2. Исповедания веры. ВОПРОС №9. а) доникейский период;. б) эпоха Вселенских Соборов;. в) период после Вселенских Соборов;
2. Исповедания веры Исповедания веры составлялись обычно с целью более полно изложить отдельные положения вероучения, содержащиеся в Символе веры, или же чтобы сформулировать учение Церкви по вопросам, вызывающим споры. По указанным причинам исповедания, как правило, ^пространнее Символа веры и нередко носят полемическую окраску. Исповедания никогда не употреблялись в литургической практике Церкви. Древнейшее Исповедание веры принадлежит святителю Григорию Неокесарийскому. Оно было составлено около 260 —265 гг. Это Исповедание было хорошо известно отцам IV в., в частности, святому Афанасию Великому, и использовано им в полемике с арканами, т. к. в нем ярко выражена вера в несозданность Лиц Святой Троицы. Сохранились исповедания веры и других древних святых отцов, например, свт. Василия Великого, направленное против ариан; св. Афанасия Синаита, представляющее собой краткий катехизис; св. Софрония, Патриарха Иерусалимского, — о Святой Троице и двух естествах Христа, одобренное Шестым Вселенским Собором. Среди документов, одобренных Константинопольским Собором 1351 г., важно Исповедание веры свт. Григория Паламы, в краткой и совершенной форме выражающее общецерковное учение по всем основным богословским вопросам — как древним, так и рассмотренным на Соборе 1351 г. Важным догматическим текстом поздневизантийского периода является Исповедание веры свт. Марка Ефесского, прочитанное им на Ферраро-Флорентийском лжесоборе 1439—1440 гг. Исповедание в яркой полемической форме выражает православное учение, особенно по спорным вопросам, разделяющим нас с римо-католиками (об исхождении Св. Духа, о главенстве папы и т. д. ).
Так называемый Апостольский Символ является древней переработкой крещального Символа Римской Церкви III—V веков. Он был написан на латинском языке. Современная его редакция восходит к VI—VIII вв. Исповедание веры, известное под именем Символа веры свт. Афанасия Александрийского, несомненно, ему не принадлежит. Это подтверждает латинский текст оригинала и неизвестность его до XIII в. на Востоке, не Афанасиева терминология, более позднее учение о Христе, отсутствие в творениях свт. Афанасия ссылок на данный Символ и т. д. Наиболее вероятно, что он был составлен в VI—VII вв. на юге Франции. В нем достаточно хорошо изложено учение о Христе. Учение о Святой Троице здесь раскрывается в духе латинской традиции, в которой Божественная Сущность довлеет над Лицами. Началом Святой Троицы Исповедание признает не Личность Отца, как восточные Символы веры, а Единого Бога в Троице.
ВОПРОС №9 ИСТОРИЯ ДОГМАТИЧЕСКОЙ НАУКИ, ПЕРИОДИЗАЦИЯ: а) доникейский период; б) эпоха Вселенских Соборов; в) период после Вселенских Соборов; г) русская школа догматистов 1. Эпоха до Вселенских Соборов (доникейский период). Господь ИХ и Апостолы благовествовали Евангелие Царствия не «в премудрости слова», не в философских понятиях, а на общедоступном и образном языке своего народа. В простых словах Писания сокрыта бездна Божественной Премудрости. Между христианами Апостолы проповедовали глубочайшие истины Откровения, которые мы находим в Писании. «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих., но проповедуем Премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор. 2, 6—7). Ранняя Церковь — община харизматиков, верующих, наделенных «чрезвычайными» дарами благодати и соответствующей глубиной ведения истин Откровения. Христиане первенствующей Церкви не имели внутренней потребности в выражении своей веры в определенных богословских понятиях. Проф. В. В. Болотов пишет: «Во времена Апостолов и ближайшие к ним для богословия не было повода. Крестили… уяснение же учения о Христе предоставлялось дальнейшему времени пребывания в Церкви».
Святой евангелист Лука возвещает, что у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа (Деян. 4, 32). Еще при жизни Апостолов в церковной среде возникают ереси иудейского и языческого толка. Например, Апостол Иоанн говорит о появлении секты николаитов и других многочисленных «антихристах» (Откр. 2, 14; 1 Ин. 2, 15), а Апостол Павел не раз предупреждает удаляться от тех, кто распространяет «иудейские басни» (1 Тим. 1, 4; Тит, 1, 14; Ср. 2 Пет. 2). Евангелист Лука, в свою очередь, сообщает, что многие начали составлять описания жизни и учения Спасителя, очевидно, апокрифического характера (Лк. 1, 1—4). Первыми врагами христианства явились иудействующие и гностики. В те времена единственным способом борьбы Церкви с ересями было обличение их на основании новозаветных писаний и церковных традиций. Сочинения мужей апостольских по форме и содержанию еще очень близки к книгам Нового Завета, особенно к посланиям Апостолов. Развитие богословия как науки начинается приблизительно с середины II в., когда во время гонений на Церковь со стороны Римского государства христианские апологеты составляют трактаты в опровержение язычества и его враждебной христианству философии. С философами нужно было вести полемику на языке философов. Необходимо было на «научном» языке своего времени изложить христианское вероучение и показать его превосходство перед языческой философией. Многие святые отцы и учители Церкви, получившие классическое образование, с почтением относились к науке и философии, считая их полезными подготовительными средствами для уразумения Божественной Премудрости. Например, Климент Александрийский считал, что философия должна быть «служанкой» веры: «Философия нужна была грекам ради праведности, до прихода Господа, и даже сейчас она полезна для развития истинной религии, как подготовительная дисциплина для тех, кто приходит к вере посредством наглядной демонстрации... Она была «детоводителем» (Гал. 3, 24) эллинизма ко Христу — тем же, чем и Закон для евреев». Подобных же взглядов придерживался святой мученик Иустин Философ, считавший, что разум и Откровение не противоположны и не чужды друг другу: «Мы имеем нечто схожее с содержимым уважаемыми поэтами и философами, нечто же полнее и достойнее — Бога».
В конце II века в Александрии и Карфагене, а в III в. в Антиохии и Эдессе появляются христианские катехизические школы, которые вскоре становятся богословскими центрами. В этих школах наряду с христианским вероучением в качестве вводного курса изучались лучшие образцы языческой философии. Философские знания и методы использовались для осмысления христианских истин, что в целом способствовало развитию догматической науки. Но часто многие образцы христианского вероучения искажались. В 1-й период — время становления богословия как науки, впервые христиане использовали философскую терминологию и научный метод для защиты своего вероучения. В этот период христианские апологеты разрабатывали ряд важных богословских тем. Например: святой Иустин Философ и Климент Александрийский — о значении разума в богопознании; святой Ириней Лионский и Тергуллиан — о Священном Предании и о Святой Троице; св. Киприан Карфагенский — о единстве Церкви; Ориген предложил целую богословскую систему. Из догматических сочинений этого периода отметим только два. «Строматы» Климента Александрийского. Автор пытается предсгавить христианскую истину основой всех известных ему философских учений и с помощью «ткани». Трактат Оригена «О началах» является первым и выдающимся опытом систематического изложения догматов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|