Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фронтальная форма организации производственного обучения 2 глава





Опыт и практика показывают целесообразность перспектив­ного планирования резервных (заменяемых) объектов труда (на случай возможного отсутствия материала и т.п.). Во всяком слу­чае если мастер заблаговременно знает, какое изделие будут вы­полнять учащиеся, то он имеет долгосрочную возможность из­готовить эталонный образец, необходимый для показа на заня­тии, подготовить требуемую техническую документацию, проду­мать и апробировать технологическую последовательность изго­товления.

Примерные формы перспективно-тематического плана даны в таблице 9.

Выбор варианта диктуется лишь одним обстоятельством — удоб­ством для использования в работе.

Перспективное планирование в значительной степени облег­чает работу мастера при подготовке к очередному занятию. Опыт показывает, что чем полнее и продуманнее перспективное пла­нирование, тем легче мастеру составлять поурочное. Это обстоя­тельство известно всем опытным педагогам, так как многократно подтверждалось практикой.

10.3. Содержание перечней учебно-производственных работ

Будущая работа учащихся по специальности на производстве всегда связана с огромным разнообразием деталей (изделий), ко­торое не может быть учтено заранее. В программе определяют только общее содержание и объем учебного материала по каждой теме, но не устанавливают выполняемые при ее отработке учебно-производственные работы. Следовательно, мастер должен запланиро­вать, на каких изделиях будут формироваться профессиональные знания, навыки и умения, предусмотренные программой произ­водственного обучения.

С этой целью и разрабатывается (под непосредственным руко­водством старшего мастера и с привлечением других мастеров данной специальности) перечень учебно-производственных ра­бот для подготовки рабочих по конкретной профессии (табл. 10 — 13). При его составлении необходимо учесть ряд условий, соблюдение которых благотворно отразится на качестве обучения. Эти учебные требования многократно проверены практикой и заклю­чаются в следующем.



1. Изготовление деталей (изделий) должно включать приемы, предусмотренные изучаемыми темами, желательно комплексно объединенные, чтобы при их отработке решались учебные задачи. Напротив, при подборе работ для изучения операций надо обращать внимание, чтобы применялась только данная операция как единственная или преобладающая.

2. Изделия должны обеспечивать постепенный переход от про­стых к сложным, с тем чтобы их посильность давала возможность учащимся преодолевать возрастающие трудности, не теряя уве­ренности в своих силах.

3. Максимальная часть изделий должна иметь производствен­ную ценность. Для обучающегося совсем не безразлично, делается «бросовая» деталь или идущая на сборку выпускаемой продукции с известным экономическим эффектом.

4. Подбор работ (в том числе и их вес) должен соответствовать физическим возможностям учащихся, а их технологическое со­держание учитывать объем изученных на данный период техни­ческих знаний.

Однообразная работа в течение длительного времени угнета­юще действует на психику, устойчивость внимания, настроение учащегося. В пункте 1 мы уже рекомендовали объединять при из­готовлении изделий разные приемы, стараться разнообразить форму детали и ее размеры. Это положительно отражается на учебном процессе и его качестве.

1. Желательно, чтобы перечень был ориентирован на выпуска­емую учебным заведением продукцию. В этом случае объекты тру­да могут быть постоянными на длительный период, что благо­творно для организации производственного обучения.

2. Комплексные работы должны составляться из деталей, охва­тывающих все (или большинство) изученных до этого операций. Они должны выявить уровень усвоения учащимся практических умений. По их итогам мастер может принять решение о необходи­мости (или отсутствии таковой!) индивидуальной помощи уча­щемуся.

Все учебно-производственные работы по перечню в обязатель­ном порядке должны иметь достаточное (на группу) число черте­жей, разработанных инструктивных и технологических карт и т. п. Учащимся должны сообщаться ученические нормы времени (о них будет рассказано в гл. 11). Выполнение — дополнительный сти­мул, повышающий мотивацию к учебе.

Продуманно составленный перечень оказывает в дальнейшем помощь мастеру, помогая дифференцированно подбирать учеб­но-производственные работы, легко производить замены одних изделий другими, варьируя степень технологической сложности. Если училище занимается производственной деятельностью, вы­пуская готовую продукцию в виде сложных изделий, составление перечня работ осуществляется без проблем. У мастера всегда есть достаточно широкий выбор деталей для тренировочных упражне­ний, для операционных работ и для комплексной отработки не­обходимых умений и навыков. Обращаем внимание молодых мас­теров на обязательность коллективной работы над перечнем и необходимость его утверждения заместителем директора по учеб­но-производственной работе.

При составлении перечней стоит придерживаться нескольких проверенных практикой правил:

1) все детали перечней должны быть обеспечены чертежами в количестве, необходимом для полного состава группы;

2) на все детали, которые предназначены для отработки пер­воначальных навыков работы, в распоряжении мастера производ­ственного обучения должны быть технологические или инструк­ционные карты;

3) перечень должен предусматривать, что по мере приобрете­ния учащимися опыта детали из перечня должны усложняться, оставаясь вместе с тем в пределах разрядности работ, предусмот­ренных квалификационной характеристикой.

Перечень учебных работ в период производственной практики на предприятии так же необходим, как и перечень для работы в мастерских.

При прохождении практики перечень может видоизменяться с учетом специфики конкретного производства. Учебные работы выбирают исключительно из номенклатуры предприятия, а ос­новной задачей мастера при этом является максимальное прибли­жение подобранных работ к темам (разделам) учебной програм­мы по изучаемой специальности, а также учет разумного предела сложности.

В случае, когда такой посильности нет, то задачу решают вме­сте с руководителем цеха. Например, учащиеся выполняют пред­варительную обработку, оставляя финишные операции опытным производственникам.

Подбор предусмотренных в перечнях учебных работ, рабочих мест и объектов, как при обучении в мастерских, так и непос­редственно на производственной практике, должен обеспечи­вать постепенный, планомерный и постоянный рост личного ма­стерства учащихся, достижение ими установленных норм выра­ботки.

Запланированные объекты труда должны побуждать учащихся к овладению производственными приемами работы, развивать стремление к применению современной техники и технологии, изучению передового опыта новаторов.

В таблице 13 показан фрагмент варианта подбора деталей для формирования первичных навыков или отработки конкретных операций. Такой набор работ, согласованный с учебной програм­мой, позволяет иметь стабильное дидактическое и технологиче­ское обеспечение, что значительно облегчает подготовку мастера производственного обучения к проведению учебных занятий в группе.

Представляется, что грамотно подобранный и всесторонне продуманный перечень учебно-производственных работ является важным условием выполнения учебной программы и качествен­ного обучения будущих специалистов.

10.4. Составление планов производственного обучения группы

На каждый месяц мастер группы разрабатывает план произ­водственного обучения, которым и руководствуется на занятиях в этот период времени. В зависимости от конкретной ситуации иногда такой план может подготавливаться и на более длительный период. В нем учитываются темы учебной программы, для прохождения которых из перечней отбираются строго конкретные детали (из­делия).

Примерные варианты формы таких планов для обучения в ма­стерских и на производстве приведены в таблице 14.

Необходимо пояснить некоторые моменты и назначение от­дельных граф при составлении планов.

Общий фонд времени на производственную деятельность груп­пы подсчитывается по формуле:

где Т — время; Гпр — общее количество времени на производ­ственное обучение за данный период по программе; Тп — время, необходимое для проведения вводных и заключительных инст­руктажей; Ту — время на выполнение тренировочных упражне­ний; п — количество учащихся в группе.

1. Общий фонд времени рассчитывается так: число занятий в неделю (допустим 2) умножается на число недель в месяце (4) = 8, продолжительностью 6 часов каждое. В группе — 15 учеников. Об­щий фонд = 8x6x 15 = 720 ч. Из него вычитается время, затрачен­ное на вводный и заключительный инструктажи и на тренировоч­ные упражнения, если таковые запланированы. Во время их вы­полнения учащиеся приобретают навыки, но не участвуют в про­изводственной деятельности.

2. Норма времени указывается ученическая. Коэффициенты для ее получения приведены в главе И.

3. В графе «Примечание» или «Отметка о выполнении» мастер проставляет итог по каждой позиции. План в конце учебного пе­риода послужит отчетным документом, позволяющим установить степень выполнения программы и объективно оценить каждого учащегося.

В некоторых случаях, когда практика осуществляется непо­средственно на производстве, составляются индивидуальные планы обучения. Они также будут служить учетными документами.

По целому ряду профессий (в частности, механизаторов сель­ского хозяйства) составляются планы проведения производствен­ных практик.

Там, где учебными планами предусматривается отработка вож­дения автомобиля, трактора, комбайна и т.п., разрабатываются планы проведения таких занятий и графики индивидуального обу­чения на каждую учебную группу.

Во многих учебных заведениях используются подробные планы производственного обучения группы на месяц, в которых указы­вается время на изучение каждой темы, количество работ, вы­полняемых каждым учащимся, т. е. создается единый документ по планированию и учету выполнения работы. Такая форма может оказаться весьма удобной.

В последующих главах будет более подробно рассказано о том, как при составлении планов производственного обучения следу­ет рассчитывать время на производственную и учебную деятель­ность.

10.5. Разработка учебно-технологической документации

Учебно-технологическая документация — серьезный инстру­мент в руках мастера, позволяющий достигать успешного реше­ния учебных задач. От ее применения (или, увы, от недостаточно­го внимания к систематичности и ширине ее использования!) в значительной мере зависит формирование компетентности буду­щих специалистов.

К учебно-технологической документации относят:

чертежи на изготовляемые изделия с техническими требова­ниями;

средства письменного инструктирования — инструкционные (вариант — операционные) и инструкционно-технологические карты, а также различного рода инструктивные памятки.

Прежде всего следует рекомендовать мастеру с самых первых занятий, в зависимости от специфики изучаемой специальности, проводить практические занятия исключительно по чертежам, кинематическим и электрическим монтажным схемам и т.п., сде­лав это незыблемым правилом. Ведь на современном производстве иначе не мыслится, следовательно, чем раньше учащиеся примут такой порядок вещей за норму, тем эффективнее пойдет обуче­ние. Не важно, если какое-либо условное обозначение на чертеже еще не изучалось на теоретическом занятии — учащийся лишний раз убедится в важности овладевать такими знаниями.

В чертежах должны присутствовать полные технические требо­вания. Привычка к упрощенным учебным чертежам может создать у учащихся серьезные проблемы, когда они без должной подго­товки перейдут к производственным чертежам, не уделят доста­точно внимания техническим указаниям, существенно влияющим на весь процесс изготовления.

Особое значение в учебном процессе отводится письменному инструктированию. Будем реалистами: самый добросовестный и опытный мастер не в состоянии досконально уследить за всем, что делают его ученики. Поэтому так важно наличие перед глазами обу­чаемого инструкционной карты, четко, однозначно показываю­щей, какой взять инструмент, какой установить режим, что сде­лать в первую очередь, что — потом и т. д., как проверить правиль­ность своих действий. С помощью инструкционных карт учащиеся многое понимают и без объяснений наставника (табл. 15).

Поясним специально, чтобы не допустить в дальнейшем оши­бочных толкований: технологическая и инструкционная карты построены по общей схеме, отражающей последовательность дей­ствий, которые предстоит выполнить. Отличие в одном: инструк­ционная карта должна иметь дополнительную графу — указания по самоконтролю, — которая позволяет учащемуся самостоятельно проконтролировать правильность своих действий.

 

Работа по инструкционной карте приучает учащихся самосто­ятельно выполнять работы в определенной последовательности с применением необходимых инструментов, приспособлений, обо­рудования.

Следует предупредить молодых мастеров, что нельзя свести работу с инструкционными картами к их раздаче и последующе­му «свободному плаванию по ним» учащихся. Необходимо, осо­бенно в первые периоды обучения, сочетать работу по письмен­ной инструкции с ее устным разъяснением.

Молодой мастер должен иметь в виду, что при работе с доку­ментацией такого рода следует учитывать индивидуальность уча­щегося и подходить к работе дифференцированно. Дело в том, что для сильных учеников представления о последовательности своих действий и их характере складываются уже в процессе вводного инструктажа. Им достаточно беглого ознакомления с инструкци­онной картой и последующим согласованием своих действий с указаниями по наиболее ответственным моментам. Иначе обстоит дело с относительно слабыми учащимися. Как правило, они упуска­ют отдельные фрагменты, а цельной картины по четкому соблю­дению алгоритма собственных действий у них может не сложить­ся. Они, несомненно, вынуждены обращаться к карте как важно­му помощнику, «лоцману». Мастеру следует учитывать, что недо­статочность или зыбкость знаний таких учеников может явиться причиной непонимания ими указаний карты.

Поэтому пока большинство учащихся самостоятельно выпол­няют задание, мастер может сосредоточиться на персональном инструктаже, выявить допускаемые неточности в выполнении отдельных трудовых приемов, более четко выяснить, какие по­правки к индивидуальному темпу усвоения изучаемого материала следует внести.

Таким образом, применение инструкционно-технологических карт, письменных инструкций и самостоятельное выполнение учащимися операций и переходов между ним не освобождает ма­стера полностью от контроля за действиями обучаемых. Такая ме­тодика организации и проведения занятий позволяет вниматель­но отслеживать действия учащихся по выполнению наиболее слож­ных приемов, связанных с обработкой, измерением и контролем качества изделий. Но, повторимся, она не освобождает мастера давать дополнительные разъяснения — при необходимости. Это важно учитывать как при объяснении, так и при переходе уча­щихся к самостоятельной работе.

Инструкционные карты и другую техническую документацию постепенно следует усложнять и на последних этапах обучения они практически не должны отличаться от применяемых на про­изводстве.

10.6, Текущее планирование учебной работы с группой

Оговоримся сразу: хотя единой, строго установленной формы плана не существует — это творчество педагога, — план входит в обязательную документацию.

Молодому мастеру следует выработать привычку составлять свои планы основательно и добротно. Предлагаю несколько практиче­ских советов, которые могут оказаться полезными.

Планы лучше писать не в тетради, а на отдельных листах. Тогда если какой-то элемент занятия потребует изменения или перера­ботки, это легко сделать. В некоторых учебных заведениях имеют­ся выполненные типографским способом «заготовки», и план оформляется подстановкой в их графы. Это ведет к шаблону в пла­нировании. Нужно проводить занятия разнообразно и творчески, такие всегда интереснее для учащихся, а предлагаемый стандарт­ный вариант связывает инициативу.

На первых порах своей работы молодому мастеру желательно планировать время, затрачиваемое на различные этапы занятия. Ввод­ный инструктаж или отвлечение на разъяснения могут занять не­оправданно много времени. Следует контролировать, сколько за­планировано и использовано. Не нужно понимать это буквально, по минутам отслеживая ход занятия, но обычная ошибка моло­дых мастеров — невыполнение намеченного из-за нехватки вре­мени.

В конспект материала, сообщаемого учащимся^ полезно включать эскизы, формулы, записи, отмечать особо те проблемные ситуации, которые будут отрабатываться на занятии. Ведение урока, его ход увлекает мастера, и даже опытный педагог может упустить запланированный пример или подготовленную заранее для разре­шения проблемную ситуацию, если они не напомнят о себе из лежащего перед глазами конспекта. В плане можно выделять цве­том особо важное для усвоения. Опыт автора, проводившего ввод­ные инструктажи исключительно с использованием иллюстраций на доске цветными мелками, показал, что и учащиеся охотно перенимают систему рабочих записей в цвете.

Межпредметные связи должны стать обязательным элементом при проведении вводных инструктажей. Касается это правильного написания термина или актуализации изученных накануне в тео­рии свойств материала, включения эпизода из истории техники или напоминания закона физики — в любом случае это будет зримая связь между модулями учебного плана.

И еще один совет из личного опыта. Обязательно подвигайте учащихся к чтению дополнительной литературы, рекомендуйте книги, статьи из журналов, и не только по специальности, но и из истории техники, из серии ЖЗЛ и т.п. Прочтите маленький фрагмент, заинтересуйте слушателей — это не останется без по­следствий. Планируя свою работу на конкретном занятии, посто­янно помните о самом сильном и эффективном «оружии» масте­ра — интересе учащихся, продолжением которого является появ­ляющееся увлечение будущей специальностью.

Мы уже говорили, что строго установленной, канонизирован­ной формы плана работы мастера на учебный день нет. Вместе с тем есть ряд этапов и элементов урока, дидактических аспектов, присутствие которых в плане необходимо. В качестве одного из вариантов примерного построения плана проведения занятия про­изводственного обучения можно использовать следующую схему (при проведении занятий в мастерских):

1) тема программы (подтема);

2) тема занятия;

3) учебно-воспитательные цели занятия;

4) объекты учебных работ (или отрабатываемые приемы), на которых будет проводиться обучение;

5) материально-техническое и дидактическое обеспечение урока;

6) содержание (все элементы) вводного инструктажа;

7) определение последовательности и содержания этапов те­кущего инструктажа при работе учащихся;

8) заключительный инструктаж и его содержание.

Предваряет начало занятия организационная часть, на кото­рой осуществляется контроль посещаемости и готовности учащихся к занятиям, назначение дежурных (если изменился график), про­изводится распределение по рабочим местам (особенно в случае применения графика перемещений) и т.п.

Если мастер запланирует беседу по пройденному ранее мате­риалу — для актуализации знаний учащихся — или проверку ус­воения технологических знаний по предыдущим операциям, он должен решить, какая форма наиболее приемлема: это может быть и тестирование по карточкам-заданиям части группы, и устный опрос намеченных учащихся. В этих случаях в плане следует наме­чать и конкретные вопросы, и их адресатов.

Существует еще один аспект плана, связанный с определени­ем целей занятия. При подготовке к занятиям, вне зависимости от организационной их формы, мастеру необходимо уметь четко оп­ределять цели и задачи как всего раздела учебной програм­мы, так и отдельного занятия.

Под целью в учебном процессе подразумевают конкретную учеб­но-воспитательную задачу, требующую решения совместно сучащи­мися. Чтобы четко определить цель, нужно уметь представить себе конечный результат, уяснить, какими знаниями, умениями и навыками должны обогатиться учащиеся после урока, какие ка­чества личности могут быть сформированы у них для будущего вследствие направленного педагогического воздействия. Мы не раз отмечали среди приоритетов обучения всестороннее развитие лич­ности учащегося, следовательно, и цели должны планироваться и достигаться разноплановые.

Педагогу профессионального обучения на каждом занятии при­ходится решать, как правило, несколько учебно-воспитательных задач. Опыт показывает, что молодые педагоги обычно считают таковыми только связанные с освоением конкретных приемов (операций), что в корне неверно. В планах занятий следует указы­вать комплекс учебно-воспитательных задач. Среди комплекса учеб­но-воспитательных задач выделяют образовательные, воспитатель­ные и развивающие задачи.

Образовательные задачи понимаются как общее интеллекту­альное развитие будущего рабочего, формирование и расширение его представлений о достижениях науки и техники, особенностях применяемых технологий и возможностях приложения общекуль­турных и общетехнических знаний на производстве.

Поясним эту мысль конкретными примерами. Предположим, темой занятия является введение в деревообработку. Что, буду­щий мебельщик никогда не видел дерева или не сталкивался с какими-то способами обработки пиломатериалов?

Но можно рассказать о прочности самшита, о секвойе, кото­рая может быть выше телевизионных ретрансляторов, или о карли­ковых бонсаях, чей возраст измеряется столетиями, а высота — всего лишь десятками сантиметров. Это расширит представления учащихся о таком привычном, казалось бы, материале, как дере­во. Нужно говорить и о безбрежном мире химических продуктов, получаемых из древесины. А еще, например, — о новой техноло­гии, разработанной в Японии, для изготовления из бревна квад­ратных балок. Вместо привычного обтесывания бревно пропуска­ют через микроволновую установку при 100-градусной темпера­туре, а затем через валки: так можно получить не только квадрат­ный, а любой самый замысловатый профиль.

Такие примеры расширяют представления учащихся о совре­менных технологиях, очерчивают горизонты техники сегодняш­него дня и завтрашнего, которой им предстоит овладеть.

Формулировки образовательных задач могут быть самыми раз­нообразными:

дать начальное представление (дать первичное представление) о...;

обеспечить усвоение...;

сформировать (продолжить формирование)...;

закрепить...;

обобщить (или систематизировать) следующие научные зна­ния, производственные понятия...;

расширить следующие специальные производственные пред­ставления...;

углубить (закрепить) следующие технические знания о... и т.д.

Мастер должен логично увязывать образовательные задачи с тем, как преподается теоретический или практический материал.

Воспитательные задачи призваны сформировать у учащихся нравственные, личностные качества, которые могут и должны составлять стержень человеческой сущности будущего члена об­щества. На занятиях производственного обучения создаются особо благоприятные условия для трудового воспитания, развития ум­ственных способностей и общей культуры. Занятия в мастерских позволяют развивать у учащихся восприимчивость ко всему ново­му в нашей жизни, желание соучаствовать в освоении техники будущего, но одновременно дают возможность развивать эколо­гическое мышление.

Приведем примеры формулировок воспитательных задач:

1) совершенствовать

а) идейно-мировоззренческое,

б) правовое,

в) экономическое,

г) нравственное,

д) эстетическое,

е) экологическое воспитание учащихся;

2) продолжить формирование

а) активной жизненной позиции,

б) осознанной потребности в труде,

в) творческого начала у учащихся,

г) понимания значения мобильности профессиональных зна­ний;

3) прививать

а) чувство полноправного и ответственного хозяина,

б) критическое отношение к существующим технологиям,

желание рационализировать процесс и т.п.;

4) воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.

Понятно, что предлагаемые формулировки ни в коей мере не охватывают весь круг воспитательных задач. Следует сделать ого­ворку такого характера. Нельзя говорить о точном времени реали­зации воспитательных целей на уроке. Довести их до сознания уча­щихся мастер может в тот период занятия, который он сочтет приемлемым (в начале или в ходе занятия). Здесь единственный подсказчик — собственный опыт и знание своих учеников.

Развивающие задачи предполагают формирование профессио­нальных умений и навыков у учащихся. Подразумевается, что ат­мосфера занятия, целенаправленная совместная деятельность на­ставника и учеников образуют благоприятные условия для трудо­вого мастерства, выработки сознательного отношения к труду. Формулироваться в учебных планах это может следующим обра­зом:

1) развивать у будущих производственников умение

а) выделять главное в проблеме,

б) анализировать,

в) делать обобщение, выводы,

г) ставить вопросы,

д) формулировать задачи,

е) формулировать ответы,

ж) принимать самостоятельные решения, з) контролировать свои действия,

и) решать проблемные ситуации, задачи и т.п.,

к) применять имеющиеся знания на практике и т.п.;

2) развивать у учащихся профессиональные интересы к...;

3) содействовать развитию необходимых личностных качеств (воли, целеустремленности, аккуратности, ответственности, со­бранности и т.д.) у учащихся;

4) содействовать развитию следующих специальных способно­стей (...).

Вместе с тем необходимо предостеречь молодых преподавате­лей от неверной трактовки предложенных формулировок. Напри­мер, в своем плане мастер делает запись: «Сформировать осо­знанную потребность в труде». Понятно, что нет чудо-таблеток, проглотив которые учащийся сразу почувствовал бы непреодоли­мую тягу к труду. Длительный процесс воспитания у будущего члена общества желания овладеть жизненно необходимыми уме­ниями и навыками, приобретения им понимания, что высокий уровень трудовой подготовки будет востребован обществом, по­зволит занять достойное место в нем, — только такой путь приве­дет к реализации записанного выше. Поэтому правильней будет сформулировать цель так: «Продолжить формирование осознан­ной потребности в труде», — хотя бы потому, что обозначается важная цель и стремление преследовать ее от урока к уроку.

Вот почему представляется, что при планировании учебно-вос- питательных целей следует более четко их обозначать.

Если цель — образовательная, то она должна расширять пред­ставления о производственных процессах, современных техноло­гиях, технике сегодняшнего дня, имеющим отношение к изучае­мым разделам программы.

Если цель — воспитательная, она может разумно воздейство­вать на мировоззрение, целенаправленно формируя экологиче­ские, экономические и другие представления и принципы буду­щего члена общества.

Если цель — развивающая, она должна ориентироваться на практическую направленность профессиональной подготовки — качество, в решающей степени определяющее ее педагогическую ценность.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что подразумевается под планированием процесса производствен­ного обучения? Какие аспекты оно включает?

2. Дайте характеристику существующим видам учебных планов. Что включает рабочий учебный план?

3. Определите назначение сводно-тематического плана. Дайте харак­теристику его особенностей.

4. Определите назначение перспективного планирования при подго­товке и организации процесса производственного обучения.

5. Охарактеризуйте назначение перечней учебно-производственных работ. Покажите основные требования, которым они должны отве­чать.

6. Укажите назначение и особенности составления плана учебно-про­изводственной деятельности группы. Покажите различия планов при ра­боте в учебных мастерских и во время производственной практики.

7. Дайте характеристику учебно-технологической документации, ее видам и особенностям. Приведите пример инструкционной карты на выполнение работы (тема и объект труда выбираются студентом).

8. Что относится к текущему планированию мастера производствен­ного обучения? Какой может быть примерная структура плана?

9. Определите содержание комплекса учебно-воспитательных целей при производственном обучении.

10. Охарактеризуйте направления воспитательных целей при изуче­нии специальности. Раскройте ваше понимание выражения «обучение должно быть воспитывающим».Какие задачи относят к развивающим и что дает их достижение?

 

 

ГЛАВА 11

НОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ

Производство нуждается не просто в рабочих кадрах, а в спе­циалистах, которые с первых дней работы на предприятии спо­собны справляться с установленными заданиями и утвержденны­ми нормами выработки для определенной квалификации по кон­кретной специальности. Высокая производительность и качество труда всегда были главными критериями при оценке соответствия рабочего на производстве.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.