Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Три группы вопросов, стоящие перед социологом.




Первая группа: Что представляет собой структура изучаемого общества в целом? Каковы ее основные элементы и взаимоотношения между ними? Чем структура конкретного изучаемого общества отличается от структур других типов общества?

Вторая группа: Какое место занимает данное общество в человеческой истории? Каковы механизмы его изменения? Каковы его место и роль в развитии всего человечества?

Третья группа: Какие социальные типы преобладают в данном обществе? Какой отбор они проходят и как формируются?

 

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА - понятие, характеризующее конкретный вид производства необходимых для жизни людей материальных благ (пищи, одежды, жилища, орудий производства), осуществляемого в формах исторически определенных общественных отношений.         

СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА - совокупность вещных элементов процесса производства в отличие от его личного элемента, т.е. работников. К С. П. относятся, во-первых, предметы труда, служащие объектом человеческого воздействия, в современных производственных процессах (за исключением добывающей промышленности) к ним относится главным образом сырье, т.е. предметы природы, подвергнутые уже определенному воздействию человека, видоизмененные его трудом; во - вторых, средства труда - совокупность всех вещественных элементов, которые человек использует для воздействия на предмет труда (орудия труда, производственные здания, транспорт, хранилища для сырья и продукции, обрабатываемая земля)..

СТРУКТУРА - строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей. С. - неотъемлемый атрибут всех реально существующих, систем. В мире не может быть тел без С., без способности к внутренним изменениям. Каждый материальный объект обладает неисчерпаемым многообразием внутренних и внешних связей, способностью к переходам из одних состояний в другие.

СУБСТРАТ - основа единства, однородности различных предметов и различных свойств отдельного, единичного предмета, вещи и их совокупности.

СУЩЕСТВОВАНИЕ - все многообразие изменчивых вещей в их связи и во взаимодействии. С. вещей нельзя сводить ни к их внутренней сущности, ни к их бытию. В философии существуют разнообразные теории, отдающие приоритет либо сущности, либо существованию вещей.

СУЩНОСТЬ - смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех др. вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств.

СЦИЕНТИЗМ - концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества, рассматривающая ее как панацею от всех бед. В качестве образца науки С. обычно рассматривает естественные и так называемые точные науки.

Т

ТЕОРИЯ - система обобщенного достоверного знания о том или ином «фрагменте» действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов. Термин «Т.» имеет различные значения, позволяющие отличить ее от практики (т.е. деятельности людей, обеспечивающей существование и развитие общества, и прежде всего объективный процесс материального производства, составляющий основу жизни людей) или же противопоставить гипотезе (как непроверенному, предположительному знанию). Т. отлична от практики, т.к. является духовным, мысленным «слепком», отражением и воспроизведением реальной действительности. Поэтому практика и ее результаты в обобщенном виде входят в качестве органического элемента в Т.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ или гносеология - раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Т.П. исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания. Являясь философским учением о познании, любая Т. П. с неизбежностью исходит из определенного понимания отношения человека к миру, характера его «вписанности» в мир. Хотя Т. П. выступает как относительно самостоятельная часть философии, теоретико-познавательные представления всегда связаны с другими философскими представлениями: о природе бытия, этическими и эстетическими взглядами.

Теоретическое и эмпирическое. Рациональное познание проявляет себя в двух основных формах — эмпирическом и теоретическом мышлении. Два уровня научного исследования: эмпирический (нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса) и теоретический (формулирование общих закономерностей, создание целостной научной теории, а затем фор­мирование развернутой научной картины мира). 

Основной формой знания, получаемого на эмпирическом этапе, является научный факт и совокупность эмпирических обобщений. На теоретическом уровне получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий. Основные методы, используемые на эмпирическом этапе, — наблюдение, эксперимент, индуктивное обобщение.

На теоретическом этапе познания используются анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, аналогия, гипотеза и др.

 Эмпирические факты играют особую роль в формировании научного знания, поскольку именно они образуют эмпирический базис, на который опираются научные теории. Факты — это события, которые можно непосредственно (эмпирически) наблюдать. Эмпирический факт выражается в науке единичным суждением о конкретном событии. Свойства фактов – повторяемость, объективность. А для этого они должны быть конкретными и точными.

Предметом социологического исследования, основанного на обобщении статистических фактов, выступает закономерность, т. е. мера вероятности наступления какого-то события или явления либо их взаимосвязи. Слабым видом закономерности выступает тенденция, показывающая основное направление развития событий, приближение реального процесса к объективной закономерности. При многократном наложении различных тенденций обнаруживается устойчивая связь, которая и формулируется как закон. Законы выражают то, что существует объективно, т. е. независимо от сознания людей, их статистических расчетов и выкладок. В законе запечатлевается сущность явления, поэтому они служат предметом теоретической социологии.

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ - основные понятия современной философии и историко-материалистического анализа механизма общественно-экономического развития. Понятия техника используется в двух основных смыслах: в первом случае она обозначает орудия труда и любые искусственные устройства (артефакты), созданные человеком и используемые для преобразования окружающей среды, а во втором - обозначает систему навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности.

ТЕХНОКРАТИЯ - социологическое учение, основанное американскими экономистами Г. Скоттом и Т. Вебленом в 20 - х гг. XX в. Сторонники этого учения пропагандируют необходимость установления политической власти технических специалистов, абсолютизируют роль техники в социальной жизни и подчеркивают зависимость индивидов от современной технологии. С точки зрения этой теории, современным индустриальным обществом управляют уже не крупные собственники, а менеджеры (Дж. Бернхем) или в более широком смысле - «техноструктура» (Дж.К. Гэлбрейт), т.е. иерархическое объединение специалистов, начиная от рядовых инженеров и кончая генеральными директорами крупных фирм.

ТОТАЛИТАРИЗМ - общественно-политический строй, характеризующийся всеобъемлющим деспотическим вмешательством авторитарно - бюрократического государства во все проявления жизни общественного организма и жизнь отдельных личностей.

ТОТЕМИЗМ - одна из ранних форм религии первобытного общества. Впервые термин употреблен Дж. Лонгом (конец XVIII в.). Осн. в Т. - вера в общее происхождение и кровную близость какой- либо группы людей с определенным видом животных, растений, предметом или явлением. Тотемом называется животное-предок, его изображение или символ, а также группа людей. Тотем - могучий покровитель людей, обеспечивает их пищей.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ - термин, означающий, в противоположность имманентному, то, что находится за границами сознания и познания.

У

УМ, или ИНТЕЛЛЕКТ особая функция психических организмов с высокоразвитым и сложно дифференцированным мозгом; способность получать, хранить, преобразовывать и выдавать информацию, вырабатывать новые знания, принимать обоснованные решения, принимать рационально обоснованные знания, формулировать цели и контролировать деятельность по их достижению, оценивать ситуации, возникающие в окружающем мире. Важнейший источник информации, вырабатываемой У., и объект приложения выработанных им знаний, решений и целей - объективный мир.

УТИЛИТАРИЗМ - этическая теория, признающая полезность поступка полным критерием его нравственности. При этом нравственность поступка может быть математически исчислена как баланс удовольствий и страданий, полученных в его результате. Различные разновидности У. возникают в зависимости от того, идет ли речь, когда формулируют критерии полезности, о пользе для данного субъекта, для других или для всего общества в целом. В последнем случае У. сближается с различными версиями теории «разумного эгоизма» (Гельвеций, Фейербах, Чернышевский).

УТОПИЯ И АНТИУТОПИЯ — модель определенного вымышленного, но опирающегося на некоторые реальные социальные структуры общества как воплощения социального идеала. Вследствие практической неосуществимости такого идеала понятие «У.» приобрело метафорический характер и стало синонимом любого научно необоснованного проекта (социального, технического, и т.п.). Понятие А. (в виде т.н. «романов - предостережений» Е. Замятина, Дж. Оруэлла, О. Хаксли, сатирических притч и научной фантастики - А. Азимов. Р. Брэдбэри), как правило, выражает кризис исторической надежды, объявляется бессмысленной революционная борьба подчеркивается неустранимость социального зла; наука и техника рассматриваются не как сила, способствующая решению глобальных проблем, построению справедливого социального порядка, а как враждебное культуре средство порабощения человека. В ряде А. эта тревога сочетается с оправданной тревогой за судьбу личности в современном обществе, с протестом против растущей бюрократизации и манипулирования сознанием и поведением людей против рационализированной технократической цивилизации.

Ф

ФАКТ - различают понятие объективного и научного Ф. Под объективным Ф. принято понимать некоторое событие, явление фрагмент реальности, которые составляют объект человеческой деятельности или познания. Научный Ф. - это отражение объективного Ф. в человеческом сознании, т.е. его описание посредством некоторого искусственного или же естественного языка.

ФЕНОМЕН - понятие, означающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств. Ф. принципиально отличается от ноумена, который остается за пределами опыта и является предметом интеллектуального созерцания. Кант пытался с помощью понятия Ф. резко отделить сущность от явления, считая первую непознаваемой.

ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА - под этим термином понимают представление о природе (иногда в более узком смысле - о неорганическом мире), исходящее из некоторых общих физических принципов.

ФИЛОСОФИЯ - форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека.

Основной метод философского познания — теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук. Достоинство философского метода заключается в получении обобщенной картины мира, т. е. предельно широкого теоретического осмысления жизни.

Социальная философия. Философское исследование социальной жизни получило название социальной философии. Она сыграла важную роль в выявлении конечных причин, вечных основ социального бытия, понимании тех основополагающих начал, на которых строятся взаимоотношения людей в обществе. За ее плечами многовековая историческая традиция: античное учение об обществе, философская традиция гуманизма эпохи Возрождения, учение французских материалистов о конечных движущих силах деятельности человека, политические теории общества эпохи Просвещения, учение об общественном договоре (Т. Гоббс), естественных правах человека (Д. Локк), созданные уже в Новое время идеи «философии жизни» XX в.

Функции философии. Философия в структуре научного знания выполняет не только методологические, но и мировоззренческие функции. Мировоззренческий характер философии обусловлен тем, что она представляет собой не просто совокупность знаний, а идеи, поднявшиеся до уровня убеждений и ценностных ориентации.

В качестве методологической инструкции философия определяет технологию построения социологической теории, а в качестве мировоззренческого компаса— выбор тех или иных категорий и понятий (строительного материала научной теории), теоретическую интерпретацию обработанных на компьютере первичных данных, оценку событий, явлений и фактов.

 

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ - область знания, занимающаяся проблемами смысла истории, ее закономерностями, направлением развития человечества и историческим познанием. Исторически Ф. И. ведет начало с античности. Наиболее видные представители Ф. И. в Новое время - Вольтер, Гердер, Кондорсе, Монтескье, Гегель, Маркс, Данилевский, Шпенглер, Тойнби.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ - раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки.

ФИЛОСОФИЯ    ТЕХНИКИ – исследование первопричин техники. Основоположником этого раздела философии является Эрнст Капп, написавший «Основные направления философии техники».

ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ - различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности. Общественное сознание существует и проявляется в формах политической идеологии, правового сознания, морали, религии, науки, художественных взглядов, искусства, философии. В отличие от непосредственного отражения действительности в общественном сознании, Ф. О. С. выступают как более или менее систематизированное сознание, опосредованное теоретическим или художественно - образным отражением действительности. Ф. О. С. различаются между собой по объекту и форме отражения, по социальным функциям и своеобразию законов развития.

ФУТУРОЛОГИЯ - представление о будущем человечества, область знания, охватывающая перспективы социальных процессов.

Ц

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ - свойство процессов и явлений приводить к определенному результату, цели в широком или узком смысле слова.

ЦЕЛЬ - предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. В качестве непосредственного мотива Ц. направляет и регулирует действия, пронизывает практику как внутренний закон, которому человечество подчиняет свою деятельность.

ЦЕННОСТИ - специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное и безобразное), заключенные в явлениях общественной жизни и природы.

Ценности и оценки. На протяжении 100 лет о проблеме ценностей и оценок в методологии среди ученых идет нешуточный спор. Для социологии первым его ясно озвучил в начале XX в. Макс Вебер. Он предлагал различать два похожих явления: вынесение оценочных суждений; отнесение к ценностям. Он протестовал против того, чтобы преподаватель социологии превращался в агитатора, а ау­дитория — в митинговую площадь, — он подразумевал по­литические оценки. Но при этом ничего отрицательного не говорил об эстетических и религиозных ценностях. Ученый должен быть свободным от оценок, но не от нравственных ценностей.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ - совокупность материальных и духовных достижений общества. В истории философской и общественной мысли понятие Ц. фигурирует в контексте анализа всемирно- исторического процесса.

Ч

ЧЕЛОВЕК - субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами.

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО - 1. совокупность людей, живущих на Земле (народонаселение). 2. Историческая общность людей, сложившаяся в ходе становления и развития экономических, политических, культурных и других связей между различными странами и народами мира.

Э

ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ - соотносительные социально-философские понятия, связанные с законом взаимоперехода количественных и качественных изменений. Эволюционные изменения — это увеличение или уменьшение того, что есть, а революционные изменения - это процесс возникновения нового, того чего в старом строе не было. Так, эволюционные изменения в экономической, социальной и духовной сферах жизни общества подготавливают и неизбежно вызывают революционные изменения в обществе в целом, и наоборот, Р. приводит к новому характеру эволюционных перемен. Кроме того, процесс эволюции в одном отношении может быть революционным, и т.п. Э. и Р. диалектически связаны, ибо новое не может появиться из ничего, как продукт внешнего творения. Но всегда выступает результатом развития старого.

ЭКЛЕКТИКА - соединение различных, иногда противоположных философских взглядов, теоретических посылок, ценностных суждений и т.п. Э. характеризуется неумением выделять главные, ведущие закономерности, объясняющие процессы развития в природном и социальном мире.

ЭКОЛОГИЯ - наука о взаимоотношениях организмов со средой их обитания. Под организмом в данном случае понимается все живое на Земле, обладающее способностью обменивать вещества и воспроизводить себе подобное, а средой обитания - все то, что окружает эти организмы, все, с чем они соприкасаются и взаимодействуют.

ЭМПИРИЗМ - направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Делится на идеалистический, ограничивающий опыт совокупностью ощущений (Беркли, Юм, Мах, Авенариус, Богданов, логический эмпиризм), и материалистический, признающий источником опыта, реально действующий материальный мир (Бэкон, Гоббс, Локк, французский материализм XVIII в.).

ЭСТЕТИКА - наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты.

ЭТИКА — философская наука, объектом изучения которой является мораль. Начиная с древности, Э. было принято считать практической философией в отличие от собственно теоретического знания о мире.

ЭТОЛОГИЯ — наука об общебиологических основах и закономерностях поведения животных. Как самостоятельная дисциплина оформилась в 30 - х гг. XX в. в работах австрийского биолога К. Лоренца.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...