Фронтальная форма организации производственного обучения 4 глава
Температура воздуха в учебных кабинетах, лабораториях должна составлять 18 — 20 °С при обычном остеклении, 19—21 °С при ленточном остеклении; в учебных мастерских 15 — 17 °С; в дисплейных классах должна соблюдаться температура воздуха в пределах 19—21 °С, допустимая 18 — 22 °С, при относительной влажности соответственно 62—55 % и 39—31 %. Удаление воздуха из классов и кабинетов проводится через систему вытяжной вентиляции с естественным побуждением. Через открытые форточки (фрамуги, створки окон) осуществляется проветривание учебного помещения перед занятиями, в каждую перемену и по окончании занятий. В лабораториях, учебно-производственных мастерских, на рабочих местах на предприятиях, где проводится обучение, у станков и механизмов, работа на которых связана с выделением вредных веществ, пыли, повышенного тепла, оборудуется общая и местная механическая вентиляция. Она должна обеспечивать допустимые параметры воздушной среды и ограничивать уровень содержания вредных веществ в пределах, установленных гигиеническими нормативами. В сварочных мастерских рабочие столы оборудуют местными отсосами с всасыванием воздуха в габаритном сечении со скоростью 5 —6 м/с. Удаление воздуха должно компенсироваться сосредоточенным его притоком в полном объеме. Электромонтажные столы оборудуют местными отсосами на поворотном шарнирном соединении со скоростью в габаритном сечении 5 — 6 м/с. Резку металла осуществляют на раскройном столе, имеющем вытяжку снизу из-под решетки из расчета 0,7 м/с с открытой поверхности стола. Освещенность рабочей зоны и всего помещения для учебных мастерских оценивается с использованием коэффициентов, которые для естественного освещения приравниваются к производственным помещениям для точных работ (3-й разряд работ). Основной системой естественного освещения учебных помещений является боковое левостороннее. В слесарных и токарных мастерских направление света от боковых окон справа (при этом обеспечивается наименьшее затенение от корпуса тела работающего и громоздкой левой части токарных станков). Направление основного светового потока не должно быть спереди и сзади от обучающихся. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета.
Вместе с тем нормативы, разрешая применение систем естественного освещения в вариантах бокового одно-, двух- и трехстороннего, предусматривают для учебно-производственных мастерских и комбинированное (верхнее и боковое). Мастер должен знать, что в помещениях, специально предназначенных для работы или производственного обучения подростков, нормированное значение коэффициента естественного освещения (КЭО) повышается на один разряд и должно быть не менее 1,0 %. К искусственному освещению дополнительно предусмотрены отраслевые нормы, учитывающие показатели дискомфорта, и коэффициенты пульсации. В учебных помещениях, лабораториях, в кабинетах с ПЭВМ уровни освещенности составляют: на рабочих столах — 300 — 500 лк; на классной доске — 500 лк (см. также табл. 21). В учебных помещениях используют люминесцентные источники с пускорегулирующими аппаратами (ПРА) с особо низким уровнем шума. Неравномерность освещения (отношение максимальной освещенности к минимальной) не должна превышать
1,3 для работ 1 — 3-го разрядов при люминесцентных лампах; при других источниках света — 1,5; для работ 4-го и выше разрядов — соответственно 1,5 и 2,0. Светильники местного освещения должны питаться током при напряжении не выше 36 В. Очистку от пыли светильников общего освещения следует производить не реже 2 раз в год.
Уровень производственного шума крайне важен для состояния нервной системы. Он не должен превышать 70 дБА. Особенно вредны высокочастотные шумы, которые часто не только превышают допустимые уровни звукового давления, но и негативно отражаются на психике. Санитарными нормами установлено, что оборудование для мастерских должно иметь документы с отражением сведений по частотным характеристикам уровней звукового давления, в том числе и уровней звука холостого хода станка. Они должны находиться в октавных полосах со среднегеометрическим значением от 62,5 до 8000 Гц. Пребывание подростков в условиях шума, превышающего нормируемый уровень, ограничивается (см. табл. 22). Тяжелое оборудование (станки, агрегаты и пр.) устанавливают на первых этажах на специальном фундаменте, не связанном с фундаментом здания. При невозможности использования фундаментов под станки их устанавливают на амортизирующие прокладки или специальные пружинные приспособления. Настольные станки устанавливают на амортизирующие прокладки.
В учебных заведениях накоплен полезный опыт того, как в условиях ограниченности в средствах силами самого училища изготавливаются защитные кожухи из пенопласта (упаковочный материал, легко принимающий любую форму) — такие кожухи значительно снижают шумовые пороги у работающих дисковых пил, отрезных фрез и т.п. Установлено, что при проведении занятий в комфортных условиях работоспособность учащихся возрастает в среднем на 30 %. Режим работы в мастерских должен учитывать чередование непрерывной работы с периодами отдыха. Здесь не может быть единых требований — все зависит от возраста обучаемых, темы изучаемого раздела программы и даже от места, которое занятие по производственному обучению занимает в учебном расписании. Разработчики СанПиН даже составили специальную таблицу группировки предметов по степени сложности усвоения учебного материала, которую следует учитывать при составлении расписания занятий. Объем учебно-производственной нагрузки не должен превышать 36 ч (академических) в неделю и 6 ч в день. При прохождении производственной практики в организациях продолжительность рабочего дня зависит от возраста и составляет в соответствии с трудовым законодательством для подростков до 16 лет — 4 ч в день (24 ч в неделю), от 16 до 18 лет — 6 ч в день (36 ч в неделю). При возрасте от 18 лет и старше не более 40 ч в неделю. Структура рабочего дня во время производственной практики обеспечивает постепенный переход от режима УНПО к режиму труда на производстве. Для этого на первом этапе, длительность которого зависит от сроков обучения и профессии, предусматривают десятиминутные перерывы через каждые 50 минут работы, на втором этапе через 1,5—2 ч. На заключительном этапе производственной практики режим работы подростков приближают к режиму труда взрослых рабочих с более ранним обеденным перерывом (после 3 часов работы).
Продолжительность трудовых операций и перерывов на отдых при работе в мастерских связана с такими факторами, как мера физической нагрузки учащихся (скажем, рубка металла или строгание древесины требуют больших усилий, чем разметка) или степень однообразия работы. Если занятия по производственному обучению характеризуются сменой операций, то полезное рабочее время не уменьшается. Поэтому наибольший эффект будет достигнут, если мастером предусмотрено соединение или чередование двух-трех операций при выполнении одного объекта труда. Вместе с тем мастер и в вопросе определения режима работы должен подходить к отдельным учащимся строго индивидуально. Продолжительность перемен во время учебных занятий составляет не менее 10 мин (через каждые 50 мин практической работы), а для питания учащихся предусматривают перерыв не менее 45 мин. Эргономика — наука, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах с целью создания таких условий труда, которые делают труд высокопроизводительным и в то же время обеспечивают необходимые удобства, сохраняя силы, здоровье и работоспособность. Важнейший эргономический фактор при организации работы в мастерских — соответствие оборудования росту учащихся. Очень важно ознакомить учащихся с необходимыми регулировками (например, высоты тисков, подножных решеток и т.п.), чтобы рабочие позы при работе стоя или сидя были правильными. Мастер должен также знать, что антропометрические измерения позволили выработать четкие размеры рабочих столов (верстаков и др.) и сидений к ним.
Эргономические факторы позволяют учитывать многие стороны организации производственного обучения, в том числе: разработку рациональных рабочих поз в зависимости от характера трудового процесса и величины рабочего усилия; подбор и усовершенствование рабочей мебели с учетом антропометрических данных человека; исключение из трудового процесса статических напряжений; рациональное размещение инструментов на рабочем месте и др. Учесть фактор роста при организации рабочих мест помогут данные процентного распределения этой характеристики, определенные исследованиями медиков (табл. 23). Они, разумеется, не
абсолютны, но дают представления о вероятном соотношении роста учащихся. Эргономически обоснованные соотношения высоты рабочих столов или верстаков и сидений с ростом учащихся даны в таблице 24 и на рисунке 1. Их учет обязателен при организации рабочих мест. При организации рабочих мест, как для теоретических занятий, так и для производственного обучения, необходимо ориентироваться на рекомендуемые значения по высотам, расстояниям при расположении вспомогательного оборудования, проходов между элементами учебных помещений и т. п. Если это необходимо (а акселерация современных молодых людей — факт очевидный), следует использовать индивидуальный подход с применением регулировки по высоте и другим параметрам. Это должно касаться не только обычно легко подгоняемых под индивидуальные характеристики тисков, слесарных и столярных верстаков. Данное требование должно распространяться и на подножные решетки, тумбочки и т.п. Учет психофизиологического воздействия цветовой гаммы среды, окружающей учащихся во время занятий, — важнейшее условие создания ощущения психологического комфорта. Влияние цветовых ощущений на психику человека огромно. Необходимо придерживаться научно обоснованных рекомендаций по окраске оборудования и помещений, где проходят занятия. При подборе колеров для окраски пола, стен, мебели и оборудования необходимо добиваться оптимального сочетания цветов, которые в совокупности должны создать благоприятную цветовую гамму. Следует при этом учитывать и особенности расположения самого рабочего помещения. Так, мастерские, окна которых выходят на солнечную сторону, но стены окрашены в холодные тона, будут создавать для работающих учеников эффект снижения температуры. Наоборот, в помещении, при окраске которого выдержаны теплые тона, создается ощущение несколько более высокой температуры, чем в действительности. Это целесообразно использовать, если оно расположено на теневой стороне.
В хорошо оборудованной и со вкусом оформленной мастерской складываются необходимые условия для воспитания культуры труда и эстетического воспитания. Вот почему внимание к оформлению всех элементов учебной мастерской, к внешнему виду средств наглядности, к интерьеру учебного помещения в целом — важный фактор создания благоприятных условий работы учащихся. 12.4. Обеспечение безопасных условий труда Выше уже отмечалось, что как только мастер производственного обучения подписал трудовой договор (контракт) с администрацией учебного заведения, он возложил на себя ответственность за здоровье и жизнь обучаемых. Во время учебных занятий в мастерских и при проведении внеурочных мероприятий по специальности мастер полностью отвечает за соответствие условий работы учащихся требованиям Основ законодательства Российской Федерации о труде. Вместе с тем существует много технических решений, простых и эффективных, широко апробированных в промышленности, использование которых возможно и в учебном процессе для гарантированного предотвращения травматизма учащихся. Вот некоторые примеры. Наиболее частой ошибкой у начинающих токарей является оставление патронного ключа в патроне при раскреплении и закреплении детали. Случайное включение вращения шпинделя—и травма (самого нарушителя или его соседа по станку) неизбежна. Применение подпружиненного патронного ключа (рис. 2) делает невозможным такое нарушение техники безопасности. Сравнительно недавно в США был выдан патент на откидной упор к столу сверлильного станка. Когда его из нижнего висячего положения поднимают на несколько десятков миллиметров выше уровня стола, он предотвращает проворот детали от усилия вращающегося сверла и возможную тяжелую травму рук. Нарезание наружной и внутренней резьбы на станке всегда считалось операцией повышенной опасности для молодого токаря, так как выполнялось чаще всего с применением ручных плашкодержателей и воротков. Использование механических приспособлений, закрепляемых в пи- ноли задней бабки (рис. 3), значительно облегчая работу, гарантированно предотвращает возможный травматизм. Правила безопасной работы на оборудовании требуют останавливать станок в следующих случаях: уходя от станка даже на короткое время; прекращая работу; при измерении детали; при установке или смене режущего инструмента и приспособлений, принадлежностей; при уборке станка и т.д. Быть абсолютно уверенным, что учащийся, не имеющий достаточной практики и опыта, во всех перечисленных и других случаях будет безукоризненно придерживаться этих требований, мастер не может. Но достаточно оснастить учебное оборудование простеньким реле, которое через 20 — 30 с выключает двигатель, если работа не продолжается, и грозная опасность травматизма будет предупреждена. Сейчас многие современные производственные станки оснащаются такими устройствами непосредственно на заводах-изго- товителях. Можно предложить еще немало разных приспособлений, широко известных и применяемых на производстве, для использования по всем без исключения темам учебной программы. Они могут быть изготовлены самими учащимися, усовершенствованы в ходе выполнения учащимися производственных заказов, наглядно показывая возможности безопасного труда при высокой производительности. Самое интересное, что во многих случаях для предотвращения травм не нужны специальные, сложные принадлежности. Достаточно приучить будущих слесарей с первых уроков надевать на свободные (не используемые) острозаточенные концы чертилок предохранительные пробки или специальные колпачки — и эта привычка убережет от несчастья. При обучении рубке зубилом насадка за ударной частью в виде резиновой шайбы предотвратит травму кисти руки. Блокировка, не позволяющая запустить деревообрабатывающий станок без опущенного защитного экрана, предупредит попадание на лицо и в глаза стружки... Мы не ставим целью показать все возможные способы предотвращения травматизма при работе в учебных мастерских. Для этого имеются разработанные по самым разным профессиям подробные инструкции. Но хотим, чтобы мастер прочувствовал остроту проблемы: юности свойственны неосторожность, ненужная лихость, пренебрежение правилами и законами безопасности и часто непонимание того, что работа на станке, большие скорости на нем не только интересны и увлекательны, но и крайне опасны. Вот почему так важно максимально сократить риски травматизма в учебно-производственных мастерских. Для обеспечения здоровых, безопасных и комфортных условий труда необходимо осуществить целую систему мер — технических, санитарно-гигиенических, психофизиологических, эстетических. Эти вопросы неизменно должны быть в зоне внимания мастера, первоочередными в его практической деятельности при производственном обучении. 12.5. Материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса Успех занятий трудового обучения во многом определяет их материально-техническое обеспечение. Сегодня это — один из наиболее болезненных факторов организации производственного обучения. Безделье — бич дисциплины на любом занятии. Наоборот, когда все существо учащегося вовлечено в созидательную работу, время занятий буквально «пролетает», и звонок, возвещающий окончание работы, воспринимается как нежеланный. Отдавая себе отчет, насколько серьезно отражается на качестве подготовки квалифицированных специалистов база обучения, мастер должен добиваться наличия хотя бы минимума оснащения, предусмотренного существующими Перечнями по конкретным специальностям. В эти нормативные документы, определяющие основное и вспомогательное оборудование, инструмент (в том числе механизированный), приспособления и вспомогательные инструменты, инвентарь, включаются также демонстрационные приборы, технические средства обучения и дидактические материалы. В обязательный Перечень могут входить подборки кино- и видеофильмов, альбомы фолий для демонстрации через графопроектор, диафильмы и кодограммы, учебно-наглядные пособия, техническая документация и др. В таблице 25 приводится небольшой фрагмент такого Перечня, относящегося к учебной слесарной мастерской. Поясним, что основным учебно-производственным оборудованием индивидуального пользования учащихся являются: в мастерских для механической обработки соответствующие токарные, фрезерные или другие станки; в слесарной мастерской — верстаки слесарные с тисками и т.д. Вспомогательным оборудованием общего пользования являются сверлильные и заточные, опиловочные и другие станки, разметочные и правйльные плиты и т.д. Необходимо подчеркнуть, что в номенклатуру и количество оборудования для учебно-производственных мастерских следует вносить изменения, соответствующие требованиям новых учебных планов и программ. В зависимости от содержания выполняемых учащимися конкретных учебно-производственных работ по данной профессии училище может заменить отдельные виды оборудования, инструмента, приспособлений на другие, требующиеся в соответствии со спецификой производственного процесса на предприятии, где будет проходить практика. Можно дополнительно оснащать мастерские или учебные полигоны новым оборудованием, поступающим на производство взамен устаревшего. При этом должны быть учтены правила безопасности труда, установленные для лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. Кроме того, училище может оснастить мастерские учебно-наглядными пособиями и другими техническими средствами обучения, разработанными и изготовленными непосредственно в учебном заведении в процессе методической работы и технического творчества. Учебно-производственное оборудование, а также средства механизации должны отвечать современному уровню техники и обеспечивать учащимся возможность изучения всех тем учебной программы. Количество основного учебно-производственного оборудования индивидуального пользования определяется из расчета работы учащихся не более чем в две смены; для каждой профессии должны быть отдельные, соответствующим образом оснащенные, рабочие места. В таком случае, при установившемся чередовании производственного обучения в мастерских с теоретическими занятиями (обычно — через день), при односменной работе на одном учебном месте могут работать двое учащихся, а при двухсменной — четверо. Это же относится и к специализированным мастерским, используемым для учебного процесса учащихся, подготавливаемых по разным профессиям.
Таким образом, говоря о материально-техническом обеспечении учебного процесса, мы хотели бы особое внимание уделить организации рабочего места во всем многообразии образующих его элементов. Кроме определенной площади, которая отводится под используемое оборудование и другие средства труда (механизмы и приспособления для производства работ и т.п.), на рабочих местах необходимы: стеллажи, подставки или тара (ложементы) для расположения и хранения материалов (заготовок), полуфабрикатов и готовой продукции; различные варианты устройств для расположения инструментов, приспособлений, технической документации и т.п.; контейнеры или специальная тара для отходов; подъемно-транспортные средства (тельферы, тележки и т.п.), необходимые для подъема или транспортировки тяжелых и габаритных изделий; необходимые на конкретном рабочем месте (предусмотренные требованиями нормальных и безопасных условий труда) устройства вентиляции и охлаждения, защитные ограждения и блокировки, местное освещение и др.; предусмотренные условиями работы тумбочки, подножные решетки, подставки для ног, стулья (чаще всего — регулируемые по высоте, а в необходимых случаях — с регулируемым наклоном спинки) и другие сопутствующие предметы. Совершенно очевидно, что без организации рабочих мест учащихся, отвечающих требованиям безопасных условий труда, производственной культуры и эстетики, нельзя считать материальную базу обучения эффективной. Отдельного разговора заслуживает организация рабочего места мастера, которая имеет выработанную многолетним опытом специфику. В силу функционального своего назначения рабочее место должно^располагаться на подиуме (возвышении высотой 15 — 30 см) так, чтобы мастер видел всех работающих, а учащиеся могли удобно наблюдать за демонстрацией наглядных пособий, приемов работы, технологической документации и т.д. Кроме этого (повторим!), именно на рабочем месте мастера должно быть предусмотрено устройство для обесточивания в любой момент всего оборудования, на котором работают учащиеся, или избирательно, по единицам. Мы не ставим здесь своей целью предложить рекомендации по организации рабочего места мастера при обучении конкретной профессии: за долгие годы в системе НПО накоплен богатейший опыт разработки и создания самых различных творческих вариантов. Следует лишь отметить, что методически грамотно организованное рабочее место мастера, отвечающее требованиям НОТ, оснащенное современной оргтехникой, является инструментом, способствующим эффективности проведения учебных занятий. Есть еще одна, очень важная для восприятия учащимися, воспитательная сторона рационально организованного рабочего места наставника. Наглядный пример, находящийся перед глазами, убедительно покажет, как экономится время, как при отсутствии лишних движений уменьшается усталость, как удобства в работе поднимают производительность труда. Таким образом, можно заключить, что от состояния и насыщенности материальной базы обучения, от инициативы и творческого подхода мастера ко всем многогранным аспектам ее содержания во многом будут зависеть успехи учащихся в овладении изучаемой специальностью. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Покажите особенности профессионального образования молодежи как современной педагогической проблемы. 2. Чем объясняется необходимость высокого уровня технологического образования современных рабочих? 3. Какие нормативы устанавливают требования к учебным и учебно- производственным помещениям? 4. Объясните функции акта-разрешения на производство работ в мастерских учреждений НПО. 5. Перечислите факторы, определяющие оптимальные гигиенические условия для работы учащихся. Дайте краткую характеристику. 6. Охарактеризуйте требования к освещенности учебных помещений и рабочих мест. Как варьируются величины значений необходимой освещенности, от чего они зависят? 7. Какими должны бьггь режим работы и объемы учебно-производственной нагрузки для учащихся разного возраста? 8. Как учитываются психофизиологические факторы при выборе цветовой гаммы для использования в учебных помещениях? 9. Объясните особенность требований к организации безопасных условий труда при производственном обучении.
ГЛАВА 13 НОРМАТИВЫ МАТЕРИАЛЬНОГО, ГИГИЕНИЧЕСКОГО И ТРУДООХРАННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Рассматривая вопросы связи между содержанием труда при учебном процессе и реальным состоянием действующего производства, следует выделить различия между ними. Производственное обучение в условиях учреждения НПО всегда будет отличаться от реального производства, как бы максимально приближенно оно его ни имитировало. Существующий сегодня разрыв между ними в состоянии материального обеспечения (применяемое оборудование, технологии и т.п.) не может не отразиться на процессе подготовки будущих специалистов. Радикального изменения такого положения в самом ближайшем будущем не предвидится, поэтому данный фактор не может служить оправданием для педагогов профессионального обучения в вопросе повышения требований к качеству подготовки будущих рабочих. Успех в решении этой задачи будет зависеть от грамотных научно-методических подходов к организации обучения на двух этапах — в учебном заведении и на производстве. Мы убеждены, что необходимые личностные и профессиональные качества будущих рабочих могут быть сформированы в учебном процессе по требуемым параметрам вне зависимости от различий учебного и реального производства — они существовали и ранее. Опыт подготовки будущих рабочих показывает: при воспитанном бережном отношении к оборудованию, к его грамотной эксплуатации в учебных мастерских легче проходит адаптация на производстве. 13.1. Нормативы учебных помещений для производственного обучения Вся материальная база производственного обучения — мастерские, специализированные лаборатории и другие помещения могут располагаться как непосредственно в учебном корпусе учреждения НПО, так и в отдельном здании. Второй вариант предпочтительнее: неизбежный производственный шум не проникает в кабинеты для теоретических занятий. Состояние и оснащение учебных мастерских принципиально для качественной подготовки квалифицированных рабочих. Именно в мастерских приобретаются навыки рациональной организации рабочего места, формируется производственная культура. Площадь мастерских рассчитывается с учетом особенностей учебного процесса и большой физической активности учащихся во время работы: по сравнению с нормой площади рабочего места взрослого рабочего она может быть увеличена на 25 —40 %. Установлены следующие нормативные площади на одного обучаемого в зависимости от вместимости учебно-производственных мастерских — на 15 и на 25 человек: слесарная — соответственно 5,4 и 4,9 м2; слесарно-инструментальная — 7,2 и 6,0 м2; слесарно-сборочная — 8,0 и 7,2 м2; токарная, фрезерная, механическая — 12 и 10,8 м2; электрогазосварочная — 12,0 и 9,6 м2; электросварочная — 9,0 и 7,5 м2; электромонтажная — 6,0 и 4,0 м2; механическая обработка по дереву — 12,0 и 10,0 м2; слесарей-монтажников крупногабаритного оборудования и трубопроводов — 10,0 и 8,0 м2. Монтажные учебные мастерские имеют монтажные кабины размером 1,5 х 1,5 м; мастерские, где проводится электро- и газосварка, — кабины площадью 4 м2 каждая с передвижными боковыми перегородками высотой 2 м. Мастерские для сварочных работ, монтажные мастерские, в которых проводятся рубка и резка металла, а также мастерские и лаборатории с крупногабаритным и тяжелым оборудованием, с крупногабаритными материалоемкими объектами работ изолируют от других мастерских, располагают на 1-м этаже. При сварочной мастерской организуют лабораторию для контроля и механических испытаний сварочных швов. В зависимости от профиля учреждений НПО учебно-производственные мастерские имеют склады или помещения для хранения инструментов, инвентаря, заготовок, сырья и готовой продукции. Инструментально-раздаточная кладовая должна иметь площадь из расчета 0,05 м2 на одного обучающегося, но не менее 15 м2. Длина складских помещений должна быть не менее 6 м, а площадь — из расчета 0,2—0,3 м2 на одно станочное место. Площадь отдела технического контроля — 0,04 м2 на одного обучающегося. При учебных мастерских следует предусматривать ремонтную мастерскую, санитарно-бытовой блок с гардеробами, душевыми и умывальниками. Лаборатории и мастерские не следует размещать в подвалах и цокольных этажах, а также над учебными помещениями. При этом рекомендуемая высота лабораторий от пола до потолка составляет не менее 3,3 м, а с крупногабаритным оборудованием — 4,2 м. Оборудование в мастерских расставляют перпендикулярно или под углом 30—45° к светонесущей стене (при расстоянии между рядами станков 1,2 м, а между станками в рядах — не менее 0,8 м). Расстояние для малогабаритного оборудования — 0,5 м, для сред- негабаритного — 0,6 м, для крупногабаритного — 0,8 м. Установка под углом к несущим стенам в ряде случаев вполне себя оправдывает: в сочетании с тумбочками для инструментов и другими стеллажами такая планировка удачно организует рабочие места. Особое внимание уделяется нормам расстояний между оборудованием (рис. 4). Примерные нормы расстояний: ширина проходов между торцами станков или верстаков.................................. — 800 мм; ширина проходов между рядами —- 1200 мм; ширина проезда в центре мастерской — 2000 мм; расстояние от стены (колонны) до тыльной стороны станка........................ — 500 мм;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|