Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На лингвистическую тему в 9 классе




К написанию сочинения

(ОГЭ, итоговое сочинение в 11 классе, ЕГЭ)

Учебно-методический комплекс

к одноименной дополнительной профессиональной программе

 

 

Авторы-составители: Д.И.Архарова, Т.А.Долинина

 

Екатеринбург 2015

 

УДК
ББК
Архарова, Д.И., Долинина, Т.А. «Методические вопросы подготовки обучающихся к написанию сочинения (ОГЭ, итоговое сочинение в 11 классе, ЕГЭ»: Учебно-методический комплекс к одноименной дополнительной профессиональной программе. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2015. С.27.

 

Предлагаемый учебно-методический комплекс содержит авторские методические разработки к ДПП «Методические вопросы подготовки обучающихся к написанию сочинения (ОГЭ, итоговое сочинение в 11 классе, ЕГЭ». Они носят ярко выраженный практико-направленный характер и должны быть полезны и понятны учителям-практикам в нынешней образовательной ситуации, когда учителя русского языка и литературы должны научить выпускников 9-х классов писать три вида сочинений, а на экзамене адекватно выбрать одно из них.

Все предлагаемые методические рекомендации выстроены в строгом соответствии с оценочными критериями, по которым рассматривается работа выпускника основной и средней школы при проверке на экзамене.

Учителям, работающим с 11-классниками, предлагаемые разработки тоже помогут в их практической работе при обучении написанию сочинения С1 на ЕГЭ. Кажется, что эта работа знакома и освоена, но качество сочинений С1 на ЕГЭ оставляет желать много лучшего, предлагаемые алгоритмы и технологии работы с ними помогут учителю найти новые грани в этой работе.

 

 

С Д.И. Архарова, 2015

С Т.А. Долинина, 2015

С ГАОУ ДПО СО «ИРО»,2015

Оглавление

 

1. Пояснительная записка…………………………………………………….

2. Алгоритмы подготовки и написания сочинения на лингвистическую тему

в 9 классе (задание 15.1 на ОГЭ по русскому языку)………………………

3. Алгоритмы подготовки и написания сочинения на тему, связанную с анализом текста (задание 15.2 на ОГЭ по русскому языку)………………

4. Алгоритмы подготовки к написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанного художественного текста (задание С1 на ЕГЭ по русскому языку) …………………………………………………………………………….

5. Алгоритмы подготовки к написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанного публицистического текста (задание С1 на ЕГЭ по русскому языку) …………………………………………………………………………….

6. Алгоритмы подготовки и написания сочинения на нравственно-философскую тему (задание 15.3 на ОГЭ по русскому языку)……………..

7. Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения в 11 классе…………………………………………………………

 

 

1. Пояснительная записка

 

Какие методические вопросы возникают у учителей-словесников при подготовке обучающихся к написанию сочинения-рассуждения на ОГЭ, ЕГЭ и итогового сочинения в 11-ом классе?

Сочинение на лингвистическую тему (15.1) – сложное задание, выявляющее уровень языковой и речеведческой эрудиции (компетенции) ученика. Обучение написанию сочинения 15.1 должно основываться на непривычном для учителя дедуктивном (от общего к частному) подходе к содержанию школьного курса: теоретические понятия (термины) в кодификаторе и спецификации надо соотносить как общие и частные. Традиционно, со времен Ф.И. Буслаева, в школе был принят индуктивный способ подачи учебного материала. Кроме того, дедуктивный подход к осмыслению теоретических основ школьного курса русского языка невозможен без соблюдения принципа трехаспектного описания любой языковой единицы - в единстве его грамматической или словесной формы, лексического или грамматического значений, текстовой или языковой функций. Все это ново и непривычно для школьного учителя-словесника. Наши рекомендации могут помочь справиться с методическими трудностями при освоении такого интересного задания, как сочинение на лингвистическую тему.

Они совместимы с тем, что привычно для ученика и учителя - с лингвистическим разбором лексического или грамматического языкового факта, найденного в тексте, а также с учетом контекстных смыслов, возникающих у слова и предложения в том же тексте.

Сочинение 15. 2 трудно для обучающихся с так называемым линейным мышлением. Такие дети крайне трудно осваивают нравственно ориентированную, подтекстную информацию художественного текста. Другая трудность в обучении написанию этого сочинения заключается в том, что, поняв текст только на уровне сюжета, обучаемые затрудняются в выборе примеров из текста, подтверждающих их интерпретацию текста.

Ориентация на принцип преемственности в речевом обучении (в основной и средней школе) помогает соотнести сочинения 15.2 на ОГЭ и сочинение С1 на ЕГЭ по технологиям (алгоритмам) подготовки и написания требуемых творческих работ. Казалось бы, это знакомые учителю виды сочинений, по каждому из них накоплен достаточный методический опыт, но качество этих работ на итоговых аттестациях оставляет желать лучшего. Типичные ошибки, допускаемые на ЕГЭ, в предлагаемом УМК учтены как основание для предлагаемых методических рекомендаций.

Сочинение 15.3 удобно рассматривать в соотнесении с Итоговым сочинением, которое пишут 11-классники, так как в обеих работах предусмотрена понятийная обработка тематического слова основного тезиса создаваемого учениками текста-рассуждения.

 

Алгоритмы подготовки и написания сочинения

на лингвистическую тему в 9 классе

(задание 15.1 на ОГЭ по русскому языку)

Предлагаемые алгоритмы покажем на примере подготовки и написания сочинения на основе высказывания Л.А. Новикова «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое».

1 шаг. Начинаем разбираться в содержании высказывания, чтобы его смысл стал понятнее. Рассматриваем знакомые лингвистические термины, ищем тему высказывания: о чем оно?

= Важно упоминание о «речи», в процессе которой слова используются, употребляются в составе предложения, текста, становясь однозначными по лексическому значению (ЛЗ). Само понятие «речь» в значении “использование языка в говорении, слушании, письме, чтении” настолько широко, что в нашем сочинении мы его раскрыть не сможем.

= Темой высказывания является слово как языковая единица, т.е. в качестве примеров в тексте надо искать отдельные слова.

= Высказывание в целом не очень понятно, так как содержит очень широкое обобщение о слове как одной из основных языковых единиц. Попробуем вспомнить, что мы знаем о слове. Смотрим в учебнике или в других информационных источниках и видим: слово – это 1) языковая единица, 2) обладающая лексическим и грамматическими значениями. Лексическое значение оформлено корнем, а грамматические – окончанием. 3) Словом можно назвать предмет, действие, их признаки.

= Ясности пока нет. Наши действия пока не помогли нам понять высказывание.

Чтобы ясность наступила, предлагаем запомнить следующее важное положение: лексическое значение (ЛЗ) слова в речи (в тексте) всегда индивидуально, а грамматическое значение (ГЗ) всегда имеет обобщенный (типовой) характер, оно характерно для целого класса слов (части речи), например, ГЗ рода, числа, падежа есть у любого прилагательного.

Теперь делаем «перевод» высказывания на понятный нам язык: в слове есть корень, несущий в речи его индивидуальное (однозначное) лексическое значение, и окончание, оформляющее в речи его обобщенные грамматические значения.

Примечание. Может показаться, что «перевод» мог быть другим. Первый вариант: Вне предложения слово обобщенно называет предмет, действие и пр. (стол как “любой стол”, бежать как “любое быстрое передвижение”), а в предложении, т.е. в речи, оно становится однозначным (новенький столик - это название конкретного недавно купленного стола небольшого размера). Второй вариант: Нарицательные существительные называют предмет вообще, а имена собственные – индивидуально неповторимые. Оба предложенных варианта предполагают работу с толковым словарем, а его на экзамене не будет.

2 шаг. Теперь пишем вступление к сочинению, в котором соединим авторское высказывание и дадим его «перевод».

Слова Л.А. Новикова «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое» я понимаю так: в слове есть корень, несущий в речи его индивидуальное лексическое значение, и окончание, оформляющее в речи его обобщенные (типовые) грамматические значения.

3 шаг. Продолжаем писать сочинение.

Пишем новый абзац – он будет начинать основную часть нашего сочинения. Как писать этот абзац? В нем надо дать теоретические обоснования нашего понимания высказывания, т.е. нашего «перевода». Для этого нам пригодятся те теоретические знания о слове, которые мы вспомнили, размышляя над высказыванием: его грамматическая форма (часть речи и окончание), его типовые грамматические значения, его функция (это можно назвать словом). Во 2-м абзаце сочинения пишем примерно следующее:

Слово – языковая единица, индивидуальная лексически и типовая грамматически. Лексическое значение оформлено корнем, а грамматические – окончанием. Словом можно назвать любой предмет, признак и пр.

4 шаг. Читаем текст, из которого будем выбирать примеры к высказыванию и нашим теоретическим доводам. Примеры нужно прокомментировать в сочинении в соответствии с оценочным критерием 2.

(1)Ещё в детском саду Олег выучил песенку «В лесу родилась ёлочка». (2)С неё-то и начались неприятности. (3)Бабушка решила, что у внука замечательный слух и что с таким «абсолютным слухом» абсолютно необходимо учиться музыке.

(4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. (5)А обратно привели тихо и растерянно: педагоги не обнаружили у мальчика музыкальных способностей.

(6)Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.

(7)Бабушка хорошо знала историю музыки. (8)Она даже сама играла на рояле, а в молодости мечтала стать пианисткой. (9)Но мечты эти несбылись, и теперь Олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку.

(10)Когда-то бабушка была бухгалтером, и, когда наступала пора годовых финансовых отчётов, старые сослуживцы приходили к Анне Степановне за помощью. (11)Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.

(12)Олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке. (13)Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.

(14)В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

– (15)Ты хочешь, чтобы он повторил твой путь, – говорила бабушка. – (16) Но пойми наконец: у него другое призвание. (17)Смычок – вот что он будет держать в руках всю жизнь!

(18) Однако часто по вечерам Олег держал в руках и рубанок, и напильник, и плоскогубцы, что очень тревожило бабушку:

– (19)Смотри, надо беречь руки! (20)Вся твоя судьба – в твоих руках! (21)Вернее сказать, в твоих пальцах.

– (22)3наю, бабушка, – добродушно соглашался Олег. – (23)Вот я их и развиваю. (24)Так в музыкальном кружке советуют: строгайте, говорят, пилите! (25)Это тоже искусство!

(26)«Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» – рассуждала бабушка.

(27)Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. (28)Когда собирались гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась:

– (29)Всё он!.. (30)Своими руками!

(31) И потом во всеуслышание, чтобы слышал Олег, восклицала:

– (32)Но главное, конечно, музыка! (33)Он будет музыкантом! (По А. Алексину)

 

Советуем понять тему текста – это поможет выбирать удачные примеры, не игнорируя содержание прочитанного текста. Подчеркнем, что иначе очень трудно описать функцию примера в тексте, как того требует 2-й оценочный критерий.

При работе с высказыванием Л.А. Новикова в качестве примеров из текста надо выбрать два слова разных частей речи. Они должны быть членами предложений, близких по содержанию к теме текста.

Тема повествовательного художественного текста определяется так: используем имена 2-х главных действующих лиц и называем то одно основное действие, которое объединяет их в тексте. В нашем тексте это выглядит так: бабушка видит во внуке музыканта, хотя Олег проявляет другие склонности.

В прочитанном тексте можно подобрать одно слово, относящееся к музыке, а второе - к инженерной специальности. В предложении (3) можно обратить внимание на слово «музыкальную» в словосочетании «в музыкальную школу», а второе слово «строгайте» можно взять из предложения (32).

5 шаг. Комментируем первый пример и включаем его в 3-й абзац сочинения. Это соответствует выполнению второго оценочного критерия.

В тексте А. Алексина говорится о том, что бабушка видит во внуке музыканта, хотя Олег проявляет другие склонности. Я хочу рассмотреть в предложении (3) слово «музыкальную» в словосочетании «в музыкальную школу». Это слово называет признак, имеет типовые (обобщающие) грамматические значения ед.ч., ж.р., В.п., о чем говорит его окончание. Лексическое значение оформлено корнем, в рамках предложения ЛЗ слова становится индивидуальным. В предложении и в тексте это слово важно, так как называет признак тех занятий, которыми, по мнению бабушки, должен заниматься ее внук.

6 шаг. Комментируем второй пример и включаем его в 4-й абзац сочинения. Это тоже соответствует выполнению второго оценочного критерия.

В предложении (32) я хочу рассмотреть слово «строгайте». Этот глагол называет действие, имеет типовые (обобщающие) грамматические значения повелит. накл., мн. ч., 2 л., эти ГЗ оформлены окончанием глагола. Лексическое значение оформлено корнем, в рамках предложения ЛЗ слова становится индивидуальным. В предложении и тексте это слово очень важно, так как называет то действие, к которому у Олега есть способности.

7 шаг. Пишем заключение в нашем сочинении.

Работа с текстом убедила меня в правильности моего понимания слов Л.А. Новикова.

 

Примечание. У нас получилось сочинение, которое мы писали «по частям» в соответствии с оценочными критериями 1 и 2. Однако мы сумели соблюсти критерии 3 и 4: наше сочинение тематически цельно (говорится о слове как языковой единице), текст достаточно связен, логических ошибок нет, так как все характеристики слова как языковой единицы даны в трех аспектах. Требование композиционной стройности тоже соблюдено (это 4-й оценочный критерий), так как есть 3 необходимые части, которые содержательно связаны с высказыванием Л.А. Новикова.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...