Система работы по развитию устной и письменной речи учащихся на уроках литературы. Возможности диагностики речевого развития.
⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24 Устная и письменная речь находится в тесной взаимосвязи, поэтому и методика их развития на занятиях по литературе имеет много общего. Говорение возникает на основе общения с определенным собеседником или определенной аудиторией. Формы письменной речи – монологическая. Виды работы по развитию письменной речи: 1. основные (сочинение, изложение), 2. вспомогательные (фразеологические, составление планов, озаглавливание частей текста, письменные ответы на вопросы, воспроизведение выученных наизусть отрывков, выписывание цитат, составление тезисов, конспектов, отрывков, рецензий). Сжатое излож-е требует умения отбирать самое важное. Сочинение показывает насколько учащиеся овладели умением излагать освоенный материал. Занимает главное место в системе письменных работ. Сочинение-миниатюра по опорным словам Диагностика: 1)После каждой письменной работы проводить уроки работы над ошибками, уроки совершенствования содержания и языкового оформления сочинений (изложений); 2) проводить для учащихся дополнительные занятия и индивидуальные консультации по вопросам написания сочинений (изложений); Формы устной речи – диалогическая, монологическая Литература как учебный предмет создает условия для овладения приемами исследовательского труда, поисковой работы, связанной с умениями самостоятельно решить сложные проблемы с критико-оценочной деятельностью на материале изученного произведения. Школьников учат готовить устные выступления и письменные работы различных типов и жанров. В таком труде развиваются творческие способности. Приемы работы по развитию устной речи учащихся: 1. «пятиминутка», работа над словом (речевые упражнения, способствующие предупреждению и устранению лексических ошибок в связи с предстоящим анализом произведения), 2 пересказ художественного текста (подробный, художественный, с элементами анализа…), 3. озаглавливание фрагментов текста, 4. составление планов (простой, сложный, цитатный), 5. комментирование художественного текста, 6. выразительное чтение, 7. заучивание наизусть, 8. устное словесное рисование, 9. развернутые ответы на вопросы, 10. подготовка устных сообщений (доклады, тезисы, по анализу текста), 11. самостоятельное, повторное чтение литературного текста в целях более глубокого восприятия, 12. инсценирование, 13. заочная экскурсия, 14. интерпретация текста (читательская, литературоведческая), 15. в 5-7 классах скороговорки, 16. Диагностика: 1) защита проектов по литературе, 2) проведение пятиминуток
Расширять словарь школьника принято по разным тематическим кругам: процессы движения (предмета, человека, животного); оттенки звуков, красок, форм и очертаний внешнего мира и восприятия его человеком; психическое состояние человека, его качества (моральные критерии, переживания, движения ума и сердца и т. д.). В старших классах речь учеников должна обогащаться и за счет терминов, оборотов книжной речи и слов иностранного происхождения. Словарная работа на уроке литературы полезна в той мере, в какой она опирается на материал литературного произведения и помогает раскрыть его. Чтобы свободно владеть устной речью, необходимо не только находить слова, но и уметь связывать их друг с другом. В 5-6 классах учитель привлекает внимание учащихся к пословицам, поговоркам, учит ребят понимать их переносный смысл и заботиться о том, чтобы они вошли в речевую практику ученика. В 7-8 классах ученики уже наблюдают идейно-художественную функцию пословиц, поговорок и «крылатых слов» в произведении. В 9-11 классах анализ афоризмов того или иного автора позволяет поставить вопрос о мировосприятии самого писателя.
План урока по рассказу Платонова «Корова» (6 класс). 2 второй урок по Платонову! Цель урока: чему учит нас Платонов? Задачи: обучающая: - провести анализ рассказа Платонова «Корова»; - сформировать у учащихся представления о литературном герое – животном; подвести к выводу о том, что самое страшное горе для любой матери – потеря своего ребёнка, и не важно, кто это – человек или животное развивающая: - развитие умения характеризовать героев литературного произведения на основе поступков, действий - развить навыки умения анализировать, находить главное, делать выводы; - развивать эмоционально-образного мышления; - развивать навыки выразительного чтения, умения подбирать материал, пользуясь текстом; умения находить художественные средства в тексте; воспитывающая: - воспитывать бережное отношение к близким, ко всему окружающему; показать учащимся, что чувство материнства присуще не только людям, но и животным; - подвести учащихся через чувственное восприятие к осознанию необходимости духовного самовоспитания; воспитание бережного отношения к близким. Тип урока: комбинированный урок. Методические приемы: слово учителя, аналитическая беседа – диспут, чтение эпизодов вслух, представление иллюстраций, опрос учащихся. Ход урока Организационный момент Разговор с учащимися о роли матери в жизни каждого человека. Этап проверки домашнего задания Вы познакомились с рассказом А. Платонова «Корова». 1) Беседа по впечатлению от рассказа: - Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? - Какие чувства затронул? - О чём заставил задуматься? 2) Беседа по содержанию рассказа: Сейчас мы с вами сыграем в игру она называется «Верно-Неверно». Я буду говорить утверждение, а вы будите отвечать верно, оно или нет. Главного героя зовут Игорь? Отец уехал к ветеринару на станцию? Вася помогает машинисту? Корову зовут Бурка? Корова потеряла сына? Корова заблудилась? Этап усвоения новых знаний - Рассказ называется «Корова», а о ней ли идёт речь? - Какое впечатление произвел на вас Вася Рубцов? - Каково отношение Васи Рубцова к окружающему миру? - Как относится к корове герой рассказа?
- Так почему же рассказ назван «Корова»? - Почему у коровы нет имени? - А как относились к животному отец и мать Васи? - Почему корова перестала работать? - Как погибла корова? Зачитайте этот эпизод + пересказ - Как вы думаете, почему это случилось? - Как переживают смерть коровы члены семьи? - Почему машинист добавляет денег на покупку коровы? - Как переживает гибель коровы Вася? - Какой урок преподала корова Васе? - Какова идея рассказа? (путь анализа произведения – вслед за автором!) Этап закрепления новых знаний Ребята, давайте изобразим «душу» коровы (разделим лист на две части с одной стороны изобразим яркими цветами, когда у нее был теленок, а с другой стороны, что стало с ней когда он пропал). Письменная Этап обобщения и подведения итогов урока Слово учителя о творчестве Платонова на основании 2-х рассказов «Корова», «Юшка». Итак, ребята, основная идея Платонова - Любовь к человеку, сострадание ко всему живому на земле. А что же значит любить? Объясните, пожалуйста. Платонов доносит до нас вечные ценности, которые дают возможность человеку в сложном современном мире не потерять себя, своей души. Эти ценности - любовь, милосердие, сострадание. Домашнее задание. Написать мини-сочинение на тему «Что значит для меня мама».
Первым методистами, обозначившими проблему уст. и письм. речи, стали Колокольцев, Голубков, Рыбникова, предложившие систему работы по развитию письменной речи. Ими подготовлена методика подготовки написания сочинений, а также уроки-анализы сочинений и изложений. Озеров Ю.А. «Экзаменационные сочинения на литературную тему», Богданова О.Ю, Ромашова «Экзамен по литературе от выпускного до вступительного»: эти пособия ориентированы на развитие творческого подхода, а также самостоятельности в выборе темы и глубокое знание поэтики изучаемых произведений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|