Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии оценки. ПРИЛОЖЕНИЕ. к схеме обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стертая дизартрия, ринолалия).




Критерии оценки.

 

Оценка в баллах.

1 - низкий уровень;
2 - ниже среднего;
3 - средний;
4 - достаточный.

    I. Звукопроизношение
1. Нарушение нескольких групп звуков.
2. Недостаточное произношение одной группы звуков. Звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков.
3. Звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков.

4. Звукопроизношение в норме.

    II. Фонематические процессы
1. Не слышит данный звук в любой позиции.
2. Не дифференцирует оппозиционные звуки какой-либо группы, с заданием справляется, но допускает несколько ошибок.
3. С заданием справляется, но допускает несколько ошибок

4. Фонематические процессы в норме.

    III. Словарный запас
1. Активный словарь ограничен бытовым уровнем.
2. Владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы.
3. Использует все части речи, но не всегда точно отражает в речи приставочные глаголы (выливает - переливает); использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки; пользуется антонимами, но при подборе синонимов испытывает затруднения.
4. Активный словарь близок к возрастной норме.

    IV. Грамматический строй речи
1. Речь резко аграмматична.
2. Допускает большое или незначительное количество ошибок при словоизменении и словообразовании.
3. Допускает незначительное количество ошибок при словообразовании и словоизменении.
4. Грамматический строй близок к возрастной норме.

    V. Связная речь
1. Фразовая речь резко аграмматична.
2. Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа-описания, пользуется вопросно-ответной формой, не пользуется планом при построении рассказа, при описании использует не более двух признаков.
3. При составлении рассказа использует не более двух-трех предложений; не пользуется планом при построении рассказа, при описании использует не более двух признаков.
4. Умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции.

VI. Пространственная ориентировка
1. Не ориентируется на плоскости и в пространстве.
2. Владеет понятиями верх - низ, испытывает значительные затруднения в понятиях право - лево.
3. Ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затруднения.
4. Пространственная ориентировка соответствует возрасту.


    VII. Артикуляционная моторика
1. Объем артикуляционных движений ограничен (мимика бедна), наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата.
2. Неполный объем артикуляционных движений; неточное выполнение статических артикуляционных упражнений.
3. Статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объеме; при выполнении динамических упражнений испытывает затруднения.
4. Строение и подвижность органов артикуляции без особенностей.


    VIII. Мелкая моторика
1. Мелкая моторика ограничена (с трудом выполняет статичные пробы, наблюдаются гиперкинезы, тремор).
2. Испытывает затруднения при выполнении динамических проб.
3. Точно выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения в выполнении асимметричных движений обеими руками.
4. Мелкая моторика в норме.
        

    Подобная форма мониторинга коррекционно-развивающей логопедической работы способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого ребенка и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к схеме обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стертая дизартрия, ринолалия).

Составитель Л. В. Лопатина

I. Методические рекомендации к сбору анамнестических данных

При изучении характера протекания беременности отметить:

       - токсикоз (1-й, 2-й половина беременности);

       - хронические заболевания матери (заболевания печени, почек, сердечно-сосудистые, эндокринные);

       - простудные и инфекционные заболевания (1-я, 2-я половина беременности);

       - применение медикаментозных средств (жаропонижающие, противосудорожные, антикоагулянтные, антипаразитические, седативные средства, антибиотики, гормональные препараты и их синтетические аналоги);       

       - влияние химических веществ, широко применяющиеся в промышленности и быту (бензин, формальдегид, ядохимикаты, кислоты, фенолы, и т. д. );

       - повышенный фон радиационного излучения;

       - употребление алкоголя, никотина, наркотиков;

       - психические и физические травмы матери (1-я, 2-я половина беременности).

 

            При изучении характера протекания родов отметить:

       - нормальные, стремительные, затяжные (обезвоженные);

       - слабость родовой деятельности матери;

       - применение средств родовспоможения (стимуляция): механическая, химическая, электростимуляция; наложение щипцов; кесарево сечение;

       - наличие асфиксии (синей, белой);

       - травмы во время родов (переломы, черепно-мозговые травмы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребёнка);

       - резус-фактор (совместимость, отрицательный);

       - вес и рост ребёнка при рождении.

 

            При изучении раннего постнатального развития отметить:

       - характер грудного вскармливания (активное сосание, отказ от груди, трудность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания, до какого времени осуществлялось грудное вскармливание, последующее вскармливание (смешанное искусственное);

       - характер «жизненного ритма» ребёнка (без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство, постоянный и ничем не объяснимый плач, стойкое нарушение сна);

       - раннее психомоторное развитие (с какого времени ребёнок удерживает голову, сидит, стоит, ходит; время появления первых зубов и их количество в году).

 

            При изучении характера речевого развития отметить время появления и характер изменения лепета, первых слов, фразовой речи; речевая среда.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...