Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень вопросов для промежуточной аттестации по дисциплине




«История и методология науки»:

1. Особенности науки как формы познания.

2. Наука в культуре техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука.

3. Наука и философия. Наука и религия.

4. Наука как социальный институт. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

5. Этика науки.

6. Новые этические проблемы науки в конце XX – начале ХХΙ века.

7. Проблема возникновения науки. Преднаука и наука.

8. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Роль Аристотеля в античной науке.

9. Особенности средневековой науки. Развитие науки в эпоху Возрождения.

10. Специфика классической науки в Новое время (Г. Галилей, И. Ньютон, Р. Декарт.).

11. Становление социальных и гуманитарных наук в Новое время.

12. Неклассическая наука на рубеже ХΙХ – ХХ веков.

13. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов.

14. Логические основы научного исследования.

15. Язык как средство построения и развития науки.

16. Проблема в цикле научного познания.

17. Роль гипотезы в научном познании.

18. Эмпирический уровень научного исследования. Наблюдение и эксперимент.

19. Теоретический уровень научного исследования.

20. Структура оснований науки. Идеалы и нормы исследования.

21. Научная картина мира. Стиль научного мышления.

22. Объяснение и предвидение как функции науки.

23. Понимание в социальных и гуманитарных науках.

24. Научная дискуссия и её особенности.

25. Позитивистская традиция в философии науки. О. Конт как основатель позитивизма. Второй позитивизм (Э. Мах).

26. Неопозитивистские концепции науки. (М. Шлик, Б. Рассел).

27. Концепция критического рационализма К. Поппера и зарождение постпозитивизма.

28. Историческая философия науки Т. Куна.

29. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

30. Концепция философии науки П. Фейерабенда.

31. Основные этапы становления наук об обществе, культуре и человеке.

32. Современные направления и перспективы развития социально-гуманитарных наук.

33. Глобальное информационное общество и социально гуманитарные науки.

34. Исторические трансформации социально гуманитарных наук в России.

35. Природа ценностей. Оценочные суждения в социально-гуманитарных науках.

36. Ценности и эпистемология. Проблема взаимоотношения объективного и субъективного моментов ценностей.

37. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике.

38. Роль аналогии в научном познании.

39. Моделирование в науке.

40. Структура и функции научной теории.

41. Проблема истины в научном познании.

42. Идеалы и нормы научного познания.

43. Научная картина мира и стиль научного мышления.

44. Возникновение античной науки: атомистическая научная программа.

45. Научная программа Аристотеля.

46. История развития науки в эпоху эллинизма

47. Наука в Средние века.

48. Формирование науки Нового времени в трудах Галилея.

49. Научная программа Ньютона.

50. Научные революции и смена типов научной рациональности.

51. Значение термина «логика». Логика в системе наук. Структура логики.

52. Основные направления в развитии науки логики.

53. Значение логики в научном познании и профессиональной практике.

54. Логика высказываний и логика предикатов (история возникновения, области применения, язык).

55. Абстрактное мышление. Формы логического мышления.

56. Определение значимости логического мышления в условиях новой обстановки.

57. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений.

58. Механизмы совершенствования понятий «мышление» и «язык».

59. Виды понятий. Понятие формального мышления и формальная логика.

60. Понятие как форма логического мышления. Отношения между понятиями.

61. Содержание и объём понятия. Закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятия.

62. Определение понятий. Определение понятия «логика».

63. Правила явного определения. Ограничение и обобщение понятий.

64. Общая характеристика суждения. Виды и логические свойства простых суждений.

65. Атрибутивное суждение как связь классов (виды простого категорического суждения). Классификационные операции.

66. Критика принципов традиционной логики. «Логический треугольник».

67. Теория пропозициональных связок.

68. Логический закон. Законы логики и их роль в познании.

69. Закон достаточного основания. Его роль в научном познании.

70. Понятие о законе логики высказываний.

71. Основные законы логики высказываний (законы транзитивности, двойного отрицания, де Моргана, Дунса Скота, контрапозиции).

72. Закон тождества его применение в логических операциях.

73. Закон противоречия и его логическое значение.

74. Закон исключённого третьего. Его применение в логике.

75. Интерпретация научных данных с применением законов логики.

76. Действия законов логики в сфере физической культуры и спорта.

77. Непосредственные умозаключения по «логическому квадрату».

78. Силлогистика. Правила и признаки простого категорического силлогизма. Модусы простого категорического силлогизма.

79. Фигуры силлогизма и их правила. Сокращённый силлогизм (энтимема).

80. Сложный (полисиллогизм) и сложносокращённые (эпихейрема) силлогизмы.

81. Логика развития научной теории. Гипотеза и теория. Гипотеза как форма развития знаний.

82. Логико-методологические условия состоятельности научных гипотез.

83. Понятие рабочей гипотезы. Условие отбора предпочтительных гипотез.

84. Роль гипотезы в развитии естественных и общественных наук.

85. Теория и гипотеза в научном познании и профессиональной деятельности.

86. Проверка гипотезы в ходе оценивания результатов деятельности.

87. Приведение различных гипотез развития физической культуры и спорта.

88. Применения конкурирующих гипотез в научно - исследовательской деятельности в сфере ФКиС.

89. Условия отбора предпочтительных гипотез в научно-исследовательской деятельности в сфере ФКиС.

90. Доказательство. Прямое и косвенное доказательства. Правила доказательства и опровержения.

91. Понятие опровержения. Опровержение как вид логической аргументации.

92. Формулировка и развитие проблем. Проблемы физической культуры и спорта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...