Фронтальная форма организации производственного обучения 5 глава
расстояние до другого станка — 800... 1000 мм. Возможны фронтальная и линейная расстановка оборудования (рис. 5). Какая из них оказывается более рациональной — решают в каждом конкретном случае: учитываются конфигурация помещения, вид освещения и другие факторы.
Главное условие планировочных решений для учебно-произ- водственных мастерских следующее: площадь под рабочее место может быть больше нормативной, меньше — не должна. Мы уже говорили выше, что рабочее место мастера рекомендуется располагать на возвышении — подиуме. Как правило, оно оборудуется классной доской с комплектом чертежных инструментов. Доска, кроме участка для работы мелом, может состоять из отдельных секций (магнитная, перфорированная, фланелевая и др.). Нередко мастера модернизируют свои рабочие места (там, где это позволяют площади и возможности) по варианту, показанному на рисунке 6: в этом случае подиум выполняется более высоким — с учетом последующего скрытия в нем выдвижных сидений для учащихся. При таком расположении отпадает необходимость в дополнительных подставках под ТСО, так как технические средства могут располагаться либо в части рабочего стола мастера с проекцией изображения на стационарный или выдвижной экран, либо в секционном методическом шкафу с проекцией через систему зеркал на обратную поверхность классной доски. В любом из этих вариантов обеспечивается полная сохранность ТСО и удобство их использования при обучении. Понятно, что данные рекомендации носят самый общий характер. Архитектурно-конструктивные особенности конкретного учебно-производственного помещения и специфика подготовки по определенной специальности неизбежно потребуют уточнений, а возможно, и приведут мастера к необычным, новаторским решениям.
Для освоения сложных профессий (горнорудной, химической, металлургической промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства и др.) используются тренажерные устройства — их размещают в отдельных помещениях или комплексах тренажерных кабинетов. Исключительно в отдельном помещении, изолированном от других, устанавливают многопостовые сварочные агрегаты. Рабочие места для газовой сварки располагают в изолированных кабинах, оборудованных сварочным столом, стулом и емкостью с водой для охлаждения горелки. Электромонтажные мастерские, в которых производится пайка, оборудуют столами, имеющими металлическое покрытие размером не менее 300 х 300 мм, приспособлениями для размещения и закрепления элементов и узлов пайки. Для мастерских, где работа проводится чаще всего при сидячем положении обучаемых, рабочее место оборудуют столами и стульями с учетом роста учащихся (в обуви). При подборе мебели руководствуются соотношениями, приведенными в таблице 26. Расстановку учебной мебели следует проводить с соблюдением угла видимости не менее 35° (угол, образованный поверхностью доски и крайними рабочими местами на первых столах). Сведения, касающиеся норм содержания помещений учебно- производственных мастерских (учитывая сложившуюся в учреждениях НПО практику самообслуживания), мастера смогут найти в разделе 2.5.1 СанПиН — «Содержание помещений и участка». 13.2. Нормативы гигиенического обеспечения учебного процесса По данным физиологов и гигиенистов учебный процесс представляет значительную нагрузку для развивающегося и формирующегося организма подростка. Поэтому мастер производственно го обучения должен быть информирован обо всех составляющих гигиенического обеспечения производственного обучения. К ним относятся не только приведенные выше нормативные требования к освещенности, воздушно-газовой среде, уровням шума и т.п. Чрезвычайно важно организовать и учебный режим, и обеспечение физиологических потребностей учащихся, и учебно-трудовые нагрузки при производственном обучении с учетом сохранения высокого уровня физиологических функций учащихся на протяжении учебного периода.
Нормативы гигиенического обеспечения предусматривают группировку учебных предметов в расписании по степени сложности усвоения учебного материала в следующей градации. Первая степень сложности: учебные дисциплины, изучение которых требует от учащихся умения оперировать абстрактными понятиями, способности усваивать сущность явлений, законов, категорий, а также запоминать большое количество фактического материала (математика, физика, изучение языков и др.). Вторая степень сложности: предметы, в которых доля абстрактных понятий значительно снижается по сравнению с учебными дисциплинами первой группы; при этом учащиеся должны усваивать законы, факты, что вносит некоторое разнообразие в характер их умственной деятельности (химия, специальная технология и др.). Третья степень сложности: предметы, имеющие прикладной характер; при их изучении, используя уже известные теоретические положения, усваивают новый фактический материал (материаловедение, организация и производство работ и др.). Четвертая степень сложности: предметы, при изучении которых помимо умственного труда требуются значительные объемы физических действий (физическое воспитание и т.п.). Необходимо учитывать и степень работоспособности учащихся в течение учебного дня. Она характеризуется следующими этапами:
состояние устойчивой работоспособности с постепенным ростом производительности труда (учащийся «входит» в работу); период высокой производительности; падение производительности вследствие утомления. В течение дня эти периоды повторяются (рис. 7). Современная физиология располагает широким кругом научных данных, позволяющих поддерживать интенсивную работу учащихся и создавать условия, предупреждающие переутомление. Особенно важно учитывать рекомендации величин показателей микроклимата для производственной практики в условиях открытых площадок в холодное время года (табл. 27).
Производственную практику на I и II курсах обучения не рекомендуется начинать ранее 8 часов утра, а на III курсе и на одногодичных отделениях — ранее 7 часов 30 минут. Обучение в вечернюю смену является нежелательным в связи с поздним окончанием работы; в ночную смену — запрещено законодательством. Обучающихся не используют на подсобных работах, не входя- j щих в программу профессиональной подготовки, а также связанных с постоянным переносом и передвижением тяжестей. Для обеспечения физиологических потребностей учащихся в | здании учебного корпуса предусматривают уборные и умываль- j ные. На каждом этаже размещают санитарные узлы для подрост- I ков обоего пола, оборудованные кабинами с дверями без запоров. | Количество санитарных приборов устанавливается из расчета: | 1 унитаз на 20 девушек, 1 умывальник на 30 девушек; 1 унитаз, J 0,5 лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 юношей. Для деву- | шек организуют комнаты личной гигиены из расчета 1 кабина на. I 70 человек площадью не менее 3 м2. Все указанные помещения, j как правило, облицовывают глазурованной плиткой на высоту 1,5 м. | К мытью туалетов учащихся не привлекают. Мастер обязан знать санитарно-гигиенические требования к организации производственного обучения и практики, обеспечивать (или требовать обеспечения!) установленных нормативов. 13.3. Организация работы по охране труда при производственном обучении Ни одно из многочисленных направлений деятельности мастера производственного обучения не должно соблюдаться так скрупулезно, как его обязанности, установленные «Положением о службе охраны труда в системе Министерства образования Российской Федерации» (утверждено приказом № 92 от 27 февраля 1995 г.). В Положении сделана оговорка, что хотя в основном употребляется традиционный термин «охрана труда», его содержание применительно к специфике системы образования ближе к понятию «обеспечение безопасности жизнедеятельности».
В соответствии с указанным Положением существует установленная номенклатура документов делопроизводства по охране труда, ведущегося в образовательном учреждении в обязательном порядке. Применительно к учебным мастерским это: 1. Акт-разрешение на проведение занятий в учебных мастерских (составляется ежегодно перед началом учебного года). 2. Акт-разрешение на ввод в эксплуатацию оборудования в учебных мастерских, лабораториях (ежегодно и после ремонта). 3. Приказ по образовательному учреждению о возложении ответственности за состояние охраны труда и должностных обязанностях по охране труда (к началу учебного года). 4. Должностные инструкции по охране труда работников образовательного учреждения с их личными подписями (доведение под подпись производится ежегодно). 5. Журнал вводного инструктажа и инструктажей на рабочем месте учащихся (табл. 28). Следует подчеркнуть, что все инструктажи учащихся по безопасным приемам труда должны быть соответствующим образом оформлены в журналах по технике безопасности (при прохождении каждой новой темы учебной программы). Журнал прошнуровывается и является документом обязательного применения. Мы специально акцентируем внимание молодого мастера на одном важном обстоятельстве. В графе журнала «Инструкция или ее содержание» необходимо обстоятельно и полно перечислить, какие именно предупреждения о возможных опасностях, какие конкретно правила безопасной работы были предметом инструктажа, а не обходиться неконкретной общей записью формально-шаблонного характера. Если по какой-либо причине; учащийся не был на занятии и не получил этих сведений, мастер ни в коем случае не должен ограничиваться формальной подписью учащегося в якобы полученном инструктаже. Помни- > те: при любом нарушении учащимся правил техники безопасно- | сти (а при тяжелом исходе — особенно!) этот документ становится объектом самого скрупулезного изучения всеми контроли- j рующими службами. Лишний раз подчеркнем: периодические инструктажи дисцип- линируют учащихся, предупреждают травматизм при работе. Это обстоятельство всегда принимается во внимание в первую 1 очередь при расследовании несчастного случая, происшедшего в учебно-производственных мастерских. Каждый мастер (педагог профессионального обучения) дол- j жен помнить: заведующий мастерскими, мастер производствен- ного обучения или руководитель кружка «несут личную ответствен ность в соответствии с действующим законодательством за несча- стные случаи, происшедшие с учащимися во время учебно-воспитательного процесса в результате нарушения правил и норм | охраны труда». Если такое несчастье все же случилось, процедура I его расследования предусмотрена Постановлением № 558 «Поло- S жение о порядке расследования и учета несчастных случаев на ч производстве», принятым Правительством РФ 3 июня 1995 г. Этот документ должны знать все работники учебных заведений.
Мастер обязан следить за тем, чтобы оборудование и защит- > ные средства в учебных мастерских проходили проверку в coot- j ветствии со сроками, установленными Положением. Особенно j важно выдерживать сроки проверок электрооборудования и средств пожаротушения (табл. 29). Особо отметим: хотя многое из названного выше напрямую относится к компетенции руководителя образовательного учреждения, фактически контролировать соблюдение установленных сроков, проверять выполнение работ, связанных с охраной труда, будет мастер. Здесь не должно быть упущений и халатного пренебрежения установленными нормативами и инструкциями. Например, если положено, чтобы у каждой разновидности оборудования в мастерской находилась типовая инструкция по безопасной эксплуатации, значит — она должна присутствовать, так как в ней есть совершенно ясные указания к действиям перед началом работы, во время и после окончания работы. В обязанности мастера входит также обеспечение правил пожарной безопасности. Систематические инструктажи учащихся по соблюдению установленных правил, предупреждающих эту опасность, не должны носить формального характера. Вопросы техники безопасности, электробезопасности и пожарной безопасности должны постоянно находиться в поле зрения мастера. Важность этих вопросов огромна, поэтому приказом Министерства образования Российской Федерации № 2953 от 14 августа 2001 г. утвержден отраслевой стандарт «Управление охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в системе Минобразования России. Основные положения. ОСТ 01 — 2001». Как государственный служащий, которому доверено обеспечение охраны здоровья и самой жизни учащихся при производственном обучении в мастерских и на производстве, мастер обязан строго соблюдать установленные правила и положения, многие из которых, увы, учитывают горький жизненный опыт. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Чем руководствуются при определении размеров площади рабочего места? 2. Перечислите, какие именно помещения кроме основных мастерских должны быть предусмотрены при организации производственного обучения? 3. Приведите примерные расстояния, которые следует предусматривать при расположении оборудования в учебных мастерских. 4. Какие рекомендации существуют и должны использоваться при организации рабочего места мастера производственного обучения? Охарактеризуйте их особенности. 5. От каких факторов зависит работоспособность учащихся? 6. Какие документы входят в номенклатуру делопроизводства по охране труда? 7. Как должен оформляться журнал инструктажей обучающихся по охране труда? 8. Какие руководящие документы МО РФ регулируют обеспечение безопасности образовательного процесса?
ГЛАВА 14 УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Необходимо отметить, что единственным объективным показателем контроля качества подготовки учащихся по изучаемой специальности, действительно отражающим уровень профессионального образования на разных его этапах, является систематический учет учебной работы и ее результатов. Он позволяет при промежуточной аттестации контролировать ход обучения, определять его персонифицированные результаты, делать заключения о реальности разработанных планов производственного обучения и успешности их выполнения. Следует оговориться, что если выбор системы оценок, периодичности, формы и порядка промежуточного контроля качества подготовки учащихся самостоятельно определяет учебное заведение, то итоговая аттестация определяется Положением об итоговой аттестации выпускников (приказ МО РФ № 563 от 01 ноября 1995 г.). 14.1. Отчетность мастера производственного обучения Процесс производственного обучения неизбежно сопровождается фиксацией и анализом его хода и результатов. Учет производственного обучения, контроль и оценка учебно-производствен- ных успехов учащихся осуществляются непрерывно, на всех этапах учебного процесса. Основанные на педагогическом наблюдении и систематическом изучении деятельности учащихся, как в учебных мастерских, так и на производстве, методы контроля обеспечивают установление обратной связи между мастером и учащимся и тем самым способствуют успешности учебного процесса. По окончании учебного полугодия, учебного года, а также всего курса обучения мастер производственного обучения представляет письменные отчеты об итогах учебно-воспитательной работы в закрепленной группе. Строго определенной формы этого вида документации нет, но практика показывает, что в отчет — в зависимости от периода обучения — включаются следующие данные: - выполнение учебного плана группы за определенный период (запланированное учебное время и фактическое; указание причин в случае расхождения); - выполнение программы производственного обучения (если имеют место отступления от программы, то объясняются их причины); - выполнение учащимися установленных норм времени (выработки) и общее выполнение плана производственной деятельности группы в установленных показателях (если она планировалась на этот период); - итоговая успеваемость учащихся в баллах (с анализом степени усвоения учебного материала, овладения технологией выполнения работ); - сведения о посещаемости занятий с объяснением причин имеющих место пропусков (по персоналиям). У мастера могут быть затребованы данные об участии группы в общественной жизни учебного заведения, общих итогах воспитательной работы в группе (если к группе прикреплен классный руководитель, то эти сведения предоставляются совместно с ним). По окончании производственной практики на предприятии мастером составляется отчет, в котором кроме выполнения учебных планов и программы и результатов работы учащихся отражаются использование и усвоение ими передовых приемов труда, применение прогрессивных технологий и современной техники; приводятся отзывы руководства практикой от предприятия. Мастера выпускных групп принимают участие в подведении результатов итоговой аттестации выпускников в пределах требований Государственного стандарта НПО по конкретной специальности по всем видам аттестационных испытаний. Правильно организованный контроль хода и результатов процесса производственного обучения является не только средством проверки и оценки достижений каждого учащегося, но и объективным показателем обучающей деятельности мастера. Отчеты мастеров производственного обучения заслушиваются и рассматриваются на педагогических советах образовательного учреждения. 14.2. Учет выполнения учебных планов и программ Основными документами, из которых можно сделать вывод о выполнении учебных планов и программ, об успеваемости учащихся и посещаемости ими занятий, являются установленной формы журналы учета производственного и теоретического обучения. В этих документах учет ведется в соответствии с правилами, имеющимися в журналах. Основное назначение этого вида учета — установить: а) соответствие сроков и количества часов учебному плану; б) содержание ежедневных занятий; в) время, затраченное на прохождение отдельных тем программы; г) правильность организации обучения. В журналах мастер делает записи о содержании конкретных занятий, о работах, выполненных учащимися, и оценках, выставленных каждому персонально. Такой накопительный анализ позволяет сравнивать результаты и принимать меры по ликвидации пробелов в знаниях и умениях отдельных учащихся, если выясняются их отставания в овладении теми или иными приемами. В графе журнала «Содержание занятий и наименование выполняемых работ на каждый учебный день» мастер записывает дату занятия, тему раздела программы, подтему, приводит краткое содержание группового инструктажа (по операционным и комплексным темам) и затраченное на него время. Кроме этого, по операционным темам при выполнении тренировочных упражнений указывает объекты работ и время, затраченное на отработку приемов и операций. При проведении экскурсий в журнале записываются: дата занятия; тема программы, по которой проводят экскурсию (целевую или ознакомительную); содержание экскурсии и затраченное на нее время. В периоды обучения в цехах предприятий и во время производственной практики учет осуществляется с применением индивидуальных дневников, в которых учащиеся должны ежедневно делать записи по содержанию выполненных работ и затраченном на них времени. Мастер должен систематически контролировать правильность записей, особенно в части разряда работ и процента выпол-
нения нормы (если работы нормируются), а также проверять отметку о качестве выполнения учащимися работ, сделанную бригадиром или мастером участка, где проходит обучение (табл. 30). На основании этих данных мастер вносит результаты выполнения учебной программы каждого учащегося в журнал производственного обучения. Дневник — документ, который может также предъявляться на итоговой аттестации. Такой учет позволяет определить, проводится ли производственное обучение в установленные сроки, в каком режиме, соответ-
ствует ли затраченное время установленному по плану. Выполнение учебного плана по группам должно быть стопроцентным. Возможно, что из-за болезни или по другой причине у отдельных учеников будет меньший процент выполнения, но во всех случаях обязательно изучение и усвоение учащимися всех тем программ производственного обучения. При определении процента выполнения учебного плана можно пользоваться формулой где TфKT — количество времени, фактически затраченного на производственное обучение за данный период, ч (пропуски занятий отдельными учащимися не учитываются); Тп — количество времени, отведенное на производственное обучение учебным планом, ч (на данный период). В том случае, когда мастером проводится индивидуальный учет выполнения программы производственного обучения или отработка отдельных ее тем связана с графиком перемещения на рабочих местах, опыт показал удобство применения (дополнительно к журналу) учетной формы, представленной в таблице 31. 14.3. Учет успеваемости учащихся и посещаемости занятий Учет успеваемости по производственному обучению — это важнейший показатель, четко отражающий, в какой степени учащиеся освоили навыки выполнения изученных видов работ, с каким качеством и производительностью осуществляют изготовление продукции, какой уровень компетенции (квалификации) учащегося достигнут. Для объективной проверки и оценки знаний и умений учащихся следует исходить из ряда принципов, давно и успешно апробированных в системе НПО. Таковыми являются: систематичность и своевременность — когда проверка качества усвоения темы, раздела или вида работ происходит регулярно, а не от случая к случаю, когда информация об отставании обучаемого не является неожиданной и при выявлении недочетов можно оперативно скорректировать действия мастера и деятельность учащегося; индивидуальность и дифференцированность — когда мастером учитываются способности и возможности конкретного ученика и при этом сложность выполняемых работ, этап обучения; когда проявляется личностный гуманистический подход мастера в отношении темпа продвижения учащегося в освоении специальности; всесторонность и объективность оценки — когда осуществляется полное выявление фактического уровня знаний, умений и навыков по изученному материалу в соответствии с системой критериальных показателей. Выставленная оценка должна отражать фактическую успеваемость. Ее справедливость не должна вызывать сомнений. Как излишняя строгость в оценке, так и неоправданная снисходительность в равной мере наносят делу вред. Молодые мастера должны осознавать, что оценка работы (еще раз подчеркнем: справедливая и учитывающая индивидуальность!) — это мощный инструмент воспитывающего характера. Умело используя его, можно побуждать учеников к сознательному и успешному овладению специальностью. Подстегивая самолюбие сильного учащегося, можно ускорить достижение им больших успехов. Терпеливо помогая находить свои ошибки и недочеты более слабому ученику, можно вывести его на нужный уровень подготовки. И еще. Ни при каких обстоятельствах мастер не должен снижать оценку в качестве наказания за пропуски без уважительной причины или другие нарушения дисциплины. Оценка работы не может выставляться с учетом личных симпатий или антипатий. Педагог не имеет морального права на подобное проявление эмоций. При производственном обучении учет успеваемости имеет следующие виды, напрямую связанные с этапами изучения программы. Текущий учет включает: текущие наблюдения за результатами выполнения учебно-производственных заданий; беседы в ходе инструктажей, позволяющие определять понимание материала каждым учеником; контроль выполнения учащимися домашйих заданий, самостоятельной работы с литературой и др., позволяющий определять увлеченность изучаемой специальностью. Периодический учет — это проверочные (в конце полугодия и учебного года) и контрольные работы с целью получения данных по результатам обучения за конкретный период. Итоговый учет включает выпускные квалификационные (пробные) и выпускные письменные квалификационные работы, результаты которых призваны выявить уровень знаний выпускников в пределах профессиональной характеристики. В соответствии с требованиями Госстандарта НПО разработана система основных критериальных (точно измеряемых) показателей качества производственного (практического профессионального) обучения. Она представлена в виде постоянных, не изменяющихся признаков, на основании анализа которых производится объективная оценка (см. табл. 32). Процедура контроля может быть изображена в виде следующей формулы, показывающей последовательность шагов: К = В + Из + Оц, где К — контроль; В — выявление; Из — измерение; Оц — оценка. Сначала нужно выявить то, что усвоено учащимися. Затем следует измерить усвоенное — например, по уровням усвоения, по осознанности, по полноте и т.д. Заключительная процедура контроля — это оценка результата по определенной шкале. Если ма-
стер (педагог профессионального обучения) пропускает какой- либо из вышеуказанных элементов или действует без норм и критериев, то такой контроль выглядит произвольным «выставлением отметок». Субъективные, «на глаз» оценки лишают педагога возможности эффективно управлять процессом обучения и приводят в конечном итоге к некачественной подготовке будущих рабочих. При контроле необходимо использовать задания, которые позволяют объективно оценить, насколько готов учащийся к выполнению деятельности данного уровня; в сочетании с определенной системой оценок такие контрольные задания-тесты дают реальный, а не произвольный, случайный, результат. Существует сложившаяся классификация тестов по уровням. Тесты первого уровня — задания по узнаванию, различению, классификации, т.е. соотнесению объекта и заданного признака. Тесты второго уровня выявляют умение учащихся по памяти воспроизводить усвоенную информацию для решения типовых задач. Тесты третьего уровня — нетиповые задачи, решая которые учащиеся показывают умение применить известный им способ деятельности в новой ситуации. Тесты четвертого уровня выявляют творческие умения учащихся. Понятно, что задания в тестах первого и второго уровней отражают способности учащихся на репродуктивную деятельность. Продуктивная деятельность учащихся проявляется в умении решать нетиповые и исследовательские задачи. Таким образом, тест (проба, испытание) представляет собой контрольное задание стандартизированной формы, выполнение которого должно выявить наличие определенных знаний, умений и навыков. В прикладном варианте проверка того или иного уровня деятельности осуществляется в сочетании с определенной системой оценок. В последующих разделах будут показаны варианты использования тестирования. Систематическое отслеживание результатов своей работы с группой — непременная составляющая деятельности мастера производственного обучения. Итоги текущего и периодического учета суммируются в отчетах мастера (с. 172). Думающий педагог, задавая самому себе вопросы «Что мне удалось добиться вместе с учащимися?» и «Что у нас не получилось и почему?», анализируя свою деятельность, находясь в поиске более совершенных дидактических приемов и методов, в конечном итоге добьется успехов в своей многотрудной работе. Примерная форма отчета мастера за период обучения ОТЧЕТ о показателях производственного обучения группы № за_______ квартал___ уч. года 1. Количество учащихся на начало квартала —___________________________ чел. Количество учащихся на конец квартала — чел. Фамилии выбывших учащихся, причины отчисления. 2. Выполнение учебного плана по производственному обучению. Полагалось часов. Фактически дано часов. Процент выполнения учебного плана %. 3. Выполнение учебной программы производственного обучения. Отработка по группе в целом и каждым учащимся. 4. Выполнение плана производственной деятельности (% или руб). 5. Успеваемость в группе %. Количество неуспевающих, фамилии. 6. Посещаемость уроков %. Количество пропущенных группой часов. Из них: по уважительной причине; по неуважительным причинам. 7. Дисциплинированность учащихся (указываются фамилии учащихся, имеющих взыскания, получивших пониженные оценки по поведению). 8. Соблюдение правил безопасности труда (указать факты нарушений). 9. Применение на занятиях производственного обучения прогрессивных инструментов, передовых методов труда; проведение в группе конкурсов по профессии, участие в других мероприятиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|