2. Эпоха Вселенских Соборов. систематические труды. 3. Эпоха после Вселенских Соборов
2. Эпоха Вселенских Соборов Это — время наиболее оживленной догматической деятельности Восточной Церкви. Догматические споры велись в основном о личности Христа. Кто Он, Воплотившийся Бог или только духоносный человек, и как соединены в Нем две природы — Божественная и человеческая. На Вселенских Соборах были сформулированы догматические определения о Единстве Существа и Троичности Лиц в Боге и о Христе Спасителе как Истинном Боге и одновременно Истинном Человеке. Не менее остро с середины VIII до середины IX в. стоял вопрос о почитании святых икон, получивший положительное разрешение на Седьмом Вселенском Соборе. В ходе догматической борьбы оттачивалась единая богословская терминология, позволившая представителям различных богословских школ говорить на одном языке. В этом велика заслуга каппадокийских отцов: святителей Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского, а позднее — Леонтия Византийского и св. Максима Исповедника. Важны следующие богословские трактаты этого периода: «Пять слов о богословии» св. Григория Нази-анзина, где раскрывается учение о Святой Троице. «Шестоднев» свт. Василия Великого и «Об устроении человека» свт. Григория Нисского, где содержится учение о творении Богом мира и о природе человека. «О жизни Моисея Законодателя» и комментарий на книгу «Песнь Песней» свт. Григория Нисского, а также «Ареопагитики» и комментарий на них св. Максима Исповедника раскрывают тему о богопознании. «Слово о Воплощении Бога Слова» свт. Афанасия Великого и три послания св. Григория Назианзина против Аполлинария — о двух природах во Христе и спасении человека, понимаемом как его обожание.
«Диспут с Пирром», «О двух волях Христа, Бога нашего» и ряд писем св. Максима Исповедника — о двух волях и действиях в Богочеловеке. «Три слова против отвергающих иконы» св. Иоанна Дамаскина и три книги «Отвержений» преподобного Феодора Студита — об иконопочитании. систематические труды Святые отцы данной эпохи оставили систематические сочинения по богословию: Катехизические поучения свт. Кирилла Иерусалимского. «Большое огласительное слово» свт. Григория Нисского. «Сокращение Божественных догматов» Блаженного Феодорита. «Точное изложение православной веры» св. Иоанна Дамаскина является определенной вершиной в плане систематизации вероучения. 3. Эпоха после Вселенских Соборов После Вселенских Соборов догматическая деятельность в Византии не угасала. Православную мысль в этот период волновали в основном следующие проблемы. Вопрос о Евхаристии, который был решен на Константинопольских Соборах 1156—1157 гг. Главным деятелем, подготовившим решения, был св. Николай Мефонский. Соборы постановили, что Евхаристия — это Бескровная, однако действительная Жертва, единая с принесенной на Голгофе. В Евхаристии Богочеловек ИХ является одновременно и Первосвященником, приносящим в жертву Свое человечество Всей Святой Троице, и Жертвой, что соответствует словам молитвы, читаемой священником перед Херувимской песнью: «Ты бо еси Приносяй и Приносимый». Вопрос о природе благодати, освящающей человека, был рассмотрен на Поместных Константинопольских Соборах середины XIV в. Главным защитником Православия на этих Соборах явился св. Григорий Палама ― «Триады». Предшественником свт. Григория, воспевшим соединение Бога с человеком и озарение человека нетварным Божественным Светом, был св. Симеон Новый Богослов. «Божественные гимны» и «Слова». В 1054 г. произошло отделение Западной Церкви от Восточной, вследствие чего обострилась полемика византийских богословов с римо-католиками. Из полемических сочинений греческих отцов важны следующие: «Мистагогия» св. Патриарха Фотия, «Триады» свт. Григория Паламы и сочинения св. Марка Ефесского. Рядом Соборов были осуждены последователи унии с Римом. Захват Константинополя турками в 1453 г. ознаменовал окончательное падение Византии и пагубным образом сказался на состоянии греческих богословских школ. Уровень образования и творческая активность греческих богословов резко падают.
В 1517 г. западное христианство раскололось на два враждебных лагеря: католиков и протестантов. Упадок богословской образованности на Востоке способствовал проникновению сюда западных схоластических идей. По мнению исследователей, «это был период глубокого отрыва от святоотеческого предания в богословии. Только в XIX в. начинается постепенное освобождение восточной богословской мысли от западного влияния и возвращение к преданию отцов. Из современных догматических сочинений греческих авторов известны следующие: Иоанн Кармирис. Догматические и символические памятники Православной Кафолической Церкви, I—II тома. Афины, 1952—1953 гг. Синопсис догматического учения Православной Кафолической Церкви. Афины, 1957 г. Проф. П. Требелас. Догматика Православной Кафолической Церкви, I—III тома. Афины, 1959—1961 гг. Проф. Андрей Феодору. История догматов. Афины, 1963 г. Проф. Константин Скутерис. Христология в Предании Соборов. Леван, 1987 г. Доктор архимандрит Иустин Попович (Сербская Православная Церковь) написал три тома Догматики (Белград, 1978—1980 гг). Это сочинение находится в большой зависимости от более ранних догматических курсов русских авторов: митр. Московского Макария и епископа Каневского Сильвестра.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|