Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подходы к формированию и реализации задач по подготовке компетентных специалистов




Современный период истории характеризуется большими слож­ностями для работы учреждений, занимающихся профессиональ­ным обучением молодежи. Редко где в стране сохранился прежний порядок, при котором обеспечение и обновление материальной базы обучения осуществляется с помощью базовых предприятий. Рост цен на современную технику, на оборудование, инструмен­ты и материалы при недостаточном централизованном финанси­ровании — все это не могло не отразиться на состоянии системы начального профессионального образования. Попытки в ряде ре­гионов России переложить финансирование профессиональных учебных заведений на местные бюджеты не дали положительного результата, но с упорством, достойным лучшего применения, продолжаются.

Престиж рабочих профессий среди молодежи недостаточно высок. Но и среди тех, кто идет в училища, предпочитают в ос­новном такие «престижные» специальности, как секретарь-рефе­рент, оператор ЭВМ, повар, бармен, парикмахер, швея (с пер­спективой стать модельером) и др. Между тем на рынке труда сегодня в первую очередь требуются строители, станочники, ра­ботники агропромышленного комплекса. Резко снизившийся уро­вень профориентационной работы в школах тоже не оптимизиру­ет общую картину. Мало часов отведено в школе урокам техноло­гии (труда), ребята учатся делать что-либо своими руками в луч­шем случае в кружках. По данным аналитиков, 85 % выпускников школы желают учиться в вузах и лишь 15 — в профучилищах и профколледжах. Вместе с тем, по данным служб занятости реги­онов, ситуация востребованности — прямо противоположная: 85 % вакансий приходится на рабочие специальности и лишь 15 — на специалистов с высшим образованием. «Перепроизводство» одних специалистов при острой необходимости других неблаго­приятно сказывается и на экономике, и на моральном климате в обществе.

Поэтому государственное и общественное внимание к системе НПО должно стать сегодня одним из приоритетов. Для воспроиз­водства индустриального сектора остро необходим приток моло­дых кадров. Следует поднять престиж НПО. Шире информировать молодежь о социальной направленности в работе профучилищ и колледжей — здесь дети из малообеспеченной семьи могут бес­платно получить место в общежитии, медицинское обслужива­ние, обеды. Разъяснять, что НПО содержит большие перспекти­вы для профессионального роста. Профучилище не закрывает до­рогу в вуз — это первая, и весьма ощутимая, ступень на пути самореализации.

Непосредственно в процессе обучения важнейшим фактором может стать проявление нового педагогического мышления, по­лучившее название педагогика сотрудничества. Оно характерно для всех типов и видов образовательных учреждений, всех форм про­фессионального образования, обучения, подготовки. Его содер­жание основывается на простой мысли, четко внушаемой педаго­гом учащемуся: «Специальностью овладеваешь ты, она — реальный способ обеспечения благополучия тебя и твоей семьи в будущем, га­рантия достойной жизни. Поэтому уровень овладения знаниями и умениями, степень квалификации во многом будет зависеть от тво­их усилий, а я (педагог) готов сделать все, чтобы помочь тебе в этом».

Вместе с тем нельзя ориентироваться лишь на трудолюбивых, жаждущих знаний, творчески работающих учащихся. В континген­те учреждений НПО немало и таких, которые учиться не хотят, не привыкли. Но это наши дети, будущие граждане нашей стра­ны, и у педагогов нет права исключить, выбросить их из общества. Задача педагогов профессионального обучения — включить каж­дого в активную учебную и учебно-производственную деятель­ность. И если есть разные ученики, значит, должны быть и разные подходы к решению главной задачи — воспитанию и подготовке компетентных специалистов.

«Педагогика сотрудничества» и обеспечивает стратегию взаимо­отношений учащихся и учителей, направленную на достижение поставленных целей. Ее еще называют «проникающей» технологи­ей (по Г. К. Селевко) со следующими характерными чертами:

демократический, доброжелательный стиль учебных занятий, непринужденность в отношениях педагога с учащимися, атмо­сфера свободного общения учащихся между собой; создание ус­ловий для продвижения вперед «слабому» и ускоренного разви­тия «сильному», организация добровольной взаимопомощи;

создание на каждом занятии обстановки психологического ком­форта у всех обучаемых, радости успеха. Снятие боязни провала; поощрение эмоциональной раскованности, инициативы и дискус­сии при разборе изучаемого материала; практика постановки во­просов учащихся к педагогу и друг к другу должна быть нормой;

создание творческой атмосферы на каждом занятии; обеспече­ние уверенности учащихся в собственных силах, в возможности самостоятельного достижения успеха; исключение методов при­нуждения учащихся к учению;

побуждение учащихся к познавательной творческой деятель­ности, высокий интеллектуальный фон занятий при соблюдении порога доступности;

объективность и справедливость оценки учебных успехов уча­щихся, использование политики оценки для повышения качества обучения; широкое применение самоконтроля и самоанализа своих учебных успехов всеми обучаемыми.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества, ее идеология и технология могут послужить основанием для дости­жения успеха при подготовке высококвалифицированных специ­алистов.

2.4. Профессионально значимые качества личности, подготавливаемой к самостоятельной трудовой жизни

Возникает вопрос, а какие все же профессионально значимые качества личности позволяют будущему члену общества гибко приспосабливаться к труду на любом рабочем месте, с тем чтобы «соответствовать»?

Есть такие шутливые стихи В. Бабичкова:

Упало яблоко. Не только яблоки, но даже огурец,

Задумался мудрец. То вряд ли что-нибудь

Но если б на меня Вы новое узнали.

С той яблони упали

Разве здесь не показаны две жизненные позиции: одна — ак­тивная, познавательная, творческая, а другая — индифферент­ная?

А теперь одна житейская история, рассказанная фронтовиком В. А.Дроздовым: «Дело было в Австрии, сразу после окончания войны. Я стал свидетелем разговора коменданта одного городка с пожилым немцем-столяром, приглашенным, чтобы восстановить выбитые оконные рамы в здании комендатуры. Когда оговорили, что и к какому сроку необходимо сделать, мастер спросил о мате­риале. Комендант подвел его к окну и показал на штабель подхо­дящих по размерам досок, влажно поблескивающих под лучами выглянувшего из-за дождевых туч солнца. "Нет", — произнес столяр. — "Как нет", — побагровел и схватился за кобуру офицер. А надо сказать, что нервы у многих, особенно к концу вой­ны, были ни к черту и в горячке комендант мог запросто "шлеп­нуть" собеседника. Немец побледнел, на худощавом лице высту­пили крупные капли пота, но с упорством фанатика он продол­жал твердить: "Нельзя! Невозможно". Дело закончилось благопо­лучно: нашелся сухой материал. Но мне накрепко запомнилась эта ситуация, когда, даже опасаясь за свою жизнь, мастер не смог переступить через привычку делать свое дело хорошо, а не как- нибудь. Ведь сделанная из влажного материала рама через некото­рое время обязательно бы покоробилась».

Действительно, личные качества всегда определяли место, за­нимаемое человеком в жизни. Однако (и это следует с великим сожалением признать как историческую данность) многие годы выпуск некачественной, неконкурентоспособной, не пользующей­ся спросом продукции был обыденным явлением и не становился поводом для чрезвычайных мер по исправлению положения. Даже в «святая святых» нашей технологии, на космическом корабле, при его стыковке на орбите была обнаружена забытая кем-то тряп­ка, которую пришлось буквально выковыривать из стыковочного узла. Вхождение в рынок показало, что, не изменив такую пси­хологию, не сформировав важных профессиональных качеств, трудно рассчитывать на выигрыш в конкурентной борьбе на ми­ровых рынках.

Ведь не секрет, что во многих развитых странах на производ­стве признано перспективным направлять усилия не на увеличе­ние контрольного аппарата, а на недопущение дефектов на каж­дом рабочем месте. Проще говоря, создается новый тип культур­но-производственных отношений, которые характеризуются рос­том ответственности за качество работы всех занятых на произ­водстве. Если в американской системе «Ноль дефектов» ставится задача строжайшего соблюдения стандартов, то японские кружки качества (создаваемые только на добровольной основе) нацели­ваются на повышение качества в большей степени, чем это пре­дусмотрено стандартами.

Между тем такая методика — саратовская система бездефект­ного выпуска продукции — впервые была разработана в нашей стране (и автор в те годы, работая на станке, маркировал детали личным клеймом)!

И как жаль, что сегодня о ней приходится говорить в прошед­шем времени.

Таким образом, формирование профессиональных качеств у поколения, которое завтра составит основу трудоспособного на­селения страны, становится важной национальной задачей. Каки­ми же представляются те профессионально значимые качества, которые должны быть сформированы у будущих членов общества еще при обучении специальности? Прежде всего — стремление к труду с его разнообразными при­тягательными факторами. Это и предвкушение удовольствия от осуществленного замысла, и ожидание ощутимого материального результата, и сознание исполненного долга, и чувство ответствен­ности за выполнение необходимой работы, и, наконец, желание внести в трудовой процесс что-то свое, новое.

Такие стимулы действовали всегда. Вот вам пример из 70-х гг. прошлого века. Известного изобретателя, московского токаря Б. Ф.Данилова пригласили поделиться опытом сибиряки. «Однажды я читал лекцию о новых видах режущего инструмента инжене­рам, конструкторам и технологам, — рассказывает он в книге "Жизнь — поиск. Записки изобретателя". — В перерыве подошли ко мне трое инженеров и показали деталь с внутренней пятиза- ходной резьбой небольшого диаметра.

— Нас очень лимитирует эта деталь, — сказал один из них. — Нам требуется в год тысяча деталей с такой резьбой, а норма на нее — 2 часа. Не могли бы вы помочь нам?

Я ответил, что если для нарезки этой детали применить мет­чик-протяжку, то норма на нее будет 2 минуты. Все трое рассме­ялись.

— Вы большой шутник, Борис Федорович!

— Пойдемте после лекции в цех, и я вам покажу, как этот инструмент работает. У меня нет сейчас именно этого размера, но очень похожий метчик-протяжка есть с собой.

В цехе была быстро выточена заготовка, и рабочие обступили токарный станок, на котором я проводил показ. Маловеры-инже­неры стояли в толпе за моей спиной. Когда метчик-протяжка сде­лал свое дело в течение полутора минут и готовая деталь пошла по рукам, я услышал такой разговор.

— Видел? — спрашивал один инженер у другого.

— Видел! — ответил тот.

— Ну, какое впечатление? — допытывался первый.

— Как в сказке! — ответил только что сомневавшийся инже­нер».

«Как в сказке»... Но ведь это опытнейший мастер, скажете вы, человек, который сам себя выковал в течение многих лет, неза­урядно одаренный. Так. Но педагог может найти немало примеров сделанного молодыми — чтобы побудить к творческому поиску своих учеников.

Далее. Качество любого работника оценивается по соблюдению им технологической дисциплины и соответственно качеству из­делий. Как мы уже говорили, именно строжайшая технологичес­кая дисциплина на производствах промышленно развитых стран создает выпускаемой продукции славу качественной, надежной, долговечной. Все это обеспечивает устойчивый сбыт, даже если изделие и несколько дороже аналогичного. «Я не настолько богат,


чтобы покупать дешевые вещи» — эта поговорка отражает стрем­ление к престижной продукции у многих.

На каждое рабочее место поставить контролера невозможно, все этапы технологической цепочки проследить сложно. Только сформированная ответственность за порученное дело, выполняе­мое строго «как должно быть», является гарантом качества. Чув­ство хозяина, подзабытое за десятилетия, когда все вокруг было «общим», — очень сильный человеческий фактор. Настоящий про­изводитель, заботящийся о чести своего имени, не выпустит урод­ливое изделие.

В процессе производственного обучения необходимо создавать условия и для эстетического воспитания будущих рабочих — фор­мировать восприятие красоты самого труда, воспитывать художе­ственный вкус, умение создавать красивые изделия.

Еще одним важным умением является привычка к экономи­ческому расчету и к учету экологических последствий производ­ства. Когда сравниваются параметры, оценивается металлоемкость, энергоемкость, компактность и другие эксплуатационные харак­теристики, а также анализируется ситуация с отходами произ­водства, когда это становится воспитанной привычкой, то дела­ется самоочевидным единство технологической и экономической грамотности, необходимость проявлять инициативу, предприим­чивость и оценивать эффективность своей деятельности.

Самой жизнью поставлены задачи формирования отечественной системой НПО у будущих рабочих этих профессионально значимых качеств; с решением этих задач связано развитие нашей страны.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Для чего ГОСами НПО на профессию разработаны «уровни усвое­ния»?

2. Чем отличаются подходы к организации обучения на разных уров­нях? Как учитывается личность учащегося?

3. Дайте свое личностное толкование понятию «педагогика сотрудни­чества».

4. Как реально могут достигаться характерные для «педагогики со­трудничества» взаимоотношения педагога и учащихся в учебном про­цессе?

5. Что понимается под профессионально значимыми качествами лич­ности?

6. Как формируются профессиональные качества при подготовке ра­бочих?

7. Почему экономической и экологической грамотности современного рабочего сегодня придается приоритетный характер? Приведите примеры.

8. Какой вклад может внести творческая личность в улучшение суще­ствующих технологических процессов? Является ли, на ваш взгляд, это исключительно правом избранных?

9. Кто, по вашему мнению, должен отвечать за качество выпускаемой продукции? Какой вклад в контроль за качеством может внести рядовой работник? Каким образом?

 

 

ГЛАВА 3

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ

ТРУДОВОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Для того чтобы совершенствовать настоящее во имя будущего, нужно очень хорошо знать прошлое, причем знать его с точки зрения не только того непреходящего, что сохранилось в нашей жизни до сих пор, но и того, что не выдержало испытания време­нем. Именно незнанием имевших место в прошлом попыток пе­рестройки модели обучения и воспитания иногда можно объяс­нить случаи повторного «открытия» того, что уже делалось, и с теми же издержками. При этом, что весьма существенно, ценой этих издержек становятся неустроенные судьбы молодых людей, неподготовленных к реалиям жизни. Сегодня на систему НПО ложится как никогда огромная ответственность за подготовку ра­бочей молодежи, за то, какой тип мышления для нового поколе­ния будет характерен, какая система ценностей явится для него определяющей. Опыт эволюции образования поучителен: многие проблемы обучения и воспитания, которые мы считаем принад­лежностью современности, стояли и раньше. История в извест­ной степени повторяется и нужно помнить, знать ее уроки.

3.1. Развитие трудового и профессионального обучения в России и зарубежных странах

Когда в Москве демонстрировалась выставка сокровищ из гроб­ницы фараона Тутанхамона, посетители были потрясены незем­ной красотой изделий из различных материалов, украшенных утон­ченными узорами. Заметим, они изготовлены несколько тысяч лет назад. Какими же мастерами были те безвестные гончары, резчи­ки, скульпторы, что даже сегодня, с высоты достижений челове­ческой цивилизации, невозможно смотреть на их изделия свысока!

Да, во все времена были высококлассные мастера, но то, что мы сегодня называем «профессиональной подготовкой», приобре­тало привычные нам формы в результате многовекового разви­тия. В древности превалировала индивидуальная, «штучная» подго­товка учеников. В Средние века проявляется подготовка массовая.

Для постройки крепостей, дворцов и соборов требовались на­дежные математические знания, умения подготовить строитель­ный камень или кирпич, раствор, знание приемов строительной техники, владение технологией грунта и красок для насте г сой живописи. В кузнечном деле, в литье пушек, судостроении и тек­стильном производстве — везде необходимы были грамотные, трудолюбивые люди, знакомые с различными видами работ, тех­нологиями.

Переход к мануфактурному периоду вызвал появление круп­ных предприятий с новой организацией труда, с механизмами, работавшими вначале на водной, а затем на паровой энергии. Эти объективные процессы показали необходимость давать молодым людям кроме трудового воспитания и некоторые общие знания, умения и навыки. У восточных славян передача профессиональ­ных навыков и умений пошла по пути «братчин» — товариществ, объединяющих людей одной профессии. Сходная «цеховая» систе­ма была и в западных странах. Молодежь готовили к определенно­му ремеслу. Такая форма обучения в общем оправдывала себя с IV по XVII в. и исторически отразилась в названиях городских кварталов и слобод.

В России наиболее кардинальные усилия в этом направлении были предприняты в ходе образовательных реформ Петра I. Пер­выми профессионально-техническими учебными заведениями это­го периода стали горнозаводские школы при Кунгурском, Алапа- евском и Уктусском заводах Урала. Готовили в них квалифициро­ванных рабочих и мастеров, причем из детей крестьян (как маль­чиков, так и девочек) в возрасте 10—15 лет. Этот новый тип учеб­ных заведений, где систематично преподавались черчение и меха­ника, токарное, столярное, гранильное, паяльное и пробирное дело, перебросил мост через века к современным заведениям НПО.

В 1888 г. были изданы имевшие силу закона «Основные поло­жения о промышленных училищах». Они основывались на разра­ботках И. А. Вышнеградского и устанавливали два типа разноуров­невых профессионально-технических учебных заведений — низ­ших технических и ремесленных. В низших технических училищах имелись механическое, химическое, горнотехническое, строитель­ное и другие отделения — там готовили машинистов, механиков, мастеров, строительных десятников. Ремесленные училища выпус­кали квалифицированных рабочих и ремесленников.

В 1895 г. организуются низшие ремесленные школы и для ра­ботников сельского хозяйства, а в 1903—1907 гг. — сельские ре­месленные учебные мастерские, готовившие рабочих по ремонту сельскохозяйственного инвентаря и ремесленников по некоторым видам кустарной промышленности.

Россия была одним из первых европейских государств, где сло­жилась система профессионального образования. Система произ­водственного обучения, разработанная группой преподавателей Московского технического училища во главе с Д. К. Советкиным, изучалась за рубежом под названием «русской».

Но в самой дореволюционной России существовавшая сеть учебных заведений не удовлетворяла сполна потребности страны в специально подготовленных кадрах. Основная масса рабочих учи­лись непосредственно в процессе производства на фабриках, за­водах, в кустарных мастерских.

3.2. Этапы развития отечественной системы профессионального обучения в XX веке

Развитие профессионального образования в советский период истории связано с этапными явлениями в экономической жизни страны. Уже в 1919 г. принимается декрет «О мерах по распростра­нению профессионально-технических знаний», в котором были сформулированы основные требования к профессиональному об­разованию: оно должно быть основательным, не носить характера ремесленничества, базироваться на общих и технических знани­ях, отвечать требованиям научно-технического прогресса, соеди­нять обучение с производительным трудом. На основании декрета Совета народных комиссаров от 29 января 1920 г. был образован Главный комитет профессионально-технического образования (Главпрофобр), на который возлагалось руководство профессио­нально-техническим образованием в стране, координация дея­тельности ведомств по подготовке рабочей силы для народного хозяйства.

Для быстрейшей ликвидации технической неграмотности ра­бочих изданный в июле 1920 г. декрет «Об учебной профессио­нально-технической повинности» предписывал обязательное профессионально-техническое обучение всех рабочих в возрасте от 18 до 40 лет, если они не оканчивали до того ремесленное или не учились в техническом училище. Этот декрет послужил мощ­ным толчком для развития всех форм обучения: профессиональ­но-технических школ, профессионально-технических курсов, учеб­но-показательных мастерских и школ-клубов.

Профессионально-технические школы были организованы на ос­нове дореволюционных низших технических и ремесленных учи­лищ, школ ремесленных учеников и низших ремесленных школ. В них продолжали работать старые кадры преподавателей и масте­ров производственного обучения, была сохранена учебная доку­ментация (учебные планы, программы, планы производственно­го обучения и т.д.). При сроке обучения 4 года они выпускали вполне квалифицированных рабочих.

Профессионально-технические курсы были одной из самых рас­пространенных форм подготовки кадров квалифицированных ра­бочих. Они различались по своим задачам, срокам обучения, орга­низационным формам и т.д. Их можно разделить на три типа:

курсы для не имевших специальности и подготавливаемых для конкретного вида труда в промышленности или на транспорте;

курсы повышения квалификации для уже имеющих специаль­ность;

целевые долгосрочные курсы по подготовке мастеров, десят­ников.

Учебно-показательные мастерские, существовавшие в дореволю­ционной России, по подготовке ремесленников для нужд дерев­ни (кузнецов, плотников, мастеров колесного дела, шорников и т.д.), получили новое наполнение. При сроке обучения в 3 года здесь продолжалась подготовка специалистов для сельского хо­зяйства.

Школы-клубы как форма профессионально-технического обу­чения в первоначальном виде себя не оправдали, но, будучи пре­образованы в школы фабрично-заводского ученичества, стали од­ним из массовых видов учреждений нового типа. В период с 1921 по 1929 г. они вошли в состав конкретных предприятий, для кото­рых и готовили кадры.

Вместе с тем ведомственная подготовка рабочих не позволяла обеспечивать квалифицированной рабочей силой наиболее важ­ные, бурно развивающиеся отрасли промышленности. Не хватало кадров для новостроек. Жизнь требовала расширенного воспроиз­водства рабочей силы и ее планового использования в народном хозяйстве.

2 октября 1940 г. был издан Указ Президиума Верховного Со­вета СССР «О государственных трудовых резервах», заложивший основы прочной базы планомерного пополнения квалифициро­ванными рабочими ведущих отраслей экономики. Было признано необходимым ежегодно набирать из городской и сельской моло­дежи и обучать производственным профессиям от 800 тыс. до 1 млн человек. Указом предусматривалась организация ремесленных (РУ) и железнодорожных (ЖУ) училищ со сроком обучения 2 года (для рабочих сложных профессий) и школ ФЗО со сроком обучения 6 месяцев (для подготовки рабочих массовых специальностей). Именно эта система, открывшая новую страницу в истории пла­нового воспроизводства квалифицированной рабочей силы, обес­печила 2480 тыс. выпускников, заменивших в годы войны рабо­чих, ушедших на фронт. Созданные в эти же годы специальные РУ на полном государственном обеспечении помогли выжить сот­ням тысяч детей, потерявшим родителей.

В послевоенные годы продолжалось совершенствование систе­мы. В 1958 г. вместо различных форм подготовки (школы ФЗО, горнопромышленные училища, РУ, ЖУ, СУ трудовых резервов и др.) создается единый тип учебных заведений — городские и сель­ские профессионально-технические училища на базе 8-летней общеобразовательной школы. Сроки обучения в ГПТУ были уста­новлены от 1 до 3 лет, а в сельских — от 1 до 2 лет. Каждое учебное заведение прикреплялось к одному или нескольким близлежащим (так называемым базовым) заводам, совхозам и т.п., на базе ко­торых учащиеся проходили производственную практику.

Следующим этапом развития системы ПТО (1969 г.) явилось преобразование профтехучилищ в учебные заведения для окон­чивших 8-летние школы, но уже 3—4-годичные: для подготовки квалифицированных рабочих с законченным средним образова­нием. Со временем такие училища стали основным типом ЦТО наряду с техническими училищами для выпускников общеобра­зовательных школ, где за 1 — 1,5 года давалась высокая подготовка по избранной профессии.

История системы ПТО хранит память о выдающихся людях нашей страны — таких как С.П.Королев, А.И.Покрышкин, Ю. А. Гагарин, П. Р. Попович и другие: они начинали свой трудо­вой путь в училищах профессионального образования- Ученые и изобретатели, космонавты и новаторы, они никогда не забывали эту школу жизни.

3.3. Комплексная программа по повышению уровня подготовки специалистов в свете реформы профессиональной школы

Поистине революционные процессы в сфере технологий и но­вые социально-экономические условия в жизни страны не могли обойти систему ПТО.

Своевременным ответом на имеющиеся проблемы образова­ния и воспитания молодежи является разработка и последующее утверждение распоряжением Правительства Российской Федера­ции (29 октября 2001 г.) Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. Она касается всех уровней рос­сийского образования: от дошкольного до высшего и дополни­тельного профессионального образования.

Применительно к системе начального профессионального об­разования, в частности, предусмотрено учесть демографическую картину страны и согласовать потребности экономики с подго­товкой молодежи к будущей трудовой деятельности. Ведомствами образования, социальной защиты и экономического развития России совместно с администрациями субъектов страны решает­ся вопрос о приеме выпускников школы в учебные заведения си­стемы ПТО.

Рост качественной подготовки квалифицированных специали­стов предполагает и рост количества высших профессиональных лицеев. За прошедшее десятилетие престиж этой формы профес­сионального обучения заметно укрепился в обществе.

Самое пристальное внимание предполагается уделять совершен­ствованию как форм обучения, так и обновлению материальной базы учебных заведений. Неизбежна компьютеризация учебного процесса, включая возможности Интернета, использование в учеб­ном процессе библиотек электронных учебников и электронных образовательных порталов. Дальнейшее развитие получат модуль­ные технологии обучения и другие гибкие концепции профессио­нального образования.

Во всех учреждениях системы подготовки квалифицированных специалистов (НПО, СПО, ВПО) должны функционировать си­стемы управления в соответствии с международным стандартом ИСО-9000.

Отечественная система профессионального образования долж­на подняться на новый качественный уровень. Дать нашим детям достойное образование, научить их использовать все многообра­зие современных технологий, научить мыслить системно, адапти­роваться к быстрым изменениям современной жизни призваны педагоги профессионального обучения. Без решения этих задач не­мыслима современная система ПТО.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Как влияли процессы эволюционного развития общества на разви­тие профессионального обучения?

2. Как развивалась система подготовки рабочих в дореволюционной России?

3. Определите этапы развития профессионального обучения в после­дующий период.

4. Охарактеризуйте современные требования к подготовке рабочих кад­ров.

5. Каким вам представляется будущее системы профессионального образования? Ваше мнение о необходимости подготовки рабочих кадров с высшим образованием.

 

ГЛАВА 4

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Известно, что термины «педагогика», «педагог» возникли в Древней Греции и в переводе обозначали «детовождение», «про­вожатый детей», наставник.

Со временем педагогическая деятельность превратилась в неотъемлемую часть общественной жизни. Более того, результаты этой деятельности определяют уровень общественного развития. Все мы слышим громкую фразу о людях, вступивших на нелег­кий, но благородный путь воспитания подрастающего поколения. Однако необходимо ясное понимание тех профессиональных ка­честв, без которых труд педагога становится если и «героизмом», то вынужденным и вымученным. А ошибки педагога, его недора­ботки оборачиваются для общества неизмеримыми потерями, ко­торые, увы, проявляются уже за пределами учебного заведения.

4.1. Содержание учебной деятельности мастера производственного обучения

В учебных заведениях НПО педагогами являются мастера про­изводственного обучения (далее — мастера). Многолетняя прак­тика и опыт работы системы ПТО подтверждают, что от мастера во многом зависит, каким будет результат и профессионального, и личностно-нравственного формирования будущего специалиста.

Обязанности мастера определены соответствующими докумен­тами, тарифно-квалификационными характеристиками и могут быть дополнительно оговорены в заключенном с администрацией трудовом договоре (контракте). Особую значимость приобретают те из них, которые прямо связаны с учебным процессом.

Мастер производственного обучения непосредственно отвеча­ет за организацию, содержание и качество производственного обучения учащихся в соответствии с требованиями Госстандарта НПО на профессию, квалификационных характеристик, учебных планов и программ.

Учебная деятельность мастера складывается из подготовки к занятиям и их проведения. При этом имеется в виду не только подготовка к предстоящему уроку или продумывание, планиро­вание и своевременное обеспечение всего необходимого для од­ного учебного дня. Подготовка к занятиям должна производиться еще до начала учебного процесса. Естественно, ее содержание раз­лично для опытного и начинающего педагога, но этот этап рабо­ты обязателен для каждого.

Подготовка мастера к занятиям непременно должна включать следующие стадии:

1) подготовка к учебному году (полугодию) — перспективное планирование;

2) подготовка к изучению очередной темы учебной програм­мы — текущее планирование;

3) подготовка к очередному занятию (уроку) — оперативное планирование.

Система действий мастера на каждой из этих стадий приведена на схеме 1 (по Н. И. Макиенко). Отметим особо: если свою нагруз­ку на следующий учебный год педагог знает до начала занятий, то с контингентом группы, где ему предстоит работать, может быть и не знаком. В таких случаях опытный мастер включает в первую стадию подготовки к занятиям ознакомление с личными делами и медицинскими картами учащихся. Эта информация будет очень важна для выбора правильного тона в будущих взаимоотношениях с учащимися. Понятно, что дальнейшие контакты значительно пополнят эти сведения, но начинать знакомство с группой следу­ет с названных документов.

На первой стадии подготовки мастеру необходимо выяснить, не произошли ли изменения в учебных планах и программах, тщательно изучить документы Государственного стандарта НПО на профессию. Государственным стандартом НПО разработана модель учебного плана (ОСТ 9 ПО 01.03—93).

Все учебные планы УНПО должны быть разработаны с уче­том стандартов по профессиям (согласно перечню профессий ОСТ 9 ПО 01.04—94). При необходимости такая работа осуществ­ляется творческой группой преподавателей и мастеров.

Схема 1 Этапы подготовки мастера к занятиям

 

Внимательное изучение квалификационной характеристики позволяет мастеру лучше уяснить, что должен знать и уметь буду­щий специалист, а следовательно, поможет согласовать общие профессиональные требования с определением круга предстоя­щих конкретных действий учащихся.

Анализируя учебную программу, перечень включенных тем, их содержание, мастер при необходимости может произвести раз­бивку на подтемы или, если сочтет целесообразным, перестанов­ку изучаемых тем — ради более продуктивной и последователь­ной связи занятий.

Следующим шагом на этой стадии подготовки является опре­деление учебных объектов труда. Качество выполнения обучаю­щимися (выпускниками) учебно-производственных работ и про­изводительность их труда при этом являются важнейшими крите­риальными показателями и качества самого практического (про­изводственного) обучения. Именно по ним определяется глав­ное — уровень подготовленности в соответствии с требованиями Госстандарта. Поэтому перечень учебно-производствен­ных работ — ввиду особой значимости этого документа — обыч­но составляется при обязательном участии заместителя директора по учебно-производственной работе и (или) старшего мастера.

Желательно, чтобы учебные объекты имели производственную ценность. Это обстоятельство имеет важное учебно-воспитатель­ное значение. Всегда ценно, когда учащиеся знают: их детали не «бросовые», а пойдут в дело. И еще. Опытные мастера в перечнях учебных работ резервируют дополнительные объекты. Здесь два соображения: мастер сможет дифференцировать работы с учетом возможностей ученика или заменять работу в случае возникших проблем с материалами по основному объекту.

Далее необходимо решить круг вопросов, связанных с обеспе­чением на планируемую перспективу учебного процесса материа­лами и инструментами. При необходимости — принять меры по составлению заявок на недостающее.

Мастер должен продумать и оценить наличие учебно-техни­ческой документации — чертежей, справочных таблиц, инструк­ционных и технологических карт, а также средств наглядности и ТСО. Оценивает также состояние рабочих мест, приспособлений, механизмов и устройств, которые будут использоваться.

На основании всей этой информации и предварительной ра­боты мастер составляет перспективный план на год или полуго­дие (по собственному выбору). Структура и содержание перспек­тивного и оперативного планирования во многом определяются конкретными условиями, но многолетний опыт показывает их необходимость.

Практика разработки и оформления этих документов приво­дится в главе 10.

Следующий планирующий документ — план производствен­ного обучения группы — разрабатывается на месяц и устанавли­вает конкретное содержание заданий для учебной группы и по­следовательность их выполнения. О порядке его составления и нормировании учебно-производственных работ рассказано в гла­ве 11.

В учебную деятельность мастера входит аналогичная подготов­ка к преподаванию отдельной темы и проведению конкретного занятия. Специфика этих планов также рассмотрена в главе 10 и Практикуме. Далее будут раскрыты особенности организации учеб­ной работы непосредственно на производстве. Здесь же мы хотим подчеркнуть: сознательное глубокое проникновение молодого преподавателя в содержательные и организационные особеннос­ти учебной работы покажет ему, что планирование — не досадная формальная обязанность, а залог успеха в его непростом труде.

4.2. Содержание внеклассной деятельности педагога профессионального обучения

Воспитательной и внеклассной работе в учебных заведениях НПО посвящено огромное число научных исследований и мето­дических разработок. Действительно, эта сторона педагогической деятельности чрезвычайно важна, многогранна и характеризуется разнообразием форм. Она осуществляе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...