Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции социальной философии.




Мировоззренческая функция. Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. По характеру формирования и способу функционирования выделяют жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения.

Методологическая функция. Социальная философия выступает как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования. Отсюда вытекает методологическая функция - социальная философия выступает как общее учение о методах познания социальных явлений, наиболее общих подходах к их изучению, поэтому она является методологией для всех общественных наук.

Гносеологическая функция связана с тем, что она исследует и объясняет наиболее общие закономерности и тенденции развития всего общества и социальные процессы на уровне больших социальных групп.

Критическая функция социальной философии. Философия с самого начала выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и существующих в обществе норм нравственности.

Аксиологическая функция проявляется в то, что социальное явление оценивается с точки зрения социальных ценностей, разрабатывается и предлагается определенная иерархия ценностей (в частности, демократического общества).

Основоположники социальной философии. Хотя основоположниками социальной философии в узком смысле можно считать, с одной стороны, А .Сен-Симона и О.Конта, а с другой - К. Маркса, свое наибольшее развитие она получила уже в ХХ в. - в неомарксизме, объединившем социологический подход к анализу категорий и понятий общественной науки с глубинно психологическим и философско-антропологическим.

Неомарксистам (М.Хоркхаймер) принадлежит и дефиниция социальной философии в узком смысле: рефлексия теорией общества своей собственной социальной обусловленности, что и делает эту теорию критической. В 70-е годы социальная философия в узком смысле получает свое развитие в радикальной социологии (рефлексивная социология Э.Гоулднера), а также в постструктурализме (М.Фуко).

Историческое развитие социальной философии. Античность. Истоки познания социальных явлений, исторических событий, познания общества уходят в глубокую древность. В числе многих древнегреческих мыслителей, внесших существенный вклад в историю социальной философии, особо следует выделить Демокрита, Платона и Аристотеля.

Средневековье. Наиболее яркие представители: Аврелий Августин, Ф. Аквинский. А. Августина считают первым философом истории или по крайней мере первым основательным философом истории, имея в виду, что он впервые рассмотрел всю историю человечества как единый, закономерный и объективный процесс, встроенный в процесс развития мира в целом. 

Возрождение. Говоря о социально-философских учениях периода Возрождения, необходимо рассматривать такие имена как, Н.Макиавелли, Т.Мор и Дж.Кампанелла.

Новое время. Особо в данном периоде выделяют теории естественного права. Видными представителями естественно-научных теорий были Г.Гроций (1583-1645) и Б.Спиноза (1632-1677) - в Голландии, Т.Гоббс (1588-1679) и Дж.Локк (1632-1704) - в Англии, Ш.Монтескье (1689-1755) и Ж.-Ж.Руссо (1712-1778) - во Франции. Отличительной особенностью естественно-правовых теорий являлось стремление их авторов использовать политико-юридические воззрения в целях обоснования прогрессивных для той эпохи требований буржуазии.

ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА - независимое от человека и человечества содержание знания. По форме истина субъективна — она есть свойство человеческого знания. По содержанию истина объективна, т.к. не зависит от сознания, а обусловлена, отображающимся в нем материальным миром.

ОБЪЕКТИВНЫЙ - принадлежащий объекту, независящий от субъекта, существующий вне и безотносительно к нему. Применительно к продуктам духовной сферы (понятия, принципы, ценности, знания) употребляется для обозначения их непреходящей значимости, которая подтверждается практикой.

П

ПАНТЕИЗМ - философское учение, максимально сближающее понятия «Бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Натуралистический П. (стоики, Д. Бруно, отчасти Б. Спиноза) одухотворяет природу, приписывая ей божественные свойства, и как бы растворяет Бога в природе. Мистический П. или «панентеизм» (М. Эккхарт, Н. Кузанский, Я. Беме, П. Мальбранш), напротив, растворяет природу в Боге как в абсолютном начале миропорядка.

ПАРАДИГМА - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определявших конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе. П. является основанием выбора проблем, а также моделью, образцом для решения исследовательских задач.

Параметры уровней знания. Выделенные пять уровней и типов знания различаются двумя параметрами — степенью обобщенности (абстрактности) понятий, используемых на данном уровне, и степенью распространенности знаний данного уровня, т.е. количеством проведенных исследований или созданных теорий. По степени обобщенности самой абстрактной является научная картина мира, а самым конкретным знанием выступает прикладное, адресованное одному объекту и нацеленное на решение данной ситуации, проблемы, задачи. По степени распространенности знания самым ред­ким является научная картина мира, которых в каждой социальной науке наберется всего несколько.

ПОЗНАНИЕ - общественно - исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий.

ПОНЯТИЕ - одна из форм отражения мира на ступени познания, связанная с применением языка, форма (способ) обобщения предметов и явлений. П. также называется мысль, представляющая собой обобщение (и мысленное выделение) предметов некоторого класса по их специфическим (в совокупности отличительным) признакам.

Понятие «предмет познания» - определяет границы, в пределах которых изучается тот или иной объект. Один и тот же объект может изучаться многими науками, каждая из которых обязательно имеет свой особый предмет познания. Общество является объектом изучения для многих наук. Но все эти науки имеют свой особый предмет исследования. Кроме того, предмет познания в отличие от объекта познания, который не зависит от субъекта, формируется субъектом. Предмет познания, его содержание и структура обуславливаются изучаемым объектом. Большое значение в процессе формирования предмета познания имеют накопленные теоретические знания об изучаемом объекте.

ПРАКТИКА - специфически человеческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-предметная деятельность. П. есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия, опредмечивание субъективного и распредмечивание объективного. П. - основа познания, на протяжении тысячелетий стихийно протекавший производственный процесс формировал у людей элементарные знания в различных областях жизнедеятельности. Науки же подытоживали, осмысливали, обобщали данные практики, которая в дальнейшем включает в себя и теоретическое знание и, претворяя его в жизнь, корректирует, обобщает, развивает.

ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС - наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития природы, общества и человеческого сознания. П. - тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от Р. как движения вспять, назад (от более высоких и сложных форм к низшим и менее совершенным).

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ - категория исторического материализма, характеризующая основной и в конечном счете определяющий фактор развития исторического процесса. П. С. играют эту роль не только потому, что обеспечивают людям производство средств существования, но и потому, что они определяют характер материального отношения общества к природе, в соответствии с которым строятся их производственные отношения. Решающее значение в определении этого отношения имеют материальные средства труда (техника и технология производства), уровень развития которых характеризует степень овладения человеком силами природы.          

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ - одно из важнейших понятий марксистской теории, отражает материальные, от сознания людей не зависящие отношения, в которые люди вступают в процессе материального производства и которые являются основой существования объективных экономических и социальных законов. П. О. охватывают сферу производства общественного продукта, обмена и распределения материальных благ и составляют необходимую сторону любого способа производства.

ПСИХИКА - продукт и условие сигнального взаимодействия живой системы (живого существа) и его среды. Непосредственно для человека П. выступает в виде явлений так называемого субъективного мира человека: ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств и т.п.

Р

РАЦИОНАЛИЗМ - учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость - логические признаки достоверного знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений, они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (теория врожденных идей Декарта), либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума. Опыт оказывает известное стимулирующее действие на их появление, характер безусловной необходимости им сообщают предшествующие опыту и от него, с точки зрения разума, не зависящие усмотрения или априорные формы. В этом смысле Р. противоположен эмпиризму.

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ - относительно устойчивая совокупность правил, норм, стандартов, эталонов духовной и материальной •деятельности, а также ценностей, общепринятых и однозначно понимаемых всеми членами данного сообщества (социальной, профессиональной или этнической группы, класса, сословия и т.п.).

РЕАЛЬНОСТЬ - бытие вещей в его сопоставлении с небытием, а также с др. (возможными, вероятными, и т.п.) формами бытия.

С

СЕНСУАЛИЗМ - учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания. Если ощущения рассматриваются как отражение объективной реальности, то последовательный С. при известных условиях приводит к материализму (Гольбах, Гельвеций, Фейербах). Но если в ощущениях усматривается только субъективное, за которым якобы ничего не существует или существует непознаваемая «вещь в себе», то С. приводит к объективному идеализму и агностицизму (Беркли, Юм, Кант, Мах, Авенариус, Богданов).

СИНЕРГЕТИКА - область научного знания, в которой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации, становления устойчивых структур в открытых системах. Эффект возникновения из хаоса и беспорядка устойчивых, самоорганизующихся структур был обнаружен в физике еще в начале XX в., однако суть их процессов удалось раскрыть значительно позже, в частности, на основе термодинамических принципов И.Р. Пригожина. Будучи тесно связанной с кибернетикой и с системным подходом С. решает проблемы, имеющие также и большое философское значение. Вскрываемые ею механизмы самоорганизации согласуются с законами диалектики, категориями необходимости и случайности, вероятности, информации, определенности и неопределенности и позволяют глубже понять многие философские вопросы.

СИСТЕМА - совокупность элементов, находящихся в отношениях и в связи между собой и образующих определенную целостность, единство.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ - совокупность методов и средств, используемых при исследовании и конструировании сложных и сверхсложных объектов, прежде всего методов выработки, принятия и обоснования решений при проектировании, создании и управлении социальными, экономическими, человеко-машинными и техническими системами. С. А. возник в 60 — х гг. XX в. как результат развития исследования операций и системотехники. С.А. применяется главным образом к исследованию искусственных (возникших при участии человека) систем, причем в таких системах важная роль принадлежит деятельности человека.

СМЫСЛ ЖИЗНИ - регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.

СОЗНАНИЕ - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, опосредованный всеобщими формами общественно - исторической деятельности людей. С. представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и самого человеческого бытия. Оно возникает в процессе трудовой, общественно - производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком, который также древен, как и С.

Социологическое воображение - особый угол зрения, методологический инструмент, прием социального ученого. Классики определяют идеал и нормы социо­логического анализа, который решает три группы взаи­мосвязанных вопросов.

Социолог должен ответить:

- какова структура данного общества (из каких компо­нентов она состоит, как они взаимосвязаны, какое кон­кретное влияние оказывают);

- какое место занимает это общество в человеческой истории;

- какие типы мужчин и женщин превалируют в данном обществе и в данный исторический период.

Первым перевел индивидуальную биографию в термины биографии социальной Макс Вебер. Он ис­пользовал понятия социальной структуры, религиозных и экономических институтов для того, чтобы рассмо­треть их влияние на судьбы людей в конкретную исто­рическую эпоху.

Однако создателем особой методологии социального познания считается американский социолог Райт Миллс. В конце 1950-х гг. опубликована его книга «Социологическое воображение». Социологическое воображение дает возможность различить понятия «личные трудности, связанные с внешней средой» и «общественные проблемы, обусловленные социальной структурой». Социальная наука должна касаться биографии и истории, а также их пересечения внутри социальной структуры. Три момента — биография, история, общество — служат точками отсчета изучения человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...