Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование состояния моторики.




Исследование состояния моторики.

     - Исследование состояния общей моторики проводится в процессе выполнения прыжков на обеих ногах; прыжков (попеременно) на правой, левой ноге; действий с мячом (поймать брошенный мяч, подбросить мяч над головой, поймать).

- Исследование состояния ручной моторики проводится в процессе выполнения заданий на определение:

     а) кинестетической основы движений (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки, обеих рук; одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки, обеих рук; соединить в кольцо большой палец правой

    б) кинетической основы движений (поочерёдное сгибание и разгибание пальцев правой, левой руки, начиная с большого, с мизинца; «пальчики здороваются», одновременное изменение положений кистей рук: одна сжата в кулак, другая – с распрямленными пальцами; «кулак – ребро – ладонь».

- Обследование тонких движений пальцев рук

Определение качества и степени дифференцированности движений:

1. Сжать пальцы в кулак.

2. Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («Пальчики прячутся»).

3. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).

- Обследование действий с предметами

1. Выложить узор мозаики.

2. Самостоятельно застегнуть пуговицы.

3. Вычертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради.

4. Нанизывать на нитку бусинки.

5. Укладывать в коробку правой и левой руками по одной 5 спичек (палочек).

     - Исследование состояния артикуляционной моторики проводится при выполнении следующих движений:

     • открыть рот; закрыть рот; попеременно открыть – закрыть рот;

     • «улыбка» с оскалом резцов; попеременно «улыбка» - «хоботок»;

     •высунуть язык, сделать язык широким («лопаткой»), узким («иголочкой»),

     - Исследование работы мышц лицевой мускулатуры производится при выполнении различных мимических движений: надувание щёк, поднимание бровей, нахмуривание бровей поочерёдное зажмуривание глаз, наморщивание носа, поднимание верхней губы.

 Изучение состояния звуковой стороны речи.

При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер нарушения произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искажённое, дефектное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласны; в словах – в начале, в конце, в середине; во фразах).

Данные заносятся в таблицу.

 

Состояния звукопроизношения

Звуки

Характер произношения звуков

изолированно в словах во фразах
б – п – м      
в – ф       
д – г – н      
г – к – н      
й      
с      
с′      
з      
з′      
ц      
ш      
ж      
щ      
ч      
л      
л′      
р      
р′      

 

При исследовании фонематических функций.

Методические указания к обследованию речи: Для выявления особенностей звукопроизношения детей можно использовать широко известную стандартную мето­дику. Важно проверить, как дети произносят звуки не толь­ко в отдельных словах, но и во фразовой речи. С этой целью применяются наборы предметных и сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях. Для проверки умений дифференцировать звуки ребенку предлагаются картинки, в названии которых встреча­йся оба дифференцируемых звука (з-с, ж-ш,

б-п, г-к, л-р), и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка-миска, лак-рак). При обследовании произно­шения следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчетливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания.

Результаты обследования речи заносятся в таблицу, где знаком (+) отмечается правильное произношение, умение дифференцировать звуки, регулировать темп речи и дыхания; знаком (-) - пропуск звуков, отсутствие их дифференциации, нарушения в регулировании темпа речи. При замене звуков в соот­ветствующей клетке указывается звук-заместитель.

 

 

   

Фамилия, имя ребенка Воз­раст Звуко-произно-шение

Дифференциация звуков

Оценка речи в баллах
        с ш з ж ц ч с щ п б т д к г л р  
                         

         

 Изучение словарного запаса детей.

 Методические указания:

Необходимо выявить способность детей быстро подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова.

 

Задание № 1. Классификация понятий.

Материал; картинки с изображением животных, одеж­ды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта. Педагог называ­ет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуе­мого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных.

 

Задание. № 2. Подбор антонимов.

Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению. Например: грустный-веселый, молодой-старый, тонкий-толстый, трусливый-смелый.

 

Задание № 3. Подбор синонимов.

Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребенку предлагается подобрать к названному слово, близкое по зна­чению. Например: весе­лый, старый, большой, идти, бежать, разгова­ривать.

 

Задание № 4. Подбор определений.

Проводится в форме игры в слова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предлагают слова: мяч, яблоко, дерево, собака, че­ловек. (Например: дерево. Какое оно? Как про него можно сказать еще? Каким оно может быть? )

 

 Изучение грамматической стороны речи.

Методические указания:

Необходимо выявить уровень владения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова. С этой целью предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений.

 

Задание № 1. Понимание грамматических структур.

Материал: кукла, фигурка животных. Пе­дагог произносит фразу и просит ребенка проиллюстриро­вать ее смысл с помощью игрушек. (Например: уложи ма­ленького ребенка спать; кошка поймана мальчиком; утка убежала, прежде чем ее схватил волк; собака кусает мед­ведя, который схватил зайца; собака позволяет мальчику погладить ее и др. )

Задание № 2. Образование форм имен существительных, обозначающих детенышей животных.

Материал: картинки с изображением животных и их детенышей (лошадь, слон, лиса, кошка, заяц и др. ). Задания предлагаются в форме игры «Кто у кого? ». Необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать формы множественного числа именительного и родительного падежей (У лисы — лисята, у лисы много лисят и др. ).

Задание № 3. Изменение имён существительных по числам. Задания предлагаются в форме игры «Один-много». Стол – столы, окно - …, стул - …, рука - …  

         

     Задание № 4. Согласование имён прилагательных с существительными (называние цвета): шар – красный, кофта – красная, небо – красное.

     Задание № 5. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: ключ – ключик,                      ведро - …, тетрадь - …     лист - …

     Задание № 6. Образование относительных прилагательных от существительных: стакан из стекла – стеклянный,                    коробка из картона - …

мяч из резины - …   сумка из кожи - …

     Задание № 7. Образование притяжательных прилагательных (с 6 лет):

книга дедушки – дедушкина, уши лисы - …, хвост зайца - …, платок мамы - …

 

 Изучение уровня связной речи детей.

Методические указания:

Для изучения уровня связной речи используется методи­ка «пересказа текста». Детям предлагается прослушать не­большой по объему незнакомый рассказ или сказку.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...