Совместим ли капитализм с христианским мировоззрением? 2 глава
Находясь на плоскости, мы можем видеть её, как бесконечное число линий, образующих плоскость, то есть второе измерение состоит как бы из бесконечного количества первых измерений. И, если мы стоим на одной из этих одномерных линий, мы так же стоим и на плоскости, к которой эта линия принадлежит. Так же и куб можно представить, как бесконечное количество плоскостей или двухмерных пространств. Но, располагаясь на линии, мы также входим и в куб.
Где же геометрически будет находиться четвёртое измерение? Вверх - вниз, вперёд - назад, вправо - влево мы не имеем право двигаться при поиске четвёртого измерения, так как нарушим первую, открытую нами закономерность. Значит, четвёртое измерение находится в том же геометрическом пространстве, где мы и живём, не где-то там за солнечной системой, за вселенной, а здесь! Здесь же будут находиться и другие высшие измерения, если они существуют. Не эти ли высшие измерения составляют мир потусторонний?
Наш физический мир состоит, как известно, из материи и энергии, как формы её проявления. Материю мы воспринимаем своими органами чувств непосредственно, в результате соприкосновения с ней, а энергию - в виде излучений определённой частоты и интенсивности. Всё в нашем мире находится в движении: планеты вращаются вокруг своих светил, электроны вокруг атомов, энергия излучается, звук тоже "не стоит на месте" и т.д. Попробуем найти закономерности во всём этом, с первого взгляда, беспорядочном движении. Двадцатый век дал массу открытий в области строения вещества и в исследованиях разнообразных энергий. Выяснилось, что свет, так же как и звук, является волной. Что природа света, тепла, радиоволн, рентгеновского излучения - одна и та же и представляет собой электромагнитную энергию. Основной характеристикой этой энергии является её интенсивность (амплитуда) и периодичность колебаний (частота). Наш глаз воспринимает только узкую часть спектра этих колебаний, разделяя их по частоте на цвета: красный, оранжевый, жёлтый и т.д. Гамма цветов и оттенков определяется частотой, а яркость света его амплитудой. Как известно, из всех цветов человек выделил семь основных. Это: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Разглядывая радугу, мы хорошо видим эти цвета, при этом замечая, однако, что за последним в спектре фиолетовым цветом вроде бы опять начинается красный, а перед красным опять же находится фиолетовый. Непроизвольно возникает ассоциация с музыкальным рядом. Семь основных нот и октавы, как бы повторяющие эти ноты. При поверхностном взгляде вызывает удивление эта жесткая периодичность. Ещё большее удивление вызывает музыкант, безошибочно определяющий на слух, например, ноту "до" первой октавы и ту же ноту "до" во второй октаве. Что даёт ему право утверждать, что это одна и та же нота? Ведь эти ноты имеют разную частоту? Почему выделили именно семь нот, семь цветов, а не восемь? Что общего в музыкальной октаве и световой гамме? Вероятно, музыкальная октава и световая гамма подчинены единому закону, присущему любому колебательному движению, независимо от того, в какой среде оно происходит. Но почему вообще возникают октавы, как музыкальные, так и световые? Ответ прост, как и всё гениальное. Как уже говорилось, любое колебательное движение имеет частоту (количество колебаний в секунду). Если мы выделим только одно колебание и засечём время, за которое оно произошло, то получим, так называемый, период колебания. Именно он и даёт разгадку появления октав! В музыке существует такое понятие, как унисон - совпадение на слух высоты тона двух или более источников звука. Так вот, нота "до" второй октавы отличается от ноты "до" первой тем, что период её колебания ровно в два раза меньше. Это означает, что он как бы ровно два раза накладывается на период колебания ноты "до" первой октавы, не выходит за его пределы и не создаёт при этом диссонирующих призвуков. Поэтому музыкант и определяет её, как ту же ноту "до". Но не только музыкант, оказывается, может узнать ноту...
Проведём эксперимент. Подойдём к пианино или роялю и, например, во второй октаве медленно правой рукой нажмём три клавиши: "до", "ре" и "ми". Нажмём осторожно, чтобы не возник звук. То есть, другими словами, освободим соответствующие струны от демпферов, заглушающих их звучание. Теперь, левой рукой коротко и сильно ударим по ноте "ре" в соседней слева первой октаве. Мы услышим, что звучание продолжается "в правой руке", во второй октаве, хотя клавиша ноты "ре" первой октавы уже отпущена. Попеременно отпуская клавиши в правой руке, мы найдём, что "откликнулась" именно нота "ре" из удерживаемых нами трёх нот второй октавы. Наступило явление резонанса. Таким образом, именно половинное деление периода даёт начало новой октаве и так, очевидно, до бесконечности. Можно смело утверждать, что дай нам Бог слышать или видеть более высокие колебания, мы также слышали и видели бы их в тех же нотах и цветах, но как бы с другим качеством. Ведь все знают, что одну и ту же песню может петь ребёнок с "высоким" голосом и взрослый с "низким".
Почему именно семь нот или цветов? Потому что эти семь выделений наиболее близко отстоят от унисона. Наиболее близка к унисону квинта - пятая ступень октавы, затем терция - третья, кварта - четвёртая и т.д. Для людей с "тонким" слухом семь основных выделений показалось недостаточным для передачи музыкальной мысли, и количество нот в октаве возросло до двенадцати. Можно, конечно, выделить и ещё больше, но, подавляющее большинство людей, этого не оценит, так как уже не сможет на слух различить соседние ноты. Звук, свет, радиоволны мы воспринимаем, как энергию. Но, как известно даже из школьного курса, энергия и материя тесно связаны друг с другом уравнением Эйнштейна гласящим, что энергия прямо пропорциональна массе тела умноженной на квадрат скорости света. Энергия и материя могут, как бы перетекать друг в друга. Например, при аннигиляции вещества (полном распаде) вещество (материя) полностью превращается в энергию.
Известно, что материя может находиться в четырёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном, плазменном (молния). Любое материальное тело можно ввести в эти состояния, воздействуя на него соответствующим образом. Например, нагревая металл можно его сделать жидким, затем газообразным, затем плазменным - излучающим. Охлаждая воздух можно сделать его жидким, а затем твёрдым. Что происходит с веществом при его нагревании? Все мы знаем, что неделимая частица простого вещества, всё ещё сохраняющая свойства этого вещества, называется атомом. Свойства атомов хорошо представлены в периодической таблице Менделеева (заметьте, что и здесь опять присутствует некая "октавность"). В твёрдом веществе атомы крепко сцеплены между собой. Нагревая металл, мы привносим в его объём дополнительную энергию, воздействующую на связи между этими атомами. Атомы начинают колебаться, связи между ними ослабевают, металл становится жидким. При дальнейшем нагреве связи начинают разрушаться, отдельные атомы начинают покидать основную массу, начинается процесс кипения и перехода в газообразное состояние. При ещё большем нагреве начинается процесс разрушения самого атома со спонтанным переходом электронов на другие орбиты и выделением квантов энергии в виде излучения. Дальнейшее привнесение энергии, в виде нагрева, приведёт к разрушению ядра атома на элементарные частицы с полной потерей исходных свойств вещества. То есть, если мы нагревали железо, то железо, как таковое, перестанет существовать. Мы, как бы подошли к концу одной октавы, за которой начнётся качественно другая. Сколько состояний вещества мы могли наблюдать в нашей первой октаве? Явных - четыре: твёрдое, жидкое, газообразное, плазменное (некоторые музыканты утверждают, что любую песню можно сыграть на четырёх основных аккордах). Но если мы внимательней посмотрим на явные состояния вещества, то обнаружим следующее - все явные состояния можно разделить, по крайней мере, ещё на три. Например, железный гвоздь - твёрдое состояние вещества. Гвоздь, находясь в твёрдом состоянии, может быть холодным, нормальной температуры, горячим - так же, как и представитель жидкого состояния - вода. Это же относится и к газу. Например, воздух, которым мы дышим, тоже может быть, и горячим и холодным. Плазма делится на высокотемпературную и низкотемпературную. Если четыре основных состояния умножить на три промежуточных, получим число двенадцать. Ничего не напоминает? Да это та же октава из двенадцати нот. Логично предположить, что после распада вещества, в нашей материальной октаве, начинается другая - "за материальная", более мелкая или "тонкая", если можно так выразиться. Как в музыке следующая октава имеет более высокую частоту, чем предыдущая, так, похоже, происходит и в материи. Какая же октава является первичной? Совершенно очевидно, что последующая. Ведь атом состоит из элементарных частиц, а не наоборот, и когда атома уже нет, элементарные частицы ещё остаются. Именно на каркасе элементарных частиц атом "строит" своё тело. Также очевидно, что энергия, затраченная на разрушение атома ещё недостаточна для того, чтобы разрушить составляющие его элементарные частицы. Из этого факта вытекает закон гласящий, что последующая октава всегда более энергетична, чем предыдущая, то есть существует как бы в области более высоких энергий. Это также подтверждается и на примере звуковых и электромагнитных колебаний. В физике есть закон показывающий, что электромагнитная энергия, так же, как и энергия звукового колебания прямо пропорциональна частоте этого колебания. Чем быстрее совершается колебание, тем большей энергией оно обладает. Таким образом, разрушая атом и переходя к следующей октаве, мы как бы попадаем в область других - более высоких энергий.
Может быть, следующая октава вещества и есть начало того невидимого потустороннего "тонкого" мира? Понятно, что этот новый для нас «тонкий» мир так же материален, как и «грубый» физический. Другими словами, мы перешли в «тонкий» (потусторонний) мир не лишив его материальности! Похоже, что загробный мир также материален, только вот материя, образующая его более «тонкая». Мы сделали лишь один шаг к следующей октаве, но, сколько же подобных октав существует в мироздании? Современная наука пока не в состоянии хоть как-то ответить на этот вопрос и описать их. Но есть учения, которые делают это. Эти учения тесно связаны с религиями и являются идеалистическими. Например, теософия называет эти октавы планами. За всем известным нам материальным планом теософы располагают наиболее плотный из "тонких" планов, которому дали название эфирный, за ним - астральный, далее следует ментальный, потом - каузальный и т.д. Именно в этих "тонких" мирах, по их утверждению, существует душа после смерти человека, а в самом "тонком" и сам Создатель. [197]
Одним из высших измерений может быть и время. Если представить наш мир в виде куба, то время придаёт своеобразную окраску этому кубу, не трогая геометрических размеров. Ведь мир вчерашнего дня был другим по сравнению с миром сегодняшним, хотя и располагался там же. В этом измерении, согласно второй закономерности, наш мир будет представляться нам бесконечным набором миров разных времён. То есть мы сразу будем в состоянии видеть прошлое, настоящее и будущее. Для наглядности представим, что мы идём из города «А» в город «Б». Мы передвигаемся по плоскости двумерного мира, поэтому цели, к которой идём, увидеть не в состоянии. Но вот мы переходим в третье измерение, поднимаясь вверх над плоскостью. Отсюда, с высоты, мы уже видим и город «А», из которого вышли, и город «Б», к которому движемся.
- Тем же процессом, каким мы узнаём о существовании других людей кругом себя, мы можем узнать о высших существах, которыми мы окружены. Мы чувствуем их, но не можем представить их себе. Для того, чтобы реализовать их, необходимо развить наше чувство восприятия. Способность видеть телесными глазами ограниченна трёхмерным миром, но внутреннее зрение не имеет этого ограничения. Мы можем развить в себе силу зрения в высшем пространстве... Этим будет положено основание для восприятия других существ, кроме человека. По отношению к этим высшим существам мы похожи на слепых... Наша задача состоит в том, чтобы уменьшить ограничение нашего восприятия... Для этой цели мы должны, прежде всего, образовать новые понятия. [142]
На всём протяжении существования человечества всегда были люди, утверждающие, что видели мир высший. Однако описание этого мира порою было настолько неуклюжим, что большинству, не видевшему его, было тяжело верить в подобные рассказы, так как в нашем реальном мире ничего похожего не наблюдалось и вообще не существовало понятий способных описать мир невидимый. Замечательной попыткой обрисовать наше отношение к миру высшему даёт Платон в ”Диалоге о пещере”.
- Представь себе, сказал я, людей, живущих в подземной пещере. Предположи, что эти люди с детства прикованы цепями к стене так, что они не могут повернуть головы, и видят только перед собой. Представь себе на стене, над головами прикованных людей, в глубине пещеры огонь и между огнём и узниками дорогу, отделённую не высоким парапетом... Представь себе, что по этой дороге идут люди и несут, подняв над своими головами, различные орудия, человеческие статуи, изображения животных и утварь всякого рода. Некоторые из идущих говорят, другие молчат.- Любопытное сравнение и любопытных узников, приводишь ты, сказал он.- Да, сказал я, но они похожи на нас… как ты думаешь, могут ли они видеть... что-нибудь кроме теней на противоположной стене пещеры? - Как могут они видеть что-нибудь другое, сказал он, если всю жизнь они не могут повернуть головы. - Но что они видят от предметов, которые люди проносят сзади них? Не такие же ли тени?...И если они могут разговаривать друг с другом, то, как ты думаешь, не дадут ли они имена тем вещам, которые видят перед собою? - Конечно, они должны дать им имена. - И, если в противоположной части пещеры есть эхо, то, когда говорит кто-нибудь, из проходящих сзади, не подумают ли узники, что это говорят тени. - Конечно, сказал он. - И они будут думать, Что нет ничего истинного кроме теней, проносимых сзади вещей. - Непременно так и должно быть, ответил он. - И если их освободить от цепей и попытаться избавить от их заблуждений, то, как произойдёт это? Когда одного из них освободят, внезапно заставят встать, поворачивать шею, ходить и смотреть на свет, то это причинит ему боль и страдание, и от непривычного сияния он не будет в состоянии видеть предметов, тени которых он видел раньше. И что ответит он в таком состоянии, если сказать ему, что прежде он видел только призраки, и что теперь, находясь ближе к реальности, лицом к лицу с действительностью, он видит более правильно? Не начнёт ли он сомневаться в том, что видит, и не подумает ли, что то, что он прежде видел, более истинно, чем то, что ему показывают теперь. - Наверное, так, сказал он. - И если его заставить смотреть на самый огонь, то не почувствует ли он боли в глазах и не повернётся ли опять к теням, которые может видеть без боли - и не подумает ли он, что тени в действительности более ясны, чем предметы на которые ему показывают? - Совершенно так, сказал он. - И если его кто-нибудь возьмёт за руку и насильно поведёт по крутому и неровному подъёму на гору, и не остановится до тех пор, пока не выведет его на солнечный свет, то не будет ли узник, пока его будут тащить в гору, одновременно и страдать, и негодовать? И когда он выйдет на свет, и его глаза наполнятся блеском, то будет ли он в состоянии видеть вещи, теперь называемые для него истинными? - Конечно, сначала нет, сказал он. - Да, и я думаю, что ему понадобится время, чтобы начать замечать вещи, находящиеся там наверху. Прежде всего, и легче всего он заметит тени, затем отражения людей и предметов в воде и только после этого сами вещи... И только после всего этого, я думаю, он получит способность замечать и созерцать солнце... он начнёт рассуждать сам с собою относительно солнца; скажет себе, что солнце производит времена года и управляет всеми вещами в видимом мире, и что оно есть некоторым образом причина всех вещей, которые он раньше видел. И когда он вспомнит место, где он раньше жил, и то, что там считалось мудростью, и своих товарищей по заключению, то разве он не почувствует себя счастливым от происшедшей с ним перемены... И если там были какие-нибудь почести и награды для тех, кто лучше замечал проходившие тени и лучше помнил, какая прошла впереди и какая позади, и какие вместе - и по этим наблюдениям был способен предсказать вперёд, что случится - то захочет ли он этих наград? Будет ли завидовать он тем, кто там пользуется почётом и властью? И не предпочтёт ли он лучше страдать и терпеть, что угодно, чем обладать такими мнениями и жить таким образом?.. И подумай дальше, сказал я, Если такой человек опять сойдёт в пещеру и сядет на прежнее место, то не наполнятся ли темнотой его глаза, вследствие того, что он пришёл с солнечного света. И если он теперь должен будет высказывать своё мнение о проходящих тенях и рассуждать о них с людьми, которые были вечно прикованы, то, пока его глаза опять не привыкнут к темноте,(что не сделается скоро) не будет ли он возбуждать смех узников, и не скажут ли они, что, поднявшись так высоко, он вернулся с повреждённым зрением. И если кто-нибудь захочет освободить узников и повести их к свету, то не предадут ли они его смерти, если только будут в состоянии наложить него руки? - Без сомнения так, сказал он, они предадут его смерти. - ...И ты поймёшь, что прибывший оттуда сюда неохотно будет участвовать в человеческих делах, и душа его не захочет расстаться с вещами виденными там наверху... И тебя не будет удивлять, что человек, вернувшийся от божественного созерцания к человеческому злу, будет вести себя неловко и казаться смешным. [143]
Вполне понятно, что если человек отвергает всё «потустороннее», то и чудес для него не существует.
- ч удеса - это нечто сверхъестественное, противоречащее законам природы и, следовательно, здравому смыслу. Такими чудесами полно, например, христианское “ священное писание “: тут и непорочное зачатие сына божия, и воскрешение умершего Лазаря, и хождение по морю, как посуху, и так далее. Естественно возникает вопрос, какие имеются основания для допущения существования чудес? Некоторые религиозные люди говорят, что кто-то где-то видел чудо, ссылаются даже на своих ближайших родственников и знакомых, которые-де не могут солгать. Однако известно, что каждый раз, когда производилась проверка объявляемых некоторыми служителями религиозного культа чудес, обнаруживалось обыкновенное шарлатанство.Таким образом, никто никогда чудес не наблюдал. Почему же мы должны верить в чудеса?.. верить в чудеса - значит верить в то, о чём мы ничего не знаем, и не верить тому, о чём говорит опыт, наука, здравый смысл. Чудеса необходимы религии для доказательства существования сверхъестественного. [ 12 стр. 46]
Физическое тело, состоящее лишь из молекул и атомов, для материалиста творить чудес по определению не может. Если материалист признает чудо, то он будет вынужден признать, что человек это не только физическое тело, но и нечто большее. Что у человека есть то, что зовётся душой. Однако душа, так как её пока невозможно измерить, взвесить и т.п. есть нечто нематериальное, то есть то, чего не может быть никогда.
- Это послужило поводом для распространения в корне неправильных взглядов, согласно которым сознание считается свойством или деятельностью нематериальной субстанции - “души”. Последняя якобы совершенно не зависит от материи, от человеческого тела и может помимо него вести самостоятельное существование. В то время как материальное тело рано или поздно умирает, нематериальная “душа” с её сознанием будто бы остаётся жить “вечно”. Подобные взгляды появились ещё у первобытных людей, объясняющих сновидения или смерть человека тем, что “душа” временно или навсегда покидает тело. Эти фантастические представления не только не были устранены идеалистической философией, но, напротив, теоретически “обосновывались”, закреплялись различными системами этой философии. Каждая идеалистическая система, так или иначе, провозглашала сознание (или “дух”) самостоятельной сверхъестественной сущностью, не только не зависящей от материи, но и - больше того - творящей материю. Не лёгкой эта проблема оказалась и для материалистической философии... Материализм постепенно, шаг за шагом, опираясь на данные естествознания, шёл к правильному, всё более глубокому пониманию сущности сознания как свойства высокоорганизованной материи… [11 стр. 117]
Отрицая наличие души, материалисты вынуждены объяснять проявления субъективного в человеке физическим перемещением электронов, атомов, молекул, составляющих человеческое тело. По их мнению, все наши желания, надежды, переживания есть лишь ответная реакция молекул или каких-либо более мелких частиц на внешние раздражители окружающего нас мира. Но что же заставляет человека сочинять музыку, стихи? И, главное, для чего? Почему атомам, составляющим скалу музыка не нужна, а атомам, составляющим человеческое тело, она вдруг стала необходима? У них ответа нет. Почему человек плачет или смеётся? Почему у атомов, составляющих человека, есть чувство юмора, а у атомов, составляющих животных нет? Зачем высокоорганизованной материи нужна вера в Бога, ведь большинство людей, населяющих землю, всё же верят?.. И почему материалисты-историки верят всем историческим событиям, описанным в древних книгах, но если в них вдруг появляется описание чуда - не верят этому?
Какова же точка зрения идеалистов? Объективные идеалисты утверждают, что человек это не только физическое тело, но и душа и дух, который в это тело “вдохнул” Бог. Душа есть в каждом живом существе, но имеет разную степень развития. У человека она более развита, чем, например, у животного; у животного более развита, чем у насекомого и т.д. Все чудеса творятся не телом, а именно душой и духом. Истинные чудеса не совершаются по заказу, но по велению души. Даже Иисус Христос на просьбы показать чудо (знамение) отвечал:
- род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему... [1 Матф. 12-39]
Именно душа ведает стремлениями, страстями и желаниями человека. Если чудо не может пока зафиксировать прибор, в силу своего несовершенства, или из-за редкости проявления чуда, то это ещё не значит, что оно не существует. Деление мира на материальный и не материальный, с точки зрения логики, только условность. Действительно, если считать, что Бог есть, то так как Он есть, он уже материален! Просто материя, из которой Он “соткан” настолько “тонкая”, что не поддаётся пока никаким исследованиям. Душа и мысль более “грубы”, чем тело Бога, но также пока достаточно “тонки”, для современной науки.
Грубо, человека можно сравнить с компьютером. Компьютерное «железо» эквивалентно физическому телу. Драйверы устройств (посредники между «органами чувств» компьютера и операционной системой) и сама операционная система с её способностью производить сложные расчёты, в чём-то схожи с душой. А вот прикладная программа, заложенная в компьютер извне, уже сродни духу. А теперь пофантазируем. Возьмём компьютер с установленной на нём игрой, например, «Unreal» и сотрём его в порошок, пропустив через наждачный круг. Аккуратно соберём каждую пылинку в мешочек. На первый взгляд, взгляд материалиста, в этом мешочке будут все необходимые компоненты для сборки компьютера. И химический состав, и масса содержимого мешочка будут полностью эквивалентны уничтоженному компьютеру. Представим, что этот мешочек попал в руки к некоему гениальному умельцу, например, инопланетянину. Путём титанических усилий ему, наконец, удастся воспроизвести точную форму уничтоженного нами компьютера. Но новый компьютер будет "мёртв" без внешней электрической энергии. Допустим, что и такую энергию он найдёт на своей планете... На системном блоке компьютера загорятся лампочки, зашумит вентилятор... Что дальше? Как пробудить "сознание" восстановленного компьютера так, чтобы эту, пока лишь "груду шумящего железа", можно было действительно назвать компьютером? Как ни крути, без базовой программы, называемой операционной системой, здесь не обойтись. Только после её установки компьютер "поймёт", что у него есть: руки (клавиатура), ноги (принтер), сердце (процессор), память. Из "груды железа" он автоматически перейдёт в славное семейство компьютеров. Любопытно то, что операционная система может быть передана оболочке - компьютеру лишь энергетическим путём, при этом ни масса компьютера, ни его химический состав не изменятся. Воссозданный компьютер станет похожим на миллионы других с такой же операционной системой. Но чтобы абсолютно приблизиться к уничтоженному оригиналу, на операционную систему необходимо будет "наложить" некую особенность в виде игры «Unreal», превратив тем самым обычный компьютер в игровой по сущности своей, по «духу» своему. Только тогда этот компьютер можно будет назвать уже чем-то вроде уникальной личности, непохожей на большинство других собратьев по классу.
Великий французский учёный - математик Лаплас в своей книге “Essai philosophique sur les prbabilite” очень верно сказал: “Мы так далеки от того, чтобы знать все силы природы и различные способы их действия, что было бы не достойно философа отрицать явления только потому, что они не объяснимы при современном состоянии наших знаний. Мы только обязаны исследовать явления с тем большей тщательностью, чем труднее признать их существование”.
«Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам», - когда-то сказал Уильям Шекспир. В своё время и А. Эйнштейн говорил: «Самое прекрасное, что мы можем переживать, это таинственность. Это основное чувство, которое стоит у колыбели истинного искусства и науки».
Материалисты утверждают, что человеческая мысль нематериальна, поэтому какая-либо передача мыслей от одного человека к другому невозможна, однако идеалисты с этим не согласны. - Телепатия - наиболее распространённое явление. Оно неоднократно испытывалось почти каждым. Особенно яркий пример - телепатическая связь между матерью и ребёнком. Мать мгновенно ощущает беду ребёнка на любом расстоянии. Столь же очевидна телепатическая связь между влюблёнными. [9 стр. 15]
В истории можно найти немало случаев, произошедших с известными людьми, связанными с передачей мыслей на расстоянии, но так как эти случаи нельзя подогнать под жесткую рамку научных исследований, из-за случайности их проявлений, материалисты никогда не брали их в расчёт.Но по мере развития науки, научных методов исследования объективной реальности, всё большее число учёных стало относиться к этим явлениям с повышенным вниманием. Появились лаборатории, организовались коллективы единомышленников. В основном исследования велись за рубежом, так как в нашей стране на подобную “чепуху” правительство не выделяло средств (правда в последнее время и военные, под грифом строжайшей секретности, стали усиленно проводить подобные исследования). Даже генетика и кибернетика считались лженауками. Но были редкие случаи, когда и советские учёные занимались подобными исследованиями. Так в книге члена - корреспондента Академии медицинских наук профессора Васильева Л.Л. [5] упоминается инженер - электрик Б.Б.Кажинский, который ещё в 1923 году занимался изучением мысленного внушения на расстоянии, а также физик С.Я. Турличин (1942 год). Приводится письмо крупнейшего советского гипнолога того времени профессора К.И. Платонова, поставившего немало опытов такого рода, где он в частности говорит:
- Важно отметить, что когда я оказывал воздействие на испытуемую в форме мысленного приказа - “ засыпайте! ”, “спите!”, - то последний был всегда безрезультатен. Но при моём зрительном представлении образа и фигуры заснувшей (или просыпающейся - при мысленном внушении пробуждения испытуемой) эффект всегда был положительным. [5 стр. 118]
Сам Л.Л. Васильев установил, что мозг человека излучает электромагнитные колебания. Он назвал это явление «Мысленное радио», но, оставаясь истинным материалистом, он всё же пишет:
- ...вера в загробное существование души была и продолжает быть главным источником антинаучных представлений и предрассудков у всё ещё очень большого числа людей... Особенно поощряются (церковью) попытки научно (даже экспериментально) “доказать“ существование души в виде некоего над материального, сверхъестественного явления, её независимость от всех законов объективного мира, а так же попытке убедить в возможности существования человеческой души после смерти, то есть возможность “личного бессмертия“. Таких лженаучных попыток было сделано немало. [5 стр. 162]
Однако результаты опытов других специалистов всё же приводят его в некое замешательство.
- Наконец, третья группа явлений, признаваемая только парапсихологами, состоит в восприятии вещей и явлений или какими-то ещё не известными органами чувств..., или непосредственно теми или иными нейронами мозговой коры, но минуя обычные органы чувств, что уже совсем трудно себе представить. За существование этой последней категории явлений парапсихологи могут представить меньше данных, чем за существование мысленного радио. Тем не менее, нельзя просто отмахнуться от опытов Рише, Райна и многих других. Нужны дальнейшие терпеливые исследования. [5 стр. 146]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|