.

    Существенными вопросами применения речевых диагностических методик являются: удобство пользования, простота обработки данных, их доступность и понятность.

    Немаловажное значение имеет и то, в каких условиях происходит исследование, кто его проводит и как затем используются логопедические, неврологические, психологические данные в общем заключении о ребёнке, в постановке диагноза.

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.   Для обследования детей были исполь­зованы тесты

Л. А. Квинта в модификации Г. Гельнитца. А также пробы, предложенные

Р. И. Лалаевой, Т. Б. Филичевой, О. Б. Иншаковой, Н. С. Жуковой.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
  Первичное обследование устной речи дошкольников (экспресс-диагностика) проводится индивидуально традиционными логопедическими приемами. Обследование речи должно охватывать состояние артикуляционного аппарата, произношение и различение звуков, темп, плавность речи, пассивный и активный словарь, грамматический строй речи.

Обследование речи дошкольников и их отбор для логопедических занятий

   Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.

В первые две недели сентября и последние две недели мая учителя-логопеды проводят комплексное обследование развития детей с речевыми нарушениями. Затем обрабатываются результаты диагностики и приступают к планированию коррекционной работы.
    

Что входит в логопедическое обследование?

По анамнестическим данным уточняются речевое развитие ребенка от рождения до трех лет, особенности развития моторных функций, характер манипулятивной и игровой деятельности, наличие навыков самообслуживания

(в cooтношении с возрастными нормами).   

Каждый ребенок обследуется по таким параметрам:

- мелкая моторика

- артикуляционная моторика;
- пространственная ориентировка;
- звукопроизношения;
- фонематические процессы;
- словарный запас;
- грамматический строй речи;
- связная речь;
  Все полученные данные помогают логопеду понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
  По результатам диагностики логопед делает заключение о состоянии речи ребёнка. По показаниям планируется план работы по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.

        

Рекомендации к проведению логопедического обследования.

Изучение уровня речевой коммуникации

Методические указания:

Для изучения коммуникативных умений детей проводятся наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать свои мысли.

    Исследование состояния восприятия речи проводится в процессе беседы и выполнения специальных заданий (содержащих последовательно данных инструкций, например: «Подойди к шкафу, возьми с нижней полки красный кубик, положи его на стол рядом с карандашами»).

     Исследование зрительного восприятия, пространственного праксиса может проводиться при выполнении следующих заданий:

     - называние и дифференциация основных цветов и их оттенков;

     - показ правой, левой руки;

     - показ предметов впереди, позади, вверху, внизу.         

                                                                                                                   

Исследование состояния произвольной моторики включа ет следующие моменты:

- обследование произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лба, глаз, щек);

- обследование речевой моторики (сила, точность, объем, переключаемость движений губ, языка, щек);

- состояние отдельных компонентов общей произвольной моторики: статическая и динамическая координация, одно­временность, отчетливость движений;

- обследование тонкой моторики пальцев рук (качества и степени дифференцированного движения, возможности действий с предметами).

        

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...