Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Рекомендации к проведению логопедического обследования




II. Рекомендации к проведению логопедического обследования

Исследование слухового внимания и восприятия

       Производится в процессе узнавания и различения звучания музыкальных инструментов, звучащих игрушек, при определении направления источника звука.

       Ребенку предлагается определить, какая игрушка звучала: посмотреть и послушать звучание двух различных игрушек (например, дудочки – барабана, виолы - бубна). Затем ребенок отворачивается, логопед вызывает звучание донной из игрушек. Повернувшись, ребенок показывает, какая игрушка звучала, или называет ее.

       Далее ребенок определяет направление звука (звучащей игрушки). Логопед позади ребенка ударяет в бубен или звенит в колокольчик вверху, внизу, справа, слева. Ребенок называет или показывает направление звучания.

 

Исследование состояния восприятия речи

            Проводится в процессе беседы и выполнения специальных заданий (содержащих последовательно данных инструкций, например: «Подойди к шкафу, возьми с нижней полки красный кубик, положи его на стол рядом с карандашами»).

 

Исследование зрительного восприятия

       Определяется предметный гнозис. Ребенку предлагается посмотреть на окружающие предметы или на предметные картинки и назвать их.

       Устанавливается цветовой гнозис. Ребенок называет и дифференцирует основные цвета и их оттенки. Логопед перед ребенком выкладывает цветные квадраты.

       Другой прием может проводиться при выполнении следующих заданий: соотношение картинки с цветовым фоном. Перед ребенком лежит квадратный лист картона красного цвета и предметные картинки разного цвета, например, красный помидор, свекла, клубника, зеленый огурец, желтый цыпленок, белая снежинка. Ребенку надо отобрать изображения красного цвета и положить их на красный квадрат.

           

Исследование пространственного праксиса

       Ребенку предлагается показать правую, левую руки; правую, левую сторону. Выполняются речевые пробы Хэда («Покажи правой рукой правое ухо»; «… правый глаз»; «… левое ухо» «… левый глаз». «Покажи левой рукой левое ухо»; «… левый глаз»; «правое ухо»; «… правый глаз». ) Инструкцию даются в разбивку. Показ предметов впереди, позади, вверху, внизу.

       Ребенку предлагают сложить разрезные картинки из 2, 4, 6, частей;

       Сложить фигурки из палочек (по образу, по памяти).

 

Исследование состояния моторики.

       Исследование состояния общей моторики проводится в процессе выполнения прыжков на обеих ногах; прыжков (попеременно) на правой, левой ноге; действий с мячом (поймать брошенный мяч, подбросить мяч над головой, поймать).

       В выводах отмечается: объём выполняемых движений (полный, неполный); темп (нормальный, быстрый, медленный); активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство); координация движений (нормальная, некоординированность).

           

           

Исследование состояния ручной моторики

       Проводится в процессе выполнения заданий на определение:

       а) кинестетической основы движений (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки, обеих рук; одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки, обеих рук; положить кисть правой, левой руки с вытянутыми пальцами перед собой, поместить указательный палец на средний (и наоборот); соединить в кольцо большой палец правой, левой руки, обеих рук с указательным (средним, безымянным, мизинцем);

       б) кинетической основы движений (поочерёдное сгибание и разгибание пальцев правой, левой руки, начиная с большого, с мизинца; «пальчики здороваются», «игра на рояле», одновременное изменение положений кистей рук: одна сжата в кулак, другая – с распрямленными пальцами; «кулак – ребро – ладонь».

       В выводах отмечается: объём движения (полный, неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый); активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство); координация движений (нормальная, некоординированность); наличие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре, способность к переключению движений.

 

Исследование работы мышц лицевой мускулатуры

       Производится при выполнении различных мимических движений: надувание щёк, поднимание бровей, нахмуривание бровей поочерёдное зажмуривание глаз, наморщивание носа, поднимание верхней губы.

       В выводах указывается: наличие или отсутствие движения; объём движений (полный, неполный); точность выполнения (точно, неточно); активность (нормальная, заторможенность, расторможенность); мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный); замена одного движения другим; наличие синкинезий, двигательность удержания органов в заданном положении; способность к переключению одного движения на другое; тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; увеличение гиперкинезов или замедление темпа движений при повторных движениях, отклонение кончика языка при высовывании; слюнотечение; отклонение маленького язычка в сторону; тип смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный); сглаженность носогубных складок; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...