Фронтальная форма организации производственного обучения 2 глава
Опыт и практика показывают целесообразность перспективного планирования резервных (заменяемых) объектов труда (на случай возможного отсутствия материала и т.п.). Во всяком случае если мастер заблаговременно знает, какое изделие будут выполнять учащиеся, то он имеет долгосрочную возможность изготовить эталонный образец, необходимый для показа на занятии, подготовить требуемую техническую документацию, продумать и апробировать технологическую последовательность изготовления. Примерные формы перспективно-тематического плана даны в таблице 9. Выбор варианта диктуется лишь одним обстоятельством — удобством для использования в работе. Перспективное планирование в значительной степени облегчает работу мастера при подготовке к очередному занятию. Опыт показывает, что чем полнее и продуманнее перспективное планирование, тем легче мастеру составлять поурочное. Это обстоятельство известно всем опытным педагогам, так как многократно подтверждалось практикой. 10.3. Содержание перечней учебно-производственных работ Будущая работа учащихся по специальности на производстве всегда связана с огромным разнообразием деталей (изделий), которое не может быть учтено заранее. В программе определяют только общее содержание и объем учебного материала по каждой теме, но не устанавливают выполняемые при ее отработке учебно-производственные работы. Следовательно, мастер должен запланировать, на каких изделиях будут формироваться профессиональные знания, навыки и умения, предусмотренные программой производственного обучения. С этой целью и разрабатывается (под непосредственным руководством старшего мастера и с привлечением других мастеров данной специальности) перечень учебно-производственных работ для подготовки рабочих по конкретной профессии (табл. 10 — 13). При его составлении необходимо учесть ряд условий, соблюдение которых благотворно отразится на качестве обучения. Эти учебные требования многократно проверены практикой и заключаются в следующем.
1. Изготовление деталей (изделий) должно включать приемы, предусмотренные изучаемыми темами, желательно комплексно объединенные, чтобы при их отработке решались учебные задачи. Напротив, при подборе работ для изучения операций надо обращать внимание, чтобы применялась только данная операция как единственная или преобладающая. 2. Изделия должны обеспечивать постепенный переход от простых к сложным, с тем чтобы их посильность давала возможность учащимся преодолевать возрастающие трудности, не теряя уверенности в своих силах. 3. Максимальная часть изделий должна иметь производственную ценность. Для обучающегося совсем не безразлично, делается «бросовая» деталь или идущая на сборку выпускаемой продукции с известным экономическим эффектом. 4. Подбор работ (в том числе и их вес) должен соответствовать физическим возможностям учащихся, а их технологическое содержание учитывать объем изученных на данный период технических знаний. Однообразная работа в течение длительного времени угнетающе действует на психику, устойчивость внимания, настроение учащегося. В пункте 1 мы уже рекомендовали объединять при изготовлении изделий разные приемы, стараться разнообразить форму детали и ее размеры. Это положительно отражается на учебном процессе и его качестве. 1. Желательно, чтобы перечень был ориентирован на выпускаемую учебным заведением продукцию. В этом случае объекты труда могут быть постоянными на длительный период, что благотворно для организации производственного обучения.
2. Комплексные работы должны составляться из деталей, охватывающих все (или большинство) изученных до этого операций. Они должны выявить уровень усвоения учащимся практических умений. По их итогам мастер может принять решение о необходимости (или отсутствии таковой!) индивидуальной помощи учащемуся. Все учебно-производственные работы по перечню в обязательном порядке должны иметь достаточное (на группу) число чертежей, разработанных инструктивных и технологических карт и т. п. Учащимся должны сообщаться ученические нормы времени (о них будет рассказано в гл. 11). Выполнение — дополнительный стимул, повышающий мотивацию к учебе. Продуманно составленный перечень оказывает в дальнейшем помощь мастеру, помогая дифференцированно подбирать учебно-производственные работы, легко производить замены одних изделий другими, варьируя степень технологической сложности. Если училище занимается производственной деятельностью, выпуская готовую продукцию в виде сложных изделий, составление перечня работ осуществляется без проблем. У мастера всегда есть достаточно широкий выбор деталей для тренировочных упражнений, для операционных работ и для комплексной отработки необходимых умений и навыков. Обращаем внимание молодых мастеров на обязательность коллективной работы над перечнем и необходимость его утверждения заместителем директора по учебно-производственной работе. При составлении перечней стоит придерживаться нескольких проверенных практикой правил: 1) все детали перечней должны быть обеспечены чертежами в количестве, необходимом для полного состава группы; 2) на все детали, которые предназначены для отработки первоначальных навыков работы, в распоряжении мастера производственного обучения должны быть технологические или инструкционные карты; 3) перечень должен предусматривать, что по мере приобретения учащимися опыта детали из перечня должны усложняться, оставаясь вместе с тем в пределах разрядности работ, предусмотренных квалификационной характеристикой. Перечень учебных работ в период производственной практики на предприятии так же необходим, как и перечень для работы в мастерских.
При прохождении практики перечень может видоизменяться с учетом специфики конкретного производства. Учебные работы выбирают исключительно из номенклатуры предприятия, а основной задачей мастера при этом является максимальное приближение подобранных работ к темам (разделам) учебной программы по изучаемой специальности, а также учет разумного предела сложности. В случае, когда такой посильности нет, то задачу решают вместе с руководителем цеха. Например, учащиеся выполняют предварительную обработку, оставляя финишные операции опытным производственникам. Подбор предусмотренных в перечнях учебных работ, рабочих мест и объектов, как при обучении в мастерских, так и непосредственно на производственной практике, должен обеспечивать постепенный, планомерный и постоянный рост личного мастерства учащихся, достижение ими установленных норм выработки. Запланированные объекты труда должны побуждать учащихся к овладению производственными приемами работы, развивать стремление к применению современной техники и технологии, изучению передового опыта новаторов. В таблице 13 показан фрагмент варианта подбора деталей для формирования первичных навыков или отработки конкретных операций. Такой набор работ, согласованный с учебной программой, позволяет иметь стабильное дидактическое и технологическое обеспечение, что значительно облегчает подготовку мастера производственного обучения к проведению учебных занятий в группе. Представляется, что грамотно подобранный и всесторонне продуманный перечень учебно-производственных работ является важным условием выполнения учебной программы и качественного обучения будущих специалистов. 10.4. Составление планов производственного обучения группы На каждый месяц мастер группы разрабатывает план производственного обучения, которым и руководствуется на занятиях в этот период времени. В зависимости от конкретной ситуации иногда такой план может подготавливаться и на более длительный период. В нем учитываются темы учебной программы, для прохождения которых из перечней отбираются строго конкретные детали (изделия).
Примерные варианты формы таких планов для обучения в мастерских и на производстве приведены в таблице 14. Необходимо пояснить некоторые моменты и назначение отдельных граф при составлении планов. Общий фонд времени на производственную деятельность группы подсчитывается по формуле: где Т — время; Гпр — общее количество времени на производственное обучение за данный период по программе; Тп — время, необходимое для проведения вводных и заключительных инструктажей; Ту — время на выполнение тренировочных упражнений; п — количество учащихся в группе. 1. Общий фонд времени рассчитывается так: число занятий в неделю (допустим 2) умножается на число недель в месяце (4) = 8, продолжительностью 6 часов каждое. В группе — 15 учеников. Общий фонд = 8x6x 15 = 720 ч. Из него вычитается время, затраченное на вводный и заключительный инструктажи и на тренировочные упражнения, если таковые запланированы. Во время их выполнения учащиеся приобретают навыки, но не участвуют в производственной деятельности. 2. Норма времени указывается ученическая. Коэффициенты для ее получения приведены в главе И. 3. В графе «Примечание» или «Отметка о выполнении» мастер проставляет итог по каждой позиции. План в конце учебного периода послужит отчетным документом, позволяющим установить степень выполнения программы и объективно оценить каждого учащегося. В некоторых случаях, когда практика осуществляется непосредственно на производстве, составляются индивидуальные планы обучения. Они также будут служить учетными документами. По целому ряду профессий (в частности, механизаторов сельского хозяйства) составляются планы проведения производственных практик. Там, где учебными планами предусматривается отработка вождения автомобиля, трактора, комбайна и т.п., разрабатываются планы проведения таких занятий и графики индивидуального обучения на каждую учебную группу. Во многих учебных заведениях используются подробные планы производственного обучения группы на месяц, в которых указывается время на изучение каждой темы, количество работ, выполняемых каждым учащимся, т. е. создается единый документ по планированию и учету выполнения работы. Такая форма может оказаться весьма удобной. В последующих главах будет более подробно рассказано о том, как при составлении планов производственного обучения следует рассчитывать время на производственную и учебную деятельность. 10.5. Разработка учебно-технологической документации
Учебно-технологическая документация — серьезный инструмент в руках мастера, позволяющий достигать успешного решения учебных задач. От ее применения (или, увы, от недостаточного внимания к систематичности и ширине ее использования!) в значительной мере зависит формирование компетентности будущих специалистов. К учебно-технологической документации относят: чертежи на изготовляемые изделия с техническими требованиями; средства письменного инструктирования — инструкционные (вариант — операционные) и инструкционно-технологические карты, а также различного рода инструктивные памятки. Прежде всего следует рекомендовать мастеру с самых первых занятий, в зависимости от специфики изучаемой специальности, проводить практические занятия исключительно по чертежам, кинематическим и электрическим монтажным схемам и т.п., сделав это незыблемым правилом. Ведь на современном производстве иначе не мыслится, следовательно, чем раньше учащиеся примут такой порядок вещей за норму, тем эффективнее пойдет обучение. Не важно, если какое-либо условное обозначение на чертеже еще не изучалось на теоретическом занятии — учащийся лишний раз убедится в важности овладевать такими знаниями. В чертежах должны присутствовать полные технические требования. Привычка к упрощенным учебным чертежам может создать у учащихся серьезные проблемы, когда они без должной подготовки перейдут к производственным чертежам, не уделят достаточно внимания техническим указаниям, существенно влияющим на весь процесс изготовления. Особое значение в учебном процессе отводится письменному инструктированию. Будем реалистами: самый добросовестный и опытный мастер не в состоянии досконально уследить за всем, что делают его ученики. Поэтому так важно наличие перед глазами обучаемого инструкционной карты, четко, однозначно показывающей, какой взять инструмент, какой установить режим, что сделать в первую очередь, что — потом и т. д., как проверить правильность своих действий. С помощью инструкционных карт учащиеся многое понимают и без объяснений наставника (табл. 15). Поясним специально, чтобы не допустить в дальнейшем ошибочных толкований: технологическая и инструкционная карты построены по общей схеме, отражающей последовательность действий, которые предстоит выполнить. Отличие в одном: инструкционная карта должна иметь дополнительную графу — указания по самоконтролю, — которая позволяет учащемуся самостоятельно проконтролировать правильность своих действий.
Работа по инструкционной карте приучает учащихся самостоятельно выполнять работы в определенной последовательности с применением необходимых инструментов, приспособлений, оборудования. Следует предупредить молодых мастеров, что нельзя свести работу с инструкционными картами к их раздаче и последующему «свободному плаванию по ним» учащихся. Необходимо, особенно в первые периоды обучения, сочетать работу по письменной инструкции с ее устным разъяснением. Молодой мастер должен иметь в виду, что при работе с документацией такого рода следует учитывать индивидуальность учащегося и подходить к работе дифференцированно. Дело в том, что для сильных учеников представления о последовательности своих действий и их характере складываются уже в процессе вводного инструктажа. Им достаточно беглого ознакомления с инструкционной картой и последующим согласованием своих действий с указаниями по наиболее ответственным моментам. Иначе обстоит дело с относительно слабыми учащимися. Как правило, они упускают отдельные фрагменты, а цельной картины по четкому соблюдению алгоритма собственных действий у них может не сложиться. Они, несомненно, вынуждены обращаться к карте как важному помощнику, «лоцману». Мастеру следует учитывать, что недостаточность или зыбкость знаний таких учеников может явиться причиной непонимания ими указаний карты. Поэтому пока большинство учащихся самостоятельно выполняют задание, мастер может сосредоточиться на персональном инструктаже, выявить допускаемые неточности в выполнении отдельных трудовых приемов, более четко выяснить, какие поправки к индивидуальному темпу усвоения изучаемого материала следует внести. Таким образом, применение инструкционно-технологических карт, письменных инструкций и самостоятельное выполнение учащимися операций и переходов между ним не освобождает мастера полностью от контроля за действиями обучаемых. Такая методика организации и проведения занятий позволяет внимательно отслеживать действия учащихся по выполнению наиболее сложных приемов, связанных с обработкой, измерением и контролем качества изделий. Но, повторимся, она не освобождает мастера давать дополнительные разъяснения — при необходимости. Это важно учитывать как при объяснении, так и при переходе учащихся к самостоятельной работе. Инструкционные карты и другую техническую документацию постепенно следует усложнять и на последних этапах обучения они практически не должны отличаться от применяемых на производстве. 10.6, Текущее планирование учебной работы с группой Оговоримся сразу: хотя единой, строго установленной формы плана не существует — это творчество педагога, — план входит в обязательную документацию. Молодому мастеру следует выработать привычку составлять свои планы основательно и добротно. Предлагаю несколько практических советов, которые могут оказаться полезными. Планы лучше писать не в тетради, а на отдельных листах. Тогда если какой-то элемент занятия потребует изменения или переработки, это легко сделать. В некоторых учебных заведениях имеются выполненные типографским способом «заготовки», и план оформляется подстановкой в их графы. Это ведет к шаблону в планировании. Нужно проводить занятия разнообразно и творчески, такие всегда интереснее для учащихся, а предлагаемый стандартный вариант связывает инициативу. На первых порах своей работы молодому мастеру желательно планировать время, затрачиваемое на различные этапы занятия. Вводный инструктаж или отвлечение на разъяснения могут занять неоправданно много времени. Следует контролировать, сколько запланировано и использовано. Не нужно понимать это буквально, по минутам отслеживая ход занятия, но обычная ошибка молодых мастеров — невыполнение намеченного из-за нехватки времени. В конспект материала, сообщаемого учащимся^ полезно включать эскизы, формулы, записи, отмечать особо те проблемные ситуации, которые будут отрабатываться на занятии. Ведение урока, его ход увлекает мастера, и даже опытный педагог может упустить запланированный пример или подготовленную заранее для разрешения проблемную ситуацию, если они не напомнят о себе из лежащего перед глазами конспекта. В плане можно выделять цветом особо важное для усвоения. Опыт автора, проводившего вводные инструктажи исключительно с использованием иллюстраций на доске цветными мелками, показал, что и учащиеся охотно перенимают систему рабочих записей в цвете. Межпредметные связи должны стать обязательным элементом при проведении вводных инструктажей. Касается это правильного написания термина или актуализации изученных накануне в теории свойств материала, включения эпизода из истории техники или напоминания закона физики — в любом случае это будет зримая связь между модулями учебного плана. И еще один совет из личного опыта. Обязательно подвигайте учащихся к чтению дополнительной литературы, рекомендуйте книги, статьи из журналов, и не только по специальности, но и из истории техники, из серии ЖЗЛ и т.п. Прочтите маленький фрагмент, заинтересуйте слушателей — это не останется без последствий. Планируя свою работу на конкретном занятии, постоянно помните о самом сильном и эффективном «оружии» мастера — интересе учащихся, продолжением которого является появляющееся увлечение будущей специальностью. Мы уже говорили, что строго установленной, канонизированной формы плана работы мастера на учебный день нет. Вместе с тем есть ряд этапов и элементов урока, дидактических аспектов, присутствие которых в плане необходимо. В качестве одного из вариантов примерного построения плана проведения занятия производственного обучения можно использовать следующую схему (при проведении занятий в мастерских): 1) тема программы (подтема); 2) тема занятия; 3) учебно-воспитательные цели занятия; 4) объекты учебных работ (или отрабатываемые приемы), на которых будет проводиться обучение; 5) материально-техническое и дидактическое обеспечение урока; 6) содержание (все элементы) вводного инструктажа; 7) определение последовательности и содержания этапов текущего инструктажа при работе учащихся; 8) заключительный инструктаж и его содержание. Предваряет начало занятия организационная часть, на которой осуществляется контроль посещаемости и готовности учащихся к занятиям, назначение дежурных (если изменился график), производится распределение по рабочим местам (особенно в случае применения графика перемещений) и т.п. Если мастер запланирует беседу по пройденному ранее материалу — для актуализации знаний учащихся — или проверку усвоения технологических знаний по предыдущим операциям, он должен решить, какая форма наиболее приемлема: это может быть и тестирование по карточкам-заданиям части группы, и устный опрос намеченных учащихся. В этих случаях в плане следует намечать и конкретные вопросы, и их адресатов. Существует еще один аспект плана, связанный с определением целей занятия. При подготовке к занятиям, вне зависимости от организационной их формы, мастеру необходимо уметь четко определять цели и задачи как всего раздела учебной программы, так и отдельного занятия. Под целью в учебном процессе подразумевают конкретную учебно-воспитательную задачу, требующую решения совместно сучащимися. Чтобы четко определить цель, нужно уметь представить себе конечный результат, уяснить, какими знаниями, умениями и навыками должны обогатиться учащиеся после урока, какие качества личности могут быть сформированы у них для будущего вследствие направленного педагогического воздействия. Мы не раз отмечали среди приоритетов обучения всестороннее развитие личности учащегося, следовательно, и цели должны планироваться и достигаться разноплановые. Педагогу профессионального обучения на каждом занятии приходится решать, как правило, несколько учебно-воспитательных задач. Опыт показывает, что молодые педагоги обычно считают таковыми только связанные с освоением конкретных приемов (операций), что в корне неверно. В планах занятий следует указывать комплекс учебно-воспитательных задач. Среди комплекса учебно-воспитательных задач выделяют образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Образовательные задачи понимаются как общее интеллектуальное развитие будущего рабочего, формирование и расширение его представлений о достижениях науки и техники, особенностях применяемых технологий и возможностях приложения общекультурных и общетехнических знаний на производстве. Поясним эту мысль конкретными примерами. Предположим, темой занятия является введение в деревообработку. Что, будущий мебельщик никогда не видел дерева или не сталкивался с какими-то способами обработки пиломатериалов? Но можно рассказать о прочности самшита, о секвойе, которая может быть выше телевизионных ретрансляторов, или о карликовых бонсаях, чей возраст измеряется столетиями, а высота — всего лишь десятками сантиметров. Это расширит представления учащихся о таком привычном, казалось бы, материале, как дерево. Нужно говорить и о безбрежном мире химических продуктов, получаемых из древесины. А еще, например, — о новой технологии, разработанной в Японии, для изготовления из бревна квадратных балок. Вместо привычного обтесывания бревно пропускают через микроволновую установку при 100-градусной температуре, а затем через валки: так можно получить не только квадратный, а любой самый замысловатый профиль. Такие примеры расширяют представления учащихся о современных технологиях, очерчивают горизонты техники сегодняшнего дня и завтрашнего, которой им предстоит овладеть. Формулировки образовательных задач могут быть самыми разнообразными: дать начальное представление (дать первичное представление) о...; обеспечить усвоение...; сформировать (продолжить формирование)...; закрепить...; обобщить (или систематизировать) следующие научные знания, производственные понятия...; расширить следующие специальные производственные представления...; углубить (закрепить) следующие технические знания о... и т.д. Мастер должен логично увязывать образовательные задачи с тем, как преподается теоретический или практический материал. Воспитательные задачи призваны сформировать у учащихся нравственные, личностные качества, которые могут и должны составлять стержень человеческой сущности будущего члена общества. На занятиях производственного обучения создаются особо благоприятные условия для трудового воспитания, развития умственных способностей и общей культуры. Занятия в мастерских позволяют развивать у учащихся восприимчивость ко всему новому в нашей жизни, желание соучаствовать в освоении техники будущего, но одновременно дают возможность развивать экологическое мышление. Приведем примеры формулировок воспитательных задач: 1) совершенствовать а) идейно-мировоззренческое, б) правовое, в) экономическое, г) нравственное, д) эстетическое, е) экологическое воспитание учащихся; 2) продолжить формирование а) активной жизненной позиции, б) осознанной потребности в труде, в) творческого начала у учащихся, г) понимания значения мобильности профессиональных знаний; 3) прививать а) чувство полноправного и ответственного хозяина, б) критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать процесс и т.п.; 4) воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности. Понятно, что предлагаемые формулировки ни в коей мере не охватывают весь круг воспитательных задач. Следует сделать оговорку такого характера. Нельзя говорить о точном времени реализации воспитательных целей на уроке. Довести их до сознания учащихся мастер может в тот период занятия, который он сочтет приемлемым (в начале или в ходе занятия). Здесь единственный подсказчик — собственный опыт и знание своих учеников. Развивающие задачи предполагают формирование профессиональных умений и навыков у учащихся. Подразумевается, что атмосфера занятия, целенаправленная совместная деятельность наставника и учеников образуют благоприятные условия для трудового мастерства, выработки сознательного отношения к труду. Формулироваться в учебных планах это может следующим образом: 1) развивать у будущих производственников умение а) выделять главное в проблеме, б) анализировать, в) делать обобщение, выводы, г) ставить вопросы, д) формулировать задачи, е) формулировать ответы, ж) принимать самостоятельные решения, з) контролировать свои действия, и) решать проблемные ситуации, задачи и т.п., к) применять имеющиеся знания на практике и т.п.; 2) развивать у учащихся профессиональные интересы к...; 3) содействовать развитию необходимых личностных качеств (воли, целеустремленности, аккуратности, ответственности, собранности и т.д.) у учащихся; 4) содействовать развитию следующих специальных способностей (...). Вместе с тем необходимо предостеречь молодых преподавателей от неверной трактовки предложенных формулировок. Например, в своем плане мастер делает запись: «Сформировать осознанную потребность в труде». Понятно, что нет чудо-таблеток, проглотив которые учащийся сразу почувствовал бы непреодолимую тягу к труду. Длительный процесс воспитания у будущего члена общества желания овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приобретения им понимания, что высокий уровень трудовой подготовки будет востребован обществом, позволит занять достойное место в нем, — только такой путь приведет к реализации записанного выше. Поэтому правильней будет сформулировать цель так: «Продолжить формирование осознанной потребности в труде», — хотя бы потому, что обозначается важная цель и стремление преследовать ее от урока к уроку. Вот почему представляется, что при планировании учебно-вос- питательных целей следует более четко их обозначать. Если цель — образовательная, то она должна расширять представления о производственных процессах, современных технологиях, технике сегодняшнего дня, имеющим отношение к изучаемым разделам программы. Если цель — воспитательная, она может разумно воздействовать на мировоззрение, целенаправленно формируя экологические, экономические и другие представления и принципы будущего члена общества. Если цель — развивающая, она должна ориентироваться на практическую направленность профессиональной подготовки — качество, в решающей степени определяющее ее педагогическую ценность. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Что подразумевается под планированием процесса производственного обучения? Какие аспекты оно включает? 2. Дайте характеристику существующим видам учебных планов. Что включает рабочий учебный план? 3. Определите назначение сводно-тематического плана. Дайте характеристику его особенностей. 4. Определите назначение перспективного планирования при подготовке и организации процесса производственного обучения. 5. Охарактеризуйте назначение перечней учебно-производственных работ. Покажите основные требования, которым они должны отвечать. 6. Укажите назначение и особенности составления плана учебно-производственной деятельности группы. Покажите различия планов при работе в учебных мастерских и во время производственной практики. 7. Дайте характеристику учебно-технологической документации, ее видам и особенностям. Приведите пример инструкционной карты на выполнение работы (тема и объект труда выбираются студентом). 8. Что относится к текущему планированию мастера производственного обучения? Какой может быть примерная структура плана? 9. Определите содержание комплекса учебно-воспитательных целей при производственном обучении. 10. Охарактеризуйте направления воспитательных целей при изучении специальности. Раскройте ваше понимание выражения «обучение должно быть воспитывающим».Какие задачи относят к развивающим и что дает их достижение?
ГЛАВА 11 НОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ Производство нуждается не просто в рабочих кадрах, а в специалистах, которые с первых дней работы на предприятии способны справляться с установленными заданиями и утвержденными нормами выработки для определенной квалификации по конкретной специальности. Высокая производительность и качество труда всегда были главными критериями при оценке соответствия рабочего на производстве.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|