Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2. Методика обучения игре на свирели в фольклорном ансамбле «Русичи»




 

В данном параграфе мы рассмотрим методику обучения игре на свирели в детском коллективе театр фольклора «Русичи» на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) им. Ю. Двужильного» г. Кемерово.

В детское объединение принимаются все желающие. При записи детей проверяются их музыкальные данные (мелодический и гармонический слух, чувство ритма, музыкальная память) с тем, чтобы определить наличие музыкальных способностей и выявить общий уровень музыкальной культуры ребенка для формирования равнозначных подгрупп.

Основная форма работы групповая, но также используются занятия по подгруппам и индивидуально. Уроки проводятся в различных формах: практическое занятие, лекция, игра, концерт, праздник, репетиция, экскурсия, конкурс, фестиваль. Основной формой подведения итогов является выступление на концерте или открытом занятии.

Коллектив функционирует уже 6 лет. Он объединяет детей из учащихся ближайших общеобразовательных школ. Срок обучения – 3 года, но дети могут продолжать ходить и дальше. В основном в театре фольклора «Русичи» участвуют дети, которые не имеют музыкального образования. Обучение здесь бесплатное. В коллективе работают 3 педагога: по народному вокалу, по народной хореографии, по народным инструментам. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Так как деятельность коллектива охватывает одновременно 3 вида деятельности – пение, танец, вокал, то педагоги занимаются группами, а затем соединяют выученный материал.

За время работы коллектива его участники освоили игру на: ударных инструментах (бубен, трещотки, рубель, ложки), балалайке (прима, альт), духовые (свирель, жалейка, окарина), гармонь (не многие).

В данной работе остановимся подробнее на рассмотрении методики обучения игре на свирели. Так как в коллективе есть дети и начальных, и средних классов в наличии имеются свирели и с тремя, и с шестью отверстиями. Обучение игре начинается на свирели с тремя отверстиями.

В основном дети учат партии «с рук», но также, я приучаю их к нотной грамоте. Пишу партии в нотных тетрадях, подписывая название нот. Ребёнок, по сути, получает навык игры на инструменте даже без знания нотной грамоты.

На первых занятиях перед ребёнком встает много задач: изучение устройства инструмента, освоение правильной посадки и постановки инструмента, знакомство с положением рук при игре, изучение понятия о длительности звука и так далее. Начинающий музыкант не может освоить все одновременно. Искусство педагога заключается в том, чтобы мгновенно обнаружить то, что мешает восприятию обучающегося и добиться выполнения задания. Цель обучения должна быть достигнута с наименьшими затратами времени и сил, но и с наилучшими результатами. Каким образом можно сократить, например, первоначальный период обучения игре на свирели? Прежде всего, обучающийся должен получать только ту информацию, которая нужна для овладения инструментом на данном этапе. Это приведет к прочному усвоению теоретических сведений, к приобретению знаний.

     Методы и приемы, используемые на занятиях:

1. Наглядный: исполнение музыки, наглядные пособия.

2. Словесный: беседа, объяснение, пояснение, указание и замечание.

3. Практический: систематические, последовательные, постоянные упражнения.

4. Объяснительно-иллюстративный.

Начиная знакомство с данным инструментом, нужно познакомить ребят

 с историей её возникновения. Например, духовые инструменты зародились в глубокой древности. Материалом для них служил кусок тростника, кость или рог животного, скорлупа крупного ореха, морская раковина и т. д. Первобытный человек использовал их в своей повседневной жизни — на охоте и войне, в обрядовых церемониях. Свирель – музыкальный инструмент пастушьей традиции. Эти примитивные инструменты постепенно развивались и совершен­ствовались на протяжении веков и даже тысячелетий.

Затем учащиеся знакомятся с устройством инструмента. Свирель - ствол, имеющий свисток и (обычно) 6 отверстий.

Не маловажно ознакомить детей с правилами хранения и санитарии для данного инструмента:

1. Свирель — индивидуальный инструмент. Даже если ученик играет на школьном инструменте, он должен быть подписан и храниться в отдельном пакете.

2. Необходимо протирать инструмент до и после использования спиртовым раствором.

3. Желательно иметь мешочек, в котором будет храниться инструмент.

4. Нельзя ронять и бросать инструмент, стучать им, так как можно расколоть его. Кроме того, при ударах теряются звуковые качества свирели.

5. Особое внимание следует проявлять к свистку (особенно важна «сухая игра»).

При условии соблюдения элементарных правил хранения свирель может служить не один год.

Далее ученик знакомится с игровой постановкой инструмента во время игры. Свирель приставляется ко рту под углом 45 градусов. Отверстия следует закрывать полностью подушечками пальцев: верхние три — указательным, средним и безымянным пальцами левой руки, а нижние три — указательным, средним и безымянным пальцами правой руки. Такое положение рук приучает детей к правильной постановке и не потребует переучивания при переходе в обучении, например, на поперечную флейту.

Далее необходимо обратить внимание детей на локти, которые не должны быть прижаты к туловищу. Можно обыграть этот момент следующим образом: утенок очень гордится тем, что у него есть свирель, и от гордости его крылышки приподнялись. Если учитель работает с учащимися более старшего возраста, можно попросить детей положить локти как будто на подушечки, подобно тому, как лежат руки на подлокотниках, в то время когда вы сидите в кресле.

Пальцы должны быть слегка округлены. Степень округления зависит от их соотношения между собой по длине, то есть от строения кисти рук.

Проверить, полностью ли закрыты игровые отверстия, можно с помощью сильного сжатия свирели, которое должно оставить следы на подушечках пальцев — если на них отпечатались кружочки полностью, то отверстия закрыты правильно. Открывая игровые отверстия, не следует высоко поднимать пальцы — в дальнейшем это может отрицательно сказаться на технике исполнения. Свободные от закрывания игровых отверстий пальцы должны находиться над ними на расстоянии 1 —1, 5 сантиметра.

Во время игры на свирели пользуются певческим дыханием. Исполнительское дыхание отличается от физиологического неравномерностью фаз (выдох больше вдоха). Важно на­учиться правильно вдыхать, а главное — правильно выдыхать воздух в инструмент. При постепенном и равномерном выдохе звук получается ровный по силе. Усиление его связано с ускорением выдоха, ослабление — с постепенным замедлением. Наибольший запас воздуха может быть взят только при максимальном сокращении диафрагмы. Поэтому самый правильный тип дыхания — грудобрюшное или диафрагмальное.

Исполнительское дыхание должно быть интенсивным при вдохе и иметь так называемую опору. Вдох делается коротким, а выдох — продолжительным. Дыхание берется через рот, используется весь объем легких.

Основные виды исполнительского дыхания: нижнее, среднее и смешанное. Верхнее дыхание не применяется. Отсутствие его объясняется тем, что исполнитель концентрирует внимание на нахождение опоры, которая зависит от работы диафрагмы и брюшного пресса. Брать дыхание нужно бесшумно. Сначала надо освоить нижнее и среднее дыхание.

Нижнее дыхание. Ладонь правой руки прислонить к животу, левой — к левому боку, касаясь нижней части ребер. При вдохе следить за тем, чтобы воздух заполнял равномерно нижнюю часть легких, чтобы расширялся не только живот, но и мышцы боков, спины. Выдох производится свободно, не напряженно. Брюшной пресс должен как бы сдерживать выдох, то есть вести его до того момента, пока не возникнет физиологическая необходимость нового вдоха

Среднее дыхание. Ладонь правой руки положить на грудь, левой — на ребра левого бока. Живот подтянут. При вдохе воздухом заполняются средняя и верхняя части легких, грудная клетка расширяется вперед и в стороны. Плечи не поднимаются. Выдох связан с возвращением ребер и грудной клетки в исходное положение.

Смешанное дыхание объединяет нижнее и среднее. Именно оно является основным в исполнительской практике. Ладонь правой руки лежит на животе, левой — на ребрах левого бока. При вдохе воздух заполняет сначала нижнюю часть легких, расширяется область живота, боков, нижняя часть спины. Сразу же без задержки воздух поступает в среднюю и верхнюю части легких, что приводит к подъему грудной клетки, растягиванию ребер и межреберных мышц. Плечи не поднимаются. Выдох в корне отличается от выдоха естественного дыхания. Возникновение, так называемой, исполнительской опоры при выдохе ведет к тому, что вначале воздух выпускается из верхней и средней частей легких. При этом мышцы живота, боков, спины как можно дольше остаются в положении вдоха. Они приходят в исходное положение в самый последний момент.

Поднимание плеч при вдохе указывает на неправильный тип дыхания, при котором диафрагма почти не работает, вдох получается неглубокий, а выдох — кратковременный и слабый.

Сделав вдох, учащийся должен постараться удержать грудную клетку в положении вдоха (задержка) и медленно переходить к положению выдоха

Для определения наличия опоры дыхания немецкий трубач Рудольф Квинке в пособии «Дыхание, опора амбушюр, метод» рекомендует проводить следующий эксперимент. Полу­метровую деревянную палку одним концом прислонить к стене, другим — после проведенного глубокого вдоха — к животу. Производя медленный выдох, следить за тем, чтобы палка не упала, а удерживалась усилиями брюшного пресса. Такой же опыт можно производить, играя продолжительные звуки или отдельные отрывки музыкального произведения. Путем различных приемов выдоха могут быть достигнуты самые различные нюансы. На начальном этапе обучения следует добиваться равномерного в динамическом отношении звука. Следует иметь в виду, что исполнительское дыхание должно развиваться только в процессе исполнения.

У некоторых исполнителей при выдохе часть воздуха выходит через нос, в результате чего звук теряет свои тембровые качества. Часто дети также дышат после каждого звука. Этот недостаток необходимо устранять.

С помощью дыхания одна музыкальная фраза отделяется от другой. Моменты вдоха не могут располагаться в случайных местах. Не надо стараться сыграть на одном дыхании всю фразу.

Распределение пунктов вдоха имеет полную аналогию с чтением, которое становится бессмысленным и безграмотным, если остановки (цезуры), соответствующие вдоху будут распо­лагаться в случайных местах. Правильное распределение дыхания имеет огромное значение для выразительного исполнения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...