Крест "Бургундский", или "Андреевский"
Крест " Бургундский", или " Андреевский"
Святой мученик Иустин Философ, разъясняя вопрос о том, откуда язычникам еще до Рождества Христова стали известны крестообразные символы, утверждал: " То, что у Платона в Тимее говорится (... ) о Сыне Божием (... ), что Бог поместил Его во вселенной наподобие буквы X, он также заимствовал у Моисея!. Ибо в Моисеевых писаниях рассказано, что (... ) Моисей по вдохновению и действию Божию взял медь и сделал образ креста (... ) и сказал народу: если вы посмотрите на этот образ и уверуете, вы спасетесь чрез него (Числ. 21: 8) (Ин. 3: 14). (... ) Платон прочитал это и, не зная точно и не сообразивши, что то был образ (вертикального) креста, а видя только фигуру буквы X, сказал, что сила, ближайшая к первому Богу, была во вселенной наподобие буквы X" (Апология 1, § 60). Буква " X" греческого алфавита уже со II века служила основанием для монограммных символов, и не только потому, что она скрыла имя Христа; ведь, как известно, " древние писатели находят форму креста в букве X, который называется Андреевским, потому что, по преданию, на таком кресте кончил свою жизнь Апостол Андрей", писал архимандрит Гавриил (Руков., стр. 345). Около 1700 года помазанник Божий Петр Великий, желая выразить религиозное отличие православной России от еретичествующего Запада, поместил изображение Андреевского креста на государственном Гербе, на своей ручной печати, на военно-морском флаге и т. д. Его собственноручное объяснение гласит, что: " крест Святого Андрея (принят) того ради, что от сего Апостола приняла Россия святое крещение".
Крест " монограмма Константина"
Святому Равноапостольному Царю Константину " во сне явился Христос Сын Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов", повествует церковный историк Евсевий Памфил в своей " Книге первой о жизни блаженного Царя Константина" (гл. 29). " Это знамя случилось видеть и нам собственными очами, - продолжает Евсевий (гл. 30). - Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста (... ), а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа (... ), из середины которых выходила буква " Р". Эти буквы Царь впоследствии имел обычай носить и на шлеме" (гл. 31).
" Комбинация (совмещенных) букв, известная под именем монограммы Константина, составленная из двух первых букв слова Христос - " Хи" и " Ро", - пишет литургист архимандрит Гавриил, - эта Константиновская монограмма встречается на монетах Императора Константина" (стр. 344).
Как известно, эта монограмма получила довольно широкое распространение: отчеканена была впервые еще на известной бронзовой монете императора Траяна Декия (249 - 251 гг. ) в Лидийском городе Меонии; была изображена на сосуде 397 года; вырезана была на надгробных плитах первых пяти веков или, к примеру, фресочно изображена на штукатурке в пещерах святого Сикста (Гр. Уваров, стр. 85).
Крест монограммный " послеконстантиновский"
" Иногда буква Т, - пишет архимандрит Гавриил, - встречается в соединении с буквой Р, что можно видеть в усыпальнице святого Каллиста в эпитафии" (стр. 344). Эта монограмма имеется и на греческих плитах, найденных в г. Мегаре, и на надгробиях кладбища святого Матфея в г. Тире. Словами " се, Царь ваш" (Ин. 19: 14) Пилат в первую очередь указал на благородное происхождение Иисуса из царской династии Давида, в отличие от безродных самозваных четвертовластников, и мысль эту письменно изложил " над головою Его" (Мф. 27: 37), что, конечно же, вызвало недовольство властолюбивых первосвященников, похитивших у царей власть над народом Божиим. И именно поэтому Апостолы, проповедуя Воскресение распятого Христа и открыто " почитая, - как видно из Деяний Апостольских, - царем Иисуса" (Деян. 17; 7), терпели от духовенства через обманутый народ сильные гонения.
Греческая буква " Р" (ро) - первая в слове по-латински " Pax", по-римски " Rex", по-русски Царь, - символизирующая Царя Иисуса, находится над буквой " Т" (тав), означающей Его крест; и вместе они напоминают слова из благовестия Апостольского, что вся наша сила и мудрость в Распятом Царе (1 Кор. 1: 23 - 24). Таким образом, " и эта монограмма, согласно толкованию святого Иустина, служила знамением Креста Христова (... ), получила такое обширное значение в символике только после первой монограммы. (... ) В Риме (... ) стала общеупотребительною не прежде 355 года, а в Галлии - не прежде V века" (Гр. Уваров, стр. 77).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|