Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Штрихи.. ЗАКЛЮЧЕНИЕ




Штрихи.

Штрихами при игре на духовых инструментах называются исполнительские приемы извлечения, ведения и окончания или соединения звуков.

При игре на свирели можно использовать штрихи legato, staccato, а также двойное staccato. Язык, исполняя роль клапана, открывает и прекращает доступ воздуха в инструмент. Движениями языка регулируется не только продолжительность отдельных звуков, но и характер штрихов.

Прием исполнения legato состоит в том, что переходы от одного звука к другому совершаются при непрерывном выдохе и неподвижном языке. Legato следует вводить в работу на ранней стадии обучения детей игре на свирели. Это связано с тем, что многие учащиеся, извлекая каждый звук отдельно, перед ним берут дыхание. Сосредоточение внимания на непрерывном выдохе при исполнении штриха legato поможет устранить этот дефект.

При исполнении staccato сокращение длительности звуков достигается соответствующими движениями языка, прекращающими подачу воздуха в инструмент. Как будто произносим «тут», «тут». При этом между звуками возникают паузы. Чем больше пауза, тем короче и, следовательно, острее staccato.

Особого внимания заслуживает прием двойного staccato, при котором движение воздуха в инструмент прекращается поочередно то концом языка, выдвигаемым вперед, то задней его частью, прижимающейся к мягкому небу. Происходит как бы чередование согласных «т» и «к» («ту - ку»). Этот прием позволяет исполнять разнообразные пассажи штрихом staccato с большой скоростью, недоступной при использовании простого staccato.

При игре используются слоги – ту, та – для обозначения восьмых (коротких) и четвертных (длинных), ту-ку-ту (две шестнадцатые и восьмая), половинная (та-а).  

Таким образом, используются штрихи – легато (без плевка), нон-легато (добавление языка), стаккато (коротко), ложное стакато («двойной язык» - ту-ку-ту-ку/ ту-ку ту-ку ту ту – 4 шестнадцатых и 2 восьмых/ 2 шестнадцатых и восьмая – ту-ку ту/ восьмая и 2 шестнадцатых – ту ту-ку). Отсюда видно, что очень важен прием импровизации («игра языком»), «без языка» – «игра беззубая».

Диапазон звучания свирели - две октавы. Если вы дуете слабо - вы в первой октаве (нижней октаве), если сильно, то во второй (верхней октаве). Хотя на практике всегда хватает полторы октавы. Такая техника носит название – передувание.

Таким образом, диапазон свирели не ограничивается малой септимой. Путем передувания его можно увеличить до двух октав. Передувание — способ извлечения различных по высоте звуков без помощи игровых отверстий. При передувании, не меняя положение пальцев, резко увеличиваются сила выдоха и напряжение губ, в результате чего столб воздуха, заключенный в канале ствола, делится на самостоятельные части, звучащие выше основного тона инструмента, соответственно ступеням натурального звукоряда. В работе с детьми достаточно использовать октавное передувание. Работа над передуванием начинается с сопоставления нового звука с основным.

В свирели мы используем миксолидийский лад (7 пониженная ступень), чтобы играть в 4-х тональностях. Например, свирель до-мажор: до-мажор, фа-мажор, соль-минор, ре-минор.

Диафрагмальное вибрато – качание звука на опоре. Прием, который сразу не получится. Его следует вырабатывать за счет искусственного вибрато. Упражнения – поставить палец перпендикулярно губам, чтобы экономично использовать воздух и слышать, что вы выдыхаете. Выдыхаем дуоли, триоли, квартоли и т. д. Затем так же выдыхаем в свирель. Использование этого «ложного вибрато» применяется на долгих длительностях. Искусственное вибрато лучше, чем «плоская игра». При тренировке искусственного вибрато ребенок через 3-4 месяца начинает играть свое естественное вибрато (оно быстрее, чем искусственное), теперь он уже умеет качать диафрагмой. Это помогает и в вокале (ученик начинает петь на опоре).

Необходимый прием при игре на свирели - квинтовый обертон – передувание основного звука.

Прием альтерации — повышение или понижение ступени основного звукоряда без изменения ее названия. Используя неполное прикрывание игровых отверстий и комбинации пальцев, позволяющих разделить воздушный столб, заключенный в стволе инструмента, на составные части, можно извлекать на свирели хроматически измененные звуки. Это дает возможность игры в различных тональностях, позволяет расширить репертуар, доступный для исполнения на свирели. Наиболее сложными для исполнения являются звуки, при извлечении которых необходимо неполное прикрытие игровых отверстий.

Приём фрулато — игра на инструменте одновременно с произношением звука, вроде «трр» с помощью кончика языка или горла.

Первые упражнения. Играем на одном звуке, каждую ноту атакуя языком (как бы шёпотом произносят слог ту). Усложняем материал: игра на двух нотах. Далее работа на трёх и более звуках, расположенных поступенно. Затем игра на трёх и более звуках, включая скачки.

Только после освоения аппликатуры 1-3 следует переходить на остальные звуки. Это связано с тем, что при игре на свирели закрываются не по одному, а одновременно от 1 - 6, и дети должны привыкнуть к тому, что, закрывая следующее игровое отверстие, пальцы, закрывающие предыдущие - не поднимаются.

Чем ниже звук, тем аккуратнее должен быть посыл воздуха в инструмент при извлечении звука. В противном случае при извлечении звука могут возникнуть дефекты (посторонние призвуки или другой звук). Осознанию детьми этой особенности звукоизвлечения на свирели может помочь следующая игра: «Давайте посмотрим в свирель с другой — неигровой стороны. При этом повернем инструмент игровыми отверстиями в сторону окна. Это похоже на таинственный замок с окнами, в которых струится свет, с длинным-длинным коридором, по которому только что прошла принцесса...

Теперь будем медленно вращать свирель, не отрывая глаз. В замке наступает вечер. Постепенно темнеет. Опускается ночь. Но вот свет опять начинает пробиваться в окна. Наступил день! Закроем теперь все игровые отверстия — в замке темно...

Поднесем свирель к губам и попробуем очень слабо дуть: ведь там все спят, не надо их будить. Звук получается низким, темным, сонным... ».

Разучивая это произведение, можно поиграть его разными штрихами:

1. Сыграйте песню, отмечая каждый звук «ударом» языка, то есть штрихом non-legato.

2. Сыграйте песню штрихом staccato (отмечая языком начало и конец звука, как будто произнося слог «тут»).

3. Сыграйте, соединяя звуки legato попарно.

 Повторяющиеся звуки обязательно отмечаются «ударом» языка, в противном случае будет слышен только один звук, по длительности равный сумме двух звуков. При таком проигрывании особое внимание обращается на технику пальцев (точный переход от одного звука к другому). Если пальцы работают не одновременно (открывают или закрывают игровые отверстия), звуки будут нечистые, с призвуками. Этот недостаток необходимо устранять. В том случае, когда при разучивании произведения необходимо отработать движения пальцев, можно пользоваться приемом проигрывания произведения (или его фрагмента) legato. Овладев всеми шестью игровыми отверстиями, можно сыграть достаточно обширный репертуар, который включает в себя народные песни, произведения композиторов-клас­сиков, песни и пьесы современных композиторов (отечественных и зарубежных). Играя песни, входящие в песенный репертуар, через некоторое время замечаем качественные сдвиги в интонировании учащихся. Это связано с тем, что теперь каждое произведение отрабатывается и с помощью мелкой моторики.

При обучении игре на свирели используются темы народных песен, танцев. За основу применяю, сделанные профессором кафедры «Народного хорового пения» Кемеровского государственного университета культуры и искусств А. В. Соловьевым обработки народных песен для свирели  (Приложение 9).

 

 

Последовательность работы над произведением может быть следующая:

1. Прохлопать ритм (используя ритмослоги).

2. Сыграть беззвучно, работая только пальцами.

3. Проиграть произведение.

4. Работа над артикуляцией.

5. Работа над дыханием.

6. Работа над исполнительским планом (может проходить с подключением аккомпанемента).

Естественно, что вся вышеуказанная работа не заключена в рамки одного урока. Отрабатывается произведение фрагментами, учитывая возрастные особенности и продвинутость группы учащихся.

Свирель участвует и в вокальных номерах, и в инструментальных, и в хореографических. Поэтому является и сольным, и ансамблевым, и аккомпанирующим инструментом.

Очень важно учить детей понимать дирижёрский жест: вместе начали, вместе закончили. Учить слушать себя и рядом стоящих ребят. Приучать к умению самостоятельно разбирать произведение.

Обучение игре на свирели вносит немалый вклад в решение задач культурного и художественного воспитания детей, способствует общему подъёму музыкальной культуры, развивает у ребят чувство коллективизма. Всестороннее развитие духовного мира ребёнка через восприятие лучших образцов народных произведений является основной целью деятельности педагога. В свою очередь, игра на свирели воспитывает трудолюбие, любовь к музыке, развивает творческие способности.

Также свирель влияет на:

1. Развитие музыкально-художественного вкуса, через погружение в русское народное творчество, знакомство с образцами музыкальной культуры других народов мира.

2. Стимулирование развития интереса к музыкальному творчеству.

3. Развитие музыкальной памяти и навыков музыкальной выразительности.

4. Воспитание творческой активности и целеустремлённости.

5. Воспитание чувства личной и коллективной ответственности.

6. Воспитание самодисциплины, сценической выдержки.

7. Обучение основам и навыкам игры на свирели;

8. Обучение исполнительскому дыханию, правильному звукоизвлечению, постановке корпуса, рук, головы, рта;

9. Обучение элементарной музыкальной грамотности;

10. Развитие способностей к самостоятельному творчеству, музицированию;

11. Освоение приёмов сольного и ансамблевого исполнения;

12. Развитие музыкальных способностей учащихся: музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма;

13. Осуществление индивидуального подхода в развитии творческих способностей учащихся;

14. Развитие интереса учащихся к инструментальному творчеству, приобщение к культуре исполнительского мастерства;

15. Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку и умение воспринимать исполняемые произведения в единстве его формы и содержания;

16. Помощь ребёнку в исполнительской самореализации.

Очень важно в работе с детьми применять привлечение к народному творчеству, где ребенок увидит и ближе познакомится с делом, которым вы занимаетесь. Театр фольклора «Русичи» регулярно посещает концерты сводного хора «Оберег», КемГУКИ, государственые экзамены в КОККиИ, КемГУКИ, участвует в конкурсах, фестивалях народного творчества.

Таким образом, методика обучения игре на свирели в театре фольклора «Русичи» включает в себя: устройство, правила хранения и санитарии, правила постановки инструмента при игре. Особое внимание уделяется обучению исполнительскому дыханию, правилам артикуляции, штрихам, приемам игры: передувание, диафрагмальное вибрато, альтерация, фрулато. Свирель используется как сольный, так и ансамблевый инструмент, как в вокальных, так и в инструментальных и хореографических номерах. Обучение ребенка на свирели играет большую роль для его музыкального развития, самореализации и творческого развития.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящей работе мы пытались подробно осветить исторические этапы формирования и развития теории и практики игры на свирели, а также рассмотреть методику обучения игре на свирели на примере фольклорного ансамбля «Русичи».

Цель исследования достигнута – нами проанализированно современное состояние музыкально-инструментальной культуры Сибири и описаны методические приемы обучения игре на свирели в фольклорном ансамбле «Русичи».

Для реализации поставленной цели были  решены все поставленные задачи. Был изучен процесс зарождения народных деревянных духовых инструментов и проанализирован ход истории развития свирели на Руси. Была определена роль народных деревянных духовых  инструментов в культуре Сибири и описана методика обучения игре на свирели в фольклорном ансамбле «Русичи».

Исследование показало, что народные инструменты изучаются уже тысячи лет, но полноценное изучение началось лишь с XX века, в связи с появления фонографа. Первый ученый, который начал этим заниматься – К. Квитка. Затем появляются работы К. Верткова, И. Мациевского, А. Банина, В. Щу­рова, Ю. Багрия и др. Э. Хорнбостелем и К. Заксом (аналогичная у О. В. Гордиенко) предложена классификация духовых (аэрофонных) инструментов. Исследованием традиции игры на свирели детально занимались А. В. Руднева, Н. И. Привалов, К. В. Квитка, А. А. Банин.

Более подробно нами была изучена свирель (свистковый духовой деревянный инструмент), которой сегодня насчитывается около 40 тысяч лет до нашей эры. В Европе свирель была распространена лишь к XV-XVII вв. На устройство и название инструмента повлияло много народностей, которые вносили в инструмент свои национальные особенности. Как профессиональный, академический, ансамблевый инструмент свирель начинает использоваться только во второй половине ХХ века.

Игра на музыкальных ин­струментах занимала значительное место в жизни русского народа, еще с Киевской Руси. Первые раскопки найдены в Древнем Новгороде, затем в Хакассии, Рязанской, Смоленской, Курской областях. Игра на музыкальных инструментах, в частности на свирели, сопровождала массовые и семейные праздники, трудовые процессы. Скотоводчество определило традицию свирели как пастушьего инструмента. Об этом инструменте сложено много мифов, легенд, стихов и песен, в которых упоминается о его красивом «душевном» звучании, материале, из которого он изготовлен и в целом о его роли в жизни человека. Репертуар свирельных наигрышей состоял в основном из песенных, плясо­вых и танцевальных мелодий. К концу XIX века В. В. Андреев вводит уже усовершенствованную свирель в оркестр народных инстру­ментов.

На распространение духовых инструментов в Сибири большое влияние оказало ее заселение (ссылки, вольное переселение, административные лица). В связи с этим Сибирь стала многонациональным регионом. Первопоселенцы несли в Сибирь музыкальную культуру своих регионов и народов. Большую роль сыграли и скоморохи, которые, спасаясь от преследований, в 17 веке устремились в Сибирь и принесли свою музыкальную культуру, в частности инструментальную.  

В настоящее время «фольклор» «в чистом его виде» используется редко, все больше мы видим проявление «фольклоризма» - демонстрации фольклорного музыкального творчества на сцене, с целью возрождения традиционной народной культуры. Так многие фольклорные инструментальные ансамбли пропагандируют в своем творчестве игру на древних музыкальных инструментах.

Материал данной курсовой работы может быть интересен не только преподавателям и студентам средних и высших музыкальных учреждений, а также музыкальным школам, школам искусств, которые имеют  в своей работе уклон на фольклорное образование. Участникам и руководителям профессиональных фольклорных кол­лективов эта работа будет полезна при изготовлении и освоении традиционных музыкальных инструментов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...