Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Х.З. Костюмы народов Северного Кавказа




Кавказ — преимущественно горный регион — объединяет в себе различные климатические зоны: от полярной (высоко в горах) до субтропической (в При­черноморье). Разнообразие природных условий способствовало развитию раз­личных видов хозяйства. Многообразен и сложен Кавказ и в этническом отно­шении. Здесь живет свыше пятидесяти различных народностей. Некоторые на­считывают всего несколько тысяч человек, но все же сохраняют своеобразие.

Несмотря на все природное и этническое многообразие, Северный Кавказ представляет собой культурно-историческое единство. В материальной и духов­ной жизни народов Северного Кавказа много общего, что объясняется дли­тельными экономическими и культурными связями, общностью исторических судеб. Под влиянием трудовой деятельности, быта, природы сформировались общие черты традиционной одежды кавказцев. В частности, при изготовлении одежды использовались одни и те же материалы: овцеводство давало шерсть, кожу; шелковые и бархатные ткани были покупные, в том числе привозимые по Великому шелковому пути.

Мужской костюм. Основными элементами комплекта мужского костюма была плечевая (рубахи, кафтаны, шубы) и поясная (штаны, шаровары) одежда.

Туникообразные рубахи шили из одного полотнища, с ластовицами, па­зушный разрез мог быть в центре или сбоку. В Дагестане украшали рубаху на­шивками из пестрой ткани. Материалом служила хлопчатобумажная ткань.

Поверх рубахи надевали кафтан. Существовало много различных покроев кафтана. Так, архалык плотно облегал фигуру, подчеркивая строгость костюма. Иногда бока делались подрезные, заложенные в складки, иногда в них вшива-. ли треугольные клинья или трапециевидные вставки. Кафтаны были одноборт­ные и двубортные, рукава выкройные, прямые по всей длине, застежка глухая со стоячим воротником.

Традиционной распашной одеждой была черкеска, которую надевали по­верх рубахи и кафтана. Без нее считалось неприличным появляться в обще­ственном месте даже в жаркую погоду. Шили эту одежду из домотканого сукна синего, черного, серого или белого цвета, но особенно ценились черкески из верблюжьей шерсти белого цвета или из «гвардейского» (т.е. фабричного) сук-

на. На нагрудную часть черкески с двух сторон нашивались газырницы — сво­его рода карманы, многократно простроченные по вертикали, в которые по­мещали патроны от 9 до 15 шт. с каждой стороны. Черкеску туго перетягивали ременным поясом с металлическим (часто серебряным) набором, к поясу прикрепляли кинжал (рис. Х.32).

В горных районах носили шубы. Покрой их был различным: приталенные и расклешенные книзу с втачными рукавами; длинные и широкие с ложными рукавами или без рукавов, в форме накидки. Шили шубы из овчины мехом внутрь. Чаще шубы были нагольные, но иногда их сверху покрывали тканью (сукно, крашеная бязь, сатин). Чабаны носили приталенные шубы, наглухо закрытые на груди, с короткими полами, что удобно при езде верхом.

Широко использовали кавказцы бурку. Она служила и палаткой, и посте­лью. Простые небольшие бурки носили пастухи. Большие, черные или белые, с начесом предназначались для богатых всадников. По покрою бурки делились на два типа: кол околовидные и трапециевидные. Нарядные бурки могли быть отделаны сафьяном, черным шнуром или золотым позументом. Украшали вы­рез горловины, борта.

Излюбленным головным убором мужчин были меховые шапки различной формы — папахи (см. рис. Х.32). Они делались из шкурок ягнят, молодых овец особой породы, из дорогого каракуля. Носили шапки и зимой, и летом.

Широко распространенным головным убором был башлык. Его шили из сукна. Он имел форму капюшона с остроконечным верхом и длинными лопа­стями с двух сторон для завязывания у шеи. Нарядные башлыки украшали галуном, тесьмой, иногда аппликацией из ярких тканей. В зимнюю стужу баш­лык надевали поверх папахи. В прохладное время его накидывали на плечи так, что капюшон висел на спине.

Женский костюм. Основным компонентом женского костюма являлись ру­баха, штаны, юбка, платье или кафтанчик. Нательная одежда состояла из ру­бахи и штанов. Рубахи были туникообразные длинные с боковыми вставками и разрезом по бокам. У некоторых народов Дагестана были короткие рубахи. Ши­лись они из хлопчатобумажных и шелковых тканей.

Штаны могли быть и узкими, и широкими. Украшать было принято низ штанин, видный из-под платья.

Женская верхняя одежда была разнообразной: платья (распашные и нерас­пашные), кафтанчики и безрукавки. Аварки надевали поверх платья безрукавки (рис. Х.ЗЗ). Лакцы носили всегда туникообразное платье с обильными украшени­ями (рис. Х.34). Черкесские женщины поверх рубахи надевали кафтанчик из тем­но-красной или черной материи, на груди нашивали полоски ткани, на которых крепились продолговатые серебряные застежки. Подол, рукава и стоячий ворот­ник украшали золотым или серебряным галуном. Поверх кафтанчика надевали распашное платье из шелка или бархата. Платье имело вырез на груди, позволяю­щий видеть серебряные застежки кафтанчика, орнамент вдоль разреза и расши­ренные книзу рукава, тоже покрытые золотошвейным орнаментом. Платье под­поясывалось серебряным поясом. Подобный костюм был также у кабардинок.

Головной убор имел разнообразные формы. Это мог быть платок или ша­почка на жесткой основе, украшенная золотым или серебряным галуном. Платки и покрывала являлись неотъемлемой частью любого головного убора.

Обувь. Мужская обувь была разнообразной по материалу (шерстяная вязаная, войлочная, кожаная) и имела различную форму: чарыки из сыромятной кожи, чувяки с ноговицами, сапоги. Женская обувь могла быть вязаной (носки, вяза­ные сапоги), кожаной (чулки, сапоги). Отличалась она от мужской наличием орнамента. У богатых могла быть обувь с «подставой» (скамеечка по форме ступни, обтянутая бархатом с золотым шитьем).

Украшения. Большую роль у народов Северного Кавказа играли украшения. Ювелирные изделия бережно хранились и передавались из поколения в поко­ление. Многие народности — аварцы, кубачинцы — славились производством серебряных изделий.

Контрольные вопросы и задания

1. Что представляет собой архалык?

2. Из какого материала делали черкеску?   

3. Какие головные уборы наиболее распространены у мужчин Кавказа?

4. Какие покрои женской одежды распространены на Кавказе?

5. Опишите костюм черкешенки.

Словарь терминов

Аксамит — ткань ручной выработки из шелка с золотой нитью. Золотая или серебряная материя, напоминавшая бархат, с ворсистой петельчатой поверхностью.

Алтабас — разновидность парчи, цельнозолотная ткань.

Амазонка — женский костюм для верховой езды.

Бармы — круглый широкий воротник, расшитый камнями, принадлежность царского
облачения.                                                                             

Бегуйн — мужской средневековый чепец.

Боливар — широкополая мужская шляпа из фетра.

Бонне (боннэ) — высокий мужской головной убор без полей эпохи Средневековья.

Босы — стеганые подушечки на животе под юбкой (готика).

Ботфорты — высокие сапоги для верховой езды.

Бурнус — мужское пальто с узкими рукавами, спереди отделанное шнурами.

Бюск — металлическая пластина на корсете для уплощения живота (Испания, XVI в.).

Вертюгард (вертюгаден) — юбка на каркасе, имеющая вид конуса.

Веста — куртка, носимая под жюстокором в роли жилета, камзола (XVII в.).

Вестйдо — испанское верхнее женское платье на каркасе эпохи Возрождения.

Гайтаны — южнорусские украшения из бисера в виде широкой полосы.

Гиматий — сложно драпированный греческий плащ из прямоугольного куска ткани.

Далматик (далматика) — длинная неширокая туника с рукавами, часто с диагональны­ми срезами по подолу (Византия).

Джорне — верхняя итальянская одежда эпохи Возрождения с откидными рукавами. Раз­новидность средневекового упелянда, но значительно короче.

Джубббне — верхняя итальянская мужская одежда XVI в. в виде куртки, соответствовала испанскому хубону и французскому пурпуэну.

Диадема — в античном мире серповидное женское украшение для головы в виде венца из драгоценных металлов и камней.

Диплоидий — отворот в верхней части греческого хитона.

Душегрея — короткая женская одежда на плечиках, заложенная сзади в складки.

Жабо — кружевные оборки у воротника мужской рубашки.

Жипбн — нижняя мужская одежда на шнуровке, к которой крепились штаны-шоссы.

Жюстокбр — узкий кафтан, сшитый по фигуре (XVII—XVIII вв.).

Запбна (запбн) — женская одежда типа нарамника.

Зипун — мужская одежда типа легкого кафтана.

Зоновые юбки — юбки донских казачек из зона (коленкора).

Инстита — оборка по низу столы (женской одежды в Риме).

Каврак — халат из парчи (донское казачество).

Казакин — короткая верхняя одежда чуть ниже талии с широкой, часто присборенной спинкой.

Калазирис — женская, а затем и мужская одежда в Древнем Египте, на бретельках или с рукавами, напоминающая платье.

Калиптра — легкий широкий шарф у гречанок.

Калита — кошелек в виде мешочка.

Калфак — шапочка с закругленным верхом, которую носили татарские женщины.

Камзол — мужская одежда с рукавами, игравшая роль жилета.

Камлёйка — чехол на меховую одежду из ровдуги или нерпичьих кишок (Север России).

Канди — ассирийская и персидская рубаха с рукавами до локтя разной длины.

Карманьола — узкая короткая куртка с длинными рукавами.

Кидарис (тиара кидарис) — головной убор ассирийского царя из белого фетра с отдел­кой золотом.

Кинё (кюнё) — кожаный или меховой колпак пастухов в Древней Греции.

Кираса — кофта молодой казачки, плотно облегающая фигуру, с баской.

Клафт — мужской плат (большой платок), который носили на голове (Древний Египет).

Колет — мужская узкая куртка со стоячим воротником, имеющая спереди застежку.

Колобиум — короткая римская туника с небольшими рукавами.

Колпос — напуск в виде буфа или валика над талией в греческом хитоне.

Кбнас — царский плащ в Ассирии и Вавилонии.

Контуш (кунтуш) — женская распашная одежда, имевшая сзади крупные складки (Фран­ция).

Кбрзно — небольшой плащ, обычно застегивающийся на плече.

Корсет — нижний лиф обычно с металлическими планками, стягивающий верхнюю часть женской фигуры.

Котт — средневековая женская и мужская одежда, соответствовала современному платью.

Кринолин — нижняя женская юбка для расширения верхней юбки; первоначально изго­товлялась из конского хвоста.

Кубелёк — платье донской казачки, напоминающее камзол.

Кухлянка — шуба коряков или чукчей.

Кюлбты — мужские поколенные штаны. -и;

Летник — парадная одежда боярынь с широкими длинными рукавами в виде крыльев.

Лирика (лбрик) — панцирь римских воинов.

Лбрум — длинный шарф из алтабаса (элемент костюма византийского императора). ;,

Мантилья — женская, обычно кружевная, накидка, покрывающая голову и верхнюю эдрть фигуры.

Манто — накидка без рукавов. –

Матенё — кофта донской казачки свободного покроя.

Мафбрий — женское покрывало для головы в Византии и позднем Риме..4 Мипартй — двух-, трехцветная одежда с геральдическими элементами «лоскутная мода». -,?о

Митенки (митёни) — перчатки до локтя, часто с полупальцами (ампир, модерн).

Модест — верхняя юбка женского роб («скромная»),

Мурмолка — мужской головной убор в виде колпака с меховой опушкой или подняты­ми вверх полями из узорной ткани. и,

Навёршник — парадная женская одежда.

Нарамник — одежда в роли плаща, надеваемая через голову, не сшитая по бокам.

Оборы — завязки у лаптей.::

Паволоки — название на Руси дорогих тканей из Византии.

Палла — женская накидка в роли плаща в Древнем Риме.:,.,  

Паньё — каркас под юбкой.

Пенула — плащ, обычно круглой формы, имеющий в центре вырез для головы. n Пёплос — греческий хитон, не сшитый с правого бока.

Пйлос — остроконечный войлочный колпак рабов и простолюдинов в Древней Греции.

Платно — длинный парадный кафтан, принадлежность царского облачения., Понёва — род русской распашной юбки.

Претйна — молодежная верхняя накладная одежда типа нарамника, скрепленная в боках.

Пулагай — поясное украшение мордовских женщин.

Пурпуэн — в эпоху Средневековья мужская куртка с отрезным лифом и баской из тра­пециевидных клиньев или заложенной крупными складками.

Редингот — длинный мужской сюртук, первоначально надевавшийся для верховой езды.

Роб — женская одежда в роли верхнего платья (XVII в.).

Ровдуга — оленья замша.

Рбпа — (марлотт — франц.) — испанская парадная женская верхняя распашная одеж­да, надеваемая поверх вестидо, выполненного из этой же ткани.

Свита — верхняя прямая нераспашная одежда с поясом.

Синдбн — часть мужской одежды эпохи Нового царства в виде прямоугольного куска тонкой плиссированной ткани, который надевали обычно поверх калазириса или схенти и завязывали спереди полуузлом.

Соправёсте — различные виды верхней одежды в Италии XV—XVI вв.

Спенсер — короткая курточка с длинными рукавами, закрывающими кисти рук (изо­бретена лордом Спенсером).

Стефана — серповидная диадема для украшения головы в Древней Греции.

Стола — женское платье типа туники с пришитой к подолу оборкой. 'v *У

Сюрко — верхняя одежда, первоначально без рукавов; надевалась поверх котт (Средне­вековье).   

Схёнти — мужская набедренная одежда в Древнем Египте.

Сюртук — верхняя одежда мужчины, имевшая вид длинного пиджака, отрезного в талии.

Таларис — туника знати, имеющая длинные узкие рукава.

Тафья — небольшая мужская шапочка типа тюбетейки.

Телогрея — длинная одежда знатных женщин, имеющая откидные рукава; застегивалась спереди на петлицы.

Тога — римский плащ, обычно овальной формы, принадлежность свободного римля­нина.

Торбаса — обувь из оленьего меха.

Туника — сшитая на плечах римская нижняя одежда, опоясанная.

Турнюр — подкладка под верхнее женское платье, состоявшая из подушечки или карка­са, подкладываемьгх сзади чуть ниже талии.»  

Ферязь — парадный длинный кафтан из узорной ткани. о;. 

Фибула (фибула) — пряжка, застежка для скалывания одежды (обычно округлой формы).

Фрак — сюртук с вырезанными полами спереди и узкими длинными фалдами сзади.

Фреза (брыжжи) — крахмальный складчатый воротник, принадлежность мужского и женского костюма. ''  

Фрипон (фрепон) — нижняя юбка женского роб и котт («шаловливая»).

Фонтанж — сложная женская прическа, состоящая из комбинации локонов (XVII в.).

Хитон — нижняя одежда греков (женская или мужская), представлявшая собой кусок ткани, сколотый на плечах пряжками.

Хламида — небольшой плащ овальной или прямоугольной формы, сколотый на груди или на плече пряжкой.

Шаперби — головной убор мужчин, состоящий из куска ткани, уложенного вокруг головы в виде тюрбана.

Шарлах — высококачественная английская шерсть, часто красного цвета.

Шбссы — узкие штаны-чулки в эпоху Средневековья, прикреплявшиеся к поясу плече­вой одежды.

Штрипки — петли, пришитые снизу к брюкам; при их помощи брюки крепятся за каблук обуви.

Шугай — разновидность душегреи с длинными рукавами, изготавливался из парчи, на подкладке.

Шушун — женский закрытый сарафан на широких бретелях.

Экзомис — хитон, укороченный до середины бедер и приспущенный с одного плеча.

Эннён — конусообразный женский головной убор.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...