Значение термина «догмат», Его характерные признаки
ВОПРОС 2 ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА «ДОГМАТ», ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ 1. Значение термина «догмат» Слово «догмат» происходит от греческого глагола doceiu — думать, полагать, верить. Догматами древние греки называли философские положения, принимаемые последователями какой-либо школы как аксиомы. Ими именовали уже устоявшиеся, бесспорные истины. В последнем значении слово «догмат» употреблялось еще античными философами. Так, в трудах Платона «догматами» называются правила и нормы, относящиеся к понятиям справедливого и прекрасного. У Сенеки «догматы» — основы нравственного закона. Со временем этот термин стал употребляться и для обозначения постановлений государственной власти. ЛК (2, 1), «догматом» названо повеление кесаря Августа сделать всенародную перепись. Но уже Апостол Павел употребляет слово «догмат» применительно к закону Божьему (Кол. 2, 14; Еф. 2, 15). Понятие «догмат» вошло в употребление у христианских писателей для обозначения истин откровенной религии. Правда, первоначально этим словом обозначалось вообще все христианское учение — догматическое и нравственное. Так, «догматами» названы постановления Апостольского Собора 50 года (Деян. 16, 4). То же широкое понимание термина встречается у св. Игнатия Богоносца, Иустина Философа, Климента Александрийского, Оригена. С IV века восточные отцы Церкви стали именовать «догматами» не все содержащиеся в Откровении истины, а лишь относящиеся к области веры. С течением времени в догматических системах Востока и Запада этим словом стали обозначать, как правило, только те вероучительные истины, которые обсуждались на Вселенских Соборах и получили соборные определения или формулировки.
Догматы — богооткровенные истины, содержащие учение о Боге и Его Домостроительстве, которые Церковь определяет и исповедует, как неизменные и непререкаемые положения православной веры. Характерными чертами догматов являются их вероучительность, богооткровенность, церковность и общеобязательность. 2. Свойства догматов Вероучительность означает, что содержанием догматических истин является учение о Боге и Его икономии. Догматы — истины, относящиеся к области вероучительной. По этому признаку они отличаются от других истин и постановлений христианской религии (нравственных, литургических, канонических). Например, во время Преображения Господня на Фаворе Бог Отец свидетельствовал из облака о Христе: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный» (Мф. 17, 5) — истина догматического характера, — «Его слушайте» — заповедь (Мф. 17, 5). Господь Бог наш есть Господь единый (Мк. 12, 29) — догмат; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим... (Мк. 12, 30) — заповедь. Богооткровенность характеризует догматы как истины, открытые Самим Богом. По своему содержанию они не являются плодом деятельности естественного разума, подобно научным истинам или философским утверждениям. Апостол пишет: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое; ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1, 11 —12). Если философские, исторические· и научные истины относительны и со временем могут уточняться, то догматы — это истины абсолютные и неизменные, ибо слово Божие есть истина (Ин. 17, 17) и пребывает вовеки (1 Пет. 1, 25). Церковность догматов указывает на то, что только Вселенская Церковь на своих Соборах придает христианским истинам веры догматический авторитет и значение. Это не значит, что Церковь сама создает догматы. Она, как «столп и утверждение истины», лишь безошибочно устанавливает за той или иной истиной Откровения значение неизменного правила веры. «Догмат, — пишет прот. Г. Флоренский, — ни в коем случае не новое откровение. Догмат — это только свидетельство. Весь смысл догматического определения сводится к свидетельствованию непреходящей истины, которая была явлена в Откровении и сохранилась от начала».
Общеобязательность. В догматах раскрывается сущность христианской веры и упования. Нравственные истины, литургические, канонические обычаи и правила имеют для себя точку опоры в догматическом учении. Божественное Откровение говорит об исключительном значении истин веры для спасения человека. Так, отправляя Апостолов на всемирную проповедь, Христос повелел им научить народы вере в Триединого Бога, сказав: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа» (Мф. 28, 19), — и прибавил: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). Апостолы также признавали веру в Живого Бога первым и необходимым условием спасения. «Без веры угодить Богу невозможно, — пишет Апостол Павел, — ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11, 6).
ВОПРОС №3 ДОГМАТЫ И ПОЛОЖЕНИЯ, ДОГМАТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ НЕ ИМЕЮЩИЕ: ТЕОЛОГУМЕН И ЧАСТНОЕ БОГОСЛОВСКОЕ МНЕНИЕ Теологумен Теологумен – это богословская мысль высказанная отцом или отцами Церкви, не получившая соборной санкции и не догматизированная (см 3-ий признак догмата). Следовательно, он не обязателен для всех верующих, но в любом случае, требует внимательного отношения к себе. Им не является любое суждение отцов Церкви (историческое, физиологическое, астрономическое, натурфилософское мышление, философские мнения). Пример: Возьмем «Точное изложение Православной Веры» (самое хорошее издание сделано благодаря переводу Александра Бронзома, преподавателя СПбДАиС). Рассуждая о небе, здесь приводится учение о знаках зодиака, которое в то время было сильно распространено, оно не является «Теологуменом». Теологумен следует сопоставлять только с теологуменом того же самого вопроса, но он намного ниже соборного мнения, и с соборным решением его сопоставлять нельзя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|