Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методологическая основа исследования в области физической культуры и спорта




Теория спорта как система включает объект, предмет, принципы, законы, категории, методы исследования. Отечественные и зарубежные специалисты разработали основные элементы теории спорта, сформулировали специфические методы исследования этого социального феномена.

В процессе исторического развития теория спорта сложилась из системы, включающей предмет теории спорта, ее моделирование, методологические и теоретические основания, разработку содержания теории, методов и средств исследования, получение и использование результатов в практике спорта.

Содержание теории спорта – это ее концептуальный и категориальный аппарат, определяющий принципы, методы, формы разработки общих и частных основ научного исследования.

Следует различать понятия «методика исследования» и «методы исследования». Методика исследования – это своеобразная программа исследования в целом, результат всесторонней предварительной разработки той или иной темы изучения, проблемы. Методы исследования – это пути, способы получения тех или иных данных.

Методическая основа исследования в области физической культуры и спорта – это изучение состояния проблемы, определение задач, постановка целей исследования. Выработка гипотезы исследования; подбор или разработка методов и методик экспериментов, их апробация.

В методику планирования исследования входят: учет факторов, влияющих на эксперимент, составление логической и хронологической схем исследования, выбор контингента и количества испытуемых, определение необходимого числа измерений (наблюдений). План математической обработки.

Основой методики проведения исследования является обеспечение места проведения исследования, изолированного от внешних помех; учет санитарно-гигиенических и инженерно–психологических требований к помещению; подготовка технического оснащения исследования, обеспечивающего решение поставленных задач; подбор качественно однородной группы испытуемых.

Собственно, проведение исследования включает: сбор фактических данных, обеспечивающих достоверность выводов; серии экспериментов; теоретическую обработку результатов исследования; количественную обработку данных исследования: определение средних величин, меры, рассеивания данных, коэффициентов корреляции и др.; построение графиков, таблиц, диаграмм; качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных; интерпретация данных и формулирование выводов. Основным принципом исследования является его научность.

Любое конкретное исследование может быть представлено в виде ряда этапов.

1. Выбор темы исследования.

2. Определение объекта и предмета исследования.

3. Определение цели и задач.

4. Формулировка названия работы.

5. Разработка гипотезы.

6. Составление плана исследования.

7. Работа с литературой.

8. Подбор исследуемых.

9. Выбор методов исследования.

10. Организация условий проведения исследования.

11. Проведение исследования (сбор материала).

12. Обработка результатов исследования.

13. Формулирование выводов.

14. Оформление работы.

Каждый этап имеет свои задачи, которые решаются часто последовательно, а иногда и одновременно.

При изучении проблем физической культуры и спорта используются следующие типы исследования:

а) теоретические; б) эмпирические (практические, опытные);

в) лабораторные эксперименты.

Теоретико-методологические подходы, которыми располагает социология, являются весьма эффективными при анализе спорта как сложного и социально значимого феномена современного общества.

Социологические исследования в сфере физической культуры и спорта позволяют выявить влияние различных социальных факторов на развитие физической культуры и спорта, а также определить влияние данной сферы на общественную жизнь. Многочисленные конкретные социологические исследования позволяют анализировать потребностно - мотивационное состояние общества в сфере физической культуры и спорта, оценивать реальное отношение людей, их интересы, ценностные ориентации, уровень ценностного отношения к физической культуре и спорту.

Полученные данные позволяют находить правильные управленческие решения, прогнозировать различные ситуации и принимать действенные меры по совершенствованию развития физической культуры и спорта, их положительному влиянию на социальную жизнь людей.

К наиболее актуальным темам научных исследований в области физической культуры и спорта в настоящее время можно отнести:

Ø влияние оздоровительных, образовательных и воспитательных воздействий средств физической культуры и спорта на различные по возрасту, полу, уровню образования, образу жизни, учебной, трудовой деятельности категории занимающихся;

Ø совершенствование методики стимулирования естествен­ного созревания функций организма, психики у детей различных возрастных групп, формирование правильной осанки;

Ø повышение общей физической подготовленности, неспецифической устойчивости к воздействию внешней среды обитания;

Ø лечебные возможности физических упражнений при различных видах заболеваний, продление жизни;

Ø поиск эффективных методик применения средств физической культуры и спорта в целях активного отдыха, восстановления работоспособности после умственных, физических и эмоциональных напряжений и др.

Вопросы для самопроверки

1. Специфика структуры научного исследования социальных наук.

2. Характеристика проблемного поля научного исследования.

3. Организация научного исследования социальных наук.

4. Особенности процесса исследования социальных наук.

5. Результаты исследования и их интерпретация в социальных науках.

6. Роль мотивов ученого в научном исследовании.

7. Эвристическая и селективная роль философии при выборе принципов построения научной теории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основной целью преподавания дисциплины «История и методология науки» является формирование целостного понимания развития науки как социокультурного процесса, поскольку наука неразрывно связана с другими сферами общественной жизни: экономической, политической, культурной. С одной стороны, наука всегда оказывается обусловленной этими сферами, а, с другой стороны, наука в своем развитии является важнейшим фактором социокультурных трансформаций.

Без анализа динамики явлений, не учитывая их изменения во времени, невозможно рассмотрение мира и понимание окружающей действительности. Именно поэтому основной целью истории науки является достижение понимания современной ситуации, в которой человечество оказалось сегодня.

Цель методологии науки состоит в изучении тех методов, средств и приемов, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке. Сегодня достижения науки и технологий в значительной степени определяют направления и тенденции развития современного общества, в связи с чем повышается актуальность теоретического исследования в области научной методологии.

Современное научное исследование, как процесс получения новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности невозможен без знания и умения применять различные методы познания.

* * *

Познанием окружающего мира люди занимаются с первобытных времен, но наука как социальная форма познания существует не во всяком обществе. Многие примитивные культуры обходятся без науки, и только в достаточно развитой культуре она становится особой, самостоятельной сферой культурной деятельности. Человечеству потребовалось пройти большой путь, чтобы перейти от донаучных форм познания к научным формам. При этом сама наука в ходе своей исторической эволюции претерпевает существенные изменения, прежде чем принимает современный облик. Изменяются и представления о науке, характерные для культуры той или иной эпохи («образ науки»).

Многие дисциплины, считавшиеся в прошлом науками, с современной точки зрения уже не относятся к ним (например, алхимия или хиромантия). Вместе с тем современная наука ассимилирует в себе элементы истинного знания, содержавшиеся в различных учениях прошлого. Встречаются два радикально различающиеся мнения о том, когда появилась наука. Одни полагают, что она сформировалась еще в доисторические времена с возникновением у древних людей первых знаний об окружающем мире. Другие считают, что наука начала создаваться лишь в XVI-ХVII вв., когда такие выдающиеся умы, как Коперник, Кеплер, Галилей впервые стали систематически применять подлинно научные – экспериментальные и математические – методы исследования природы. Обе указанные точки зрения являются крайностями. Наиболее разумный подход состоит в том, чтобы рассматривать формирование науки как долгий исторический процесс, который начался в глубокой древности и завершился к XVI-ХVII вв., в течение всего этого времени науки в современном ее понимании еще не было, и только с XVI-ХVII вв. началось ее существование. В истории науки можно выделить четыре основных периода. С первого тыс. до н.э. до XVI в. науку на этом этапе можно назвать «преднаукой». На протяжении этого этапа наряду с передававшимися от поколения к поколению в течение веков обыденно-практическими знаниями, добытыми в житейском опыте и трудовой деятельности, стали возникать первые философские представления о природе (натурфилософия), носившие характер очень общих и абстрактных умозрительных теорий.   

Зачатки научного знания формировались внутри натурфилософии как ее элементы. С накоплением сведений, приемов и методов, используемых для решения математических, астрономических, медицинских и других вопросов, в философии образуются соответствующие разделы, которые постепенно обособляются в отдельные науки: математику, астрономию, медицину и т.д. Однако возникавшие в этот период научные дисциплины продолжали на всем его протяжении трактоваться как части философского знания. Это был «эмбриональный» период развития науки, предшествовавший ее рождению в качестве особой формы культуры.

XVI-ХVIII вв. Эпоха научной революции. В этот период были заложены основы современного естествознания. Отдельные разрозненные факты, добытые ремесленниками, врачами, алхимиками, начинают систематически анализироваться и обобщаться. Образуются новые нормы и идеалы построения научного знания, связанные с математической формулировкой законов природы, экспериментальной проверкой теорий, критическим отношением к религиозным и натурфилософским догмам, не имеющим опытного обоснования.

Наука обретает собственную методологию и все активнее начинает направляться на решение вопросов, связанных с нуждами практической деятельности. Наука оформляется как особая, самостоятельная область деятельности. Появляются ученые-профессионалы, развивается система университетского образования, в которой происходит их подготовка. Возникает научное сообщество со свойственными ему специфическими формами и правилами деятельности, общения, обмена информацией. XVIII – XIX вв. Науку этого периода называют классической.

В это время образуется множество отдельных научных дисциплин, в которых накапливается и систематизируется огромный фактический материал. Создаются фундаментальные теории в математике, физике, химии, геологии, биологии, психологии и других науках. Возникают и начинают играть все более заметную роль в материальном производстве технические науки. Возрастает социальная роль науки, развитие ее рассматривается мыслителями того времени как важное условие общественного прогресса.  

С ХХ в. начинается постнеклассическая эпоха в развитии науки. Революционные изменения, связанные с появлением на рубеже XIX-ХХ вв. новых теорий в математике, физике, биологии, психологии и других областях науки, привели к тому, что она стала существенно отличаться от классической науки предшествующего периода.

 В математике подвергаются критическому анализу теория множеств и логические основания математического мышления, возникает ряд новых дисциплин. В физике создаются теория относительности и квантовая механика – фундаментальные теории, заставившие пересмотреть философские основания классической физики. В биологии развивается генетика.

Появляются новые фундаментальные теории в медицине, психологии и других науках о человеке. Дистанция между научными открытиями и их практическим применением сократилась до минимума. В результате наука второй половины ХХ века бурно разрастается и превращается в одну из важнейших отраслей жизнедеятельности человечества.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...