Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Карбункул. Кентавр




КАМИ

 

 

В одном пассаже у Сенеки сказано, что, по учению Фалеса Милетского,

земной шар плавает в воде, подобно кораблю, и что, когда воду эту

будоражит и волнует буря, происходят землетрясения. Японские историки и

мифологи восемнадцатого века предлагают совершенно иную сейсмологическую

теорию. В " Священных Писаниях" мы читаем следующее:

" Под плодородной землей Тростниковых Долин лежит Ками, имеющий облик

рыбы-усача; когда он двигался, начинались землетрясения, пока Великий Бот

Оленьего Острова не воткнул свой меч глубоко в землю и не пронзил голову

Ками. С тех пор, если злобный Ками шевелится. Бог протягивает руку и

нажимает на меч, пока Ками не угомонится".

Рукоять этого меча, высеченная из гранита, торчит фута на три над

землею недалеко от святилища в Кашиме. В семнадцатом веке некий феодал

шесть дней копал там землю и все же не добрался до верхушки клинка.

По народным поверьям, Джиншин-Уво, или Рыба Землетрясений, - это

угорь длиною семьсот миль, который держит на своем хребте Японию. Он

лежит, вытянувшись с севера до юга, голова его - возле Киото, а хвост

возле Аромори. Некоторые логически мыслящие ученые отстаивали обратную

позицию, так как на юге Японии землетрясения более часты, и это легче

объяснить движениями хвоста угря. Животное это в какой-то мере сопоставимо

с Багамутом мусульманских преданий и с Мидгардсормром Эдды.

В некоторых регионах Рыбу Землетрясений заменяет с сомнительным

успехом - Жук Землетрясений, Джиншин-Муши. У него голова дракона, десять

паучьих ног и чешуйчатое туловище. Его местопребывание не вода, а земля.

 

 

КАРБУНКУЛ

 

 

В минералогии карбункул - от латинского carbuncuhls, " уголек", - это

рубин, что ж до карбулкула у древних, то, по предположениям так называли

гранат.

В шестнадцатом веке в Южной Америке это название было дано испанскими

конкистадорами таинственному животному - таинственному, так как никто

никогда не разглядел его настолько, чтобы понять, птица это или

млекопитающее, покрыто оно перьями или же мехом. Поэт-священник Барко

Сентенера, утверждающий, будто видел его в Парагвае, описывает его в своей

поэме " Аргентина" (1602) как " небольшого зверька с блестящим зеркальцем на

голове, похожим на пылающий уголь... ". Другой конкистадор, Гонсало

Фернандес де Овьедо, связывает зеркало или сияющий в темноте свет - и то и

другое он видел в Магеллановом проливе - с драгоценными камнями, которые,

по поверьям, драконы прячут в своей голове. Эти сведения он почерпнул у

Исидора Севильского, писавшего в своей " Этимологии" следующее:

" Его добывают из головы дракона, однако он твердеет, становясь

драгоценным камнем, лишь тогда, когда голова отсечена у живого чудовища;

по сей причине колдуны отрубают голову у дракона спящего. Храбрецы,

желающие проникнуть в логово дракона, берут с собою зерна, которые

нагоняют на этих чудищ сон, и, когда драконы уснут, отсекают им головы и

вынимают самоцветы".

Здесь можно вспомнить шекспировскую жабу (" Как вам это понравится",

II, 1), которая, хотя " уродлива и ядовита. Но ценный камень в голове

таит... ".

Обладание карбункулом приносит богатство и счастье. Барко Сентенера

претерпел множество лишений, отыскивая на берегах парагвайских рек и в

тамошних джунглях это неуловимое существо, однако так и не нашел его. До

нынешних дней об этом звере с его таинственным камнем в голове нам больше

ничего не известно.

 

 

КЕНТАВР

 

 

Кентавр - самое гармоничное создание фантастической зоологии.

" Двуформным" назван он в Овидиевых " Метаморфозах", однако нам нетрудно

забыть о его гетерогенной природе и думать, что в Платоновом мире форм,

наряду с архетипом лошади или человека, есть архетип кентавра. Открытие

этого архетипа потребовало многих веков; первобытные и архаические

изображения представляют нам голого человека, к которому неуклюже

прикреплен конский зад. На западном фронтоне храма Зевса в Олимпии у

кентавров уже конские ноги, а там, где должна начинаться шея коня, высится

человеческий торс.

Кентавров породили фессалийский царь Иксион и облако, которому Зевс

придал облик Геры; другая легенда гласит, что они - дети Аполлона. (Есть

предположение, что слово " кентавр" происходит от " гандхарва"; в ведической

мифологии " гандхарвы" - младшие боги, правящие конями Солнца. ) Так как

греки гомеровской эпохи не ездили верхом, предполагается, что первый

кочевник, которого они увидели, показался им чем-то единым с его конем; и

в доказательство приводят то, что солдаты Писарро и Эрнана Кортеса также

представлялись индейцам кентаврами. " Один из тех всадников упал с лошади,

и когда индейцы, уверенные, что это одно целое, увидели, что это животное

разделилось на две части, страх их был так велик, что они с воплями

побежали вспять, к своим, крича, что из одного стало двое, и повергая всех

в ужас; и было в этом некое тайное чудо, ибо, не будь такого случая, можно

полагать, что они перебили бы всех христиан", - гласит один из текстов,

приводимых Прескоттом. Но грекам, в отличие от индейцев, лошадь была

известна; более правдоподобно предположение, что кентавр - это нарочито

созданный образ, а не плод ошибки по незнанию.

Самая популярная из легенд, где фигурируют кентавры, - легенда о

битве с пригласившими их на свадьбу лапифами. Для гостей вино было в

новинку - на пиру захмелевший кентавр оскорбил невесту и, опрокидывая

столы, затеял знаменитую " кентавромахию", которую Фидий или его ученик

изобразил в Парфеноне, Овидий воспел в книге XII " Метаморфоз" и которая

вдохновила Рубенса. Побежденные лапифами, кентавры были вынуждены бежать

из Фессалии. В другом сражении Геркулес, стреляя из лука, уничтожил их.

Кентавр - воплощение сельской дикости и гневливости, но

" справедливейший из кентавров" - Хирон (" Илиада", XI, 832) был наставником

Ахиллеса и Эскулапа, которых обучил искусствам музыки, собаководства,

ратному делу и даже медицине и хирургии. Запоминается образ Хирона в песне

XII " Ада", которую, с общего согласия, принято называть песнью кентавра.

На сей предмет есть тонкие наблюдения у Момильяно в его издании 1945 года.

Плиний говорит, что видел гипокентавра, законсервированного в меду и

присланного из Египта в дар императору.

В " Ужине семи мудрецов" Плутарх юмористически сообщает, что один из

Пастухов коринфского деспота Периандра принес ему в кожаной сумке

новорожденного детеныша кобылы, у которого лицо, голова и руки были

человеческие, а все прочее - конское. Плакал он, как ребенок, и все

решили, что это зловещее знамение. Мудрец Фалес, осмотрев его, рассмеялся

и сказал Периандру, что и впрямь не может одобрить поведение его Пастухов.

В пятой книге своей поэмы Лукреций утверждает, что существование

кентавров невероятно, ибо лошади достигают зрелости раньше, чем люди, и

кентавр в три года был бы взрослым конем и вместе с тем лепечущим

младенцем. Такой конь умер бы на пятьдесят лет раньше, чем человек.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...