Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ганиэль, кафзиэль, азриэль и Аниэль




ГНОМЫ

 

 

Гномы более древние, чем их название; оно - греческое, но греческие

классики его не знали, ибо возникло оно в XVI веке. Этимологи приписывают

его изобретение швейцарскому алхимику Парацельсу, в чьих трудах оно

появляется впервые. Гномы -  духи земли и гор. Народная фантазия

представляет их в виде бородатых карликов с грубыми и смешными чертами

лица; одеты они в узкие коричневые кафтанчики и монашеские капюшоны.

Подобно грифам эллинских и восточных поверий и германским драконам, их

обязанность - охранять потаенные сокровища.

" Гносис" на греческом - " знание"; есть гипотеза, что Парацельс

изобрел слово " гном", потому что гномы знают и могут открыть человеку

точное местонахождение скрытых в земле металлов.

 

 

ГОЛЕМ

 

 

Мы не вправе предположить, что в книге, продиктованной божественным

разумом, может быть что-либо случайное, даже число слов или порядок;

именно так мыслили каббалисты и, побуждаемые жаждой проникнуть в тайны

Господа, занимались подсчетом, комбинированием и перестановкою букв

Священного Писания. В XIII веке Данте провозгласил, что всякий пассаж

Библии имеет четыре смысла: буквальный, аллегорический, моральный и

анагогический. Шотландец Эригена, более  последовательно обходившийся с

понятием божественности, еще прежде того сказал, что смыслы Писания

бесконечны, как число красок на павлиньем хвосте. Каббалисты могли бы

одобрить такое суждение, одной из тайн, которые они искали в божественных

текстах, было создание органических существ. О демонах сказано, что они

могли создавать тварей крупных и тяжелых, вроде верблюда, но не утонченных

и нежных; раввин Элиезер отрицал, что они способны создавать что-либо

меньшее по размеру, чем зерно овса. Человек, созданный путем комбинации

букв, был назван " Голем": само это слово буквально означает аморфную,

безжизненную материю.

В Талмуде (" Санбердин", 65, b) читаем:

" Если бы праведники захотели создать мир, они смогли бы это сделать.

Комбинируя буквы непроизносимых имен Бога, Рава сумел создать человека и

послать его к Раву Зера. Тот заговорил с Големом, и так как тот не

отвечал, раввин приказал:

Ты - творение волшебства, обратись снова в прах.

Оба ученых имели обыкновение каждую пятницу изучать Законы Творения и

создавать тут же трехлетнего бычка, которого они и съедали на ужин" [Нечто

похожее читаем у Шопенгауэра: " На странице 325 первого тома своей

" Zauberbibliothek" (" Библиотеки волшебства" ) Хорст излагает учение

английской визионерки Джейн Лид следующим образом: Обладающий магической

силой способен по своей воле направлять и обновлять царство минеральное,

царство растительное и царство животное; посему довольно было бы

нескольким волшебникам сговориться для того, чтобы все Сотворенное перешло

в состояние райского блаженства" (" О воле и природе", VII). ]

Славу Голема на Западе создал австрийский писатель Густав Мейринк; в

пятой главе своего фантасмагорического романа " Голем" (1915) он пишет:

" История эта восходит к XVII веку. Восстановив утраченные формулы

каббалы, некий раввин [Иегуда Лев бен Безалель] создал искусственного

человека - так называемого Голема, - дабы тот звонил в колокола в синагоге

и выполнял тяжелые работы. Однако то не был человек, как все остальные, в

нем едва теплилась глухая, растительная жизнь. Да и та - лишь днем, и

поддерживало ее влияние магических слов на записке, которую ему засовывали

за зубы и которая притягивала из вселенной свободные звездные токи.

Однажды перед вечерней молитвой раввин забыл вытащить записку изо рта

Голема; тот впал в неистовство и побежал по темным улицам, убивая всех,

кто попадался на его пути. В конце концов раввин его догнал и порвал

оживляющую его записку. Голем рухнул наземь. От него осталась лишь жалкая

глиняная фигурка, которую теперь показывают в пражской синагоге".

Элеазар де Вормс сохранил формулу, по которой можно создать Голема.

Детали этой процедуры занимают двадцать три столбца в томе ин-фолио и

требуют знания " алфавита 221 ворот", который надо повторять над каждым

органом Голема. На лбу у него надо начертать слово " Эмет", означающее

" истина". Чтобы уничтожить глиняного человека, достаточно стереть первую

букву, останется слово " мет", означающее " мертв".

 

 

ГРИФ

 

 

" Крылатыми чудовищами" называет грифов Геродот, повествуя об их

постоянной войне с Аримаспами; почти столь же неопределенно говорит о них

Плиний, упоминая о длинных ушах и изогнутом клюве этих " легендарных птиц"

(X, 70). Пожалуй, самое подробное описание найдем у предполагаемого сэра

Джона Мандевиля в главе 85 его знаменитых " Путешествий":

" Из этой страны (Турции) совершают путешествия в Бактрию, где живет

злобный и коварный народ, и в том краю есть деревья, дающие шерсть, как

если бы они были овцами, и из нее делают ткани. Есть в этом краю " ипотаны"

(гиппопотамы), которые живут то на суше, то в воде, они наполовину люди,

наполовину лошади и питаются только человечиной, когда удается ее

раздобыть. Еще водится в том краю множество грифов, больше, чем в других

местах; одни говорят, что у них перед туловища орлиный, а зад львиный, и

это верно, они и впрямь так устроены; однако туловище грифа больше восьми

львов, вместе взятых, и он сильнее сотни орлов. Гриф, разумеется, может

поднять и унести в свое гнездо лошадь с всадником или пару волов, когда их

в одной упряжи выводят в поле, так как когти на его лапах огромные, с

туловище вола, из когтей этих изготовляют чаши для питья, а из его ребер -

луки".

Другой знаменитый путешественник. Марко Поло, слышал на Мадагаскаре

рассказы о птице " рок" и сперва думал, что речь идет о ucello grifone, о

птице грифе (" Milione", CLXVIII) [прозвание Марко Поло, когда он достиг

богатства, было Messer Milione]. В средние века символика грифа

противоречива. В одном итальянском бестиарии сказано, что он означает

демона; обычно же он - эмблема Христа, так и трактует его Исидор

Севильский в своих " Этимологиях": " Христос есть лев, ибо он царит и

обладает могуществом; он орел, ибо после воскресения возносится на небо".

В XXIX песне " Чистилища" Данте грезится триумфальная колесница,

запряженная грифом; орлиная его часть золотая, львиная - белая с алым,

дабы, согласно комментаторам, обозначить человеческую природу Христа

[Стихи эти напоминают описание Жениха в " Песне Песней" (5: 10-II):

" Возлюбленный мой бел и румян... голова его - чистое золото" ]. (Белое,

смешанное с красным, дает цвет плоти. )

Другие полагают, что Данте тут хотел представить символ папы, который

одновременно священнослужитель и царь. Дидро в своей " Христианской

иконографии" пишет: " Папа, как понтифик или орел, возносится к престолу

Господа, дабы получать его приказания, и, как лев или царь, шествует по

земле могущественно и властно".

 

 

ГАНИЭЛЬ, КАФЗИЭЛЬ, АЗРИЭЛЬ И АНИЭЛЬ

 

 

Иезекиилю в Вавилоне предстало видение - четверо животных или

ангелов, " и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла", и

" подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны... а с левой

стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех". Они шли,

куда их вел дух, " каждое в ту сторону, которая пред лицом его", или его

четырех лиц, возможно чудесным образом разрастаясь в четырех направлениях.

Четыре колеса, у которых ободья " высоки и страшны", шли за ангелами и

" вокруг полны были глаз".

Воспоминания об Иезекииле вдохновили святого Иоанна, в " Откровении"

которого, в главе IV, мы читаем:

" И пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди

престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и

сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно

тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное

подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл

вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя,

взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и

грядет".

В " Зогаре", или " Книге Сияния", прибавлено, что четыре животных

зовутся Ганиэль, Кафзиэль, Азриэль и Аниэль и что глядят они на Восток, на

Север, на Юг и на Запад.

Стивенсон задавался вопросом: если такие чудеса есть на Небе, то чего

только нет в Аду! Из приведенного пассажа " Апокалипсиса" Честертон

почерпнул свою блестящую метафору ночи: " чудовище, состоящее из глаз".

Четвероликие ангелы " Книги Иезекииля" названы " гайот" (" живые существа" );

в " Сефер Ецира" они - десять чисел, которые вместе с двадцатью буквами

алфавита послужили для сотворения нашего мира; согласно " Зогару", ангелы

эти спустились с горних высот, увенчанные буквами.

От четырех ликов " гайот" евангелисты позаимствовали свои символы:

Матфею достался ангел, иногда в виде бородатого мужчины; Марку - лев; Луке

- бык; Иоанну - орел. Святой Иероним в своем комментарии к Иезекиилю

попытался разумно обосновать эти атрибуты. Он говорит, что Матфею был дан

ангел (человек), ибо он представил человеческую природу Спасителя; Марку -

лев, ибо он объявил о царском достоинстве Христа; Луке - бык, эмблема

жертвенности, ибо он показал священническую сущность Христа; Иоанну же

орел - за возвышенный полет его веры.

Немецкий исследователь, доктор Рихард Хеннинг, ищет отдаленный

источник этих эмблем в четырех знаках зодиака, отстоящих один от другого

на девяносто градусов. Что до льва и быка, тут  нет никаких трудностей;

ангел отождествляется с Водолеем, у которого облик человека, а Иоаннов

орел - со Скорпионом, но это отвергают, так как Скорпион считается

предвестником зла. Никола де Вор в своем " Астрологическом словаре" также

выдвигает эту гипотезу, замечая, что четыре эти фигуры сочетаются в

сфинксе, у которого может быть человеческая голова, туловище быка, когти и

хвост льва и крылья орла.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...