Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По подготовке к написанию итогового сочинения в 11 классе




Итоговое сочинение должно помочь определить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать по избранной теме с опорой на литературный материал.

Последнее обусловлено нравственно-этическими традициями российской школы. Опора на художественное произведение подразумевает обращение к нему при выстраивании аргументации, при использовании примеров, связанных, с одной стороны, с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц, а с другой стороны, с избранной темой сочинения.

Итоговое сочинение является новым видом творческих работ при освоении русского языка и литературы в средней школе. Самыми злободневными вопросами осенью 2014 года, при подготовке старшеклассников к написанию итогового сочинения, были следующие: 1) как написать сочинение такого непривычно большого объема? 2) как добиться соразмерности частей – вступления, основной части, заключения? 3) как строить аргументацию («откуда берутся аргументы») и как соотнести ее с примерами? 4) как работать с примерами?

Ответы на эти вопросы можно найти в сведениях (знаниях) об этапах нашей речемыслительной деятельности в соответствии с этапами риторического канона: об изобретении содержания будущего текста, о композиционном решении будущего текста, о его речевом оформлении, об «исполнении» (в нашем случае - написании) текста сочинения – РАССУЖДЕНИЯ.

В своих рекомендациях и советах мы опираемся на такие издания: 1) А.К. Михальская. Основы риторики. Мысль и слово: Учебное пособие для учащихся 10 – 11-х классов общеобразовательных школ. – М.: «Просвещение», 2004 (2-е изд.), с. 189-190; 2) Д.И. Архарова, Т.А. Долинина, А.П. Чудинов. Речь и культура общения (практическая риторика): Учебное пособие для учащихся 8-х классов. - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2001, с. 33-139.

 

Наши методические рекомендации предлагаем на примере работы с темой «Человек и природа в отечественной и мировой литературе».

Сначала скажем о размерах каждой части сочинения-рассуждения. Вступление к сочинению и его заключение по объему должны составить 25% от общего объема в 350-400 слов, т.е. примерно 80-100 слов. Заключение при этом составляет одну треть от этих слов, а вступление – две трети. Другими словами, вступление достаточно велико по размеру. Из каких частей оно должно состоять? Вступление (1 абзац) принятоначинать с эмоционального «разбега»,тон и содержание этого фрагмента сразу угадать трудно. Вернемся к нему в конце работы. А пока оставим в тетради 5-6 строчек пустыми.

Второй абзац вступления должен содержать определения тематических слов: человек и природа. Советуем сосредоточиться на втором слове, так как давать это определение мы будем не с биологических, а с «человеческих», нравственно-этических позиций, что закономерно при написании сочинения, примеры в котором будут взяты из художественных произведений.

Даем определение основному тематическом слову, а также комментируем его, как мы это делали, работая с сочинением 15.3 в 9 классе.

Природа – это весь естественный по происхождению окружающий человека мир (растительный, животный, водный, земной, воздушный). Общение человека с природой всегда окрашено его эмоциями, его раздумья о природе часто принимают активный, деятельный характер.

В третьем абзаце вступления надо изобрести основной тезис нашего сочинения. Обычно он подсказывается заголовком: «Человек и природа в отечественнойи мировой литературе». Для нас важно подчеркнутое.

Для тезиса (простого предложения с подлежащим и сказуемым) надо найти сказуемое. Для этого можно коротко вспомнить самые известные произведения, затронувшие эту тему, например, стихи С.А. Есенина, в которых гармония с природой рассматривается с самых высоких нравственно-этических позиций, и рассказ Э. Хемингуэя «Старик и море», в котором в центре сюжета человек, который стремится бороться с природой и победить ее, чтобы доказать всем, что и в 60 лет он способен выполнять тяжелую работу рыбака наравне со всеми. Его позиция ярко социальная.

3-й абзац вступления должен содержать тезис, который базируется на результатах наших поисков:

Тема «Человек и природа» в отечественной и мировой литературе разрабатывается по-разному. (11 слов).

По нашим наблюдениям, во вступлении должно быть не менее 60-70 слов, мы их уже имеем, а «в запасе» у нас намерение сделать эмоциональный «приступ» к сочинению.

 

Основная часть сочинения-рассуждения должна содержать аргументы и примеры к ним из художественных текстов. Рекомендуем изобретать эти аргументы, опираясь на смысловое триединство: нравственные принципы человека, выработанные всей историей человечества – его временные, часто меняющиеся социальные ориентиры – индивидуально-личностное усвоение этим человеком нравственных принципов и социальных ориентиров отдельным человеком.

Рекомендуем основную часть сочинения начать примерно такими словами: Выдвинутый мною тезис я постараюсь доказать с помощью следующих доводов. (9 слов)

Эта фраза может быть вынесена даже в отдельный абзац, так как в итоговом сочинении нет жестких ограничений на абзацное членение его текста.

Наши аргументы могут быть такими:

1. В произведениях отечественной литературы общение русского человека с природой часто вызывает у него сильные переживания, которые имеют глубокий нравственный подтекст, например, любовь к Родине, стремление к внутренней гармонии и согласию с миром, желание сберечь природу. Позицию русского человека, героя произведений, в которых раскрывается тема «человек и природа», можно назвать созерцательной. (48 слов)

2. В произведениях англоязычной литературы, затрагивающих тему «человек и природа», на первое место часто выходит социальная проблематика, для нее типичен человек-деятель: либо борец с природой, либо человек, стремящийся извлечь пользу из природных объектов. При этом позицию героев англоязычной литературы в данном вопросе можно назвать деятельной. (45 слов)

3. Для читателя произведений, посвященных теме «человек и природа» равно интересны и познавательны обе позиции, а сопоставление этих позиций помогает выстроить свое понимание темы «человек и природа». (25 слов).

Мы постарались сформулировать 3 довода (аргумента), делая первых два аргумента на основе антитезы (противопоставления), как это положено в сопоставительных текстах. Видим, что третий, «примиряющий», довод лучше использовать в заключении. Таким образом, два довода содержат 93 слова.

Теперь работаем с примерами. Каждый из них должен занимать около страницы, т.е. быть объемом около 80 слов. Алгоритм изобретения этих фрагментов сочинения такой же, как при работе с сочинением С1 на ЕГЭ по русскому языку, за тем исключением, что требуемый проблемно-ориентированный пересказ выбранного произведения или его части в итоговом сочинении достаточно длинный.

Рекомендуем при переходе к примерам ввести в сочинение связочную фразу: Поясню сказанное на примерах из художественных текстов. (7 слов)

Первый пример в тексте сочинения может быть таким.

В своем стихотворении С.А.Есенин «О красном вечере задумалась дорога» С.А. Есенин говорит об осеннем вечере в деревне. Оно полно чувством глубокого внутреннего покоя лирического героя. Но этот покой не застывший, всё вокруг полно движения – мерного, необходимого и непрерывного. Понять, увидеть и описать такую сказку может только влюбленный в деревенскую природу человек. Созерцание поэта насыщено глубокими философскими смыслами: родина дает человеку полноту жизни, нравственную силу. (61 слово)

Второй пример в тексте сочинения может быть таким:

В рассказе Эрнста Хемингуэя «Старик и море» главный герой – шестидесятилетний рыбак – хочет всем доказать, что его рано списывать на покой. Он в одиночку выходит в море на своей легкой лодке, чтобы поймать большую рыбину и доставить ее в поселок. Но за рыбой пришлось гоняться три дня – без пищи и воды, а когда ее удалось поймать, то за три дня пути назад рыбину объели акулы. За свою победу над природой старик заплатил дорогой ценой, однако он подтвердил свои социальные позиции он не потерял. (74 слова)

 

Заключение строим на основе третьего, «примиряющего», довода:

Для меня интересны обе авторские позиции: созерцательная, нравственная и активная, социально значимая. В первой привлекает идея гармонии с миром и с собой. Активная позиция человека, покоряющего природу, тоже привлекает, если покорение природы не становится ее разрушением. Работа над сочинением позволила уточнить мое понимание темы «человек и природа». (47 слов).

 

Вспомним об эмоциональном «приступе» к сочинению, для которого мы оставили в самом начале несколько строк. Предлагаем один из возможных вариантов:

Что нового и интересного я смогу сказать в своем сочинении об отношениях человека и природы? Ведь об этом столько сказано! Мне предложен новый поворот этой темы! Попробую разобраться. (12 слов)

 

Примечание. В целом в сочинении 415 слов, вступление и заключение – 16 % от этой цифры. Наши цифровые подсчеты не имеют «выдающегося» значения, они помогают следить за соразмерностью абзацев, писать не слишком мало или не слишком много в каждом из них.

 

 

 

 

 

Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...