Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методологические функции гипотезы в развитии знания




Ключевую роль в развитии научного знания играет процесс выдвижения конструктивных идей в виде предположений, их развитие и обоснование.

Гипотеза представляет собой форму вероятного знания в виде утверждения, истинность которого не определена. Статус научной гипотезы обретает не всякое предположение, а только достаточно обоснованное. Способ обоснования гипотезы может иметь форму доказательства или опровержения.

Развитие предположения имеет два этапа:

1) выдвижение предположения на основе аналогии, неполной индукции, экстраполяции; это предположение еще не гипотеза, а догадка, поскольку оно никак не обосновано;

2) выявление объясняющих возможностей выдвинутого предположения.

Предположение становится гипотезой, если позволяет объяснить все имеющиеся факты, так или иначе оказавшиеся в его предметной области. Примером может служить идея планетарной модели атома, которая из догадки превратилась в гипотезу лишь после того, как на ее основе удалось объяснить периодичность в построении системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Функции гипотезы в развитии знания: - организация ® гипотеза определяет исходную позицию в анализе ситуации и целенаправленный поиск необходимой информации; - объяснение ® гипотеза сводит множество фактов, разнообразную информацию в однозначный контекст; - проектирование ® гипотеза формирует новый концепт в системе личностного знания; - запуск эвристического действия ® гипотеза формирует идеальные модели разрешения противоречия проблемной ситуации.

Эвристический поиск, начинаясь с некоторой исходной гипотезы, направлен к результату, который тоже выступает в виде гипотезы, разрешающей проблему. В зависимости от степени проработанности, предположение может иметь характер догадки, версии, рабочей или решающей гипотезы.

Догадка – первоначальное предположение о возможном принципе решения, ничем не подтвержденное, которое влияет на выбор исходной позиции и корректирует анализ проблемы. Часто принцип решения не просматривается, но другого способа начать, кроме построения гипотезы, не существует. Поэтому первоначальное предположение не претендует на открытие, а создается, чтобы запустить анализ проблемной ситуации в некотором контексте.

· Рабочая гипотеза - временное предположение, которое опирается на исходную концептуальную установку и организует целенаправленный поиск информации. Рабочая гипотеза играет служебную роль и также не претендует на открытие принципа решения.

Цель рабочей гипотезы – ориентация в проблемном поле, выявление новых связей фактов.

 · Версия (versio – с лат. оборот) - рабочая гипотеза, дающая разные объяснения одних и тех же фактов. Версии позволяют вести исследование проблемы сразу по нескольким направлениям. Так, например, в современной науке организуются разработки конкурсных проектов, ведутся поиски причин заболевания раком, закономерностей термоядерных процессов, исследование демографической проблемы.

 · Решающая гипотеза - это предположение, которое претендует на разрешение проблемы, объяснение ранее необъяснимых явлений. Такое предположение, признанное научным сообществом, обретает статус научной гипотезы.

Признаки, выделяющие научную гипотезу из ряда предположений:

1) способность разрешить противоречие проблемной ситуации;

2) соответствие предшествующему знанию и имеющимся фактам;

3) принципиальная проверяемость;

4) наибольшая простота.

В системе научной коммуникации гипотеза выступает и формой развития знания, и формой непрямого межличностного взаимодействия (мыслекоммуникации). Методологические функции гипотезы связаны с обобщением опыта, постулированием общих положений, ориентацией исследовательских программ, интерпретацией эмпирических данных, защитой и обоснованием самих выдвигаемых гипотез.

Обобщение опыта в гипотезе не только стягивает множество фактов в концепцию, но и расширяет смысловое значение наличных эмпирических данных с помощью обобщения, переноса свойств некоторых элементов на весь класс (на основе индукции, экстраполяции). Утверждение: «На всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила», - представляет собой подобного рода обобщение.

Хороший пример гипотетического обобщения опыта дают эмпирические кривые, которые строятся не строго по точкам, полученным в эксперименте, а усреднено, показывая общую тенденцию в изменении и взаимосвязи параметров Постулирование связано с формулированием и утверждением исходных общих положений, из которых делаются выводы.

В этом случае гипотеза предстает как постулат теории или концепции. Утверждение Демокрита: «В мире нет ничего кроме атомов и пустоты», – пример постулата мировоззренческого уровня. Многие теории современной науки строятся в виде гипотетико-дедуктивной системы. Рассуждения в таких системах опираются на иерархию гипотез, степень абстрактности и общности которых увеличивается по мере удаления от эмпирического базиса явлений. На вершине располагаются гипотезы, имеющие наиболее общий характер, обладающие наибольшей логической силой и убедительностью. Из них выводятся гипотезы более низкого уровня общности, сопоставимые с эмпирическими данными.

Исследовательские программы, определяющие характер теоретической и экспериментальная деятельности, всегда опираются на рабочую гипотезу. Например, предположение о том, что «электрически нейтральные элементарные частицы должны содержать уравновешенные противоположные заряды», дает целевую программу экспериментального поиска. Подобную программу содержит и утверждение: «Живые организмы можно синтезировать, воспроизведя физические условия планеты, имевшие место 2 млрд. лет назад».

Интерпретация эмпирических данных – одно из главных требований в науке. Особую роль в этом случае играют образные представления: графические и модельные. В плане интерпретации любой графический рисунок, информационная, абстрактная математическая модель всегда имеют вероятностный характер и представляют собой гипотезы.

Защита гипотез в соответствии с принципом преемственности, перед лицом новых опытных данных или противоречия с имеющимся знанием также осуществляется через выдвижение гипотез ad hoc (к данному случаю).

Например, из истории науки известно, что гипотеза У. Гарвея о циркуляции крови в организме (кровообращении) противоречила опытным данным о различии артериальной и венозной крови по составу. Для ее защиты У. Гарвей выдвинул гипотезу о замкнутом артериальном цикле через невидимые тонкие сосуды – капилляры, которые позже были открыты. Защитные гипотезы очень привлекательны для ученого, отстаивающего свою концепцию, но в силу своей недостаточной обоснованности составляют очевидный объект для критики. Чтобы гипотеза была признана научным сообществом и могла выполнять выделенные выше функции в развитии знания, она должна быть четко сформулирована.

Условие наибольшего правдоподобия накладывает на формулировку определенные ограничения. Общими условиями ограничения могут быть: соответствие авторитету или традиции, простота, практичность. В системе науки главная цель – истина, адекватное отображение действительных процессов реальности. Поэтому формулировка гипотезы должна быть выражена на принятом языке (естественном или формальном), в определенных терминах (понятийно, концептуально) и иметь правдоподобный смысл.

Необходимость требования осмысленности формулировки в некотором научном контексте следует уже из того, что синтаксически правильные конструкции могут не нести никакого смысла вроде «абракадабра абракодирует». Содержание гипотезы должно быть связано с предшествующим знанием или хотя бы ему не противоречить в случае полной оригинальности. Это требование делает выдвигаемую гипотезу частично обоснованной в силу истинности предшествующего знания.

Главное требование связано с принципиальной возможностью эмпирической проверки гипотезы. Обоснованность гипотезы - необходимое условие ее приемлемости в качестве имеющего смысл научного утверждения. Отсутствие обоснования дискредитирует гипотезу настолько, что она не может быть предметом дальнейшего обсуждения в научном сообществе.

Критерии обоснованности гипотез

1. Критерий соответствия гипотезы научному знанию выполняет роль своеобразной неэмпирическая проверки гипотезы на внутреннюю непротиворечивость, фактуальное содержание и возможность эмпирической проверки. Совместимость гипотезы с другими теориями, принятыми в обществе, придает ей логическую силу и концептуальность. Жизнь науки неотделима от духа времени, который содержит мировоззренческие идеи и нормы, влияющие на отбор и способ решения проблем. Обращаясь к интеллектуальному климату того или иного времени, можно объяснить, почему некоторые гипотезы представлялись совершенно естественными, несмотря на их ложность, а другие, будучи истинными, отвергались.[42]

Таким образом, критерий обоснованности гипотез, связанный с отношением к наличному знанию носит двойственный характер: а) предохраняет от безумных идей, обеспечивая преемственность в развитии знания, б) тормозит развитие науки.

2.Критерий соответствия гипотезы эмпирическим данным тоже имеет двойственное значение. С одной стороны, он фиксирует необходимое условие истинности выдвигаемого положения. Однако, опираясь на него, можно оправдать определенно ложные гипотезы. Например, если верить только показаниям органов чувств, вполне оправдана гипотеза о неподвижности Земли и вращении Солнца вокруг Земли.

Учитывая два критерия обоснованности, выделяют следующие уровни разработанности гипотез.

Необоснованные гипотезы - догадки, не связанные с предшествующим знанием и опытом. У гипотез этого уровня имеется только интуитивная связь с опытом и системой знаний. Примером могут служить гипотезы фантастического характера вроде предположения, что Тунгусский метеорит не что иное, как взорвавшийся инопланетный корабль.

Эмпирически обоснованные гипотезы – предположения, связанные не с теорией, а с эмпирическими данными. В таких гипотезах формулируется общность в наблюдаемых процессах или делается заключение о характере будущего опыта по аналогии. Если в дисциплине доминируют эмпирические гипотезы, ее квалифицируют как эмпирическую науку в узком смысле слова (по объекту исследования и по способу обоснования).

Теоретически обоснованные гипотезы - предположения, не прошедшие эмпирической проверки, выделенные из наличного знания и направляющие будущий эксперимент. Пример: гипотеза У. Гарвея о замкнутом контуре кровообращения через невидимые капилляры, гипотеза гелиоцентрической системы мира в XVI-XVII вв. (экспериментально подтверждена в середине XVIII в.)

Полно обоснованные гипотезы – предположения, согласованные не только с наличным знанием, но и с опытными данными. Преобладание таких гипотез характерно для теоретического естествознания.

Среди гипотез этого уровня выделяют:

– законы (по признаку общности и системности);

– принципы, которые служат в качестве исходных допущений: например, принцип относительности, принцип инерции (в классической механике), принцип относительности одновременности и принцип постоянства скорости света (в теории относительности).

 

§ 6.3. Классификация: уровни, формы, методы и особенности научного познания

Научное познание [43] - это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Оно становится над обыденным познанием, то есть стихийным познанием, связанным жизнедеятельностью людей и воспринимающим действительность на уровне явления.

Уровни научного познания:

Эмпирический уровень познания - это непосредственное опытное, в основном индуктивное, изучение объекта. Он включает в себя получение необходимых исходных фактов - данных об отдельных сторонах и связях объекта, осмысление и описание на языке науки полученных данных, их первичною систематизацию. Познание на этом этапе остается еще на уровне явления, но предпосылки для проникновения сущность объекта уже созданы.

Теоретический уровень характеризуется глубоким проникновением в сущность изучаемого объекта, не только выявлением, но и объяснением закономерностей его развития и функционирования, построением теоретической модели объекта и ее углубленным анализом.

Формы научного познания [44]:

Научный факт - это исходная форма научного познания, в которой фиксируется первичное знание об объекте; он есть отражение в сознании субъекта факта действительности. При этом научным фактом является лишь тот, который поддается проверке и описан в научных терминах.

Научная проблема - это противоречие между новыми фактами и существующими теоретическими знаниями. Научная проблема также может быть определена как своего рода знание о незнании, поскольку она возникает тогда, когда познающий субъект осознает неполноту того или иного знания об объекте и ставит цель ликвидировать этот пробел. Проблема включает в себя проблемный вопрос, проект решения проблемы и ее содержание.

Научная гипотеза - это научно обоснованное предположение, объясняющее те или иные параметры изучаемого объекта и не противоречащее известным научным фактам. Она должна удовлетворительно объяснять изучаемый объект, быть принципиально проверяемой и отвечать на вопросы, поставленные научной проблемой.

Кроме того, основное содержание гипотезы не должно находиться в противоречии с установленными в данной системе знаний законами. Предположения, составляющие содержание гипотезы, должны быть достаточными для того, чтобы с их помощью можно было объяснить все те факты, относительно которых выдвинута гипотеза. Предположения гипотезы не должны быть логически противоречивы.

Выдвижение новых гипотез в науке связано с необходимостью нового видения проблемы и возникновением проблемных ситуаций.

Доказательство - это подтверждение гипотезы.

Виды доказательства:

Ø практика, выступающая прямым подтверждением;

Ø косвенное теоретическое доказательство, включающее подтверждение аргументами с указанием на факты и законы (индуктивный путь), выведение гипотезы из других, более общих и уже доказанных положений (дедуктивный путь), сравнение, аналогию, моделирование и т. п.

Доказанная гипотеза выступает основой построения научной теории.

Научная теория - это форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения, преобразования и предсказания явлений данной объектной области. В теории в форме принципов и законов выражается знание о существенных связях, обуславливающих возникновение и существование тех или иных объектов. Основными познавательными функциями теории являются: синтезирующая, объяснительная, методологическая, предсказательная и практическая.

Все теории развиваются в рамках определенных парадигм.

Парадигма - это особый способ организации знаний и видения мира, влияющий на направление дальнейших исследований. Парадигму можно сравнить с оптическим прибором, через который мы смотрим на то или иное явление.

Множество теорий постоянно синтезируются в единую научную картину мира, то есть целостную систему представлений об общих принципах и законах устройства бытия.

Методы научного познания. [45] В метод входят приемы, обеспечивающие достижение цели, регулирующие деятельность человека и общие принципы, из которых вытекают эти приемы. Методы познавательной деятельности формируют направленность познания на том или ином этапе, порядок проведения познавательных процедур. По своему содержанию методы объективны, т. к. определяются, в конечном счете, характером объекта, законами его функционирования.

Научный метод - это совокупность правил, приемов и принципов, обеспечивающих закономерное познание объекта и получение достоверного знания.

Классификация методов научного познания может осуществляться по различным основаниям:

Первое основание. По характеру и роли в познании выделяют методы — приемы, которые состоят из конкретных правил, приемов и алгоритмов действий (наблюдение, эксперимент и т. п.) и методы- подходы, которые указывают направление и общий способ исследования (системный анализ, функциональный анализ, диахронный метод и т. д.).

Второе основание. По функциональному назначению выделяют:

Ø общечеловеческие приемы мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция и т. д.);

Ø методы эмпирического уровня (наблюдение, эксперимент, опрос, измерение);

Ø методы теоретического уровня (моделирование, мысленный эксперимент, аналогия, математические методы, философские методы, индукция и дедукция).

Третье основание - это степень общности. Здесь методы подразделяются на:

Ø философские методы (диалектический, формально — логический, интуитивный, феноменологический, герменевтический);

Ø общенаучные методы, то есть методы, направляющие ход познания во многих науках, но в отличие от философских методов, каждый общенаучный метод (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование и т. д.) решает свою, характерную лишь для него задачу;

Ø специальные методы.

Некоторые методы научного познания:

Наблюдение - это целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений для сбора фактов.

Эксперимент - это искусственное воссоздание познаваемого объекта в контролируемых и управляемых условиях.

Формализация - это отображение получаемого знания в однозначном формализованном языке.

Аксиоматический метод - это способ построения научной теории, когда в ее основу кладутся некие аксиомы.

Основные особенности научного познания (критерии научности):

- Основная задача научного познания - обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов.

- Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания - объективность. Однако надо иметь в виду, что активность субъекта - важнейшее условие и предпосылка научного познания.

 Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть "руководством к действию" по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать, и не только в настоящем, но и будущем».

Научное познание есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке - естественном или, что более характерно, - искусственном (математическая символика, химические формулы).

В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое "научное оборудование". Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная формальная логика, диалектика, системный, кибернетический, синергический и другие общенаучные приемы и методы.

Для научного познания характерны строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т.п.

Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда в той или иной мере сопровождается осознанием самих исследовательских процедур, т.е. изучение используемых при этом методов, средств и приемов, при помощи которых познаются данные объекты.

В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним, кроме названных, такие, как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т.д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.

Наука как форма общественного сознания диалектически связана с другими формами (политическим, правовым, религиозным, философским, нравственным, эстетическим) сознания.

Основные функции науки в обществе:

Ø мировоззренческая;

Ø познавательная (гносеологическая);

Ø аксиологическая;

Ø прогностическая;

Ø социальная;

Ø культурно-воспитательная;

Ø коммуникативная;

Ø критическая;

Ø методологическая.

К особым специфическим функциям науки относятся:

Ø функция ведущей производительной силы общества;

Ø социально-преобразующая функция;

Ø функция получения объективной истины.

  Научное познание:

- руководствуется принципом объективности; оно должно отразить объект таким, каков он есть, без воздействия на него каких-либо духовных сил (субъектных, человеческих или божественных).

- научное знание обладает таким признаком, как «рационалистическая обоснованность»; оно подчиняется, в отличие от слепой веры в мифологии и религии, логике и закону (или принципу) достаточного основания. Этот принцип гласит: Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение - справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе; судьей в вопросах истины является разум, а способом ее достижения - критичность и рациональные средства познания.

- эссенциалистская направленность сущность), т.е. нецеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели).

- особая организация, особая системность знания; не просто упорядоченность - упорядочено и обыденное знание, но упорядоченность по осознанным принципам, упорядоченность в форме теории или развернутого теоретического понятия.

- проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными.

Структура научного познания может быть рассмотрена в различных ее срезах и совокупности составляющих ее элементов. Ее можно представить, как сумму следующих ее элементов:

Ø  фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта;

Ø результаты его первоначального обобщения в понятиях и других абстракциях;

Ø  основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы);

Ø законы, принципы и теории;

Ø  философские установки;

Ø методы, идеалы и нормы научного познания;

Ø социокультурные основания;

Ø стиль мышления.

Метод научного познания сводится к совокупности определенных правил, приемов, норм познания в действии. Он является системой предписаний, принципов, требований, которые ориентируют исследователя в решении конкретной задачи. Метод дисциплинирует поиск истины, позволяет выбрать кратчайший путь в поиске результата. Основная функция метода- регулирование познавательной и иных форм деятельности. Многообразие видов человеческой деятельности обуславливает многообразный спектр методов, который классифицируется по различным критериям.

К числу основных компонентов отражающих структуру теоретического познания относится проблема, гипотеза и теория.

Проблема - форма знания, содержание которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Другими словами- это знание о незнании, вопрос, возникающий в ходе познания и требующий ответа. Проблема- это не застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных этапа движения познания- ее постановку и решение.

Гипотеза - хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно в определенном месте выполнить проблемы эмпирического познания или связать различные эмпирические знания в единое целое, либо дать предварительное объяснение факту или группе фактов. Гипотеза является научной лишь в том случае, если она подтверждается фактами.

 Гипотеза может существовать лишь до тех пор, пока она не противоречит достоверным фактам опыта, в противном случае она становится просто фикцией. Она проверяется фактами опыта, приобретая характер истины. Гипотеза становится плодотворной, если может привести к новым знаниям или новым путям познания. Существенная функция гипотезы состоит в том, что она ведет к новым наблюдениям и исследованиям, благодаря чему догадка находит подтверждение.

Теория - система основных идей в той или иной отрасли знаний. Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. В теории факты и гипотезы связаны в некоторую целостность, т.е. в такое научное знание, в котором факты подводятся под общие законы, а связи между ними выводятся из последних. Всякому теоретическому познанию присущ момент неуверенности, в силу этого она приобретает вероятностный характер, причем обнаружение каждого согласующегося с этой теорией факта увеличивает степень ее достоверности. Считается, что, чем проще теория, тем она ближе к истине.

Любая теория- это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций.

В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы теории:

1. Исходные основания - фундаментальные понятия. Принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.

2. Идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ», «абсолютно твердое тело» и т.п.

3. Логика теории- формальная, нацеленная на прояснение структуры готового знания, на описание его формальных связей и элементов, и диалектика- направленная на исследование взаимосвязи и развития категорий, законов, принципов и других форм теоретического знания.

4.Совокупность законов и утверждений, выведенных из основоположений данной теории в соответствии с определенными принципами.

5. Философские установки, ценностные, социокультурные основания.

Ключевой элемент теории - закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов, выражающих сущность изучаемого объекта во всей его целостности и конкретности.

К числу основных функций теории можно отнести следующие:

1. Синтетическая- любая теория объединяет, синтезирует отдельные достоверные знания в единую, целостную систему.

2. Объяснительная- на основе познанных объективных законов теория объясняет явления своей предметной области. А именно: выявляет причинные и иные зависимости, многообразие связей данного явления, его существенные характеристики и свойства, его происхождение и развитие, систему его противоречий и т.п.

3. Методологическая - теория является средством достижения нового знания во всех его формах. На ее базе формулируются многообразные методы, способны и приемы исследовательской деятельности.

4. Предсказательная - на основании теоретических представлений о наличном состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т.д. предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие о тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением.

5. Практическая - конечное предназначение любой теории- быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности. Поэтому вполне справедливо утверждение о том. Что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

Таким образом, теория (независимо от своего типа) имеет следующие основные особенности:

1. Теория- это не отдельно взятые научные положения, а их совокупность, целостная органическая развивающаяся система. Объединение знания в теорию производится прежде всего самим предметом исследования, его закономерностями.

2. Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией. Чтобы превратиться в теорию, знание должно достигнуть в своем развитии определенной степени зрелости. А именно: когда оно не просто описывает определенную совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. когда знание вскрывает причины, противоречия и закономерности явлений

3. Для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории.

4. Теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них.

5. Характер теории зависит от степени обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундаментальную закономерность данного предмета.

6. Важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию.

 В вопросе о месте и роли философии в научном познании следует выделить две крайние модели:

1. Умозрительно-философский подход (натурфилософия, философия истории и т.п.), суть которого- прямое выведение исходных принципов научных теорий непосредственно из философских принципов, помимо анализа специального материала данной науки. Такой подход был характерен для концепций Шеллинга и Гегеля.

2. Позитивизм, согласно которому «наука сама себе философия». Роль философии в частно-научном познании либо абсолютизируется, либо понижается или даже вовсе отвергается. И хотя в обоих случаях достигнуты определенные позитивные результаты, однако указанная проблема не была решена. История познания и самой философии показывает, что ее воздействие на процесс развития науки и ее результаты выражаются в следующих основных моментах:

- Интегративная (синтетическая) функция философии- системная, целостное обобщение и синтез (объединение) разнообразных форм познания, практики, культуры- всего опыта человечества в целом. Философское обобщение- это не просто механическое, эклектическое соединение частных проявлений этого опыта, а качественно новое, всеобщее и универсальное знание.

-. Критическая функция философии, которая в этой своей функции нацелена на все сферы человеческой деятельности. При этом критика должна быть конструктивной «с удержанием в старом положительного», предлагающая новые решения, а не тотально отрицающей все и вся. При этой критике мысль должна быть тесно связана и перерастать в критику социальной действительности. Отсутствие конструктивно-критического подхода неизбежно оборачивается апологетикой- предвзятой защитой, безудержным восхвалением чего-либо вместо объективного анализа.

-. Философия разрабатывает определенные модели реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на свой предмет исследования. Философия дает наиболее общую картину мира в его универсально-объективных характеристиках, представляет материальную действительность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундаментальных законов.

- Философия вооружает исследователя знанием общих закономерностей самого познавательного процесса в его целостности и развитии, в единстве всех его уровней, моментов, сторон, форм и т.п., чем специально и непосредственно не занимается ни одна частная наука или научная дисциплина. Кроме того, философия поставляет ученому конкретно историческую сетку логических понятий и т.п., с помощью которых строит концептуальные модели реальности или самого познания.

- Философия дает науке наиболее общие методологические принципы, формулируемые на основе определенных категорий. Принципы философии реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, образующих в своей совокупности методологическую программу с самого верхнего уровня.  От философии ученый получает определенные мировоззренческие ценностные установки и смысложизненные ориентиры, которые иногда в значительной степени (особенно в гуманитарных науках) влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты.

Существенное влияние на развитие научного познания философия оказывает своей «умозрительно прогнозирующей» функции. Речь идет о том, что в рамках философии вырабатываются идеи, принципы, представления и т.п., значимость которых обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания через сотни, а то и через тысячи лет. Таковы, в частности, были идеи античной атомистики, гегелевский аппарат диалектики, предвосхитивший определенные положения синергетики.

 Философия влияет на научное познание так или иначе на всех его стадиях, но в наивысшей мере при построении теорий (особенно фундаментальных). Это наиболее активно происходит в периоды крутой ломки понятий и принципов в ходе научных революций. Очевидно, указанное влияние может быть, как позитивным, так и негативным в зависимости от того, какой философией- «хорошей» или «плохой» - руководствуется ученый и какие именно философские принципы он использует. Влияние философии на процесс специально-научного исследования и построения научной теории заключается, в частности, в том, что ее принципы при переходе от умозрительного к фундаментальному теоретическому исследованию выполняют своеобразную селективную (отборочную) функцию.

Философско-методологические принципы в их единстве выполняют в ряде случаев функции вспомогательного, производного от практики критерия истины. Они не заменяют практику как решающий критерий, но дополняют ее, особенно когда обращение к ней в силу ряда обстоятельств невозможно, а порой и нецелесообразно.

Воздействие всеобщих философских принципов на процесс научного исследования всегда осуществляется не прямо и непосредственно, а сложным опосредованным путем- через методы, формы и концепции нижележащих методологических уровней.

Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе исследования в явном виде, они могут учитываться и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобщего значения (например, законы, категории, понятия, причины и т.д.), которые и делают всякую науку «прикладной логикой».

Реализация философских принципов в научном познании означает вместе с тем их переосмысление, углубление, развитие. Тем самым путь реализации функций философии есть не только способ решения фундаментальных проблем развития науки, но и способ развития самой философии, всех ее идей, воззрений и методологических принципов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...