Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объекты конституционно-правового регулирования и институциональная структура системы конституционного права.




С помощью текста конституций изучаемых стран определите, какие основные типы общественных отношений являются объектом конституционно-правового регулирования в каждой из них, и какие институты конституционного права выполняют функцию регулирования этих общественных отношений.

 

Следует учесть, что объектом конституционного права являются важнейшие общественные отношения, формирующие основу социального и государственного строя в конкретной стране (например, политический процесс, устройство государства, экономическая система, культурные отношения, социальная стратификация общества и т.п.). Если определенный тип общественных отношений представлен в изучаемой конституции минимально, то целесообразно формулировать его обобщенно (например, «культурные отношения»), если же он представлен в конституции широко, то желательно выделить несколько типов общественных отношений в данной сфере, подлежащих регулированию (например, «культурное наследие», «религиозно-конфессиональные отношения», «наука и образование», «досуг и творчество»).

Институтом конституционного права является группа норм, регулирующих однотипные и взаимосвязанные правоотношения в определенной сфере общественных отношений (напр., институт президентства, институт местного управления, институт федерализма, институт гражданства, институт собственности, институт разделения властей, институт представительной демократии, институт правового государства, институт социального государства и т.п.). В роли института сможет выступать и конституционно-правовой статус определенного субъекта (конституционно-правовой статус личности, конституционно-правовой статус Церкви, конституционно-правовой статус СМИ и т.п.).

Ответ на 1 вопрос необходимо отразить в таблице (образец таблицы приведен ниже, при выполнении работы количество строк можно регулировать функциями «Вставить строку» и «Удалить строку», при этом курсор должен находиться в той ячейке таблицы, которую Вы хотите удалить или к которой Вы хотите добавить новую строку).

В 1 стлб. таблицы указываются названия стран.

Во 2 стлб. указываются типы (сферы) общественных отношений, которые являются объектом конституционного регулирования в данной стране (для каждой из двух стран количество строк во 2 стлб. может оказаться разным).

В 3 стлб. для каждого типа общественных отношений указываются соответствующие институты конституционного права в данной стране (количество строк в 3 стлб. будет, скорее всего, разным для каждой из указанных сфер общественных отношений). В целом, не нужно стремится привести как можно больше примеров институтов – главное, чтобы для каждого типа общественных отношений, указанного в таблице, были приведены важнейшие, системообразующие институты конституционного права.

 

Вид таблицы:

 

  Типы (сферы) общественных отношений Институты конституционного права
страна 1 1. 1.
2.
3.
4.
5.
2. 1.
2.
3.
4.
3. 1.
2.
3.
4.
5.
4. 1.
2.
3.
4.
страна 2 1. 1.
2.
3.
4.
2. 1.
2.
3.
4.
5.
3. 1.
2.
3.
4.
4. 1.
2.
3.
4.
5.

Нормы конституционного права

С помощью текста конституций приведите примеры конституционных норм, входящих в состав каждого из выявленных институтов конституционного права. Обязательные требования:

– примеры приводятся отдельно для каждой из двух страны;

– необходимо привести 1-2 примера норм для каждого из институтов права, указанных в табл. 1;

– каждая норма приводится полностью с указанием номера статьи / раздела конституции, в которых эта норма содержится).

Структурная специфика систем конституционного права

3.1. Какие институты конституционного права можно считать приоритетными для изучаемых стран?

3.2 Какие методы конституционно-правового регулирования преимущественно используются в рамках этих институтов права в каждой из изучаемых?

3.3. Какие типы норм преобладают в рамках этих институтов?

Ответы на эти вопросы должны носить оценочный характер – необходимо сформулировать свое мнение (свое впечатление) о структурных особенностях конституционных систем изучаемых систем (то есть «приоритетность» норм, «преимущественное использование» тех ил иных методов регулирования, «степень распространения» типов норм выявляются по итогам анализа текста конституций на предыдущих этапах выполнения задания, а не изучения дополнительной литературы). Но при этом очень важно продемонстрировать свое знание теоретического материала по типологии методов и норм конституционного права (типологию можно вспомнить с помощью учебного файла «3.0 Система конституционного права»). Содержание пункта 3.1 понадобится для итоговых выводов.

Конституционно-правовой статус личности

4.1. Какую роль в составе конституционно-правовых систем изучаемых стран играет институт конституционных прав человека и гражданина? В чем заключается его специфика в каждой из этих двух стран? Прослеживаются ли общие черты?

4.2. С какими другими институтами конституционного права в наибольшей степени связан институт прав человека и гражданина в этих двух странах?

 

В рамках этих двух вопросов необходимо сформулировать свое мнение о значимости и специфике конституционно-правового статуса личности в изучаемых странах. Причем, в отличие от предыдущего пункта помимо нормативного материала конституций вполне можно использовать дополнительные источники информации, т.к. в регулировании прав человека и гражданина большое значение имеют доктринальные установки, нормы международного права, судебная практика, органическое законодательство. И соотношение этих факторов в разных странах существенно варьируется (особенно важно использовать дополнительные материалы для изучения конституционной системы Саудовской Аравии, где правовой статус личности определяется системой шариата, а не Основными низамами). Дополнительные материалы предлагается подобрать с помощью электронной библиотеки – в первую очередь ознакомиться с учебным файлом «15.0 Конституционный статус личности», а затем с тематическими материалами по странам:

по США – файлы № 26.9, а также 26.18, 26.19, 26.5.

по ФРГ – файлы № 28. 17, а также 28.9, 28.5 + файл 17.2 о Хартии основных прав Европейского Союза.

по Франции – файлы 29.17, а также 29.2., 29.3 + файл 17.2 о Хартии основных прав Европейского Союза.

по КНР – файлы № 30.8, 30.9, а так же 30.14, 30.16.

по Ирану – файлы № 31.6, а так же31.7, 31.3.

по Саудовской Аравии – файлы № 32.4, 32.5, 32.6, а также16.0, 16.1, 16.8, 16.9 (шариат).

Итоговые выводы

5.1. Какие цели конституционно-правого регулирования являются общими для обеих стран, а какие можно считать специфическими для каждой из них?

5.2 Какие доктринальные установки ипринципы характерны для обеих стран, а какие – можно считать специфическими для каждой из них??

5.3. К какой модели конституционализма (либеральной, этатистской, либерально-этатистской) относятся изученные страны?

 

Для формулировки итоговых выводов необходимо опираться на результаты предыдущих этапов работы (особенно по пунктам 3.1., 4.1.) и, при необходимости, использовать материалы из состава электронной библиотеки.

Следует учесть, что цели конституционно-правового регулирования – это не отдельные характеристики самой конституционной системы, а стратегия воздействия на общество инструментами конституционного права. Поэтому цели нужно формулировать таким образом, чтобы показать, какие особенности общественных отношений в данной стране призвана закрепить или провозгласить Конституция, развитие каких сфер общественных отношений гарантирует Конституция, какие ставятся задачи по изменению общества, что подлежит защите как основа общественного строя и т.п. (само по себе наличие президентской власти, или системы правосудия, или парламента не является целью конституционно-правого регулирования, как целью завтрака не является яичница или чашка кофе!).

Доктрина конституционного права – это, прежде всего, политико-правовая идеология конституционной системы, совокупность общественных идеалов и ценностей, которые имеют приоритетное значения для конституционного регулирования. Кроме того, характеризуя доктрину важно сформулировать принципы конституционного права закрепленные в изучаемых конституциях (в соответствии с общепринятой классификацией – универсальные, особенные, единичные).

Модель конституционализма – это особый доктринальный подход к определению целей и методов конституционного строительства. Каждая из таких моделей (либеральная, этатистская, либерально-этатистская) предполагает особый подход к закреплению основ общественного строя, институционализации государства, регулирования правового статуса личности. В качестве ответа нужно не только определить, к какой модели конституционализма относится каждая из двух изучаемых конституционных систем, но и аргументировать свой ответ (т.е. указать какие именно черты соответствующей модели конституционализма прослеживаются в конституционной системе данной страны, ее доктринальной основе и институциональной структуре).

Материал о целях и принципах конституционного права, моделях и доктринальных установках конституционализма рекомендуется повторить с помощью конспектов лекций, а также файлов 2.0, 3.0, 8.0, 9.0, 10.0. Так же могут помочь материалы по правовым семьям (файлы с нумераций 11,12,13).

 

Рейтинговая оценка составляет от 5 до 15 баллов:

 

Все пять пунктов задания выполнены в соответствии с предложенным форматом; проведен корректный анализ нормативного материала при незначительном количестве допущенных ошибок; прослеживается поверхностное знакомство автора с теоретическим материалом дисциплины; промежуточные и итоговые выводы носят формальный или несамостоятельный характер, допущены ошибки в трактовке целей и доктрины изучаемых конституционных систем. 5-7 балла
Все пять пунктов задания выполнены в соответствии с предложенным форматом; проведен корректный анализ нормативного материала при незначительном количестве допущенных неточностей; проблемно-аналитический компонент работы показывает освоенность теоретического материала дисциплины на базовом уровне; в промежуточных и итоговых выводах отсутствуют явные ошибки, но прослеживаются затруднения с комплексным анализом конституционных систем. 8-12 балла
Все пять пунктов задания выполнены в соответствии с предложенным форматом; проведен корректный анализ нормативного материала; проблемно-аналитический компонент работы показывает освоенность теоретического материала дисциплины на продвинутом уровне; промежуточные и итоговые выводы основаны на комплексном анализе конституционных систем, автор продемонстрировал широкую эрудицию в вопросах конституционного развития зарубежных стран. 13-15 баллов

Рубежный контроль № 2

Контрольное тестирование

(от 6 до 25 баллов)

 

В ходе тестирования проверяется уровень освоения учебного материала по темам № 1-18 из программы курса.

Для подготовки необходимо использовать материалы лекций и учебные тексты, размещенные в электронной библиотеке в папке «Учебные материалы» в файлах с нумераций 1.0, 2.0, 3.0, 4.0 и т.д. вплоть до 18.0.

 

1. Методологические проблемы науки конституционного права зарубежных стран файл 1.0
2. Конституционализм, конституционное право, конституция: соотношение понятий и основы системного анализа. файл 2.0
3. Система конституционного права: понятие и типология источников, норм, институтов конституционного права, принципов и методов конституционно-правового регулирования. файл 3.0
4. Нормативно-правовые и квазиправовые акты как источники конституционного права зарубежных стран. файл 4.0
5. Судебные прецеденты, правовые обычаи, доктринальные источники как источники конституционного права зарубежных стран. файл 5.0
6. Международно-правовые нормы и право межгосударственных объединений как источники конституционного права зарубежных стран. файл 6.0
7. Проблема легитимации конституционного строя и система гарантий конституционного правопорядка. 8. Особенности социального содержания конституций либеральной модели. Либеральный конституционализм в современном мире. 9. Особенности социального содержания конституций этатистской модели. Этатистский конституционализм в современном мире. 10. Особенности социального содержания конституций либерально-этатистской модели. Современные тенденции и противоречия в развитии институтов социального и правового государства. 11. Особенности конституционного правопорядка в странах, принадлежащих к романо-германской и англо-саксонской правовым семьям. 12. Особенности конституционного правопорядка в странах исламской правовой семьи. 13. Особенности конституционного правопорядка в странах дальневосточной правовой семьи. 14. Особенности конституционного правопорядка в странах, принадлежащих к правовым семьям смешанного характера. 15. Конституционно-правовой статус личности в системах договорного и органического правопонимания. Проблемы взаимоотношений личности, общества и государства в современном конституционном праве. 16. Исламская модель конституционно-правового статуса личности. Права и обязанности человека в религиозно-правовой доктрине ислама и системе шариата. 17. Формально-юридические аспекты конституционного регулирования прав человека и гражданина. файл 7.0 файл 8.0 файл 9.0 файл 10.0 файл 11.0 файл 12.0 файл 13.0 файл 14.0 файл 15.0 файл 16.0 файл 17.0
18. Конституирующие элементы общественного строя. Понятие суверенитета. Система партиципации. файл 18.0

 

Студентам разрешается и рекомендуется подготовить индивидуальную шпаргалку – она может включать любую информацию, но при условии, что будет представлять собой рукописный текст объемом не более 1 страницылиста бумаги А4. (то есть не один лист с обеих сторон, а именно одна страница!!). Подписанная шпаргалка сдается на проверку вместе с тестом. Составители трех самых лучших шпаргалок получат рейтинговый бонус (3 балла, 2 балла, 1 балл).Никакими иными материалами в ходе тестирования, в т.ч. электронными устройствами, пользоваться не разрешается.

Тесты построены по трехуровневой схеме: первый уровень образуют «закрытые» тесты, предполагающие выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных, тесты второго уровня ориентированы на различные аналитические действия (поиск ошибки, дополнение высказывания, сравнение, структурирование информации), третий уровень образуют «открытые» тесты, предполагающее развернутый письменный ответ. Типология тестов и их примеры приведены в дополнительном учебном задании № 2 (в составе дополнительной части рейтинговой системы).

 

Рейтинговая оценка (от 6 до 25 баллов) учитывает количество ответов на 20 тестовых вопросов и заданий, приведенных в каждом из вариантов (1 балл за правильный ответ, что дает в сумме до 20 баллов; при этом 6 баллов, то есть 6 правильных ответов – это минимально необходимый уровень для получения оценки; если студент ответил правильно менее чем на 6 вопросов, но среди них «открытые» вопросы уровней В и С, то возможно получение «поощрительной» оценки менее 6 баллов; также возможен бонус до 5 баллов за полные и оригинальные ответы на «открытые» вопросы уровня С).

 

 

Рейтинговая оценка

 

правильные ответы менее чем на 6 вопросов, включая «открытые» тесты 1- 5 баллов
правильные ответы на 6-20 вопросов 6-20 баллов
правильные ответы на 6-20 вопросов + полные и оригинальные ответы на «открытые» проблемные вопросы и творческие задания уровня С 6-25 баллов
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...