Исследование состояния моторики.
Исследование состояния моторики. - Исследование состояния общей моторики проводится в процессе выполнения прыжков на обеих ногах; прыжков (попеременно) на правой, левой ноге; действий с мячом (поймать брошенный мяч, подбросить мяч над головой, поймать). - Исследование состояния ручной моторики проводится в процессе выполнения заданий на определение: а) кинестетической основы движений (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки, обеих рук; одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки, обеих рук; соединить в кольцо большой палец правой б) кинетической основы движений (поочерёдное сгибание и разгибание пальцев правой, левой руки, начиная с большого, с мизинца; «пальчики здороваются», одновременное изменение положений кистей рук: одна сжата в кулак, другая – с распрямленными пальцами; «кулак – ребро – ладонь». - Обследование тонких движений пальцев рук Определение качества и степени дифференцированности движений: 1. Сжать пальцы в кулак. 2. Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («Пальчики прячутся»). 3. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»). - Обследование действий с предметами 1. Выложить узор мозаики. 2. Самостоятельно застегнуть пуговицы. 3. Вычертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради. 4. Нанизывать на нитку бусинки. 5. Укладывать в коробку правой и левой руками по одной 5 спичек (палочек). - Исследование состояния артикуляционной моторики проводится при выполнении следующих движений: • открыть рот; закрыть рот; попеременно открыть – закрыть рот;
• «улыбка» с оскалом резцов; попеременно «улыбка» - «хоботок»; •высунуть язык, сделать язык широким («лопаткой»), узким («иголочкой»), - Исследование работы мышц лицевой мускулатуры производится при выполнении различных мимических движений: надувание щёк, поднимание бровей, нахмуривание бровей поочерёдное зажмуривание глаз, наморщивание носа, поднимание верхней губы. Изучение состояния звуковой стороны речи. При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер нарушения произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искажённое, дефектное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласны; в словах – в начале, в конце, в середине; во фразах). Данные заносятся в таблицу.
Состояния звукопроизношения
При исследовании фонематических функций. Методические указания к обследованию речи: Для выявления особенностей звукопроизношения детей можно использовать широко известную стандартную методику. Важно проверить, как дети произносят звуки не только в отдельных словах, но и во фразовой речи. С этой целью применяются наборы предметных и сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях. Для проверки умений дифференцировать звуки ребенку предлагаются картинки, в названии которых встречайся оба дифференцируемых звука (з-с, ж-ш,
б-п, г-к, л-р), и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка-миска, лак-рак). При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчетливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания. Результаты обследования речи заносятся в таблицу, где знаком (+) отмечается правильное произношение, умение дифференцировать звуки, регулировать темп речи и дыхания; знаком (-) - пропуск звуков, отсутствие их дифференциации, нарушения в регулировании темпа речи. При замене звуков в соответствующей клетке указывается звук-заместитель.
Изучение словарного запаса детей. Методические указания: Необходимо выявить способность детей быстро подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова.
Задание № 1. Классификация понятий. Материал; картинки с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта. Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных.
Задание. № 2. Подбор антонимов. Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению. Например: грустный-веселый, молодой-старый, тонкий-толстый, трусливый-смелый.
Задание № 3. Подбор синонимов. Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребенку предлагается подобрать к названному слово, близкое по значению. Например: веселый, старый, большой, идти, бежать, разговаривать.
Задание № 4. Подбор определений. Проводится в форме игры в слова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предлагают слова: мяч, яблоко, дерево, собака, человек. (Например: дерево. Какое оно? Как про него можно сказать еще? Каким оно может быть? )
Изучение грамматической стороны речи. Методические указания: Необходимо выявить уровень владения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова. С этой целью предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений.
Задание № 1. Понимание грамматических структур. Материал: кукла, фигурка животных. Педагог произносит фразу и просит ребенка проиллюстрировать ее смысл с помощью игрушек. (Например: уложи маленького ребенка спать; кошка поймана мальчиком; утка убежала, прежде чем ее схватил волк; собака кусает медведя, который схватил зайца; собака позволяет мальчику погладить ее и др. ) Задание № 2. Образование форм имен существительных, обозначающих детенышей животных. Материал: картинки с изображением животных и их детенышей (лошадь, слон, лиса, кошка, заяц и др. ). Задания предлагаются в форме игры «Кто у кого? ». Необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать формы множественного числа именительного и родительного падежей (У лисы — лисята, у лисы много лисят и др. ). Задание № 3. Изменение имён существительных по числам. Задания предлагаются в форме игры «Один-много». Стол – столы, окно - …, стул - …, рука - …
Задание № 4. Согласование имён прилагательных с существительными (называние цвета): шар – красный, кофта – красная, небо – красное. Задание № 5. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: ключ – ключик, ведро - …, тетрадь - … лист - … Задание № 6. Образование относительных прилагательных от существительных: стакан из стекла – стеклянный, коробка из картона - … мяч из резины - … сумка из кожи - …
Задание № 7. Образование притяжательных прилагательных (с 6 лет): книга дедушки – дедушкина, уши лисы - …, хвост зайца - …, платок мамы - …
Изучение уровня связной речи детей. Методические указания: Для изучения уровня связной речи используется методика «пересказа текста». Детям предлагается прослушать небольшой по объему незнакомый рассказ или сказку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|