Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дипломная работа.  министерство культуры Российской Федерации. Тема: свирель в традиционной музыкальной культуре Сибири: методика обучения в фольклорном ансамбле «русичи»




 Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Студента(ки) Шериной Александры Валерьевны________________________

                                 (Ф. И. О. )

Институт Музыки_________________________________________________

Кемерово 2014

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

«К защите»

Заведующий кафедрой

                                                                        ________________________ 

«____»______________2014 г.

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Студентки           группы   ФЭА-091      

                             Шериной Александры Валерьевны

Институт                  Музыки                                                                                                                                    

Кафедра                   Народно Хорового Пения

Специальность       Народное художественное творчество

Специализация      Фольклорно – этнографический ансамбль

Тема: Свирель в традиционной музыкальной культуре Сибири: методика обучения в фольклорном ансамбле «Русичи»

Тема утверждена приказом №                              от «      »               2014г.

Научный руководитель: канд. культ., доцент кафедры НХП Котлярова Т. А.                                                                      (должность, уч. степень)                              (Ф. И. О. )

                                                            

                                                                                  «       » ________2014г.

       (подпись)

 

 

Кемерово 2014 г.

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………... 3

ГЛАВА I ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ СВИРЕЛИ………………………………………………………………………. 7

1. 1 История зарождения народных деревянных духовых инструментов….. 7

1. 2 Исторический путь развития свирели в русской культуре………......... 16

ГЛАВА II СВИРЕЛЬ В НАРОДНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ «РУСИЧИ» ……………………………... 26

2. 1 Традиция народных деревянных духовых инструментов в культуре Сибири…………………………………………………………………………26

2. 2 Методика обучения игре на свирели в фольклорном ансамбле «Русичи»………………………………………………………………. ………33

Заключение……………………………………………………………............. 49

Список литературы……………………………………………………............ 52

Приложение …………………………………………………………….......... 58

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Музыка сопровождает жизнь людей на протяжении тысячелетий. Важнейшую часть культуры, как известно, составляют музыкальные инструменты, особенности  функционирования, и развития которых отражают общие эволюционные процессы в области музыкального мышления человека. В этом ряду особенно выделяются русские народные музыкальные инструменты и, в частности, свирель. К началу ХХI века свирель оказалась востребована в разных областях музыкального творчества – как сольный инструмент, в ансамбле с различными инструментами однородного, либо смешанного состава, привнося тем самым национальный колорит в современную музыку.

Именно поэтому особенно актуальной становится задача изучения и сохранения национальной культуры. Представления о музыкальном фольклоре значительно углубились за последние годы, благодаря расширению собирательской работы. Однако из-за малочисленности специалистов, особенно фольклористов-инструментоведов, работа проводится не так быстро и основательно, как требует современное состояние традиционной культуры.

Степень изученности проблемы. В настоящее время значительно возрос интерес к разработке проблем, связанных с многовековой историей искусства игры на духовых инструментах, к изучению вопросов, связанных с научным анализом богатейшей практической деятельности многих известных отечественных педагогов и исполнителей. Рассмотрение путей формирования и развития игры на свирели в качестве проблемы музыковедческого исследования обусловлено как очевидным интересом специалистов, так и явной недостаточностью работ в данной области.

В 1910 году Н. И. Привалов публикует работу «Музыкальные духовые инструменты русского народа» с большим разделом «Очерк истории флейт, в связи со свистящими музыкальными орудиями на Руси». В нём, на основе архивных документов, результатов археологических поисков и письменных источников, автор исследует всемирную историю деревянных духовых инструментов и приводит описание большого количества разнообразных флейтоподобных инструментов бытовавших в народном творчестве многонациональной России к началу XX века. Этой работой автор подчёркивает преемственность традиций игры на Руси на флейтообразных инструментах в народном творчестве.

В данной работе сделана попытка обобщить данные этноинструментоведов, которые известны и доступ­ны для ознакомления, а также результаты собственных наблюдений. В работе мы рассматриваем древний вид духового инструмен­та – свирель и предпринята попытка описания методики обучения игре детей в фольклорном ансамбле.

Первые попытки систематического описания полного перечня русского инструментария, описания их внешнего вида, особенностей устройства, способов игры принадлежат трудам Я. Штелина, М. Гасри, С. А. Тучкову. Также основные исследования истории развития древних русских народных инструментов относятся к работам А. С. Фамицына и его продолжателю Н. И. Привалову. Но подлинно научное и целенаправленное изучение русской народной инструментальной музыки и инструментов началось с 20 века с экспедиций К. В. Квитки в Курскую область. В разработку инструментального фольклора также включаются И. К. Зданович, В. М. Кривоносов, А. В. Руднева, Л. В. Кулаковский, и Б. Ф. Смирнов. В середине 20 века появляется обзорная брошюра Агажанова А. П. «Русские народные музыкальные инструменты» с описание инструментов и инструментальной музыки. Также немалый вклад в изучение инструментального творчества внесли: Ф. С. Соколов (выпускал инструментальные сборники), Л. Н. Котикова (сборники наигрышей), А. А. Банин и К. В. Вертков – работы о русских народных инструментах, их история, классификация, приемы игры и устройство.

Как видим, степень изученности данного материала, достаточно высока, что позволит нам, объединив информацию работ многих ученых, более подробно познакомиться с таким древним русским инструментом, как свирель.

Объектом исследования является народное инструментальное творчество русских. В качестве предмета исследования выступает процесс обучения игре на свирели в фольклорном ансамбле «Русичи».

Целью исследования является анализ современного состояния музыкально-инструментальной культуры Сибири и описание методических приемов обучения игре на свирели в фольклорном ансамбле «Русичи».

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Изучить процесс зарождения народных деревянных духовых инструментов.

2. Проанализировать историю развития свирели на Руси.

3. Определить роль народных деревянных духовых инструментов в культуре Сибири.

4. Описать методику обучения игре на свирели в фольклорном ансамбле «Русичи».

Теоретико-методологической основой исследования явились концептуальные положения, разработанные в отечественной и зарубежной науке в области этнологии, этноинструментоведения, этномузыковедения, фольклористики, искусствоведения. В процессе исследовательского поиска активно применялись идеи и выводы, содержащиеся в трудах В. В. Пименова, З. П. Соколовой, К. В. Квитки, К. А. Верткова и ряда других авторов.

Методика исследования предопределена целью и задачами работы. В дипломном проекте используются следующие методы исследования:

научные - анализ и синтез научной литературы;

педагогические – включенное наблюдение, педагогический эксперимент,       теоретический анализ, изучение систематизации педагогического опыта.

Научная новизна исследования заключается в том, что рассмотрен обширный и малоизвестный материал по исполнительской культуре игры на свирели, а также рассмотрена тенденция ее развития в современных фольклорных ансамблях.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

В первой главе изучена история зарождения деревянных духовых инструментов. Проанализированы фундаментальные работы ученых, внесших большой вклад в изучение русских народных инструментов. Представлена классификация деревянных духовых инструментов. Рассмотрены этапы появления музыкальных инструментов на разных территориях и изучена этимология слова «свирель». Приведены примеры упоминания о свирели в мифах, легендах, стихах.

Вторая глава отражает описание особенностей заселения Сибири, а также влияние этого процесса на распространение свирели в данной местности. Рассмотрена методика обучения игре на свирели в фольклорном ансамбле «Русичи».

Теоретическая значимость. Данная работа вносит определенный вклад в имеющиеся теоретические представления о свирели. Представлена методика обучения игре на свирели.

Практическая значимость. Материал курсовой может быть использован в курсе по истории исполнительства на духовых инструментах для студентов музыкальных училищ и ВУЗов, преподавателей по игре на свирели. Работа может быть интересна читателям, интересующимся традиционной русской инструментальной музыкой, а также преподавателям в музыкальных школах, школах искусств, домах творчества и центров дополнительного образования.

Апробация работы. Основные положения дипломного проекта были представлены в виде доклада на тему «Исторический путь развития свирели в русской культуре» на III Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Культура и искусство: поиски и открытия» и Международной научно-методической конференции «Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении» в 2014 году.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...