Основ общественного строя и организации государственной власти»
[содержание тем № 18-25 в составе программы курса] (рейтинговая оценка от 1 до 4 баллов)
Задание заключается в разработке комплекта тестов по содержанию тем № 18-25 из программы курса
Тема 18. Конституирующие элементы общественного строя. Понятие «основы общественного строя». Соотношение нравственных, религиозных и правовых норм в системе регулирования общественных отношений. Роль конституционного права в закреплении основ общественного строя. Конституирующие элементы общественного строя: территория и население (народ, нация). Понятия «народный суверенитет», «национальный суверенитет», «государственный суверенитет» в доктрине конституционного права. Народное волеизъявление как основа конституционного процесса. Конституционно-правовые институты, формирующие систему партиципации (участия). Основные типы избирательных систем. Задачи цензового регулирования избирательного права в либеральной, этатистской и либерально-этатистской конституционных моделях. Конституционно-правовые функции референдумов. Роль института местного самоуправления в системе партиципации. Тема 19. Социокультурные и экономические общественные отношения как объект конституционно-правового регулирования в современных зарубежных странах. Типология общественных отношений и проблема определения их роли в конституционном моделировании основ общественного строя. Социокультурные отношения как основа социализации личности в современном обществе. Конституционно-правовой статус коллективных субъектов социальных отношений (нация, этнические, языковые, религиозно-конфессиональные, поколенные и гендерные группы, семья). «Конституционная экономика» как новое научное направление. Опыт конституционно-правового регулирования экономических отношений в современных зарубежных странах.
Тема 20. Типология политических отношений и проблемы их конституционно-правового регулирования. Понятие «политическая система». Типология политических отношений. Роль конституционно-правового регулирования в политической социализации личности. «Группы интересов» и проблемы конституционно-правового регулирования их политической активности. Политические партии и общественно-политические объединения как субъект конституционно-правовых отношений. Типология партий и партийных систем. Специфика задач и методов правового регулирования деятельности политических партий в рамках основных моделей конституционализма. Электоральный процесс. Особенности современных электоральных процессов. Феномен протестного движения. Конституционно-правовые основы политической коммуникации. Особенности конституционно-правового статуса СМИ в современных зарубежных странах. Тема 21. Конституционно-правовой институт формы государства. Поликратическая, монократическая и сегментарная формы государства. Основные конституционные характеристики государственного строя. Роль государства как ведущего политического института конституционной системы. Основные конституционные характеристики государственного строя (демократическое, правовое, социальное, светское государство), особенности их закрепления в условиях различных моделей конституционализма. Понятие «форма государства»: классическая и современная трактовки. Роль правового института формы государства в формировании современной модели конституционализма. Поликратическая, монократическая и сегментарная формы государства (особенности способов формирования государственных органов и осуществления их взаимоотношений, построения территориальной структуры государства, методов государственного регулирования общественных отношений, системы партиципации и политической активности граждан).
Тема 22. Политический режим как конституционно-правовой институт. Проблема типологии политических режимов. Понятие «политический режим». Проблема типологии политических режимов (специфика политологического и конституционно-правового подходов). Либерально-демократическая модель политического режима, ее историческая эволюция и современные особенности. Особенности конституционного закрепления принципов представительной демократии и разделения властей в странах либеральной и либерально-этатистской конституционных моделей. Проблема кризиса политической демократии на рубеже XX–XXI вв. Конституционно-правовой институт политического режима в условиях этатистской модели конституционализма. «Авторитарный синдром». Авторитарные политические режимы современного типа, их типология. Тоталитарные политические режимы. Проблема определения исторической и правовой сущности тоталитаризма. Институциональные особенности этократических и партократических режимов. Тема 23. Форма правления как конституционно-правовой институт. Специфика конституционно-правового статуса главы государства, системы парламентаризма, организации исполнительной власти. Форма правления как институт конституционного права. Классификация республиканской и монархической форм правления. Соотношение форм правления и основных моделей конституционализма. Глава государства как конституционный орган и высшее должностное лицо государства. Специфика конституционно-правового статуса главы государства в условиях различных форм правления и политических режимов. Система парламентаризма как институт конституционного права зарубежных стран. Законодательный процесс. Конституционно-правовое регулирование исполнительной власти в современных зарубежных странах. Соотношение полномочий высших органов законодательной и исполнительной власти в условиях различных форм правления, политических режимов, моделей конституционализма. Тема 24. Политико-территориальная организация публичной власти как институт конституционного права.
Политико-территориальная организация публичной власти как институт конституционного права. Специфика задач конституционно-правового регулирования при формировании «сложных» и «простых» форм политико-территориального устройства. Особенности конституционно-правового регулирования унитарной государственности. Регионализм как институт конституционного права. Автономия и ее конституционно-правовые функции. Основные типы автономий. Основные типы федеративного устройства. Конфедерации, унии и империи как сложные формы государственного политико-территориального устройства. Дискуссия о возрождении имперского принципа в современном мире. Проблема определения статуса политико-территориального устройства межгосударственных интеграционных объединений. Тема 25. Конституционно-правовой институт судебной власти. Влияние доктринальных особенностей моделей конституционализма и традиций ведущих правовых семей на систему правосудья. Модели конституционного правосудия. Понятие судебной власти. Виды судебных органов и конституционные принципы осуществления судебной власти. Роль судебной власти в условиях либеральной, этатистской и либерально-этатистской конституционных моделей. Специфика конституционно-правового института судебной власти в странах, принадлежащих к романо-германской, англо-саксонской и исламской правовым семьям. Соотношение понятий «конституционное правосудие» и «конституционный контроль». Доктринальное обоснование системы конституционного правосудия и типология моделей конституционного правосудия (контроля). Организация и функции органов конституционного правосудия (контроля).
Перед выполнением задания необходимо познакомиться с соответствующим текстом программы курса, определить те содержательные компоненты, на основе которых можно построить тестовые задания. Далее необходимо изучить учебные тексты по данным темам (файлы с нумерацией 18.0, 19,0, 20.0, 21.0, 22.0, 23.0, 24.0, 25.0 в папке «Учебные материалы») и разрабатывать тесты именно на основе этих материалов.
При разработке тестов следует учесть обязательные правила: – в содержательной основе тестов должны быть сбалансировано представлены все восемь тем из состава программы; – подготовленные тестовые задания должны быть построены по уровневому принципу и включать все десять типов тестов, которые указаны в приведенных ниже примерах; – общее количество разработанных тестов должно составить не менее 20 вопросов; – во всех тестовых заданиях должны быть указаны или сформулированы правильные и полные ответы (в том числе, в «открытых» тестах уровня С, предполагающих написание собственного развернутого ответа). Типология тестовых заданий:
1. Выбор утвердительного или отрицательного ответа на поставленный вопрос: Пример. Является ли конституционное право ведущей отраслью англо-саксонского права? А) Да. Б) Нет.
2. Выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов. Пример. Для какой модели конституционно-правового статуса личности характерна следующая формула: «Право – это то, что полезно народу»? А) Традиционной. Б) Исламской. В) Либеральной. Г) Этатистской.
3. Выбор наилучшего варианта ответа из нескольких предложенных вариантов. Пример. Выберите наиболее точный ответ: Реализация принципа разделения властей в британской государственной системе обеспечивается: А) Разделением законодательной и исполнительной власти Б) Независимостью судебной власти В) Наличием двух палат в парламенте. Г) Наличием двухпартийной модели
4. Выбор неопределенного количества правильных ответов из нескольких предложенных вариантов. Пример. К категории универсальных конституционных принципов относятся: А) Принцип народного суверенитета. Б) Принцип социального государства. В) Принцип правового государства Г) Принцип формализации права. Д) Принцип институциональной демократии.
5. Структурированное задание, направленное на идентификацию или соотнесение информации. Пример. Укажите в таблице, какие из характеристик конституционного строя присущи указанным государствам.
6. Задание дополнить или закончить определенную фразу (определение, суждение и т.п.) Пример. Закончите фразу: «Прямая демократия – это форма народовластия, основанная на …»
7. Задание найти в определенной фразе (определении, суждении и т.п.) ошибки и предложить исправленный вариант. Пример. Найдите ошибки в приведенном определении и сформулируйте исправленный вариант: «Принцип субсидиарности характеризует правотворческую практику в системе права Европейского Союза и предполагает жесткое разграничение компетенции руководящих органов Европейского Союза и национальных правительств».
8. Задание сформулировать определенный тезис или определение, указать признаки того или иного явления, процесса и т.п. Пример. Укажите признаки социального государства (задание выполняется в форме перечня).
9. Ответить на предложенное задание с последующим комментарием (обоснованием) своего выбора. Пример. Какое из приведенных определений КПЗС можно признать наиболее универсальным, отражающим сущность конституционализма и поэтому подходящим для характеристики конституционного строя в странах, принадлежащих к самым разным конституционным моделям и правовым семьям? Прокомментируйте свой выбор. А) Конституционное право – это разновидность государственного права. Б) Конституционное право – это основная отрасль, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления, форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему. В) Конституционное право – это отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в политической системе общества и определяющие характер властного регулирования общественной жизни. Г) Конституционное право – это система правовых норм, принципов и методов правового регулирования, обеспечивающих закрепление универсальных категорий правосубъектности и институционализацию общественного строя в конкретной стране. Д) Конституционное право – это совокупность правовых принципов и норм, охраняющих естественные права и свободы человека и учреждающих с этой целью определенную систему государственной власти.
10. Задание, предполагающее развернутый письменный ответ. Пример. Сравните институт правового государства в либеральной и либерально-этатистской конституционных моделях. Какие их особенности являются общими, а какие проявляются только в рамках той или иной модели? Общие требования к письменным заданиям см. в начале IV раздела ридера (стр. 13)!!!!!
Рейтинговая оценка составляет от 1 до 4 баллов:
Задание 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|