Х.1. Костюмы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
Сибирь и Север образуют историко-этнографическую область России, занимающую огромное пространство от Уральских гор на западе до Чукотки, Камчатки и острова Сахалин на востоке. На Севере живут небольшие группы народов, так называемые малые народы Севера. Самые многочисленные из них ненцы (34,2 тыс. чел.) и эвенки (299 тыс. чел.); затем идут чукчи, ханты, манси, коряки и др. Некоторые из них очень малочисленны, например эскимосы (1,7 тыс. чел.). Наиболее многочисленными народами, населяющими Сибирь, являются буряты, живущие в Забайкалье, и якуты. Традиционная одежда народов Сибири и Севера тесно связана с природой и их хозяйственной деятельностью. Суровые условия жизни способствовали появлению особых видов одежды, которые максимально приспособлены к жизни в тех районах. Выбор материала для одежды обусловлен родом занятий: оленеводы шьют одежду из шкур оленей, охотники — из шкур добываемых ими животных или птиц; народы, живущие в бассейне крупных рек, выделывают кожу рыб; скотоводы — овчину; охотники на морского зверя обрабатывают шкуры и кишки морских животных. Покрой одежды также зависит от природных условий и хозяйственной деятельности. Всю одежду можно разделить на две группы: глухого покроя, надевающуюся через голову (рис. Х.1), и распашную, имеющую спереди разрез (рис. Х.2). Одежда глухого покроя характерна для народов, занимающихся охотой на морского зверя, а также оленеводством. Костюм чукчей, эскимосов и коряков. Представители этих народностей носят одежду глухого покроя. Вся одежда делается двойной: нижняя — мехом внутрь, верхняя — мехом наружу. Мужчины носили меховые штаны длиной до щиколоток, внизу штаны стягивались и завязывались при помощи ровдужных (ровдуга — оленья замша) ремешков поверх обуви, чтобы снег не попадал внутрь.
Покрой плечевой одежды очень прост: рукава, широкие в пройме, сужаются к кистям рук, как в рубахе. Верхняя одежда, которая называлась кухлянкой, была шире нижней и короче. Внизу можно было видеть край нижней рубашки, мездра которой окрашивалась в оранжевый цвет отваром ольхи. Женская кухлянка была длинной, в нижней части — широкой (из клиньев) и имела капюшон, скроенный вместе с рукавами (рис. Х.З). Кроме того, жен- щины носили меховой комбинезон длиной до колена. Он имел глубокий вырез и надевался через ворот; вырез горловины отделывался собачьим мехом и завязывался кожаными ремешками (рис. Х.4). Поверх меховой одежды и мужчины, и женщины надевали камлейку (чехол на меховую одежду). Камлейка делалась из ровдуги (замши) или привозных хлопчатобумажных тканей. Береговые жители делали камлейку из нерпичьих кишок и надевали ее при выходе в море или в непогоду как непромокаемый плащ. У эскимосов бытовала одежда из птичьих перьев (рис. Х.5). Обувь у мужчин и женщин была сезонной. Зимой носили обувь из оленьих камусов (камус — мех с ноги оленя, очень прочный и красивый). По обеим сторонам камуса пришивали ремешки из ровдуги, которые завязывались спереди. Летом носили обувь из продымленных нерпичьих шкур. Мужская обувь была короткой, женская — длиной до колена. Называлась такая обувь торбаса (рис. Х.6). На голове носили двойные меховые капоры. Одежду, обувь и головные уборы украшали вышивкой, мозаикой из темного и светлого меха. Розетки — излюбленные орнаментальные формы (рис. Х.7). Они имеют вид крупных или мелких кружков, зубчатых колес. Техника исполнения розеток разнообразна. Чаще всего это аппликация из белой кожи на темной и наоборот или вышивка цветными нитками либо белым подшейным волосом оленя. Розетки сочетались с продернутыми через разрезы в коже узкими ремешками.
Большого мастерства достигли чукчи и коряки в украшении одежды меховой мозаикой. Подбирались кусочки из темного и белого меха и соединялись в геометрические узоры (рис. Х.8). Мех подбирался не только по цвету, но и по направлению ворса. У коряков на опуване (нижняя оборка на одежде) применялся не только геометрический, но и зооморфный орнамент. Чаще всего изображали оленей (рис. Х.9). Костюм эвенков. Эвенки, как мужчины, так и женщины, носили распашную одежду, напоминающую кафтан (рис. Х.10, Х.11). Она отличалась удивительной стройностью и даже изысканностью. Под меховой уличной одеждой носили короткий, плотно облегающий грудь, спину и плечи кафтан из ровдуги, отороченной по подолу и плечам длинноворсовым мехом и расшитый по вороту, рукавам и подолу цветным бисером. Кафтан, как фрак, сзади заканчивался мысом (рис. X. 11). Между передними полами, сходящимися встык и скрепленными ровдужными завязками, был виден нарядный, расшитый бисером ровдужный нагрудник, предохраняющий грудь и живот от холода. Нагрудник завязывался на шее ровдужными ремешками. У мужчин он заканчивался внизу мысом, у женщин низ был ровным. Кафтан подпоясывался широким ровдуж-ным поясом, обильно расшитым цветным бисером, к которому мужчины прикрепляли нож, женщины — принадлежности для шитья. Вместо белья носили натазники (короткие кожаные штаны). На ноги надевали высокие, до бедер, меховые расшитые бисером торбоса, на голову — шапку-капор из меха выдры или росомахи. Эвенки относятся к тем группам народов, которые украшали одежду бисером. Не всякий бисер подходил к суровым условиям и выдерживал температуру ниже 50 °С мороза. Стеклянный бисер лопался и опадал с одежды, выдерживал морозы китайский бисер — из фарфора и индийский — из морских раковин. Более древние бусины выполнялись из кости. Бисер нашивался на сукно (рис. Х.12) на некотором расстоянии друг от друга. Четко соблюдался ритм рисунка. Предпочитались желтый, зеленый, красный, а также белый и черный цвета. Для усиления нарядности в вышивку вводились полоски цветной ткани. Следует отметить прекрасное цветовое решение одежды эвенков. Очень декоративна одежда шамана (рис. Х.13).
Костюм якутов. Якуты живут на севере Восточной Сибири между реками Леной и Индигиркой. Особенностью и мужского, и женского якутского костюма был крой одежды: распашная с отрезной спинкой, прилегающей в талии и имеющей от талии до подола разрез, к краям которого пришивались полосы цветного сукна. Широкие в проймах рукава этой верхней одежды закладывали на плечах в складки. Нательной одеждой служили короткие кожаные штаны — натазники, к которым надевались кожаные ноговицы и меховой набрюшник. Верхнюю одежду бедняки шили из конской или коровьей кожи шерстью внутрь, а богатые якуты — из дорогого меха, покрытого ровдугой. Зимней обувью служили высокие сапоги из оленьей или конской шкуры шерстью наружу. Летние сапоги делались из мягкой кожи. Материал и покрой одежды обусловлен был родом занятий — скотоводством. В праздничный костюм якутской женщины обязательно входила шуба или камзол в сочетании с высокой меховой шапкой и металлическими украшениями. Якутки носили ожерелья типа гривны и головные украшения со свисающими на грудь и спину цепочками, а также широкие браслеты, массивные серьги. Важной принадлежностью якутского костюма, как женского, так и мужского, был ременный пояс, отделанный гравированными пластинами. К поясу
обычно прикреплялись мелкие предметы обихода: сумочки, игольница, ножички, огниво и т.д. Борта верхней одежды отделывались мехом, к ним подвешивались колокольчики, бубенчики, гирьки. Костюм народов, населяющих низовья Амура и остров Сахалин. Эти народы в основном занимались рыболовством и охотой. Ими была создана особая культура обработки рыбьей кожи. У мужчин и женщин основной одеждой были халаты из рыбьей кожи типа кимоно, часто запахивающиеся слева направо (рис. Х.14, Х.15). Украшением служили аппликации из кожи и вышивка цветными нитками, располагавшаяся по вороту, верхней части левой полы и главным образом на спине. Орнамент был геометрический, криволинейный и спиралевидный. Кожу для аппликаций окрашивали естественными красителями в синий, черный и красный цвета, наклеивали и нашивали на основу тончайшими швами мелкими стежками. Уже с конца XIX в. эти народы широко использовали для изготовления одежды покупную ткань, богато украшая ее вышивкой. Контрольные вопросы и задания 1. Что такое кухлянка? 2.Какую форму имел комбинезон у чукотских женщин? 3.Назовите особенности костюмов эвенков. 4.Чем отличались мужские торбаса от женских? 5.Назовите виды орнамента, используемые в одежде народов Севера и Сибири.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|