Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гипотезы и их роль в научном исследовании




Гипотеза - это предположение, приблизительный ответ на поставленные задачи исследования; одновременно это допущение того, в какой взаимосвязи находится изучаемое явление с другими, каковы его внутренняя структура, сущность, движущие силы и т.д.

Выдвижение гипотезы есть путь к открытию связей между явлениями. Гипотеза как средство перехода от старого знания к новому неизбежно вступает в противоречие с имеющимися представлениями. В форме гипотезы происходит реальное движение познания к новым, более глубоким, обобщениям, к раскрытию законов закономерностей, принципов и др.

Гипотеза является системой научного познания, которая складывается из различных мнений, объединяющим элементом или идеей в которых выступает предположение. Предположение в гипотезе служит средством познания предмета, его основных взаимоотношений и закономерностей; сведения, которые оно содержит, имеют вероятностный характер; в процессе обоснования и развития гипотезы оно должно быть доказано, отвергнуто или заменено другим; на его основе создается система знаний, которая помогает вскрывать новые факты, закономерности и является инструментом движения познания.

Эвристическая ценность гипотезы заключается в том, что в ней известные познания соединяются с новыми, с тем, что мы ищем. Гипотеза появляется одновременно с ведущей идеей исследования и ею определяется. Формирование гипотезы в сознании исследователя - сложный процесс. В психологическом плане здесь наряду со способностями к конструированию и переконструированною знаний значительную роль играют проблемное видение, альтернативное мышление, способность к аналогиям и переносу, интуиция, т.е. те психические качества и процессы, которые характерны для творчества.  

Гипотезы бывают:

Ø  описательные (предполагается существование какого-либо явления);

Ø  объяснительные (вскрывающие причины его);

Ø  описательно-объяснительные.

К научной гипотезе предъявляются следующие определенные требования:

Ø  она не должна включать в себя слишком много положений. Как правило, одно основное, редко больше по особой специальной необходимости;

Ø в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;

Ø при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;

Ø  требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности.

Научные гипотезы с различными уровнями обобщенности, в свою очередь, можно очевидно отнести к инструктивным или дедуктивным.

Дедуктивная гипотеза, как правило, выводится из уже известных отношений, положений или теорий, от которых отталкивается исследователь.

В тех случаях, когда степень надежности гипотезы может быть определена путем статистической переборки количественных результатов опыта, рекомендуется формулировать нулевую или отрицательную гипотезу. При ней исследователь допускает, что нет зависимости между исследуемыми факторами (она равна нулю).

Например, при изучении структуры деятельности специалиста в какой-либо сфере нас интересует зависимость этой структуры от уровня образования, рабочего стажа, возраста, уровня профессиональной квалификации.

Нулевая гипотеза состоит из допущения, что такой зависимости не существует.

Можно ли в таком случае в проводимом научном исследовании получить результаты, противоречащие нулевой гипотезе? Если мы такие факты получим, то можно ли будет их рассматривать как случайные?

Предполагается, что при такой постановке вопросов исследователю легче уберечься от ложной интерпретации итоговых результатов опыта.

Формулируя гипотезу, важно отдавать себе отчет в том, правильно ли мы это делаем, опираясь на формальные признаки хорошей гипотезы:

Ø  адекватность ответа вопросу или соотнесенность выводов с посылками (иногда исследователи формулируют проблему в определенном, одном плане, а гипотеза с ней не соотносится и уводит исследователя от проблемы);

Ø правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся знаниям по данной проблеме (если такого соответствия нет, новое исследование оказывается изолированным от общей научной теории);

Ø проверяемость.

Гипотетико-дедуктивный метод

Гипотетико-дедуктивный метод - метод получения нового знания и метод развертывания теории, сущность которого заключается в создании дедуктивно-связанных между собой гипотез, из которых выводятся (дедуцируются) в конечном итоге утверждения об эмпирических фактах. В основе метода лежит постулат о том, что развитое теоретическое знание строится не за счет процедур индуктивного обобщения данных и фактов, т.е. "снизу", а развертывается как бы "сверху" по отношению к последним.

Можно выделить три этапа в реализации этого метода:

Ø построения связной, целостной, дедуктивно-соподчиненной системы гипотез;

Ø процедуры верификации или фальсификации этой системы;

Ø уточнение и конкретизация исходной конструкции.

В любой дедуктивно-развернутой системе выделяют два яруса гипотез - верхний и нижний. Гипотезы последнего выступают, как следствия к гипотезе верхнего яруса и именно они подлежат эмпирическому обоснованию, при этом проверку проходит вся гипотетико-дедуктивная система как целостность, что делает процесс пере формулировки гипотез весьма сложной исследовательской процедурой. Рассогласование конструкции с опытом еще не означает, что в ней неверны все гипотетические положения. Однако опыт свидетельствует против всей системы гипотез одновременно, не позволяя, как правило, выявить, какой именно ее элемент ставится под сомнение.

Как правило, "давление" фактов не распространяется на гипотезы верхнего яруса ("ядро системы"), а относятся к периферии системы-промежуточному между данными и ядром слою гипотез. Появление новых фактов приводит, чаще всего, к формулированию дополнительных гипотез с тем, чтобы ассимилировать то, что необъяснимо из изначальной системы гипотез.

Однако чрезмерное возрастание гипотез ad hoc свидетельствует о серьезных изъянах в ядре теории. В конечном итоге это выливается в необходимость формулировки новой гипотетико-дедуктивной "конструкции", способной объяснить изучаемые факты без введения дополнительных гипотез и, кроме того, предсказать новые факты (как правило, выдвигается сразу несколько конкурирующих теорий). В современной методологии науки конкуренция гипотетико-дедуктивных систем рассматривается как борьба различных исследовательских программ.

Победившая система получает статус "более эвристически сильной". Гипотетико-дедуктивный метод может выступать в двух разновидностях:

Ø он может быть способом построения системы содержательных гипотез с последующим (возможным) их выражением в языке математики (изначально вводится система содержательных понятий);

Ø он может быть способом создания формальной системы с последующей ее содержательной интерпретацией (изначально вводится математический аппарат).

Последний путь развертывания гипотетико-дедуктивной системы получил название метода математической гипотезы (или математической экстраполяции). 

Абдукция и объяснительные гипотезы

Абдукция (от лат. abductio — отведение) — умозаключение от следствия к причине, от случая к правилу, от эмпирических фактов к объясняющей их гипотезе (Чарльз Пирс)

Объяснительные гипотезы фиксируют возможные следствия из определенных причин, а также характеризуют условия, при которых эти следствия обязательны, т.е. объясняется, в силу каких факторов и условий, возможно, данное следствие, каков механизм их проявления. Пример тому гипотеза, использованная в докторской диссертации, предмет которой был связан с определением социально-психологического механизма формирования физкультурно-спортивной активности студентов в процессе физического воспитания.

В ней зафиксировано, что эффективность формирования и управления физкультурной активностью студентов в условиях вуза будет всецело зависеть от:

Ø познания и учета объективных закономерностей механизмов становления и функционирования мотивационных компонентов физкультурной активности личности и социально-педагогических факторов их формирования в условиях вуза;

Ø степени взаимосвязи содержательных и структурных компонентов системы субъективных и объективных факторов физкультурной активности студентов;

Ø уровня реализации комплексного функционирования социально-педагогических факторов формирования физкультурной активности студентов в условиях взаимодействия всех компонентов управленческо-педагогической системы физического воспитания в вузе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...