Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алгоритмы подготовки к написанию сочинения-рассуждения




На основе прочитанного ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО текста

(задание С1 на ЕГЭ по русскому языку)

Публицистические тексты, предлагаемые на ЕГЭ, по своей содержательной структуре различны: они могут включать большой иллюстративный фрагмент (биографию, воспоминание, описание конкретной ситуации); целью автора может быть раскрытие сложного нравственного понятия; текст может быть написан с минимальным привлечением иллюстративного материала; он может быть написан в жанре эссе (тогда это художественно-публицистический текст). Методические рекомендации к работе над сочинениями, которые будут написаны по этим текстам, а именно алгоритмы подготовки и написания сочинения, тоже будут отличаться друг от друга. В рамках наших методических рекомендаций предлагаем алгоритмы выявления проблемной информации в таком публицистическом тексте, в котором рассматривается нравственное понятие.

Прочитаем такой текст.

(1) Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2) Но вот в «Пророке»:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился…

(3) Чего же не хватало пушкинскому герою – споров, театров и выставок? (4)Что это значит - духовная жажда?

(5) Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6) Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7) Интеллигентность – не образованность, а духовность. (8) Отчего самые тонкие ценители искусства порой бывают негодными людьми? (9) Да потому, что само по себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10) Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книги или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11) в произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12) Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13) Точно так же может быть бездуховным само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъемно, в этом его назначение.

(14) Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и юности высших духовных стремлений,не встречались с ними. (15) Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16) Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17) Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18) Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20) Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21) Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовем их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин).

(по С. Соловейчику)

 

Основная особенность подобных текстов - в них есть большой тематический фрагмент, содержащий авторские определения нравственного понятия.

1 шаг. Определяем тему публицистического текста, отвечая на вопрос: о чем (о ком) текст? В первом абзаце находим тематические слова: человек и духовная жизнь. Цель автора – объяснить нам смысл важного для него нравственного понятия «духовная жизнь».

Напомним важную структурно-смысловую особенность подобных текстов - в них есть большой тематический фрагмент, содержащий авторские определения нравственного понятия. Этот тематический фрагмент не может содержать формулировки проблемы или авторских доводов, поэтому мы выделим его из текста и найдем самое широкое и убедительное для нас определение этого понятия. Мы используем полученное определение при написании того абзаца сочинения, который оценивается по критерию 2.

Предложения 1, 2, 4-7, 9, 10, 14, 17 составляют тематический фрагмент текста на тему «духовная жизнь», так как в них автор ищет точного определения сути этого понятия. Это доказывает наличие текстовых синонимов к нему: Духовной жаждою (предложения 2 и 4), духовность (5),

высочайшей силой духа (6), интеллигентность (7), Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому (10), духовное томление (17).

Предложения 8, 12, 13-16 сдержат второй тематически й фрагмент на тему «человек».

2 шаг - выдвижение гипотезы об основной мысли прочитанного текста, что эквивалентно гипотезе о проблеме, волнующей автора. Напоминаем, что для этого надо два тематических слова соединить одним сказуемым, значение которого подсказано содержанием публицистического текста.

Предлагаем один из возможных вариантов: Человеку нужна (это одно из типовых сказуемых) духовная жизнь как собственное стремление к высокому.

Пояснение к термину «типовое сказуемое». По нашим наблюдениям, в формулировках нравственных проблем наиболее типичны такие сказуемые: можно, должно, надо, необходимо, нельзя, важно, трудно. Часто эти слова выполняют роль сказуемого при наличии нулевой связки. Не менее часто они «подсказывают», инфинитив какого глагола надо довить в формулировку.

3 шаг. Выстраиваем с авторской позицией текста. Подбираем в тексте авторские доводы (аргументы), доказывающие истинность выдвинутой проблемы.

Работая с тематическим фрагментом текста, т.е. выделили не только его, а еще несколько предложений, содержащих, во-первых, связочные предложения (3, 18-20), но и нужные нам аргументы. Во второй половине 11-го предложения их два: а) … поэтому духовный человек [ведущий духовную жизнь] ищет собеседника, союзника … для поддержания собственного духа [должен поддерживать собственный дух], б) поэтому [духовный человек должен]… укрепл[ять] собственную веру в добро, правду, красоту. В предложении 21 находим 3-й довод: поэтому «никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовем их стремлениями: “священный сердца жар, к высокому стремленье”» (Пушкин), другими словами, духовность придает смысл всей человеческой жизни.

Примечание: мы сейчас дали лишь один из возможных вариантов структурирования авторской позиции. На этом же материале текста можно было сделать несколько иначе.

 

4 шаг. Подбираем иллюстрации к будущему сочинению.

В качестве «отрицательного» примера (см. наличие в тексте соответствующей информации, которую в состав авторской позиции мы не стали включать, чтобы не делать ее громоздкой) можно вспомнить Митрофанушку из «Недоросля», Печорина из «Героя нашего времени», Анатоля Курагина из «Войны и мира» (одного из них). Контрастным к ним будет такой материал: Петруша Гринев из «Капитанской дочки», Пьер Безухов из «Войны и мира», Мастер и Маргарита, Иван Бездомный из «Мастера и Маргариты» и т.д.

 

Предлагаем возможные варианты фрагментов сочинения по рассмотренному тексту.

В соответствии с требованиями критерия 1. Я прочитал(а) интересный текст Д. Гранина о том, что такое «духовная жизнь». Автора волнуют вопросы: каков смысл этого понятия? что она значит для человека? Даниил Гранин убеждает в том, что человеку нужна духовная жизнь как собственное стремление к высокому.

В соответствии с требованиями критерия 2. Эту проблему автор ставит, противопоставляя особенности жизни людей духовных и бездуховных. У них разные представления о жизненных целях, разное отношение к красоте, правде, искусству. Это противопоставление очень убедительно. Д. Гранин последовательно, на протяжении всего текста, формирует у читателя смысловой объем понятия «духовная жизнь». Мы соглашаемся с ним, что это добровольное «стремление человека к высокому».

В соответствии с требованиями критерия 3. Достаточно обдуманные наброски этого фрагмента мы представили. Можно их отредактировать, например, так.

Человеку нужна духовная жизнь, так как духовный человек должен поддерживать собственный дух, духовный человек должен укреплять собственную веру в добро, правду, красоту. Поэтому духовность придает смысл всей человеческой жизни.

Пояснение. Другие фрагменты сочинения пишутся по той модели, которую мы представили при работе с сочинением по прочитанному художественному тексту на ЕГЭ по русскому языку.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...