Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На нравственно-философскую тему




(задание 15.3 на ОГЭ по русскому языку)

Задание к предлагаемому ниже тексту таково: Как Вы понимаете значение слова сочувствие? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сочувствие?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваше рассуждение: один пример-аргумент из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

 

(1) На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд. (2)Поезд стоит здесь одну минуту.

(3) В узкую дверь тамбура пытаются влезть тридцать ребят, среди них копошится старушонка. (4) Кто-то хватает ее под мышки, пытаясь втащить наверх. (5) Бабка подпрыгивает, взгромождается на подножку, и в это время случается авария. (6) Да что там авария – трагедия! (7) Берестяной туес, привязанный на груди платком, опрокидывается, и из него высыпается малина – вся, до единой ягодки!

(8) Бабка оцепенела, схватилась за сердце. (9) Так, с болтающимся туесом, и появилась бабка в вагоне. (10) Потрясение все еще не сошло с ее лица. (11) Сухие, сморщенные губы дрожали, руки, так много и проворно работавшие в этот день, руки старой крестьянки и ягодницы, тоже тряслись.

(12) На разъезде в вагон ввалились три рыбака. (13) Устроившись, они грянули песню. (14) Бабка с досадой косилась на рыбаков.(15) Молодой рыбак крикнул: «Подтягивай, бабусь!»

(16) Бабка в сердцах плюнула, отвернулась и стала смотреть в окно. (17) Один из школьников придвинулся к рыбаку и что-то шепнул ему.

(18) – Ну-ну! – удивился рыбак и повернулся к бабке: - Как же это тебя угораздило?! Экая ты неловкая!

(19) И тут бабка не выдержала, подскочила:

- (20)Неловкая?! (21)Я раньше, знаешь, какая была?! (22)Я раньше…

(23) Они сникла так же внезапно, как взъерошилась…

(24) Рыбак неловко прокашлялся, подумал, вскочил, двинулся по вагону, заглядывая к ребятам в посуду.

(25) – Знаете что, ребятки,- хитро прищурился рыбак, - подвиньтесь-ка ближе, я вам интересное скажу на ухо.

(26) Школьники потянулись к рыбаку. (27)Он что-то пошептал, подмигивая сторону бабки, и лица у ребят просияли.

(28) Школьники засуетились. (29) Из-под лавки извлекли бабкин туес. (30)Рыбак дал команду:

- (31)Сыпь каждый по горсти!

(32)И потекла малина в туес. (33) Бабка запротестовала:

- (34)Чужого не возьму!

- (35) Какое же это чужое? (36)Ребята эти ж внуки твои. (37) Хорошие ребята…

(38)Когда туес наполнили, рыбак поставил его бабке на колени. (39)Она обняла посудину руками и всё повторяла:

- (40)Да милые, да родимые… (41)Да куда ж мне столько? (42)Да касатики вы мои!..

(43) Туес был полон, даже с «копной».

(по В. Астафьеву)

 

1 шаг. Начинаем делать рабочие записи, на их основе мы составим (можно даже сказать – соберем) текст сочинения 15.3.

Определение абстрактного понятия можно строить на одном из трех оснований. А) Разбираем слово по составу: со-чув-ств-и-е. Важен корень, который в нашем слове «выводит» на слово чувство. Мы вспоминаем, что чувства бывают радостные и нерадостные, что в конце прочитанного рассказа главная героиня испытывает чувство радости. Почему? Ее горю посочувствовали. Значит, сочувствие – это то, что у другого человека вызывает доброе чувство, например радость.

Б) Определение можно строить, подбирая слово, более широкое по значению. Используем только что полученное определение: сочувствие – это то, что у другого человека вызывает доброе чувство, например радость. Заменим местоимение «то» словосочетанием «свойство человека». Получаем: сочувствиеэто свойство человека, (что у другого человека вызывает доброе чувство, например радость) которое проявляется, когда он неравнодушен к чужому горю. То, взято в скобки, мы переделали, опираясь на наши предыдущие рассуждения.

В) Определение можно строить на основе несложного этимологического анализа слова, соотнося этимологию слова с восприятием текста и с морфемным членением слова или его словообразовательным анализом: сочувствие образовано от слова чувствовать, которое, в свою очередь, образовано от слова чуять в значении«интуитивно, душой понимать, что происходит с человеком, находящимся рядом». Определение может быть таким: сочувствие – способность человека интуитивно, душой понимать, что происходит с человеком, находящимся рядом.

Каждое из первых трех полученных определений удовлетворяет требованиям КИМов. Можно в описанной работе совокупно применять все три способа (А – В) составления определения.

Существуют ограничения при составлении определения предложенного понятия. 1. Нельзя вводить в его состав однокоренные слова, например, сочувствие – это когда человек сочувствует другому.

2. Нежелательно строить определение на основе синонима: сочувствие – это доброе отношение одного человека к другому. Едва ли этот способ проще других, более того, происходит подмена (в нашем случае - сужение) понятия, что чревато неточным выполнением задания и понижением оценочного балла.

 

2 шаг. Что такое комментарий к полученному определению? Предлагаем делать его в дополнение содержанию определения по модели: какие чувства у меня, автора сочинения, вызывают факты проявления сочувствия одного человека к другому + какие мысли рождаются у меня в голове при этом + на какой поступок мои чувства и мысли меня могут вдохновить.

Комментарий может быть примерно таким: проявления сочувствия к другому человеку дает радость всем, кто видит это, мысли людей становятся светлыми, у них возникает желание поступить так же. Можно сказать, что эти комментарии близки к доводам в пользу нашего тезиса (в его качестве выступает определение предложенного понятия). Так соблюдается структура текста-рассуждения.

 

Мы получили материал для вступления, пишем («собираем») его.

Сочувствие – это свойство человека, которое проявляется, когда он неравнодушен к чужому горю. Проявления сочувствия к другому человеку дает радость всем, кто видит это, мысли людей становятся светлыми, у них возникает желание поступить так же. (31 слово)

 

3 шаг. В соответствии с требованиями 2-го оценочного критерия надо подобрать 2 примера к нашему определению (оно выполняет роль основного тезиса).

Чтобы подобрать и описать в тексте сочинения 1 пример, советуем использовать такой короткий алгоритм.

А) находим 2-х главных героев (действующих лиц) текста, в нашем тексте это бабка (в сочинении это стилистически сниженное слово мы заменим словосочетанием «главная героиня») и пассажиры-попутчики.

Б) Задаемся вопросом: «Какое (ие) действие (я) связывает(ют) их на протяжении всего текста?» Отвечаем на вопрос: «Попутчики сначала равнодушны (невнимательны, не обращают внимания) на большую неприятность, которая случилась у старой женщины, но потом их отношение меняется: они проникаются сочувствием к ней и помогают ей не словом, а делом».

В) Находим в тексте несколько предложений, чье содержание близко к нашему ответу на вопрос. На наш взгляд, можно выбрать такие предложения: 17, 18, 24, 27-31.

 

Мы получили материал для того фрагмента сочинения, в котором мы работам с 1-м примером, пишем («собираем») его.

Попутчики сначала не обращают внимания на большую неприятность, которая случилась у старой женщины, но потом их отношение меняется: они проникаются сочувствием к ней и помогают ей не словом, а делом (предложения 17, 18, 24, 27-31).

Номера предложений указывать обязательно, иначе оценка примера может быть снижена.

 

4 шаг. Чтобы подобрать и описать в тексте сочинения 2-й пример, советуем использовать такой короткий алгоритм.

А) Вспомните фильм, прочитанную книгу (из школьной программы или любимую Вами книгу, в содержании которых есть эпизоды или большие фрагменты, когда один герой сочувствует другому не на словах, а на деле. Назовите этот фильм или книгу и нужных героев.

Можно вспомнить крупные, яркие события общественной жизни, когда человек или группа людей активно сочувствуют, т.е. помогают другому / другим человеку / людям.

Б) Назовите этот фильм или книгу и нужных героев и те действия, в которых проявилось сочувствие одних по отношению к другим

При обращении к событиям общественной жизни надо назвать имена этих людей или обозначить их социальное положение и назвать те социально значимые действия, в которых проявилось сочувствие (активная помощь) одних другим.

Летом 2014 года, когда на территории Донбасской и Луганской республик шли боевые действия, а правительство Украины не организовало гуманитарной помощи жителям этих территорий, наша страна принимала беженцев, собирала и отправляла гуманитарную помощь жителям республик.

 

В соответствии с требованиями 4 критерия, надо сделать текст композиционно стройным: в нем должны быть вступление, основная часть и заключение, а также должны быть выдержаны все требования к логической структуре текста-рассуждения.

Логическая структура текста-рассуждения и часть композиционной структуры нами построена: есть тезис (во вступлении), доводы (там же) и примеры (в основной части). Осталось написать вывод, который по содержанию совпадает с заключением. Предлагаем возможный вариант заключительной части текста сочинения.

Мои размышления над понятием «сочувствие» нашли отражение в тексте сочинения. Все это помогло мне глубже понять суть этого нравственного понятия.

 

Примечание. Оценочный критерий 3 отдельно не рассматривался, но его требования к смысловой цельности, речевой связности и логической последовательности текста сочинения учтены на всех этапах работы по подготовке и написанию сочинения 15.3.

 

 

Методические рекомендации

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...