Глава II. Свирель в народном музыкальном творчестве фольклорного ансамбля «русичи»
ГЛАВА II. СВИРЕЛЬ В НАРОДНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ «РУСИЧИ»
2. 1. Традиция народных деревянных духовых инструментов в культуре Сибири На судьбу музыкальной культуры русского населения Сибири повлиял хронологический отрезок от начала славянской колонизации региона (от похода Ермака) до Октябрьской революции. Это важный этап, определяющий путь развития русского искусства в Сибири. До конца XVI века население Сибири было весьма немногочисленно. Лишь после присоединения ее к России (XVI–XVII) началось быстрое освоение южных районов Сибири. Поток переселенцев возрос после реформы 1861 году и особенно в связи со строительством в 1891–1905 годах. Транссибирской магистрали. После революции 1917 года в связи с интенсивным освоением естественных богатств Сибири, развитием ее экономики численность переселенцев резко увеличилась (по сравнению с дореволюционным периодом население возросло в 3 раза). [44] Заселение Сибири русскими началось практически сразу же после похода Ермака. Шло оно такими темпами, что уже к началу XVIII века сибирские аборигены численно уступали пришельцам: по данным на 1710 год во всей Сибири проживало около 313 тысяч русских, на которых приходилось около 236 тысяч туземцев. Московское правительство всячески старалось быстрее населить вновь приобретенные земли своими подданными, справедливо полагая, что они будут не меньше заинтересованы в скорейшем освоении края. Заселялась Сибирь тремя способами. Во-первых, правительство неоднократно пыталось осуществлять административный перевод сюда " на вечное житье" крестьян и ремесленников из городов и уездов Европейской России. Внимание правительства было обращено именно на эти категории населения по вполне понятной причине: требовалось спешно организовать обеспечение первых колонистов всем необходимым, особенно продовольствием.
Другим способом колонизации была ссылка сюда всех неугодных властям людей. Среди них были, разумеется, не только уголовные преступники, но и участники казачьих, крестьянских и городских восстаний, во множестве происходивших по всей стране в XVII веке, а также военнопленные «иноземцы». Но и ссылка не имела сколько-нибудь серьезного влияния в деле увеличения крестьянского населения Сибири. Значительная доля ссыльных поступала на военную службу, а попадавшие в крестьяне, не имея достаточных навыков для работы на пашне, предпочитали бежать. Поэтому ссылка опять-таки сыграла заметную роль в комплектовании служилого населения Сибири, но не крестьян. Наконец, третьим (и наиболее массовым) способом было вольное переселение. Уже в конце XVI века в Сибири появились первые русские переселенцы, пришедшие сюда добровольно. Правительство Бориса Годунова даже предписывало первым сибирским воеводам «пашенных и посадских людей призывать… и на подмогу им давати из государевой казны деньги и хлеб…». Хотя среди вольных переселенцев встречались и нелегальные, то есть беглые, отправлявшиеся сюда без разрешения властей, правительство, заинтересованное в скорейшем заселении и освоении Сибири, долгое время не предпринимало никаких попыток ограничить этот процесс. Только со второй половины XVII века появляются указы, требовавшие беглых крестьян в сибирские города не пропускать и на пашню не селить, на дорогах устраивают заставы, проводят розыски и так далее. Правда, местные власти, не желая терять драгоценные рабочие руки, часто спускали такие дела «на тормозах». Основной поток переселенцев в Сибирь шел из северных районов Европейской России - Поморья. Практически в любой сибирской области выходцы оттуда составляли большинство русского населения. Немалым количеством людей было представлено и Поволжье. Жители же других районов Московского государства в XVII веке попадали в Сибирь редко, да и то почти исключительно в качестве ссыльных или беглых. В это же время окончательно определяется статус и состав тех социальных групп, которые здесь были представлены, а именно: служилые люди, промышленники, крестьяне, посадские и «гулящие люди». [45]
Следует особо выделить причины, побудившие к переселению русского населения в Сибирь. Кроме желания найти в неизвестном крае изменения своего имущественного положения некоторых влекло сюда «религиозное воодушевление». Стойкость в вере побуждала предпочесть разлуку с Родиной. Гонение со стороны господствующей религии и заставляло массы людей навсегда удаляться за пределы Отечества. Шли в Сибирь и из-за недовольства общественным порядком, с надеждой на стороне осуществить заветные мечты. Недовольство общественными порядками заставляло правительство насильственно переселять людей - государственных преступников подальше от центра - в Сибирь, в Забайкалье. Это было политическое изгнание. Но главная причина, которая влекла в далекий край – Сибирь людей, заключалась во все времена в экономических условиях. Сначала русские, переселялись в Сибирь, искали свободные земли, товары, потом работу и т. д. Именно эти потребности заставляли людей массами идти в Сибирь. В освоении и заселении Сибири огромную роль сыграли казаки. Они в Сибири, по сути, и были первыми русскими поселенцами. Им предстояло, и покорять, и охранять себя от набегов кочевников, а в дальнейшем - и охранять границы. Сибирь была в силу особенностей процесса заселения многонациональной окраиной. Ссыльные в отличие от массы переселенцев были люди разных национальностей. В Сибирь ехали русские, украинцы, белорусы, латыши, эстонцы, немцы, евреи, татары, мордва, поляки, литовцы. Селившиеся вместе переселенцы одной национальности сохраняли свою культуру, быт, обычаи. [47] В 1925-1926 годах постановлениями ВЦИК и СНК была определена группа так называемых «туземных народностей и племен», получившая льготы в развитии хозяйства, которая к середине 1950-х годах. превратилась в группу 26 «малых народностей Севера»: саамы, ненцы, ханты, манси, энцы, нганасаны, селькупы, кеты, эвенки, долганы, юкагиры, чуванцы, эвены, чукчи, коряки, эскимосы, алеуты, ительмены, тофалары, ульчи, нанайцы, нивхи, удегейцы, негидальцы, ороки, орочи. [48]
Заселение Сибири русскими и другими народами изменило соотношение численности коренного населения Сибири. Численность коренных народов не превышает 10% всего населения, более 80% - русские и около 10% - остальные группы переселенцев и их потомков – евреи, латыши, литовцы, поляки, кавказцы, украинцы, казахи, немцы, эстонцы, мордва, чуваши и др. Как видим, Сибирь в результате ее заселения и освоения стала многонациональной территорией, что повлияло на развитие народного музыкального творчества в целом. На его протяжении развивались народные, любительские, профессиональные музыкальные коллективы, бытовал традиционный репертуар народного искусства, исполнялись произведения русских, зарубежных и местных композиторов. Происходило взаимодействие не только аборигенных культур между собою, но и русской, формировались локальные особенности музыки славянских насельников, находящихся в условиях изоляции. Шла консервация жанров, образов, музыкального языка традиционного русского фольклора. Первопоселенцы несли в Сибирь музыкальную культуру своих регионов и своего времени. В новых условиях она должна была развиваться и далее в русле российской, но в то же время подвергаться изменениям под воздействием особенностей местного быта. Первые упоминания о славянской музыке в Сибири относятся лишь ко времени походов Ермака. По свидетельству Ремезовской летописи в его дружине имелись трубачи, суркачи, литаврщики и барабанщики. В регион проникала одновременно светская, народная и духовная музыка, причем первая фольклорного и военного рода. В жизни сибирского славянского населения она получила повсеместное распространение, но, конечно, каждый ее тип имел свое социальное назначение и соответствующую сферу обслуживания. [18]
В музыкальной жизни местного славянского населения большую роль играли скоморохи, которые. Спасаясь от преследований, именно в 17 веке широким потоком устремились в Сибирь. Подтверждение этому « Сказания о явлении Николая Мирликийского томскому горожанину Григорию»: «и в дом его собираютца скоморохи и смехотворцы со многими безчинными играми, с сопельми, с гудками и з домрами…» Сибиряки имели достаточно богатый инструментарий, что подтверждается рядом документов. Сибирские пастухи, по свидетельству Матвея Гутри, пользовались рогами, состоящими из двух кривых труб, покрытых корою. На одной из иллюстраций Кунгурской летописи представлены два музыканта с инструментами в руках (сопель и зурна), судя по одеянию скоморохи. Определенный вклад в этом направлении был сделан популярными в прошлом в России мастерами музыкально-театрального искусства – скоморохами, бродячими музыкантами, многие из которых в прошлом были пастухами, владевшими музыкальными инструментами, но по разным причинам бросившими свое пастушеское ремесло и ставшими на путь скоморошества. Скоморошество на Руси уже в 10 веке было массовым явление. Будучи представителями синкретического искусства, они были мастерами на все руки, сочетая в одном лице музыканта, танцора, певца, актера. Кочуя по городам и селам, бродячие музыканты разносили свое искусство по самым отдаленным землям Руси. Таким образом, они дошли и до Сибири. Несмотря на разгром скоморошества, широкие народные массы сохранили в своей памяти скоморохов, их действа и забавы, песни и наигрыши на музыкальных инструментах. Также, в связи с заселением Сибири, сюда проникали известные в Европейской России образцы народного музыкального творчества обоснованием того могут быть некоторые факты. Как известно, переселенцы, эмигранты, ссыльные ревностно сохраняют все, что связано с памятью Родины: нравы, обычаи, предания отцов, говор, песни (например, якуты, некрасовские казаки). В регионе пользовались популярностью различные жанры фольклора: плясовые, игровые, обрядовые, застольные песни, тюремные, арестантские, инструментальные наигрыши и танцевальная музыка. Собрания Кирши Данилова (50 песенных текстов) говорят о том, что сибирские поселенцы знали и пели бытовые, шуточные, лирические, сатирические и социально заостренные песни. Также бытовали исторические песни, былины, баллады, казачьи песни. Большое значение в музыкальной культуре Сибири играла военная музыка, которая являлась достоянием служилых людей. Она организовывала их быт и воодушевляла в бою. «Оркестр» из трубачей, суркачей, литаврщиков, барабанщиков упоминается в отряде казаков, татар, пушкарей.
Говоря о военной музыке в Сибири 17 века, надо упомянуть и о большой роли сигнальных, прикладного назначения инструментах – вестовом и набатном колоколах, рогах. Репертуар военных оркестров включал сигнальную музыку, походную и народную. Музыка культового характера также была «на слуху» у всего населения региона. Каждая церковь имела колокола разного веса и размера. В церквях и монастырях пели хоры и солисты. Таким образом, основные формы бытования музыки в то время: фольклорная, церковная и военная. Большей частью, музыкальный быт связывался с формами народного музыкального творчества. Старинная песня, пляска, хоровод, наигрыши, обряды были ведущими жанрами [2]. Таким образом, на распространение духовых инструментов в Сибири большое влияние оказало ее заселение (ссылки, вольное переселение, административные лица). Сюда ехали: русские, украинцы, белорусы, латыши, эстонцы, немцы, евреи, татары, мордва, поляки, литовцы и многие другие. В связи с этим Сибирь стала многонациональным регионом. Первопоселенцы несли в Сибирь музыкальную культуру своих регионов и народов. В новых условиях она развивается в новом русле, а значит, подвергается изменениям под воздействием особенностей местного быта. Большую роль сыграли и скоморохи, которые, спасаясь от преследований, в 17 веке устремились в Сибирь и принесли свою музыкальную культуру, в частности инструментальную. Итак, подводя итоги вышесказанному, можно сказать, что в распространении народных деревянных духовых инструментов в Сибири сыграло немаловажную роль освоение и заселение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|