1) переживание недоброжелательного отношения сверстников, положения отвергнутого или ситуации "мишень для насмешек", чрезмерного внимания окружающих;
⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20 Для детей с ДЦП характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других - в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением критики к своему состоянию. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим. Следует подчеркнуть, что нарушения поведения отмечаются не у всех детей с ДЦП; у детей с сохранным интеллектом - реже, чем у умственно отсталых, а у спастиков - реже, чем у детей с атетоидными гиперкинезами. У детей с ДЦП отмечаются нарушения личностного развития. Клиническая картина патологического формирования личности при ДЦП более сложна, чем при чисто ситуационно обусловленном развитии личности, так как вторичные расстройства поведения возникают на фоне органических изменений. Нарушения формирования личности при ДЦП связаны с действием многих факторов (биологических, психологических, социальных). В формировании личности при выраженной физической неполноценности играет роль сложный комплекс психогенных факторов, включающий психическую травматизацию в связи с чувством неполноценности, депривацию (сенсорную, социальную, эмоциональную), условия неправильного воспитания и неблагоприятной микросоциальной обстановки. К психотравмирующим обстоятельствам, влияющим на развивающуюся личность ребенка, относятся следующие:
1) переживание недоброжелательного отношения сверстников, положения отвергнутого или ситуации " мишень для насмешек", чрезмерного внимания окружающих; 2) условия социальной депривации в связи с изменением межличностных отношений в детском коллективе и ограничением контактов, а также явлениями госпитализма, так как большинство больных находятся в больницах и санаториях длительный период; 3) условия эмоциональной депривации из-за разлуки с матерью или ввиду неполной семьи, так как в 25% случаев отцы оставляют семьи; 4) психическая травматизация, связанная с лечебными процедурами (гипсованием, операциями), после которых у некоторых детей возникают реактивные состояния (по терминологии зарубежных авторов - фрустрация, крах надежд, потеря перспективы), поскольку они надеются на непосредственный результат, быстрое излечение, тогда как им предстоят длительное лечение, выработка нового двигательного стереотипа; 5) затруднения в процессе обучения в связи с параличами, гиперкинезами и пространственными нарушениями; 6) условия сенсорной депривации из-за дефекта слуха, зрения. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. У детей отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. В значительной мере патологическому развитию личности способствует неправильное воспитание ребенка. Преобладающим типом воспитания таких детей является гиперопека, или гиперпротекция, с чрезмерным вниманием к больному ребенку, стремлением выполнить все его желания, подменить его деятельность собственной, оградить ребенка от насмешек сверстников, предупредить чувство зависти, обиды. Подобное воспитание предрасполагает к формированию черт социальной и эмоциональной незрелости (инфантилизованный тип). Такой ребенок избалован, малоинициативен, у него появляются эгоцентрические установки. При столкновении с трудностями он теряется, не может отстоять свои права. В коллективе сверстников эти дети оказываются несостоятельными, не умеют соотносить свои желания с интересами коллектива, предложения воспитателей выполнить доступные навыки самообслуживания вызывают у них раздражение, чувство оскорбления. Реже наблюдается неправильное воспитание по типу гипоопеки или гипопротекции, с недостаточным вниманием к ребенку вследствие отрицательного отношения к нему в семье. Крайним вариантом такого воспитания являются эмоциональное отвержение, безнадзорность, которая иногда сочетается с неблагоприятными, асоциальными условиями, алкоголизмом родителей. Частичная эмоциональная депривация может быть обусловлена условиями неполной или " деформированной" семьи (наличие отчима). Недостаток эмоционального общения с матерью возникает и при частой госпитализации ребенка на длительный срок из-за необходимости регулярного лечения. Одним из специфических неблагоприятных факторов для детей являются длительное пребывание в условиях частичной изоляции, невозможность полноценно передвигаться, общаться со сверстниками, участвовать в их играх. Положение еще более усугубляется за счет нарушений речи, ограничивающих нормальную коммуникацию. Все это приводит, с одной стороны, к задержке психического развития, познавательного и сенсорного опыта, с другой - к формированию тормозимости и аутистических тенденций и, наконец, к ранней десоциализации.
Достаточное интеллектуальное развитие у этих больных часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью. При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражены состояния с чувством неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации. По данным Э. С. Калижнюк, отмечается некоторая корреляция между формой ДЦП и эмоциональными и характерологическими особенностями больных: дети со спастической диплегией склонны к страхам, робки, пассивны, с трудом устанавливают контакт с окружающими, глубоко переживают физический дефект; дети с гиперкинетической формой более активны, эмоциональны, общительны, чаще недостаточно критичны к своему заболеванию, переоценивают свои возможности.
Отдельные зарубежные исследователи для решения проблемы личности детей с ДЦП используют концепцию В. Юнга об экстравертированных и интровертированных личностях. Детям со спастической диплегией более свойственны интровертированные черты характера: они пугливы, любят проявления к ним внимания, которое гарантирует их безопасность. Для детей с гиперкинезами обычно свойственны экстравертированные черты: они общительны, дружелюбны, любят проявления внимания, но вместе с тем легко возбудимы, вспыльчивы. ДЦП является своеобразной моделью, иллюстрирующей взаимоотношение биологических и социальных факторов в генезе психогенного патологического формирования личности на измененной " почве", к которой относят своеобразную резидуально-органическую недостаточность, тесно связанную с локализацией и распространенностью поражения головного мозга, дисгармонически протекающие возрастные критические периоды, акцентуацию характера, соматическую ослабленность.
Детский церебральный паралич представляет собой заболевание, при котором на грубую органическую патологию (неврологическую - параличи, гиперкинезы и т. д., психопатологическую - интеллектуальная недостаточность и другие резидуально-органические расстройства) неизбежно наслаиваются воздействия социальных факторов, обусловленные инвалидизацией детей. Ведущая роль в психогенезе патологического развития личности принадлежит реакции на осознание и переживание дефекта, изоляции от общества сверстников, а также особому отношению окружающих к неполноценному ребенку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|