Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На основе прочитанного ХУДОЖЕСТВЕННОГО текста




(задание С1 на ЕГЭ по русскому языку)

 

Как мы уже сказали выше, принципы составления алгоритма, рекомендуемого нами для работы с сочинением 15.2 в 9 классе, лежат в основе алгоритма, удобного для подготовки и неформального написания сочинения-рассуждения на основе прочитанного художественного текста в 11 классе на ЕГЭ.

Для нашей работы используем тот же текст, с которым мы работали при написании сочинения 15.2.

1 шаг. Перечитаем текст. Начинаем оформлять рабочие записи.

Находим двух главных действующих лиц текста: автор-повествователь, которая вспоминает себя маленькой девочкой, и ее отец. Думаем, чем они не похожи? Отец любит свою дочь беззаветно, однако он проявляет свои искренние чувства столь явно, что это дочь сильно раздражает. На основе этого конфликта строим гипотезу проблемы текста: надо уметь ценить не форму проявления чувства, а его глубину и искренность, даже если форма проявления этого чувства посторонним кажется смешной (начинаем работу в соответствии с критерием 1).

2 шаг. Начинаем работу в соответствии с критериями 2 и 3. Разбиваем текст на 3 смысловые части: определяем, что было с двумя главными героями текста в начале, в середине и в конце текста и формулируем заголовки каждого из этих фрагментов, обязательно сохраняя позиции главных героев текста.

1. Я не любила, когда отец приходил на школьные праздники (предложения 1-9).

2. Отец, показавшийся мне великаном, спас меня во время тяжелой болезни (предложения 10-28).

3. Став взрослой, я вспоминаю счастливое лицо отца и плачу (предложения 29-30).

Пояснения. Напоминаем, что по предложенной трехчастной схеме строится любой художественный повествовательный текст. Обратите внимание, что заголовки частей строятся по схеме: имя 1-го героя + действие, которое объединяет обоих героев в данной части текста + имя 2-го героя. Такой прием позволяет работать с одной проблемой, текст становится цельным по смыслу (см. критерий 5).

3 шаг. В 9 классе мы использовали эти заголовки для комментария каждого из примеров в тексте сочинения. А теперь, при подготовке к ЕГЭ, мы продолжим подготовительную работу к сочинению в рабочих записях.

Читая заголовок первой части прочитанного текста «Я не любила, когда отец приходил на школьные праздники», мы задумываемся над вопросом: какова героиня «Я», когда она не любила, если отец приходил на школьные праздники? Мы пробуем выявить морально-этические свойства героя «Я», наблюдаемые в его внешнем поведении, они же позволяют нам предположить и его внутренние, духовно-нравственные характеристики. Это важно, так как выводит на понимание проблемы текста.

Ответ, который мы записываем в рабочих записях, составляют 2-3 слова или словосочетания, называющие нужные нам свойства главных героев текста. Героиня в первой трети текста несправедлива к отцу, не неумна, не понимает, что отец не смешон, а искренен в проявлении своей огромной любви к дочери, героиня слишком зависит от мнения окружающих. Анализируя текст глубже, можно сказать, что девочка не уважает отца, почти предает его, не понимает его всепрощения.

Перечитывая заголовок первой части прочитанного текста, мы задумываемся над следующим вопросом: каков второй главный герой текста – отец девочки - в те моменты, когда он приходил на школьные праздники? Очевидно, что, рассуждая о свойствах девочки, проявившихся в этой же части рассказа, мы уже назвали морально-этические и духовно-нравственные характеристики ее изумительного отца. Повторим их: любит беззаветно, прощает неразумной десятилетней дочери ее ошибки, верит, что она поймет его.

 

4 шаг. Читая заголовок второй части текста «Отец, показавшийся мне великаном, спас меня во время тяжелой болезни», мы задумываемся над новым вопросом: какова героиня «Я» в этой ситуации?

Наши ответы в рабочих записях могут быть примерно такими: отношение девочки к отцу иное, она видит в нем великана – физически сильного и надежного человека, спасителя. Однако потом это забывается: никто не заметил тяжелой болезни отца.

Свойства отца в этой ситуации: он бесстрашен, так как силы ему дает его беззаветная любовь, у этого внешне скромного человека великая душа, своей болезни он не придает значения.

5 шаг. Перечитывая заголовок третьей части прочитанного текста, мы задумываемся над вопросом: какова героиня в этой ситуации?

В наших рабочих записях ответы могут быть примерно такими: взрослая дочь поняла, что ее отношение к отцу было почти предательским. Она поняла, что никогда не сможет покаяться перед ним в своем грехе и получить от него прощение. Сравнив содержание рассказа с библейской притчей о блудном сыне, можно сказать, что блудная дочь вернулась слишком поздно.

Пояснение. Наши комментарии (шаги 3-5) в совокупности с заголовками каждой из трех частей текста мы можем использовать как опорный материал при написании той части сочинения, которая оценивается по критерию 2.

 

6 шаг. Пробуем построить авторскую позицию текста (продолжаем работу с критериями 1 и 3). Для этого обобщаем наши наблюдения и выводы.

1) Основная нравственная проблема определилась: любовь родителей дети должны по достоинству ценить всегда. Мы существенно уточнили нашу гипотезу.

2) 1-й довод формулируем на основании наших рабочих записей по первой части текста: так как иначе дети могут даже предать своих родителей.

3) 2-й довод (см. рабочие записи ко второй части рассказа): так как родители беззаветно любят своих детей, готовы на любые жертвы для них.

3) 4-й довод: так как повзрослевшие дети могут опоздать сказать родителям о своей любви к ним.

Примечание. Мы видим, что в сочинении надо первый и второй доводы поменять местами. Автор сделал иначе в целях достижения высокого эмоционального воздействия на читателя.

 

7 шаг. Подбираем возможные примеры из художественных текстов. Притча о блудном сыне – один из «вечных» литературных сюжетов. Поэтому можно вспомнить повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» (отношения Самсона Вырина и Дуни) и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» (отношения Василия Ивановича и Евгения Базаровых), хотя в качестве альтернативного примера в том же романе можно рассмотреть отношения Николая и Аркадия Кирсановых.

 

Предлагаем возможный вариант написания сочинения С1 по художественному тексту на ЕГЭ по русскому языку.

В прочитанном мною рассказе Н. Аксеновой поднимается проблема уважительного отношения детей к родительской любви. Еще в Ветхом завете сказано: «Чти родителей своих». Автор убеждает нас в том, чтолюбовь родителей дети должны по достоинству ценить всегда.

Эту проблему автор ставит, рассказывая нам о том, как десятилетняя девочка, которую очень любит отец, стыдится открытого проявления этих отцовских чувств, она не понимает, что отец не смешон, а искренен в проявлении своей огромной любви к дочери. Во время тяжелой болезни отец спасает дочь, она начинает видеть в нем физически сильного и надежного человека, спасителя. Однако потом это забывается. Став взрослой, дочь поняла, что ее отношение к отцу было почти предательским. Она поняла, что никогда не сможет покаяться перед ним в своем грехе и получить от него прощение.

Итак, Н. Аксенова предлагает нам задуматься о заповеди «Чти родителей своих». Она помогает вновь понять важность этой истины, ведь родители беззаветно любят своих детей, готовы на любые жертвы для них. Не соблюдая эту заповедь, дети могут даже предать своих родителей, а повзрослевшие дети могут опоздать сказать родителям о своей любви к ним.

Чтобы доказать свое согласие с авторской позицией, приведу два примера. Вспомним пушкинскую повесть «Станционный смотритель», в основе сюжета которой лежит притча блудном сыне, вернее, дочери Дуни. Она была для отца – Самсона Вырина – единственной радостью и надеждой, он души в ней не чаял. Не подумав о том, что, сбежав с гусаром, она обрекает старого отца на великое одиночество и великие муки, Дуня сначала счастлива. Когда прозрение пришло к ней, отца уже не было в живых. На плачет на его могиле, понимая, что прощения ей не будет.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» показаны отношения отца и сына Базаровых. Василий Иванович - очень достойный человек, его любовь к единственному сыну огромна и самоотверженна, но Евгений хочет иной судьбы для себя, он держит своих родителей «в ежовых рукавицах». Отец, как о счастье, мечтает о простом, «нормальном» разговоре с сыном. Удается, и то отчасти, этот разговор только перед смертью Евгения, читая эту сцену, мы понимаем, что он все-таки сумел по достоинству оценить личность Василия Ивановича.

Работа над сочинением помогла мне еще раз подумать о нравственной ценности заповеди «Чти родителей своих».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...