Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алгоритмы подготовки и написания сочинения на тему, связанную с анализом текста (задание 15.2 на ОГЭ по русскому языку)




Формулировка задания 15.2 типично бывает такой: «Объясните смысл предложения или предложений (указывается его/их номер, а также оно/они цитируется в задании) прочитанного текста». Чаще в качестве такого предложения /таких предложений бывают финальное предложение или финальный абзац. Как правило, именно они фокусируют в себе смысл текста (не только сюжетную кульминацию). Однако для объяснения может быть предложено и такое предложение, которое важно для целостного и углубленного понимания текста, но оно не находится в конце текста.

 

Прочитаем текст, на основании которого надо выполнить задание 15.2.

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своем баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию.(3) Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть.

(5) И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (6) Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (7) Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (8) Часто сбиваясь, он ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (9)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчеркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек не имеет ко мне никакого отношения.

(10) Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (11) У меня начался отит. (12) От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (13) Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (14) По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель стал кричать, что теперь мы все замерзнем. (15) Он кричал пронзительно, чуть не плакал. (16) Отец спросил: «Сколько осталось до райцентра?» (17) Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!»

(18) Отец подумал, открыл машину и вышел в ревущую ночь. (19) Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (20) Машину качало порывами ветра, по ее стеклам с шуршанием осыпался снег. (21) Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обреченно смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой.

(22) Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на мое лицо. (23) Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (24) Он взял меня на руки и прижал к себе. (25) Шепотом он рассказал маме, что дошел до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

(26)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (27)Тогда никто не придал этому значения. (28)А он долго потом болел двусторонним воспалением легких.

(29) Мои дети недоумевают, почему, наряжая елку, я всегда плачу. (30) Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под елку и кладет голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (31) Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать. (По Н. Аксеновой)

 

Задание: объясните смысл последнего предложения текста «Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать».

Предлагаемый алгоритм учитывает такие трудности при написании творческой работы, которые типичны не только для 9-классников, но и для любого человека, создающего собственный текст-отклик на прочитанный текст. Всегда трудно придумать первое и последнее предложения. Трудно сделать вступление кратким, энергичным, содержательным и не пересказать коротко в нем содержание основной части сочинения.

Предлагаемый алгоритм учитывает также такие трудности, которые возникают при аналитическом прочтении предложенного текста и его последующем анализе.

 

1 шаг. Объясняем сюжетный смысл финала текста, т.е. эмоциональное состояние героя-повествователя в конце рассказа (см. предложение 31).

Его эмоциональное состояние заявлено в тексте прямо – героиня «Я» (автор-повествователь) плачет, у нее тяжело на душе, она не может исправить ошибку, допущенную в детстве, когда она стыдилась своего отца.

Мы получили материал для написания вступления сочинения, напишем это вступление:

Смысл предложения (31) я понимаю так: у главной героини текста очень тяжело на душе, она не может исправить или изменить то, что совершила давно.

Пояснения. Такой ход не труден для ученика, это наблюдение позволяет ему «зацепиться» за текст, чтобы дальше развивать свою мысль. Такая рекомендация не является чисто случайной, «внешней», мнемонической, так как итоговое эмоциональное состояние героя обусловлено всем содержанием прочитанного текста и содержит в себе возможность выхода на понимание проблемы текста.

Эти рекомендации не противоречат содержанию первого критерия для оценки сочинения 15.2.

2 шаг. Находим двух главных действующих лиц текста: это автор-повествователь, которая вспоминает себя маленькой девочкой, и ее отец. Думаем, чем они не похожи? Отец любит свою дочь очень сильно, однако он проявляет свои искренние чувства столь явно, что это дочь сильно раздражает. На основе этого конфликта строим гипотезу проблемы текста: надо уметь ценить не форму проявления чувства, а его глубину и искренность. Ради этой цели текст написан.

Мы получили материал для предполагаемого заключения в сочинении, напишем в рабочих записях вариант заключения: работа с текстом убедила меня, что надо уметь ценить не форму проявления чувства, а его глубину и искренность, даже если форма проявления этого чувства кому-то кажется смешной.

Пояснения. Второй шаг не является строго обязательным, более того, он не всем ученикам легко дается. Но он очень полезен для того, чтобы очертить содержательные рамки сочинения. От характеристики эмоционального состояния героя (это «поверхностная», чисто сюжетная информация текста) мы должны прийти к углубленному пониманию текста. В этих рамках и подбираются примеры-аргументы из текста.

В художественных текстах конфликт между главными действующими лицами, между героем и средой (трудной ситуаций) или внутренний конфликт героя лежит не только в основе сюжета, но и нравственной проблемы текста.

3 шаг. Чтобы подобрать удачные примеры из текста (2-й оценочный критерий), советуем сделать так. Разбейте текст на 3 смысловые части: что было с двумя главными героями текста в начале, в середине и в конце текста и озаглавьте эти фрагменты.

1. Я не любила, когда отец приходил на школьные праздники (предложения 1-9).

2. Отец, показавшийся мне великаном, спас меня во время тяжелой болезни (предложения 10-28).

3. Став взрослой, я вспоминаю счастливое лицо отца и плачу (предложения 29-30).

Пояснения. По предложенной трехчастной схеме строится любой художественный повествовательный текст. Обратите внимание, что заголовки частей строятся по схеме: имя 1-го героя + действие, которое объединяет обоих героев в данной части текста + имя 2-го героя. Такой прием позволяет работать с одной проблемой, текст становится цельным по смыслу (см. критерий 3).

4 шаг. Находим в каждой из частей такие предложения, содержание которых близко к заголовку этой части (см. 3 шаг) и к формулировке гипотезы проблемы.

На наш взгляд, в 1 части это предложения 1,5,9, во второй – 22, 25, в третьей – 29, 30. Объединяя результаты нашей работы на 3 и 4 шагах, пробуем описать 2 примера из текста. Каждый из примеров может включать более одного предложения.

В предложениях (1,5,9,22,25) говорится о том, дочка не любила, когда отец приходил на школьные праздники, стыдилась его несуразности, но когда она заболела, то ее мнение об отце изменилось: он показался ей добрым, могучим великаном.

Однако, став взрослой, она вспоминает счастливое лицо отца на этих школьных праздниках и плачет. Только после смерти отца она поняла всю силу и красоту его любви к ней (предложения 29-30).

Пояснения. Как видим, заголовки каждой из частей помогли нам составить текст комментариев к примерам в соответствии с критериями 2 и 3.

5 шаг. Пишем заключение, используя наши предположения, сделанные на втором шаге.

Работа с текстом убедила меня, что надо уметь ценить не форму проявления чувства, а его глубину и искренность, даже если форма проявления этого чувства кому-то кажется смешной.

 

Важное примечание. Алгоритм подготовки и написания сочинения на основе художественного текста на ЕГЭ по русскому языку основан на только что представленном алгоритме написания сочинения 15.2.

 

4. Алгоритмы подготовки и написания сочинения-рассуждения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...