Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гиппогриф. Два философских существа




ГИППОГРИФ

 

 

Желая обозначить невозможность или несообразность, Вергилий говорит о

попытке скрестить коня и грифа. Четырьмя столетиями позже его комментатор

Сервий утверждает, что грифы - это животные, у которых передняя часть

туловища орлиная, а задняя - львиная. Чтобы подкрепить свое утверждение,

он прибавляет, что они ненавидят лошадей... Со временем выражение

" jungentum iam grypes equis" [" скрещивать грифа с лошадьми" (лат. )] стало

поговоркой; в начале XVI века Лудовико Ариосто вспомнил его и придумал

гиппогрифа. В грифе древних сожительствуют орел и лев; в Ариостовом

гиппогрифе - лошадь и гриф, это чудовище, или вымысел, второй степени.

Пьетро Микелли замечает, что гиппогриф более гармоничное созданье, чем

крылатая лошадь.

В " Неистовом Роланде" дано его подробное описание, словно бы

предназначенное для некой фантастической зоологии:

 

             Не призрачный под магом конь - кобылой

             На свет рожден, отцом его был гриф;

             В отца он птицей был ширококрылой, -

             В отца весь спереди; как тот, ретив;

             Все остальное, как у матки, было,

             И назывался конь тот - гиппогриф.

             Рифейских гор пределы славны ими,

             Далеко за морями ледяными

 

Первое упоминание этого странного животного обманчиво случайное: " У

Роны рыцаря увидел я, который остановил крылатого коня".

В других октавах описаны изумление и страх при виде летящего коня.

Вот знаменитая октава:

 

             E vede l'oste e tutta la familia

              E qui a finestre a qui fuor ne la via,

             Tener levati al ciel occhi e le cilia,

             Come l'Eclisse a la Cometa sia,

             Vede la Donna un'alta maravigia,

             Che di leggier creduta non sarva,

             Vede passar un gran destuero alato

             Che porta in aria un cavagliero armato.

                   [Глядит, - хозяйская семья в мгновенье

                   Сбежавшись, - кто в дверях, кто у окна, -

                   Как будто на комету иль затменье,

                   Взирает на небо, поражена.

                   И видит дева чудное явленье,

                   И верит лишь с трудом глазам она:

                   Конь, видит, в воздухе летит крылатый;

                   Им правит всадник, облаченный в латы. ]

 

Астольфо, в одной из последних песен, расседлывает гиппогрифа и

отпускает его на волю.

 

 

ДВА ФИЛОСОФСКИХ СУЩЕСТВА

 

 

Проблема происхождения идей пополнила фантастическую зоологию двумя

любопытными созданьями. Одно было придумано в середине XVIII века, второе

- век спустя.

Первое - это чувствующая статуя Кондильяка. Декарт провозгласил

учение о врожденных идеях; Этьен Бонно де Кондильяк, дабы опровергнуть

его, придумал мраморную статую, устроенную внутри и снаружи как

человеческое тело и обиталище души, но никогда не ощущавшую и не

мыслившую. Кондильяк начинает с того, что наделяет статую

одним-единственным чувством - обонянием, быть может наименее сложным из

всех. Запах жасмина становится началом биографии статуи; сперва для нее во

вселенной будет существовать лишь этот запах, точнее, запах этот будет для

нее вселенной, которая мгновение спустя станет запахом розы, а затем

гвоздики. Пусть в сознании статуи будет один-единственный запах - вот вам

и внимание: пусть запах этот длится, когда причина, вызвавшая его, уже

исчезла, вот вам память; пусть внимание статуи сопоставит впечатление

настоящего и впечатление прошлого, вот - сравнение; пусть статуя

почувствует аналогии и различия, это будет суждение; пусть сравнение и

суждение повторятся снова, вот вам размышление; пусть приятное

воспоминание будет живее, чем впечатление неприятное, вот воображение.

Когда уже родились способности понимания, за ними возникают способности

воли: любовь и ненависть (влечение и отвращение), надежда и страх.

Сознание того, что пройдены многие состояния, даст статуе абстрактное

понятие числа; сознание того, что сейчас пахнет гвоздикой, а прежде пахло

жасмином, породит понятие " я".

Затем автор придаст своему гипотетическому человеку слух, вкус,

зрение и, наконец, осязание. Это последнее чувство откроет ему, что

существует пространство и что в пространстве он облечен неким телом; до

этого этапа звуки, запахи и цвета казались ему простыми вариациями или

модификациями его сознания.

Приведенная аллегория называется " Traite des sensations" [" Трактат об

ощущениях" (франц. )] и издана в 1754 году: для этой заметки мы

воспользовались вторым томом " Histoire de la Philisophie" [" История

философии" (франц. )] Брейе.

Второе существо, порожденное проблемой познания, - " гипотетическое

животное" Лотце. Оно более одиноко, чем статуя, которая обоняет розы и в

конце-то концов является человеком, - у этого животного есть всего одна

чувствительная и подвижная точка на конце усика. Такое строение, очевидно,

делает невозможным несколько одновременных ощущений. Лотце полагает, что

способности втягивать или выставлять чувствительный усик достаточно, чтобы

почти полностью отрезанное от мира животное могло (без помощи кантовских

категорий) открыть для себя внешний мир и отличить объект неподвижный от

объекта подвижного. Этот вымысел был одобрен Файхингером; он описан в

труде " Medizinische Psychologie", изданном в 1852 году.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...