Способы актуализации знаний школьников в процессе обучения литературе. Диагностика обученности и обучаемости.
Большая роль на уроке отводится этапу актуализации знаний. В организации познавательной деятельности, ориентированной на личность, большое значение имеет первый этап урока − этап актуализации знаний. С позиций общей дидактики, основными задачами этого этапа являются: актуализация субъектного опыта учащихся: опорных знаний и способов действий, необходимых для познания нового; личностных смыслов; ценностных отношений; обеспечение мотивации учения школьников, принятия ими целей урока. Таким образом, этап актуализации знаний должен быть нацелен не только на повторение имеющихся у учащихся знаний и умений, но и на формирование личностных смыслов познания и на их рефлексию, что способствует активизации познавательной деятельности и разворачиванию мотивационных механизмов. Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: • воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий
• активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)
• актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»)
• попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке
• зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
«Чёрный ящик».
«Чёрный ящик» может быть реальным или виртуальным, его появление сопровождается знакомой нам с детства музыкой из любимой передачи «Что? Где? Когда?»
Вопрос: Что в чёрном ящике?
Как связаны этот предмет и тема сегодняшнего урока? В «чёрном ящике» может лежать любой предмет либо макет, так или иначе связанный с темой.
Шкатулка
Возможно использовать шкатулку для направляющих заданий по теме урока.
Например, задание на уроке литературы: «Собери в шкатулку все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем».
Можно собрать в шкатулку всё, что нужно учащемуся для постановки цели и задач урока.
Кто изображён на портрете?
может быть портрет любого учёного, деятеля искусств, исторической личности в зависимости от предметной области урока.
Вопрос: Нужно ли нам узнавать учёного, с чьим именем связана наша жизнь? Для чего?
Например, на уроке Мировой Художественной культуры: «В детстве его называли фарфоровым мальчиком, сегодня с его музыки начинаются самые значимые события в мире, в том числе и открытие олимпиады в Сочи?»
Изображения на экране.
Этот способ помогает определить тему урока через визуальный ряд.
Ассоциации с темой урока.
На экране появляются изображения
Вопрос: какие ассоциации у вас возникают при виде данных предметов? Определяется тема урока.
II Аудиовосприятие
Музыкальный фрагмент
В начале урока Мировой Художественной культуры звучит музыка. Ариозо Ленского из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Учитель задаёт вопрос: Ребята, кто из вас по данному музыкальному фрагменту может определить автора и произведение? Это одно из самых знаменитых ариозо в мировом оперном искусстве. Сегодня в 21 веке это великое произведение узнали в 10 классе 2 человека, тогда как 100 лет назад его узнавали десятилетние гимназисты, услышав несколько нот. Нужно ли нам сегодня знать это? Или наши нравственные приоритеты изменились?
Голос за кадром Басня, песня, притча в зависимости от темы урока
YII Риторический вопрос
YIII. Продолжи фразы
Тема урока… Я почувствовал… Я знаю…. Мне трудно….
IX. Телеграмма
Ученику предлагается: кратко написать, что он знает по определенной теме и пожелания соседу по парте, отправить телеграмму (обменяться).
Написать в телеграмме пожелание себе.
XYII. Вопросы-загадки
Ребусы Шарады Пиктограммы
Диагностика — это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных для имеющихся условий результатов.
Различают диагностику как общий подход и диагностирование как процесс (составную часть) практической педагогической деятельности. Диагностика – это прояснение всех обстоятельств протекания эдукационного процесса, точное определение его результатов. Без диагностики невозможно эффективное управление эдукационным процессом, достижение оптимальных для имеющихся условий результатов. Диагностирование – это практическая процедура, выполняемая педагогом, одна из его постоянных функций. Различают диагностирование обученности и воспитанности, т.е. достигнутых результатов, и обучаемости – общей способности к достижению запроектированных результатов. Диагностирование обученности и воспитанности Обученность и воспитанность (эдукация) рассматривается как достигнутый на момент диагностирования уровень реализации намеченной цели, нашедший свое выражение в характеристиках созданного продукта. Целью эдукационного диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебно-воспитательного процесса в связи с продуктивностью последнего, установление количества и качества полученного продукта. Таким образом, в диагностику вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых, поскольку последняя преимущественно лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов эдукации. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.
Контролирование, оценивание знаний, умений включаются в диагностирование как необходимые составные части. Это очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание стали непременными спутниками школы, сопровождающими ее развитие. Тем не менее но сей день идут жаркие споры о смысле оценивания, его технологии. Как и сотни лет назад, педагоги спорят, что должна показывать оценка: должна ли она быть индикатором качества – категорическим определителем успеваемости обучаемого, – или же, наоборот, должна существовать как показатель преимуществ и недостатков той или иной системы (методики) обучения. Противоречивый характер школьной оценки отмстил еще Я. А. Коменский, обратившись к педагогам с призывом разумно и взвешенно пользоваться своим правом на оценку. Требование объективности контролирования в сочетании с гуманным отношением педагогов к обучаемым пронизывает все дидактические системы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|