Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование анатомического строения органов артикуляции




Исследование анатомического строения органов артикуляции

       Проводится при выполнении следующих движений:

а) для нижней челюсти: открыть рот; закрыть рот; попеременно открыть – закрыть рот; подвигать нижней челюстью из стороны в сторону. Отметить особенности строения прикуса (прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрёстный, прогнатия, прогения). Отметить особенности строения зубов (крупные, отсутствие зубов, зубы редкие, маленькие, неправильной формы, диастема, вне челюстной дуги, сверхкомплектность);

       б) для губ: «улыбка» с оскалом резцов; попеременно «улыбка» - «хоботок»;

Отметить особенности строения губ (тонкие, толстые, вывернутые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы: частичная, полная, односторонняя, двухсторонняя);

 

 

в) для языка: высунуть язык, удержать по средней линии; сделать язык широким («лопаткой»), узким («иголочкой»), попеременно широким – узким; поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы; узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта. Отметить особенности строения языка (макроглоссия, микроглоссия, короткая укороченная, толстая утолщённая подъязычная связка, послеоперационного узла);

г) для мягкого нёба: покашлять с открытым ртом (язык на нижней губе); произнести звук [а] с широко открытым ртом. Отметить особенности строения твёрдого и мягкого нёба (высокое или готическое; низкое; расщелина сквозная односторонняя или двухсторонняя, несквозная полная или неполная, субмукозная); укорочение мягкого нёба; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка, рубцовые изменения нёба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; срастание мягкого нёба с дужками, миндалинами или задней стенкой глотки; увеличение глоточной непарной миндалины).

Общее звучание речи

Ребенку предлагается рассказать стихотворение, составить рассказ по серии сюжетных картинок, побеседовать с логопедом.

Отметить:

- характерные особенности голоса: по силе – нормальный, громкий, тихий, затухающий к концу фразы, иссякающий; по высоте – нормальный (грудной), высокий, низкий, фальцет, немодулированный, монотонный; по тембру – с носовым оттенком, хриплый, грубый, глухой, гортанно-резкий, «металлический», писклявый;

- тип и продолжительность дыхания (положить ладонь на область диафрагмы ребенку во время речи). Отметить характеристику речевого дыхания (по результатам произношения фразы, состоящей из 3 – 4 слов (для детей 5 лет), 4 – 6 слов ( для детей 6 – 7 лет). Грудное, диафрагмальное, диафрагмально-грудное, верхне-ключичное (поверхностное), короткий вдох, непродолжительный выдох; - выразительность речи: дикция – отчетливая, смазанная, невнятная; темп – нормальный, ускоренный, замедленный; ритм – норма, аритмия (слова во фразе произносятся с разным ритмом, то быстро, то медленно).

 

Исследование состояния просодических компонентов речи

Отмечаются характеристики темпа речи (нормальный, ускоренный, замедленный); ритма (нормальный, дисритмия); паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке); интонирования (способность употребления основных видов интонации).

 

Исследование состояния звукопроизношения

Определяется характер нарушения произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искажённое, дефектное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласны; в словах – в начале, в конце, в середине; во фразах).

Произнести за логопедом гласные звуки: [А], [О], [У], [Ы], [И], [Э]; согласные звуки: свистящие - [С], [С′ ], [З], [З′ ], [Ц]; шипящие [Ш], [Ж], [Щ], [Ч]; сонорные звуки: ротовые - [Л], [Л′ ], [Р], [Р′ ]; носовые - [М], [М′ ], [Н], [Н′ ]; йотированные звуки - [Я], [Е], [Ё], [Ю], [Й] (по логопедическому альбому: на материале предметных картинок, слогов, слов разной структуры, словосочетаний, фраз стихотворного текста). При необходимости исследовать и другие звуки.

Отметить отсутствие, замену, искажение звука.

Исследование фонематических функций

Отмечается:

а) способность к фонематическому анализу и синтезу:

- при выделении ударного гласного в начале слова: Аня, аист, Оля, осы, утро, умный, Ира, иней;

- при выделении звука из слова:

· звук [с]: сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус, лопата;

· звук [ш]: дым, шар, нога, душ, книга, кошка, картина, подушка, камыш;

· звук [р]: рак, дом, перо, стакан, пирамида, машина, листья, топор, помидор;

· звук [л]: сад, лом, шум, лапа, бумага, весло, самокат, булавка, стол;

       - при определении первого, последнего звука в слове: мак, дом, топор, ландыш, самолёт, палец;

    - при определении последовательности и количества звуков в слове: дым, ваза, кошка, волк;

       - при составлении слова из последовательно данных звуков: н, о, с; л, у, ж, а; т, а, п, к, а;

       а) слухо-произносительная дифференциация звуков:

       - не смешиваемых в произношении: почка – бочка; мошка – ножка; банка – банька; мышка – мишка; корка – горка (на материале слов-квазиомонимов);

       - смешиваемых в произношении: рак – лак; гроза – глаза; угорь – уголь; суп – зуб; коса – коза; лиса – лица; Луша – лужа; кочка – кошка; миска – мишка; речка – редька (на материале картинок слов-квазмомонимов);

       - при произношении серии слогов: та – да, ба – ма, да – га, ва – та, ня – на, ка – га, фа – фя, ма – ка, ба – на – ба, ка – ка – га, на – ня – на, са – та – са, за – за – жа, ца – са – ца.

       В выводах отмечаются возможности слухо-произносительной дифференциации звуков, способность к осуществлению простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза, уровень развития фонематических представлений.

 

 

Исследование состояния лексики:

       а) для изучения состояния словаря существительных предлагается:

       - называние предметных картинок по лексическим темам (в соответствии с программными требованиями обучения и воспитания ребёнка);

       - обобщение картинок одним словом;

       - называние целого предмета и его частей:

стул – ножки, сиденье, спинка;

машина – кабина, фары, колёса, кузов;

рубашка – рукав, воротник, пуговицы;

рука – плечо, локоть, кисть, пальцы;

лицо – брови, ресницы, подбородок, лоб;

       б) для изучения состояния глагольгого словаря предлагается:

       - называние действий по картинкам или по демонстрации:

птица – летает; рыба – плавает; змея – ползает; заяц – прыгает; самолет – летает; лодка – плывёт; собака – лает, кусает, спит, ест, пьёт, играет, грызёт;

       - называние профессиональных действий (с использованием наименований профессий):

врач – лечит, учитель – учит, строитель – строит, повар – варит, художник – рисует, музыкант – играет, балерина – танцует, маляр – красит;

 

       в) для изучения состояния словаря прилагательных предлагается:

       - называние цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный, коричневый, серый, голубой, розовый, оранжевый;

       - подбор определений к слову:

ёж – колючий, роза - …;

       - подбор антонимов (с 6 лет):

                      большой - …                                     открывать - …

                      широкий - …                                     опускать - …

                      длинный - …                                     добро - …

                      грязный - …                                      далеко - …

                      молодой - …                                     радость - …

      

       В выводах отмечается: объём словаря, его соответствие возрасту, замены слов по различным признакам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...