Образ откровения Святой Троицы в мире.
ВОПРОС №35 ОБРАЗ ОТКРОВЕНИЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В МИРЕ. 1. Совершенно единое по сущности, конечно, едино также по воле, силе и действию (энергии). «Три Ипостаси находятся Одна в Другой взаимно», — учит святой Иоанн Дамаскин, — и по тождеству Сущности имеют «тождество воли, действия, силы и движения (энергии)». Святой Иоанн Дамаскин подчеркивает, что следует говорить не о подобии действий Лиц Святой Троицы, но о тождестве, потому что «одна сущность, одна благость, одна сила, одно хотение, одно действие, одна власть… не три подобные, но одно и то же движение Трех Ипостасей, ибо Каждая из Них едина с Другой не менее, как с Самой Собой». Хотя воля, благодать, или энергия, есть нечто общее для Трех единосущных Ипостасей, но первоначальная Причина и Источник всякого волеизволения и действия Святой Троицы — Отец, Который действует через Сына в Духе Святом. Божество превыше времени. Его деятельность едина по Источнику, участию в ней всех Трех Ипостасей и по результату. Так, все Три Лица Святой Троицы участвовали в создании человека, однако мы получили не три жизни, по одной от каждого Лица, но одну от Всех. Образ внутрибожественной жизни несколько иной, чем образ Откровения Святой Троицы в мире. Если рождение Сына и исхождение Святого Духа от Отца совершаются «независимо» одно от другого, то в Божественной икономии (в Откровении) имеется своя вневременная последовательность: Началом или Источником воли и действия является Отец, совершителем — Сын, Который действует посредством Духа Святого. «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего» (Ин. 5, 19) — и другие подобные этому тексты Писания. 2. Отец все делает через Сына «не как через служебное орудие, но как через естественную и ипостасную Силу», — учит святой Иоанн Дамаскин.
По мысли святого Максима Исповедника, среди Лиц Святой Троицы Логос, или Сын, является по преимуществу действующим и творческим Началом в отношении к миру: Отец благоволит, Сын действует, Дух усовершает тварь в добре и красоте. Логос — Творец мира, ибо все через Него начало быть (Ин. 1, 3), и Совершитель нашего спасения. «Восхотела нашего спасения и промыслила, как должно сие совершиться, вся вообще Троица, — пишет святой Николай Кавасила, — а действует не вся вообще. Ибо совершитель есть не Отец и не Дух, а одно Слово, и один Единородный приобщился плоти и крови, и потерпел биения, и скорбел, и умер, и воскрес, чем оживлено естество (человеческое)». 3. Подобно первым Двум Ипостасям, Святой Дух также является Творцом мира. Он парил над «водами» первозданной Вселенной. Он — Податель жизни творению. Он вдохновлял пророков и в Домостроительстве нашего спасения содействовал Сыну. «Христос рождается — Дух предваряет. Христос крещается — Дух свидетельствует. Христос искушается — Дух возводит Его. Совершает силы Христос — Дух сопутствует. Христос возносится — Дух преемствует», — пишет святитель Григорий Богослов. Утешитель завершает дело Сына на земле. По ходатайству Сына Он приходит в мир. Дух приходит в «мир сей» не как подчиненная или безличностная сила. Будучи Самоипостасным и равночестным Первым Двум Ипостасям, посылаемый Ими, Он, по выражению святителя Григория Паламы, «Сам от Себя приходит» (т. е. по Своей воле) и становится видимым в огненных языках Пятидесятницы. Таким образом, явление Святого Духа в мир есть общее дело Святой Троицы.
ВОПРОС №36 РАЗЛИЧИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ И РИМО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ТРИАДОЛОГИИ. Западные отцы в изложении троичного догмата чаще отталкивались от единой Божественной природы чтобы придти к лицам, тогда как греческие отцы шли противоположенным путем от 3-х лиц к единой природе. Лосский: «Оба подхода правомерны», до тех пор пока не нарушалась равновесие между лицами и природой. С точки зрения католиков Отец и Сын изводят Духа Святого которое говорит о единстве их природ, а Дух является связью между Отцом и Сыном. В результате теряется суть учения об ипостасях. Впервые это учение на западе было распространено блаженным Августином и офециально принято Римом в 12 веке. В одно из своих посланий он пишет: «если дар имеет источником дарующего, то следуе признать, что Отец и Сын являются источниками Духа: не два источника, но один в отношении Духа Святого, так же как Отец и сын- один Бог в отношении творения. Таким образом послание Св. Духа достаточно для Блаженного Августина, чтобы утверждать, что Святой Дух исходит от Отца и Сына.
Ошибка латинян: «изведение» Святого Духа есть свойство не природы самой по себе, а отлечительное свойство ипостаси Отца. Утверждение Отца и Сына единым началом личного бытия Святого Духа нарушает единоначалие Отца и смешивает ипостаси Отца и Сына. Святой Дух у римо-католиков трактуется как любовь между Отцом и Сыном, между Богом и людьми. Само действие «послание» присуще всем трем ипостасям. Не только Сын посылает Духа (Ин 20. 2), но и Отец и Дух посылают Сына в мир (Лк. 4. 18). Т. о. послания не тождественно «происхождению». Filioque имело серьезные последствия для духовной жизни римо-католиков, оно смутило чистоту представлений о Боге, т. е. Запад не понимает троичности, а деит человека Иисуса, который принес нам оставление грехов, и Святого Духа, который есть источник радости и счастья, но зачем три ипостаси не понимает (Мейндорф).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|