Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль философии в научном исследовании




 

Какую роль играет философия в научном познании? Обычно говорится, что философия дает ученому базовые теоретические и методологические принципы. Но это слишком общая характеристика. Она не раскрывает все богатство функций философии в реальной научной практике. На самом деле философские, или метафизические, составляющие научной деятельности очень разнообразны и плодотворны.

Влияние философии на научное исследование обнаруживается (через формирование научных интересов и идеалов) на всех стадиях исследования.  

Однако, из всех проблем исследования самой сложной, трудной и фундаментальной является  проблема построения новой фундаментальной теории. Поэтому в вопросе о роли философии в научном исследовании центральное место принадлежит вопросу, о ее роли формировании научной теории.

Этот вопрос заслуживает специального рассмотрения еще и  потому, что здесь мы сталкиваемся с той уникальной ситуацией, когда философия влияет на получение научных результатов не только опосредованно, но и непосредственно. Если опосредованное влияние философии имеет место повседневно, то ее непосредственное влияние проявляется лишь в эпохи  научных революций, т.е. в периоды крутой ломки фундаментальных теоретических понятий. 

Вопрос об эвристической роли философских принципов в формировании научной теории фактически поставлен еще натурфилософами. Эту роль они усматривали в возможности дедуцировать исходные принципы научных теорий из философских принципов. Наиболее отчетливо такой подход к решению указанной проблемы проявился позднее в грандиозных натурфилософских системах Шеллинга и Гегеля.

Поскольку в результате такого подхода ни разу не удалось построить новой истинной теории (получались лишь      спекулятивные конструкции, или, ложные теории), то в середине XIX в. возникло, а, в наше время довольно широко распространилось, убеждение, согласно которому философия не может играть эвристическую, т.е., поисковую, роль в формировании теории, а может лишь упорядочивать и интерпретировать готовое знание. Наиболее четко суть такого подхода выразил Витгенштейн, сравнив философа, не с архитектором, помогающим каменщику строить дом, а с мусорщиком, убирающим комнаты уже построенного дома.

Анализ истории формирования фундаментальных теорий (например: общей теории относительности, теории личности, теории прибавочной стоимости и др.) показывают, что выдающиеся ученые преодолевают селективный парадокс.

Роль такого фактора играют мировоззренческие установки исследователя, т.е. его философские принципы. Философские принципы при переходе от умозрительного к фундаментальному теоретическому исследованию выполняют своеобразную селективную функцию. Последняя заключается в том, что из множества умозрительных комбинации исследователь реализует только те из них, которые согласуются с его мировоззрением.

Таким образом, фундаментальное теоретическое открытие есть результат взаимодействия пяти главных факторов:

Ø творческого воображения (создание множества вариантов);

Ø философских принципов (первичное ограничение);

Ø теоретических парадоксов (вторичное ограничение); 

Ø математических аксиом (окончательная юстировка селекции);

Ø опыта (окончательный выбор путем перебора).      

Из сказанного ясно, что в этом исключительно сложном и запутанном взаимодействии философские принципы определяют общую стратегию научного поиска, тогда как теоретические парадоксы и математические аксиомы - его конкретную тактику. Окончательным же арбитром в этой исследовательской «драме» выступает опыт и только опыт.

Итак, эвристическая функция   философии при формировании фундаментальной теории является не дедуктивной, а селективной. Обратное, однако, неверно: селективная функция может быть, как эвристической, так и антиэвристической.

Все зависит от того, какие именно философские принципы используются для отбора. Отсюда следует, что в процессе формирования теории философия может играть, как положительную, так и отрицательную роль. Поэтому, подчеркивая в противовес позитивизму, эвристическое значение философии в формировании теории, не следует забывать актуальности и в наше время старого ньютоновского предостережения: «Физика, берегись метафизики!».

Говоря о роли философии (независимо от ее формы) в научном познании, следует указать на две крайние модели, которые сложились в решении этого очень сложного вопроса:

1.Умозрительно-философский подход (натурфилософия, философия истории и т.п.), суть которого — прямое выведение исходных принципов научных теорий непосредственно из философских принципов, помимо анализа специального материала данной науки. Такой подход был характерен для концепций Шеллинга и Гегеля.

2.Позитивизм, согласно которому «наука сама себе философия». Роль философии в частно-научном познании либо абсолютизируется, либо принижается или даже вовсе отвергается.

И хотя в обоих случаях были достигнуты определенные позитивные результаты, однако указанная проблема не была решена.

История познания и самой философии показывает, что ее воздействие на процесс развития науки и ее результаты выражаются в следующих основных моментах:

а) Интегративная (синтетическая) функция философии — системное, целостное обобщение и синтез (объединение) разнообразных форм познания, практики, культуры — всего опыта человечества в целом. Философское обобщение — это не просто механическое, эклектическое соединение частных проявлений этого опыта, а качественно новое, всеобщее и универсальное знание.

б) Критическая функция философии, которая в этой своей функции нацелена на все сферы человеческой деятельности. При этом критика должна быть конструктивной «с удержанием в старом положительного», предлагающая новые решения, а не тотально отрицающей все и вся. При этой критике мысль должна быть тесно связана и перерастать в критику социальной действительности. Отсутствие конструктивно-критического подхода неизбежно оборачивается апологетикой — предвзятой защитой, безудержным восхвалением чего-либо вместо объективного анализа.

в) Философия разрабатывает определенные модели реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на свой предмет исследования. Философия дает наиболее общую картину мира в его универсально-объективных характеристиках, представляет материальную действительность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундаментальных законов.

г) Философия вооружает исследователя знанием общих закономерностей самого познавательного процесса в его целостности и развитии, в единстве всех его уровней, моментов, сторон, форм и т.п., чем специально и непосредственно не занимается ни одна частная наука или научная дисциплина. Кроме того, философия поставляет ученому конкретно историческую сетку логических понятий и т.п., с помощью которых строит концептуальные модели реальности или самого познания.

д) Философия дает науке наиболее общие методологические принципы, формулируемые на основе определенных категорий.

Принципы философии реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, образующих в своей совокупности методологическую программу самого верхнего уровня.

е) От философии ученый получает определенные мировоззренческие ценностные установки и смысло-жизненные ориентиры, которые иногда в значительной степени (особенно в гуманитарных науках) влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты.

ж) Существенное влияние на развитие научного познания философия оказывает своей «умозрительно прогнозирующей» функцией. Речь идет о том, что в рамках философии вырабатываются идеи, принципы, представления и т.п., значимость которых обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания через сотни, а то и через тысячи лет. Таковы, в частности, были идеи античной атомистики, гегелевский аппарат диалектики, предвосхитивший определенные положения синергетики.

з) Философия влияет на научное познание так или иначе на всех его стадиях, но в наивысшей мере при построении теорий (особенно фундаментальных). Это наиболее активно происходит в периоды крутой ломки понятий и принципов в ходе научных революций. Очевидно, указанное влияние может быть, как позитивным, так и негативным в зависимости от того, какой философией — «хорошей» или «плохой» — руководствуется ученый и какие именно философские принципы он использует. Влияние философии на процесс специально-научного исследования и построение научной теории заключается, в частности, в том, что ее принципы при переходе от умозрительного к фундаментальному теоретическому исследованию выполняют своеобразную селективную (отборочную) функцию.

и) Философско-методологические принципы в их единстве выполняют в ряде случаев функции вспомогательного, производного от практики критерия истины. Они не заменяют практику как решающий критерий, но дополняют ее, особенно когда обращение к ней в силу ряда обстоятельств невозможно, а порой и нецелесообразно.

Воздействие всеобщих философских принципов на процесс научного исследования всегда осуществляется не прямо и непосредственно, а сложным опосредованным путем — через методы, формы и концепции нижележащих методологических уровней.

Реализация философских принципов в научном познании означает вместе с тем их переосмысление, углубление, развитие. Так, например, квантовая механика, по словам Н. Бора, преподала нам "гносеологический урок".

А. Эйнштейн и Л. Инфельд отмечали, что "результаты научного исследования очень часто вызывают изменения в философских взглядах на проблемы, которые распространяются далеко за пределы ограниченных областей самой науки... Философские обобщения должны основываться на научных результатах. Однако, раз возникнув и получив широкое распространение, они очень часто влияют на дальнейшее развитие научной мысли, указывая одну из многих возможных линий развития. Успешное восстание против принятого взгляда имеет своим результатом неожиданное и совершенно новое развитие, становясь источником новых философских воззрений".

Задача исследования философии и её роли в научном познании заключается в развёртывании таких представлений о науке как в взаимосвязь философии и частных наук, функции философии в научном познании, роль философии в научном познании, модели решения вопроса о методологической роли философии в научном познании. Цель: определить роль философии в научном познании.

Говоря о необходимости союза философии и частных наук, Гегель писал, что необходимо, чтобы философия согласовывалась с действительностью и опытом – это "пробный камень" истинности философского учения. "Возбужденное опытом, как раздражителем" мышление затем поднимается в свою «чистую стихию», развивается из себя. 

В заключение можно отметить, что роль философии в исследовании не следует ни недооценивать, ни переоценивать: каково бы ни было влияние философии на исследование, всегда имеет место относительная независимость научных результатов от мировоззрения тех, кто их получает. Таким образом, роль философии в исследовании маскируется целым рядом «затемняющих» обстоятельств, и требуется довольно тонкий методологический анализ, чтобы раскрыть эту роль.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...