Игры на дыхание. Артикуляция.. Артикуляционная гимнастика.
Игры на дыхание. В работе с группой учащихся, особенно первого года обучения, целесообразно использовать дыхательные игры. Для выработки длительного дыхания, необходимо попросить детей надуть живот (как шарик) и постепенно выдыхать (спускать шарик) через рот. Когда в шарике совсем не останется воздуха (то есть закончится выдох), ребенок должен хлопнуть в ладоши. Этот прием поможет учителю контролировать продолжительность выдоха у каждого учащегося группы. Игру-упражнение можно проводить, дуя на пламя свечи таким образом, чтобы пламя отклонялось, но не гасло. Это поможет учащимся найти силу выдоха, ведь детей часто приходится сдерживать в силе выдувания, особенно на начальном этапе обучения. • Также можно предложить детям игру в поездку на автомобиле с изменением направления движения, подъемом в горку, спуском, объездом препятствий и т. п., что потребует от детей изменения высоты и силы тона на вибрации губ. Рекомендуется добиваться звучного, энергичного тона, дающего учащимся ощущение активной работы дыхания и отражения этой работы на мышцах стенки живота, боках и спине. • Как упражнение на дыхание можно использовать и детскую прибаутку: «Как на горке, на пригорке живут тридцать три Егорки... », далее идет перечисление: раз Егорка, два Егорка, три Егорка... и т. д., которое необходимо проговаривать быстро и на одном дыхании. Это упражнение можно предложить детям как соревнование. Артикуляция. Большое значение при игре на духовых инструментах имеет артикуляционный аппарат и, следовательно, связанная с ним специфическая деятельность легких, гортани, ротовой полости, языка, губ, мышц лица человека. Термин «артикуляция» взят из фонетики. Артикулировать в речи — значит произносить слова, в музыке — интонировать звуки.
Овладению устойчивыми навыками правильной артикуляции во время игры на духовых инструментах помогает умение при извлечении звука подразумевать тот или иной слог, речевую фонему (мысленно представлять ее, а не произносить). Эта способность ведет к активным действиям всего артикуляционного аппарата, что способствует свободе и легкости звукоизвлечения. Если рассматривать соотношение артикуляции и штрихов, то первичным является артикуляция, а вторичным, производным — штрихи. Известно, что три вида атаки по своему звучанию и способу воспроизведения сходны со следующими речевыми фонемами: т, д, к. При извлечении звука твердой атакой с согласной «т» кончик языка коснется нижней части верхних зубов. При мягкой атаке с согласной «д» кончик языка будет несколько выше, чем при использовании предыдущей атаки. Вспомогательная атака требует участия не кончика языка, а задней его части (спинки), то есть согласной «к». Следующая за согласной гласная буква для всех видов атаки будет общей: а, у или и. Ее выбор зависит от регистра исполняемой музыки. Решающим условием является высота тона гласной: «а» — в нижнем регистре, «у» - в среднем, «и» — в верхнем. В работе с детьми для развития артикуляционного аппарата целесообразно использовать артикуляционную гимнастику из «фонопедического метода развития голоса» В. В. Емельянова Артикуляционная гимнастика. 1. Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Повторите четыре раза. (Далее — каждое задание исполняется четыре раза. ) 2. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все более далеко отстоящие его поверхности. 3. Покусайте язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя его. 4. Сделайте языком круговое движение между губами и зубами. То же – в противоположном направлении.
5. Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь. 6. Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения щелкающего звука. Попьггайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие звуки — щелчки. (Предложите детям пощелкать всем одинаково, т. е. выстроить унисон низкими и высокими щелчками. ) 7. Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите коренными зубами их внутреннюю поверхность. 8. Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение. 9. Выверните наружу верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки. 10. Чередуйте 8-е и 9-е движения в ускоряющемся темпе. 11. Пройдите по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем. Обратите внимание на то, чтобы пальцы не терли кожу лица, а сдвигали всю мягкую ткань относительно лицевых костей. 12. Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загорелось». 13. Поставьте указательные пальцы горизонтально под глаза и попытайтесь приподнять пальцы мышцами лица, контролируя, таким образом, активность мышц. 14. Поставьте указательные пальцы на переносицу и проконтролируйте «сморщенный нос». 15. Одновременно приподнимите мышцы под глазами и наморщите нос, пытаясь при этом широко открыть глаза и поднять брови. 16. Помассируйте пальцами челюстно-височные суставы. 17. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед - вниз. 18. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед - вправо – назад – влево - вперёд. 19. Соедините движения челюсти вперед — вниз с оттопыриванием (выворачиванием) нижней губы с обнажением десен. 20. Соедините движение нижней челюсти вперед — вниз с выворачиванием верхней губы с обнажением десен. 21. Соедините движение челюсти вперед — вниз с выворачиванием нижней и верхней губ, обнажением десен, приподниманием мышц под глазами и наморщиванием носа. Глаза широко открыты, брови подняты. В этом положении сделайте четыре резких движения языком вперед — назад при неподвижной челюсти и губах. При этом надо не задерживать дыхание, дышать спокойно и бесшумно. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта, необходимо контролировать в зеркале.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|