Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Терминологический словарь (глоссарий)




А

АБСТРАКТНЫЙ (от лат. Abstractus - отвлеченный) - опосредованное, данное в понятиях, отвлеченное от конкретного, чувственного, наглядного. В отрицательном смысле - удаленное от жизни, чуждое действительности «витание в облаках».

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. Agnostos - неизвестный) - учение о непознаваемости истинного бытия, сомнение возможности нахождения объективной истины.

АКСИОЛОГИЯ (от греч. Axia - ценность, logos - учение) - учение о ценностях или философия ценностей.

АНАЛИЗ (от греч. Analysis - разложение, расчленение) - в логике разложения одного на множество, целого - на его части, сложного — на его компоненты.

АНАРХИЯ (от греч. Anarshia - безвластие) - состояние, в котором находится общество, когда в нем упразднена государственная власть. Руководящим началом предлагают только волю отдельной личности, всякий авторитет и власть отвергают.

АНТИНОМИЯ (от греч. Antinomia — противоречие в законе) — противоречие между равнозначными положениями, каждое из которых может быть одинаково доказуемым.

АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. Antropos - человек, logos - понятие, учение) - учение, наука о происхождении и эволюции человека. Философская антропология описывает место человека в мире, рассматривает вопрос о природе человека, смысле его жизни.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч. Antropos — человек и от лат. Centrum - центр) - учение, согласно которому - человек центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

АРХЕТИП (от греч. Arche — начало и typos — образец) — прообраз, первая форма, образец; у Юнга — элементы коллективного бессознательного, находящиеся в зародыше возможности всех психических процессов и переживаний. *

АСКЕТИЗМ (от греч. Aske - упражняющийся в чем-либо) - подавление телесного, чувственного во имя совершенствования души.

АТЕИЗМ (от греч. Atheos — безбожие) — отречение от Бога, отрицание Бога.

АТОМИЗМ (от греч. Atomon - неделимое) — учение о том, что все вещи состоят из неделимых элементов (атомов), и все изменения в мире основываются на перемещении, соединении и разъединение этих элементов.

Б

БЕЗУСЛОВНЫЙ - не нуждающийся для своего существования или действия ни в каких условиях, причинах.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания. Новая психология полагает, сознательное — только остров, окруженный морем «душевного». В наши дни оно рассматривается как источник творчества, психическая перводействительность, главный источник свойственных всем людям основных мотивов, первоформ, архетипов переживания.

БЫТИЕ - философская категория, обозначающая все существование, все сущее; мир как совокупную, объединенную реальность. При этом разделяют реальное и идеальное бытие.

В

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. Voluntas - воля) - одно щ направлений философии, которое рассматривает в качестве основного принципа, или в-себе-бытия, не интеллект, а волю (Шопенгауэр Ницше, Гартман).

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ - представления и знания, которые не могут быть приобретены, поскольку не имеют отношения к внешнему миру (например, математические и логические аксиомы, моральные принципы).

ВСЕЕДИНСТВО - единство Вселенной, в которой вещи в их внутренней связи и взаимодействии образуют единое целое.

Г

ГЕНЕЗИС (от греч. Genesis - происхождение, становление) - происхождение, возникновение, развитие, например, биогенезис - возникновение или развитие жизни.

ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. Hermeneutikos - истолковывающий)

-      искусство перевода, объяснения (Гермёс в греческой мифологии - посредник между богами и людьми); учение о понимании.

ГИПОТЕЗА (греч. Hypothesis - основание, основа) - хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно восполнить пробелы эмпирического (опытного) познания или связать различные эмпирические знания в единое целое, дать предварительное объяснение факту или группе фактов. Существует до тех пор, пока не противоречит достоверным фактам опыта, в противном случае отвергается.

ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. Gnosis - познание и logos - учение) - учение о познании, теория познания.

ГУМАНИЗМ (лат. Humanitas — человечность) — уважение к человеку, его правам и свободам, философское направление, считающее человека высшей ценностью, требующее такого устройства общества, которое сможет гарантировать соблюдение данных принципов.

Д

ДАО (кит. Бог, путь, разум, слова, закон, логос, смысл) - согласно Лао-цзы, дао - всеединое; оно не имеет формы, имени; оно немыслимо, невидимо, непостигаемо, но совершенно. Оно - основа всех вещей; неподвижный двигатель всего; оно вечно единое, неизменное, непреходящее, т.е. основной принцип, согласно которому существует все без исключения. «Человек зависит от земли, земля об неба, небо - от Дао, а Дао - от самого себя».

ДЕМОКРАТИЯ (греч. Demos - народ, kratos - власть) - форма государственно-политического устройства общества, при которой народ —источник власти. Признает право народа участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод.

ДЕТЕРМИНАЦИЯ (от лат. Determinare) - ограничивать, детерминизм - учение о том, что все явления, происходящие в мире предопределены — со стороны Бога (теологический), природы (космологический), или человеческой воли (анторопологическо- этический детерминизм).

ДИАЛЕКТИКА (греч. Dialektike - искусство вести беседу) - искусство аргументации, наука логики; для Сократа - ведение беседы для выяснения понятий, для Платона - высшая наука, метод познания идей. Для марксизма - учение о всеобщей связи и развитии.

ДУАЛИЗМ (лат. Dualis - двойственный) - сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний, мировоззрений, волеустремлений, гносеологических принципов.

3

ЗАДАЧА науки. Основная задача любой науки - познание объективных законов исследуемого предмета. Общество в его различных аспектах является объектом изучения многих гуманитарных и социальных наук: истории, экономической теории, демографии, социологии и т.д. Между тем в обществе, поскольку его функционирование и развитие есть результат деятельности людей, в предмет исследования полагалось бы включить сознание, волю, верования, настроения и т.п., которыми непосредственно побуждается деятельность людей. Еще Д.Вико говорил, что история общества тем отличается от истории природы, что первая сделана нами, а вторая не нами.

ЗАКОН — в науке положение, выражающее всеобщий ход вещей; постоянная, устойчивая, необходимая, объективная связь между явлениями.     

И

ИДЕАЛИЗМ (от греч. Idea - идея) - в широком смысле слова всякое мировоззрение или образ жизни, определяемые подлинными идеалами и их практическими следствиями в виде неэгоистических, самоотверженных поступков. В метафизическом (философском) смысле - воззрение, определяющее действительность как идею, дух, разум; даже материю рассматривающее как форму проявления духа. Объективный идеализм считает порождающей основой всего сущего идею или дух (Платон, Гегель); а субъективный - разум (Декарт, Фихте). В теоретико-познавательном смысле идеализм - точка зрения, рассматривающая вещи как комплексы представлений, признающая бытие лишь как осознанное бытие (сознание), которое тождественно процессу восприятия - «существовать, значит быть

воспринимаемым» (Лейбниц, Беркли, Шопенгауэр).

ИДЕЯ (греч. Idea) - в собственном смысле слова зрительный образ, наглядный образ; в философии со времени Платона - метафизическая сущность вещей, которую Аристотель мыслил, как силосозидающую и формообразующую. В Новое время, это «образ вещи, создаваемой духом», т.е. отвлеченное представление о чем-либо. И если у Платона - вещь лишь бледная копия, отражение идеи- то теперь идея - это воспроизведение вещи в мышлении.

ИНТЕЛЛЕКТ (лат. Intellectus - ум, рассудок) - разул способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (суждения, абстракции, образования понятий суждения, заключения и т.д.), которые превращают восприятие в знания или анализируют и пересматривают уже имеющиеся знания.

Информация, знание, данные. Познание — это деятельность, направленная на получение, хранение, переработку и систематизацию информации о различных объектах. Знание понимается (а) в широком смысле как лю­бого рода информация и (б) в узком смысле как под­твержденная научными средствами информация. Знания могут быть донаучными (житейскими) и научными, а последние разделяются на эмпирические и теоретические. Научному знанию присуще логичность, обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов.

 Данные — это факты, зарегистрированные с помощью различных методов. Качественные и количественные данные. Первичные и вторичные. Данные — это совокупность не связанных между собой фактов. Данные могут быть превращены в информацию путем анализа, выявления связей, вычленения наиболее важных фактов, их синтеза. В информации больше ценности, чем в данных; информация — это данные, трансформированные в значимую форму для целесообразного использования.

 

ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ (лат. Irrationalis - неразумное) недоступное рассудку, то что не может быть постигнуто разумом, что не подчиняется законам логики, «сверхразумное» или «противоразумное».

ИСТИНА - правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности, познающих субъектом; восприятие вещей такими, каковы они на самом деле.

История общества по Платону. История общества - продукт взаимодействия людей. И сегодня в отечественной литературе можно встретить безоглядное: люди не только актеры, но авторы исторической драмы. Мудрейший человек античности думал иначе. “Представьте себе, - пишет Платон, - что живые существа, - это чудесные куклы богов, сделанные ими для забавы, либо с какой-то серьезной целью: ведь это нам неизвестно...”, “...ведь люди в больше своей части куклы и лишь немного причастны истине...” (Платон. Сочинения - М, 1972. - Т. 3 (2) - с. 108).

К

КАРМА (санскрит) - согласно учению буддистов и джайннистов, «труд»; в широком смысле слова - сумма добрых, и злых деяний в жизни, которая определяет судьбу дальнейших перерождений.

КАТЕГОРИИ (от греч. Kategorein - высказывать) - наиболее общие понятия, «родовые понятия» по Канту, от которых происходят все остальные.

Л

ЛОГИКА развития науки от ее возникновения до современного положения, не привязанная жестко к конкретной историографии, может быть представлена следующим образом:

XVI в. – достижение предельного уровня материально-технического развития, прогрессирующего на основе знаний, полученных непосредственно в производственной сфере;

XVII в. – возникновение науки как отдельного вида деятельности по производству знания;

XVIII в. – становление науки как социального института (институционализация науки);

XIX в. – становление науки как непосредственной производительной силы (соединение науки с техникой в прикладных исследованиях), использование природных предметов и процессов в технических системах и производственных технологиях, разработанных на базе научного знания;

XX – XXI в. – институционализация науки как непосредственной производительной силы с последующей коммерциализацией (превращение научной деятельности в разновидность экономической с высокой степенью риска и сверхприбылями).

 Предельно общим выражением возрастания роли науки в жизни современного общества может быть тезис о том, что она творит глобализацию. В частности, анализперспектив энергетики, как системообразующего фактора мировой социальной структуры, позволяет рисовать фантастические геополитические сценарии будущего.

М

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА - понятие, отражающее широко распространенные в условиях индустриально развитого общества особенности бытия культуры, продукт «массового общества». Характеризуется организованной индустрией потребления и широко разветвленной сетью средств массовой коммуникации, оказывающих соответствующее воздействие на индивидуальное и общественное сознание и создающих необходимую рекламу для обеспечения спроса на ее продукты.

МАТЕРИАЛИЗМ - одно из главных философских направлений. Признает объективность, первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, существующей вне и независимо от сознания и выступающей первоосновой действительности. Материализм противоположен идеализму. Историческая конкуренция, борьба между ними (при определенном взаимовлиянии и взаимопроникновении) составляла содержание многих периодов истории философии.

МАТЕРИЯ - объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отраженная им. Материя охватывает бесконечное множество реально существующих систем и объектов мира, является субстанциальной основой всевозможных свойств и форм движения. Материя несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, неразрывно связана с движением, способна к непрерывному саморазвитию, а при наличии благоприятных условий приводит к возникновению жизни и мыслящих существ. Сознание выступает как высшая форма отражения, присущего материи.

МЕТАФИЗИКА - 1. Термин «Метафизика» возник в I в. до н.э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает «то, что следует после физики». Сам Аристотель называл этот, по его убеждению, важнейший раздел своего учения «первой философией», изучающей высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего. В этом смысле термин «М.» употреблялся в последующей философии. В средневековой философии М. служила теологии как ее философское обоснование. С XVI в. наряду с термином «М.» применялся в равном значении термин «онтология». 2.. В новое время возникает понимание М. как антидиалектического способа мышления, как результата односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как независимые друг от друга, отрицают внутренние противоречия как источник развития в природе и в обществе.

Методология, это:

1) совокупность исследовательских процедур, техники и методов;

2) система принципов научного исследования;

3) логико-гносеологическая функция теории.

Методология определяется как совокупность нормативных подходов, принципов, приемов, процедур, которые задаются профессиональным сообществом в определенном культурном контексте и призваны определять направление и цели творческого поиска. Методология — это учение о структуре, логических операциях, методах и средствах деятельности. 

В современной литературе под методологией обычно понимают прежде всего методологию научного познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности (А.Г. Спиркин, Э.Г. Юдин).

Методология отвечает на вопросы о том, как надо проводить научное исследование, строить непротиворечивую теорию или правильно интерпретировать полученные результаты. Методолога не интересует структура объекта или предмета исследования, как консультанта по управлению не интересует финансовое положение данной компании или ее иерархическая структура. Тот и другой разрабатывают общие принципы, применимые к любым конкретным ситуациям.

Формы методологического знания и проблемы методологического мышления.  

- Методологическое знание выступает в форме как предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность определенных видов деятельности (нормативная методологич), так и описаний фактически выполненной деятельности (дескриптивная методология).

- К методологии мышления относятся такие проблемы, как введение терминов, постановка вопросов и ответов на них, установление истинности и организации теорий и т. п. В ней выделяются два крупных подраздела: 1) методология научного мышления; 2) методология обыденного мышления.

    Различные подходы к пониманию методологии как науки. Нет единого мнения о том, что представляет собой методология как наука: является ли она философской дисциплиной или это частнонаучная область, или сама философия выступает методологией, поскольку каждое философское положение имеет методологическое значение. Существует, например, мнение, что методология как совокупность методов познания — это одно, а учение о методологии — это совсем другое. Причем учение о методологии рассматривается как частнонаучная дисциплина, ибо философия не исчерпывает содержания методологии. Есть и предположение, что методология — вообще не наука, что она стоит вне науки и является искусством подбора принципов и методов исследования.

Особенности определения понятия методология. Определяя общие пути познания, философия, из которой выделились в разное историческое время все прочие науки, выполняет по отношению к ним важную методологическую функцию.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. Субъектом (или носителем) М. является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности, и классы, и общество в целом.

МОНИЗМ - философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало. Материалисты первоначалом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух и т.д. Наиболее последовательным направлением идеалистического М. является философия Гегеля. Научный и последовательный материалистический М. характерен для диалектического материализма, исходящего из того, что мир по своей природе материален, что все явления в мире представляют собой различные виды движущейся материи.

МОРАЛЬ - предмет изучения этики. Форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и самоценной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую перспективу истории. М. регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, общение (или, напротив, требует их изменения).

МЫШЛЕНИЕ - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п., связанных с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредованнога познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи - мозга.

Н

НАТУРФИЛОСОФИЯ - философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целостности.

НАУКА - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно- исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства. Эти результаты могут также выступать как одна из форм общественного сознания.

Научная картина мира (НКМ) в социологии — это совокупность самых общих представлений, часто носящих философский характер, о том, как устроена и каким законам подчиняется социальная реальность, в которой существуют общество и образующие его индивиды. НКМ управляет и регулирует процессом создания общей социологической теории, а последняя влияет на образование частных теорий. Компоненты НКМ:

- общефилософские (метатеоретические) положения о строении мира (онтология) и его развитии (динамика, генезис);

- общенаучные принципы, выступающие в роли нормативных регуляторов деятельности ученого (объективность и достоверность научного знания, истинность, и др.);

- идеологические стандарты и нравственные цен­ности;

- эвристические модели, заимствованные из других областей знания и используемые как средство объяснения социальной реальности (например, сравнение общества с живым организмом у Г. Спенсера).

НОМИНАЛИЗМ - направление в средневековой философии, считавшее понятия лишь именами. В противоположность реализму средневековому, номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие же понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.

Реализм и номинализм в социологии. Реализм и номинализм- два основных направления философии схоластического периода (XI - XIIIвв.) — предлагали противоположные решения проблемы определения бы­тия. С точки зрения реализма существуют только общие идеи, а конкретные вещи — это иллюзии. Познать общее — значит, правильно познать окружающую реальность, все множество существующих вещей. С точки зрения номинализма, напротив, реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Номинализм защищает частное, отдельные предметы, утверждая, что общее знание есть отвлечение, нисколько не охватывающее природу предметов.

НООСФЕРА (доел, «сфера разума») - термин, обозначающий такую стадию развития биосферы, при которой разумная деятельность человека становится определяющим фактором глобального развития. В наиболее завершенной форме учение о Н. разработано русским ученым В.И. Вернадским, который понимал ее как высшую ступень интеграции всех форм существования материи, когда любая преобразующая деятельность будет основываться на научном понимании естественных и социальных процессов и органически согласовываться с общими законами развития природы. Это означает, что человек должен взять на себя всю ответственность за дальнейшую эволюцию как биосферы в целом, так и самого себя.

НОУМЕН - термин, означающий противоположность феномену, постигаемую только умом (умопостигаемую) сущность (например, «эйдосы» у Платона или «понятия» у Канта).

О

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ - две стороны, материальная и духовная, жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Под О. Б. марксизм понимает материальное отношение людей к природе в процессе производства материальных благ и те отношения (в классовом обществе - классовые), в которые люди вступают в процессе этого производства. О. С. есть не что иное, как «осознанное бытие», т.е. отражение в духовной жизни людей их О. Б.

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного исторического развития.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ - отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности; делятся на материальные и идеологические.

ОБЩЕСТВО - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В узком значении слова О. может рассматриваться как конкретное О. В единстве его общих, особенных и единичных признаков (например, первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое) и как отдельный регион, страна (например, индийское, американское и т.п.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...